Обратная связь
|
Экологические преступления: понятие, классификация Экологические преступления - группа преступных посягательств на окружающую среду и ее компоненты, ответственность за совершение которых предусмотрена гл.26 УК РФ «Экологические преступления» (ст. 246—262) и некоторыми другими статьями УК РФ, касающимися причинения вреда окружающей среде.
Экологическое преступление — это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов. Статья 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. определяет экологические преступления как общественно опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека. Для отнесения преступных деяний к указанной группе используются такие их признаки, как экологичность, общественная опасность, общая и уголовная противоправность.
Экологинностъ связана с социальными и естественно-природными закономерностями взаимодействия общества и человека с окружающей средой; отражает исторический уровень развития науки, технологий, техники, масштабы потребления и производства; зависит от уровня научных представлений о механизмах и последствиях
различного вида антропогенных воздействий; дает возможность выделить данную группу преступлений как относительно самостоятельную в структуре иных противоправных общественно опасных деяний.
Противоправность как юридическое выражение общественной опасности экологических преступлений представляет собой сложный правовой феномен и проявляется в виде общей и специальной (уголовной) противоправности. Поскольку подавляющее большинство составов экологических преступлений сформулировано с использованием бланкетных диспозиций, в частности оборотом «нарушение правил» охраны окружающей среды, безопасности и т. п., общая противоправность устанавливается при обращении к нормам (требованиям, предписаниям), содержащимся в актах экологического, природоресурсового, административного и иного законодательства (федеральных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативных актах, стандартах и иных нормативных документах, регламентирующих охрану окружающей среды, ее использование, параметры воздействия, санитарные и строительные правила и т. п.). Уголовная противоправность определяется наличием в УК РФ статей, предусматривающих ответственность за совершение преступного деяния. Она не является стабильной по ряду причин: появляются и фиксируются новые виды экологически значимого поведения, наносящего значительный ущерб окружающей среде, возрастает и часто бывает неконтролируемым и неустранимым вред, наносимый объектам природы, создаются и внедряются новые средства потребления или воздействия на окружающую среду, в принципе возникают новые сферы человеческой деятельности (атомная энергетика, генно-инженерная деятельность, биологическое оружие, незаконная торговля окружающей средой и пр.), что приводит к необходимости криминализации ряда действий (бездействий). В то же время общество и специалисты в области уголовного права не всегда правильно оценивают происходящие изменения, а законодатель по субъективным либо объективным причинам не отражает их в текстах уголовного закона.
Общественная опасность не сводится к сумме вредных единичных последствий, причиняемых экологическими преступлениями, а (с качественной стороны) определяется экологической значимостью социальных ценностей, которым противопоставляется преступное поведение данного вида, всем содержанием экологически вредного поведения, умалением экологических интересов общества и нарушением права каждого человека на благоприятную окружающую сре-
ду, снижением уровня безопасности населения и территорий и т. д. С количественной стороны общественная опасность экологических преступлений выражается б ее степени и учитывается законодателем в санкциях, содержании ответственности с помощью определения размеров причиненного вреда, набора квалифицирующих признаков и др. (массовая гибель животных, существенное изменение радиоактивного фона, отравление окружающей среды, тяжкие последствия и т. п.; совершение преступления на территории заповедника, в зоне экологического бедствия и др.). Например, состояние земель в РФ оценивается специалистами как угроза национальной безопасности, вызванная техногенным загрязнением, истощительным сельскохозяйственным землепользованием, деградацией значительных площадей земельных угодий (на 1 января 1996 г. общая площадь деградированных оленьих пастбищ составила 230.6 млн. га, эродированных почв —51 млн. га, нарушенных земель— 1138,4 тыс. га). На 1 января 2000 г. площадь деградированных оленьих пастбищ составила более 60% обшей площади, а запасы кормов на них по сравнению с 1950 г. уменьшились в 2—3 раза. На территории РФ накоплено 1405 млн. тонн отходов производства и потребления, из них почти 90 млн. тонн промышленных токсичных отходов различных классов опасности. При суммарном заборе воды из водных объектов объемом более 90 куб. км сброшенные в них сточные воды составляют более 60 куб. км, т. е. две трети. В результате большая часть населения России употребляет воду, не отвечающую санитарно-гигиеническим и иным стандартам. Морская среда загрязнена опасными, в первую очередь радиоактивными веществами и отходами из-за затопления и сброса контейнеров с отходами, аварийных реакторов, слива нефтепродуктов и т. п.
Наказуемость экологических преступлений характеризуется ростом общего количества осужденных за последние годы действия УК РСФСР (1990-1995 гг.) на 116%. При этом за незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами — на 112,8%, за незаконную порубку леса-на 2060%, за незаконную охоту количество осужденных осталось прежним. Всего по этим трем видам в 1995 г. были осуждены 97% из числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение экологических преступлений по статьям УК РСФСР (за незаконное занятие рыбным промыслом—55,1%, незаконную порубку —33,8%, незаконную охоту—8,2%, соответственно 2651 чел., 1750 чел,, 423 чел). Эти преступления (по ст. 256, 260, 258, 261 УК РФ) остаются самыми распространенными: в 1999 г. они составили 44,2; 45,7; 7,8 и 1,5%. За загрязнение водоемов и воздуха ежегодно осуждаются 10—12 че-
ловек, за загрязнение моря — 3—7 человек, что суммарно составляет менее 1% осужденных, (а в 1999 г. их доля уменшилась до 0,19%); за нарушение режима заповедников, сопряженное с совершением иного экологического преступления,— 20 чел. В то же время органы охраны окружающей среды фиксируют ежегодно более 70 тыс. случаев тяжких нарушений правил охоты, более 250 тыс. случаев тяжких нарушений правил рыболовства, более 25 тыс. случаев незаконной порубки, сотни тысяч случаев загрязнения водных источников, атмосферного воздуха, недр, многие из которых содержат признаки составов преступления.
Непосредственным объектом экологических преступлений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения по использованию отдельных видов природных ресурсов и объектов, по обеспечению правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, экологической безопасности населения и территорий, сохранению состояния и качества окружающей среды и ее компонентов.
Предметом считается как окружающая среда в целом, так и ее компоненты (ресурсы, объекты), т. е. дикие животные, воды, леса, недра и т. п., а также продукты человеческой деятельности, с помощью которых оказывается воздействие на окружающую среду (например, химические вещества, радиоактивные отходы, газы, транспортные средства и т. п.).
Объективная сторона включает, как правило, деяния (действие или бездействие), состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, безопасности, рационального использования природных ресурсов и иных правил, преступные последствия, причинную связь между ними (большинство составов экологических преступлений в УК РФ являются материальными; формальные составы предусмотрены ст. 253, а также п. «б, в, г» ч. 1 ст. 256, 258 и в квалифицированных составах этих статей; ст. 247 - составы поставления в опасность в случае создания угрозы причинения существенного вреда).
Признаки объективной стороны — место совершения преступления, способы совершения преступления, используемые орудия и средства-в ряде составов являются обязательными.
По субъективной стороне экологические преступления характеризуются как умышленной (в основном в форме косвенного умысла), так и неосторожной виной, в частности применительно к причинению смерти человека, массовым заболеваниям людей, неосторожному уничтожению или повреждению леса (ч. 1 ст. 261).
Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки спе-
циального субъекта, т. е. лица, в обязанности которого норматив-но-правовыми или правоприменительными актами, по договору или иному уполномочию включаются: выполнение определенных действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности в связи с использованием окружающей среды или оказанием на нее антропогенного воздействия либо установлен специальный порядок деятельности в целом в силу должностного положения лица или данного ему служебного поручения. Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, осуществляющие отдельные виды сельскохозяйственной деятельности, оказывающие определенные услуги, например, по транспортировке животных.
Для классификации экологических преступлений можно использовать различные критерии. По расположению в УК РФ они разделяются на две группы. Первая - это преступления, ответственность за совершение которых установлена в статьях гл. 26, т. е. нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения с экологически опасными веществами и отходами, безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений и ветеринарных правил, охраны и использования недр, охраны рыбных запасов; загрязнение вод, атмосферы, морской среды; порча земли; незаконные охота, добыча водных животных и растений, порубка деревьев и кустарников; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ; уничтожение или повреждение лесов, нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов; нарушение законодательства о континентальном шельфе РФ и об исключительной экономической зоне РФ. Вторая группа — это экологические преступления, составы которых содержатся в статьях, помещенных в других главах УК РФ. К ним, в частности, относятся преступления, связанные с нарушением правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, с нарушением правил обращения с радиоактивными материалами, взрывчатыми и иными опасными веществами и т. п. (ст. 215 и след, в главе 24 «Преступления против общественной безопасности»), а также преступления, состоящие в нарушении санитарно-эпидемиологических правил, сокрытии информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, уничтожении или повреждении памятников истории и культуры, жестоком обращении с животными, помещенные в гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (примечательно, что в ст. 237 пря-
мо говорится о создании опасности для окружающей среды, в ст. 243 среди объектов указываются природные комплексы); экоццд (гл. 34 « Преступления против мира и безопасности человечества»). Вред окружающей среде может быть причинен и совершением иных преступлений (диверсия, терроризм, автотранспортные и др.). Второй критерий разделения экологических преступлений на группы — это объект уголовно-правовой защиты, по которому классифицируются только помещенные в гл. 26 УК РФ составы. Здесь выделяются три группы деяний: а) преступления, состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которых является порядок деятельности (ст. 246, 247, 248 УК РФ); б) преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды (вода, атмосфера, почва, недра, континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ, особо охраняемые природные территории и объекты-ст. 250-255, 262 УК РФ); в) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условие биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли (ст. 256-261 УК РФ).
По способам совершения экологические преступления разделяются на загрязнение, уничтожение, повреждение, противоправное использование окружающей среды, по субъективной стороне, с учетом признаков субъекта преступления,—на корыстные, вандалист-ские, должностные, по сферам проявления — на общие и специальные и др.
Рекомендуемая литература:Комментарий к УК РФ / Под ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. 3-е изд. М., 1999; Дубовик О. Л., Жалинский А. Э. Причины экологических преступлений. М., 1988; Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. / Под ред. О. С. Колбасова, Н. И. Краснова. М., 1985.
|
|