Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Административная ответственность за экологические правонарушения

Административная ответственность регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г., действующим с 1 января 1985 г., а также специальным экологиче­ским законодательством: Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указа­ния о возможности привлечения виновных к административной от-



"етственности. Основанием административной ответственности яв-^яется наличие в деянии признаков состава экологического про-ТУпка, а также вина субъекта ответственности (физического или ^Ридического лица), наличие правовой нормы, установившей за-пРет и содержащей санкцию за его нарушение. ^ Таким образом, помимо КоАП РСФСР (гл. 6, 7, 9) перечни со ставов административных правонарушений, частично совпадающие ^ Имеющимися в Кодексе, частично выходящие за его пределы, ус-^Новлены в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природ-/ °й среды», ст.61-62 ФЗ «Об использовании атомной энергии», ^ • 30, 32 ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 46 ФЗ «О конти-^Нтальном шельфе Российской Федерации», ст. 55 ФЗ «О живот-^°М мире», ст. 19-20 ФЗ «О безопасности гидротехнических соору-

еНий», ст. 49 ФЗ «О недрах» и других актах. ^ Применение мер административной ответственности осуществ-ется с учетом положений специального экологического законода-у^ьства в порядке, установленном нормами разделов III «Органы, р °лномоченные рассматривать дела об административных правона-Л^ениях», IV «Производство по делам об административных право-с>РУШениях», V «Исполнение постановлений о наложении админи-



Ративных взысканий» КоАП РСФСР.

ц^ Экологические проступки в зависимости от отнесения их к тому ^ ^ Иному виду рассматриваются: административными комиссиями са^Х правопреемниками, главами администраций органов местного (^ «управления (как правопреемниками исполкомов), районными Го ^°Дскими) народными судами, органами государственного горно-Чо^ промышленного надзора, органами госатомэнергонадзора, та-М^, енными органами, органами и учреждениями, осуществляющи-го Государственный санитарный надзор, органами государственно-в 0^теринарного надзора, специально уполномоченными органами Ще^ ^асти использования природных ресурсов и охраны окружаю-сулц среды, органами рыбоохраны, органами, осуществляющими го-се^^Рственный надзор за соблюдением правил охоты, органами гос-

^еХнадзора, органами пограничной службы РФ. люТс сновные санкции - в виде штрафа, причем его размеры колеб-Сре4<^ существенным образом, а также конфискации орудий,

^гв совершения правонарушения, незаконно добытого, чес^ Негодно в России фиксируются сотни тысяч случаев экологи-ше%й проступков. Так, в 1995 г. было выявлено 225,5 тыс. нару-тыс- ^ земельного законодательства на площади 11, 1 млн. га, 70 165 Нарушителей оштрафованы на общую сумму 109,3 млрд. руб.; 150 *чс. нарушений рыбоохранного законодательства, наложено


штрафов на 10 890 млн. руб., конфисковано рыбы на 3492 млн. руб. Только за нарушения законодательства об охране живых ре­сурсов континентального шельфа и исключительной экономиче­ской зоны взыскано штрафов на 9052 млн. руб. и 12 469 тыс. долл. США; зафиксировано 25,3 тыс. лесонарушений; 45,2 тыс. наруше­ний правил охраны недр; за загрязнение окружающей среды при­влечено к административной ответственности 45 тыс. правонару­шителей, приостановлена работа более 700 предприятий (всего на­рушения зафиксированы более чем на 150 тыс. предприятий) и т.п. Нарушения режима особо охраняемых природных террито­рий: 171 случай незаконной порубки, 61-незаконного сенокоше* ния и выпаса скота, 381-незаконной охоты, 839-незаконного рыболовства, 384 — незаконного сбора дикоросов, 10 —незаконно­го захвата земли и самовольного строительства, 906 — незаконного нахождения на территории, 66 загрязнения, 52 —нарушений пра­вил пожарной безопасности, 22 - нарушений режима вертолетами и самолетами. В 1999 г. только в национальных парках было выяв-> лено нарушений: правил пожарной безопасности — 433, рыболовст­ва—624, охоты — 200 и 433 случая самовольной рубки. У наруши-^ телей режима изъято 2070 орудий лова и охоты. Органами государ-[ ственного земельного контроля привлечено к административной [ ответственности за земельные нарушения граждан, должностных и юридических лиц: в 1998 г. 63,2 тыс., в 1999 г.— 73,2 тыс. При про­верках соблюдения законодательства об охране морской среды, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ в 1999 г. было выявлено 2835 случаев нарушений, в том числе загрязнения— 1795, нарушений правил промысла водных биоресур­сов — 560, соответственно наложено штрафов на сумму 3997 тыс. руб. и 5590 тыс. руб., а также 431 тысяча руб. за другие наруше-' ния. За нарушения водного законодательства на юридических и физических лиц в 1999 г. наложено штрафов на сумму около 140907,27 тыс. рублей, но взыскано лишь 346,75 тыс.

Рекомендуемая литература: Комментарий к Кодексу РСФСР об административ­ных правонарушениях. 4-е изд. М., 2001; Государственный доклад о состоянии окру­жающей среды в РФ за 1995 г., 1999 г.; Жевлаков Э., Суслова Н. Предупреждение средствами прокурорского надзора преступлений и иных правонарушений в рыбной отрасли.—Уголовное право, 2001, №2, с. 87—89.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения

Это самостоятельный вид юридической ответственности. Ее ос­нования, круг субъектов, перечень взысканий определяются ст. 82


Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», КЗоТ РФ, а также иными нормативно-правовыми • актами (уставами, поло­жениями и другими актами, регулирующими деятельность предпри­ятий, организаций, учреждений, правилами внутреннего трудового распорядка). Но в отличие от уголовного и административного зако­нодательства более или менее систематизированный перечень эколо­гических дисциплинарных проступков здесь отсутствует.

Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходи­мо наличие обязательного условия — осуществления профессиональ­ной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. При этом к тако­го рода профессиональной (производственной, научной и иной) деятельности предъявляются специальные требования по соблюде- ' нию норм экологического законодательства, нормативов качества окружающей среды, по выполнению планов и мероприятий по охра­не природы и рациональному использованию природных ресурсов. Кроме того, важным условием является выполнение нормативно или в порядке индивидуального правоприменения либо по договору определенной (конкретной) трудовой функции как части производ­ственной или иной деятельности предприятия (организации) либо выполнение функций должностного лица (организационно-хозяйст­венных, административно-распорядительных).

Субъектами дисциплинарной ответственности являются, следо­вательно, должностные лица и работники предприятий, организа­ций, учреждений. Объект дисциплинарных проступков - порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответ­ствующем нормативном, правоприменительном акте лицами (руко­водителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке пла­ны, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служеб­ные функции. Объективная сторона представляет собой деяние (действие и очень часто бездействие), состоящее в нарушении уста­новленных законом и другими нормативно-правовыми актами об­щих и специальных требований, правил, планов, определяющих ор­ганизацию и осуществление деятельности руководителя (работника) предприятия, учреждения. В ряде случаев необходимо причинение вреда окружающей среде в результате выполнения трудовой функ­ции. Субъективная сторона — вина в форме умысла, чаще по неосто­рожности.

Дисциплинарные взыскания заключаются в депремировании, т. е. лишении полностью или частично премий или иных средств по-


ошрения, предупреждении, выговоре, строгом выговоре, замечании, увольнении, переводе на нижеоплачиваемую работу на определен­ный срок, понижении в должности. Они налагаются администраци­ей предприятия, организации или учреждения или вышестоящей в порядке подчиненности организацией не позднее месячного срока со дня выявления дисциплинарного проступка приказом или распо­ряжением уполномоченного на то лица. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разреше­ния споров по поводу их наложения и другие вопросы.

Статистика дисциплинарных экологических проступков в опуб-

• ликованных источниках отсутствует. Частично она отражена в ве-
4 домственной отчетности и материалах общенадзорных прокурор­
ских проверок. Предполагается, что число совершаемых в стране
ежегодно дисциплинарных экологических проступков должно в

• несколько раз превышать административную экологическую право-
I нарушаемость. Особую опасность представляют дисциплинарные
I экологические проступки, совершенные в сферах повышенного эко­
логического риска, т. е. в ходе деятельности, связанной с генно-ин-

, женерными работами, обращением с отходами и т. п.

Рекомендуемаялитература: Бринчук М. М. Экологическое право. М.. 1998, с. 479—480.; Щуплецова Ю. И. Экологические правонарушения: дисциплинарная и ад­министративная ответственность.— Журнал российского права, 2000, № 2, с. 92—97.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.