Обратная связь
|
Административная ответственность за экологические правонарушения Административная ответственность регулируется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г., действующим с 1 января 1985 г., а также специальным экологическим законодательством: Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. и актами, содержащими как перечни составов экологических правонарушений, так и указания о возможности привлечения виновных к административной от-
"етственности. Основанием административной ответственности яв-^яется наличие в деянии признаков состава экологического про-ТУпка, а также вина субъекта ответственности (физического или ^Ридического лица), наличие правовой нормы, установившей за-пРет и содержащей санкцию за его нарушение. ^ Таким образом, помимо КоАП РСФСР (гл. 6, 7, 9) перечни со ставов административных правонарушений, частично совпадающие ^ Имеющимися в Кодексе, частично выходящие за его пределы, ус-^Новлены в ст. 84 Закона РСФСР «Об охране окружающей природ-/ °й среды», ст.61-62 ФЗ «Об использовании атомной энергии», ^ • 30, 32 ФЗ «Об экологической экспертизе», ст. 46 ФЗ «О конти-^Нтальном шельфе Российской Федерации», ст. 55 ФЗ «О живот-^°М мире», ст. 19-20 ФЗ «О безопасности гидротехнических соору-
еНий», ст. 49 ФЗ «О недрах» и других актах. ^ Применение мер административной ответственности осуществ->еется с учетом положений специального экологического законода-у^ьства в порядке, установленном нормами разделов III «Органы, р °лномоченные рассматривать дела об административных правона-Л^ениях», IV «Производство по делам об административных право-с>РУШениях», V «Исполнение постановлений о наложении админи-
Ративных взысканий» КоАП РСФСР.
ц^ Экологические проступки в зависимости от отнесения их к тому ^ ^ Иному виду рассматриваются: административными комиссиями са^Х правопреемниками, главами администраций органов местного (^ «управления (как правопреемниками исполкомов), районными Го ^°Дскими) народными судами, органами государственного горно-Чо^ промышленного надзора, органами госатомэнергонадзора, та-М^, енными органами, органами и учреждениями, осуществляющи-го Государственный санитарный надзор, органами государственно-в 0^теринарного надзора, специально уполномоченными органами Ще^ ^асти использования природных ресурсов и охраны окружаю-сулц среды, органами рыбоохраны, органами, осуществляющими го-се^^Рственный надзор за соблюдением правил охоты, органами гос-
^еХнадзора, органами пограничной службы РФ. люТс сновные санкции - в виде штрафа, причем его размеры колеб-Сре4<^ существенным образом, а также конфискации орудий,
^гв совершения правонарушения, незаконно добытого, чес^ Негодно в России фиксируются сотни тысяч случаев экологи-ше%й проступков. Так, в 1995 г. было выявлено 225,5 тыс. нару-тыс- ^ земельного законодательства на площади 11, 1 млн. га, 70 165 Нарушителей оштрафованы на общую сумму 109,3 млрд. руб.; 150 *чс. нарушений рыбоохранного законодательства, наложено
штрафов на 10 890 млн. руб., конфисковано рыбы на 3492 млн. руб. Только за нарушения законодательства об охране живых ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны взыскано штрафов на 9052 млн. руб. и 12 469 тыс. долл. США; зафиксировано 25,3 тыс. лесонарушений; 45,2 тыс. нарушений правил охраны недр; за загрязнение окружающей среды привлечено к административной ответственности 45 тыс. правонарушителей, приостановлена работа более 700 предприятий (всего нарушения зафиксированы более чем на 150 тыс. предприятий) и т.п. Нарушения режима особо охраняемых природных территорий: 171 случай незаконной порубки, 61-незаконного сенокоше* ния и выпаса скота, 381-незаконной охоты, 839-незаконного рыболовства, 384 — незаконного сбора дикоросов, 10 —незаконного захвата земли и самовольного строительства, 906 — незаконного нахождения на территории, 66 загрязнения, 52 —нарушений правил пожарной безопасности, 22 - нарушений режима вертолетами и самолетами. В 1999 г. только в национальных парках было выяв-> лено нарушений: правил пожарной безопасности — 433, рыболовства—624, охоты — 200 и 433 случая самовольной рубки. У наруши-^ телей режима изъято 2070 орудий лова и охоты. Органами государ-[ ственного земельного контроля привлечено к административной [ ответственности за земельные нарушения граждан, должностных и юридических лиц: в 1998 г. 63,2 тыс., в 1999 г.— 73,2 тыс. При проверках соблюдения законодательства об охране морской среды, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ в 1999 г. было выявлено 2835 случаев нарушений, в том числе загрязнения— 1795, нарушений правил промысла водных биоресурсов — 560, соответственно наложено штрафов на сумму 3997 тыс. руб. и 5590 тыс. руб., а также 431 тысяча руб. за другие наруше-' ния. За нарушения водного законодательства на юридических и физических лиц в 1999 г. наложено штрафов на сумму около 140907,27 тыс. рублей, но взыскано лишь 346,75 тыс.
Рекомендуемая литература: Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях. 4-е изд. М., 2001; Государственный доклад о состоянии окружающей среды в РФ за 1995 г., 1999 г.; Жевлаков Э., Суслова Н. Предупреждение средствами прокурорского надзора преступлений и иных правонарушений в рыбной отрасли.—Уголовное право, 2001, №2, с. 87—89.
Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения
Это самостоятельный вид юридической ответственности. Ее основания, круг субъектов, перечень взысканий определяются ст. 82
Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», КЗоТ РФ, а также иными нормативно-правовыми • актами (уставами, положениями и другими актами, регулирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, правилами внутреннего трудового распорядка). Но в отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков здесь отсутствует.
Для привлечения к дисциплинарной ответственности необходимо наличие обязательного условия — осуществления профессиональной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов или оказанием воздействия на окружающую среду. При этом к такого рода профессиональной (производственной, научной и иной) деятельности предъявляются специальные требования по соблюде- ' нию норм экологического законодательства, нормативов качества окружающей среды, по выполнению планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов. Кроме того, важным условием является выполнение нормативно или в порядке индивидуального правоприменения либо по договору определенной (конкретной) трудовой функции как части производственной или иной деятельности предприятия (организации) либо выполнение функций должностного лица (организационно-хозяйственных, административно-распорядительных).
Субъектами дисциплинарной ответственности являются, следовательно, должностные лица и работники предприятий, организаций, учреждений. Объект дисциплинарных проступков - порядок деятельности, обязательный для соблюдения указанными в соответствующем нормативном, правоприменительном акте лицами (руководителями и работниками), специальные и общие требования к безопасности деятельности, определенные в законном порядке планы, программы и иные комплексные или отдельные мероприятия, реализация которых или контроль за которыми включены в служебные функции. Объективная сторона представляет собой деяние (действие и очень часто бездействие), состоящее в нарушении установленных законом и другими нормативно-правовыми актами общих и специальных требований, правил, планов, определяющих организацию и осуществление деятельности руководителя (работника) предприятия, учреждения. В ряде случаев необходимо причинение вреда окружающей среде в результате выполнения трудовой функции. Субъективная сторона — вина в форме умысла, чаще по неосторожности.
Дисциплинарные взыскания заключаются в депремировании, т. е. лишении полностью или частично премий или иных средств по-
ошрения, предупреждении, выговоре, строгом выговоре, замечании, увольнении, переводе на нижеоплачиваемую работу на определенный срок, понижении в должности. Они налагаются администрацией предприятия, организации или учреждения или вышестоящей в порядке подчиненности организацией не позднее месячного срока со дня выявления дисциплинарного проступка приказом или распоряжением уполномоченного на то лица. Трудовое законодательство подробно регламентирует порядок наложения взысканий, разрешения споров по поводу их наложения и другие вопросы.
Статистика дисциплинарных экологических проступков в опуб-
• ликованных источниках отсутствует. Частично она отражена в ве- 4 домственной отчетности и материалах общенадзорных прокурор ских проверок. Предполагается, что число совершаемых в стране ежегодно дисциплинарных экологических проступков должно в
• несколько раз превышать административную экологическую право- I нарушаемость. Особую опасность представляют дисциплинарные I экологические проступки, совершенные в сферах повышенного эко логического риска, т. е. в ходе деятельности, связанной с генно-ин-
, женерными работами, обращением с отходами и т. п.
Рекомендуемаялитература: Бринчук М. М. Экологическое право. М.. 1998, с. 479—480.; Щуплецова Ю. И. Экологические правонарушения: дисциплинарная и административная ответственность.— Журнал российского права, 2000, № 2, с. 92—97.
|
|