Обратная связь
|
I 4. Ответственность за нарушение законодательства об охране , и использовании континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морской среды и их ресурсов Это достаточно развитый институт международного и российского законодательства. УК РФ и КоАП РСФСР предусматривают : очень большое количество составов преступлений и проступков в ' этой сфере, влекущих суровые наказания. Так, в УК РФ установлена уголовная ответственность за загрязнение морской среды (ст. 252) и нарушение законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253). Кодекс об административных правонарушениях еще более подробно регулирует санкции за посягательства такого рода. Здесь в ст.561, 562, 563, 57', 58, 845, 846 формулируются цели охраны административно-правовыми средствами суверенных прав России на континентальный шельф, исключительную экономическую зону РФ, их минеральные и живые ресурсы, обеспечения экологического правопорядка, предотвращения загрязнения моря опасными веществами и отходами и борьбы с ними и т. п.
В проекте КоАП РФ, принятом в первом чтении Государственной Думой, сфера административной ответственности расширена за счет включения в объекты посягательства внутренних морских вод, территориального моря и их ресурсов. Подход к определению перечня составов фактически сохранился прежним. В статьях 8.17—8.20 установлена административная ответственность за нарушение правил безопасного проведения поиска, разведки минеральных ресурсов и иных работ; правил добычи и охраны водных биоресурсов; самовольную прокладку или вывод на территорию РФ подводных кабелей, трубопроводов или туннелей; правил проведения ресурсных или морских научных исследований и самовольное изменение их программ; самовольное или с нарушением правил захоронение отходов; незаконную передачу ресурсов.
Рекомендуемая литература:Берхгольцас И. Морское право (публичное). Рига, 1997, с. 62 и след.; Его же. Балтия, Национальное и международное экологическое право (право окружающей среды). Учебное пособие в двух частях. Рига, 2000; Дубовик О. Л. Экологические преступления. Комментарий к 26 главе УК РФ. М., 1998, с. 207-238; Коментарий к КоАП РСФСР. 4-е изд. М., 2001.
Глава XI
ПРАВОВАЯ ОХРАНА НЕДР
Объекты правового регулирования
Недра — часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Правовому регулированию подлежит разнообразная деятельность, связанная с использованием недр и содержащихся в них минеральных ресурсов, в том числе: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых (на суше, континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне); строительство подземных сооружений, связанных и не связанных с добычей полезных ископаемых; использование недр, выработанных шахт, естественных пустот и т. п. для захоронения или временного хранения отходов, и др.
Общая характеристика горного законодательства
Основными актами, регулирующими эту область, являются Закон о недрах в редакции 1995 г.. федеральные законы о соглашениях о разделе продукции, о лицензировании отдельных видов деятельности, постановления Правительства РФ, например Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр от 2 февраля 1998 г., ведомственные акты (Положение о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых от 30 ноября 1995 г.).
Право собственности на недра и право недропользования
Недра находятся в государственной собственности. Статус объектов федеральной собственности приобретают участки недр (часть государственного фонда недр), используемые для обеспечения государственных потребностей РФ в стратегических и дефицитных видах ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечения ее суверенитета, выполнения международных обязательств РФ.
Недропользование осуществляется по разрешительной системе Это означает, что для пользования недрами и содержащимися в них минеральными и гидроминеральными ресурсами необходимо полу-чение лицензии (разрешения) в установленном законом порядке. Единственным исключением из этого правила является добыча общераспространенных полезных ископаемых (таких, например, как песок, гравий), которая производится собственниками и владельцами земельных участков свободно.
Российское законодательство предусматривает сложную систему требований, ограничений и запретов при осуществлении недрополь-чг«вания. Так, не допускаются сверхнормативные потери, разубожи-вание и выборочная отработка полезных ископаемых; ведение любых работ должно осуществляться лишь на основе геологической, маркшейдерской и иной документации; нарушенные земли подлежат обязательной рекультивации, а снятый плодородный слой — восстановлению, и т. п.
Ответственность за нарушение законодательства об охране недр
Она установлена специальными экологическими, уголовными, административными и иными нормами. Статья 49 Закона РФ «О недрах» устанавливает недействительность сделок, связанных с пользованием недрами, если они совершены с нарушением указаного Закона, а также перечень составов правонарушений: от незаконного предоставления лицензий, систематического нарушения порядка внесения платы при пользовании недрами до неприведения нарушенных природных объектов в состояние, пригодное для их дальнейшего использования. Действующий КоАП РСФСР за ряд таких составов устанавливает административную ответственность (ст. 55-56). В проекте КоАП РФ в целом сохранены традиции правового регулирования: в ст. 8.7, 8.9, 8.10, 8.11 формулируются материальные, формальные составы и составы поставления в опасность. В ходе уголовно-правовой реформы подход к кругу преступных деяний, посягающих на недра, существенно изменился. Статья 255 УК РФ предусматривает ответственность не за нарушение правил разработки недр и сдачи государству золота, а за нарушение правил охраны и использования недр, за самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба.
Рекомендуемая литература: Дубовик О. Л. Экологические преступления. Комментарии к 26 главе УК РФ. М„ 1998, с. 245-252; Дудиков М.В. Предоставление права пользования недрами: законотворчество и механизм реализации. М., 2001; Комментарии к КоАП РСФСР, 4-е изд. М., 2001, с. 176-181.
Глава XII
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЛЕСОВ
1. Общая характеристика лесного законодательства
Лесное законодательство имеет давние, устоявшиеся традиции. И в дореволюционной России и в советский период на территории страны действовали многочисленные акты, регулировавшие порядок пользования лесами, их восстановление и охрану, борьбу с браконьерством и другие вопросы. Лесное законодательство относится к числу так называемых кодифицированных отраслей природоресурсового права, поскольку его главным актом является Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. (СЗ РФ, 1997, № 5, ст. 610). Хотя, конечно, многие нормы содержатся в правительственных постановлениях и ведомственных актах, в первую очередь бывшей Федеральной службы лесного хозяйства (ныне Министерства природных ресурсов РФ). Важнейшими среди этих источников лесного права являются Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации от 1 июня 1998 г. (СЗ РФ, 1998, № 23, ст. 2553), Положение о государственной лесной охране от 27 июля 1998 г. (СЗ РФ, 1998, № 32, ст. 3896) и др. Следует учитывать, что ведомственные акты относятся к двум большим группам, регулирующим пользование и охрану лесов: а) на территории России в целом, например Санитарные правила в лесах Российской Федерации от 15 января 1998 г., и б) в пределах природ-но-географического или административного региона, ' например Санитарные правила в лесах, расположенных на территории Московской области, от 12 января 1999 г., Правила рубок главного пользования в равнинных лесах европейской части Российской Федерации от 31 августа 1993 г., Наставление по рубкам ухода в лесах Дальнего Востока от 29 ноября 1993 г. и др. Наконец, в систему источников лесного законодательства входят акты (кодифицированные и некодифицированные) субъектов РФ, например региональный Лесной кодекс Алтайского края. Нормы обеспечивающего законодательства содержатся в КоАП РСФСР (ст. 48, 61-76) и УК РФ (ст. 260-261).
Право собственности на леса
Российский законодатель исходит из того, что лес — это совокупность земли, древесно-кустарниковой и травянистой раститель-
ности, животных, микроорганизмов и других компонентов окру жающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих дру, на друга в своем развитии. Объекты лесных отношений — лесной фонд, его участки, леса, не входящие в лесной фонд и их участки древесно-кустарниковая растительность. Права пользования на перечисленные компоненты охраняются с учетом многофункционального значения лесов и признания их основным средством производства в лесном хозяйстве. Одним из важных инструментов такой охраны является признание лесного фонда и лесов, расположенных на землях Министерства обороны, федеральной собственностью. Статья 19 Лесного кодекса РФ оговаривает возможность передачи части лесного фонда в собственность субъектов РФ. В то же время среди полномочий Федерации ст. 46 называет владение, пользование и распоряжение лесным фондом, тогда как субъекты РФ могут «участвовать» в осуществлении этих полномочий в пределах своей территории (ст. 47).
Конституционный Суд по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ отметил, что лесной фонд «представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим» (СЗ РФ, 1998, № 3, ст. 429). Таким образом, право государственной собственности на леса устанавливается не с помощью употребления термина «государственная», а указанием на формы собственности — федеральную и субъектов РФ и конкретные полномочия участников лесных отношений. Приватизация лесного фонда запрещена. Законодателем установлены также запреты на куплю-продажу, залог и совершение других сделок, субаренду и выкуп арендованных участков. Таким образом, оборот лесного фонда не допускается.
Лесопользование и его виды
Лесопользование, как и иные виды пользования природными ресурсами, осуществляется по разрешительной системе, в соответствии с выдаваемыми в специальном порядке лицензиями, лесорубочными билетами, лесными билетами, ордерами, а также на основании договоров аренды, концессии, безвозмездного пользования. На заготовку древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, побочные лесные пользования, пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях требуется разрешение. Из этого правила существуют два исключения: не требуется
специального разрешения на бесплатное пребывание граждан в лесах для отдыха (публичный лесной сервитут) и на сбор ими для личного пользования грибов, ягод, орехов и пр., лекарственного и технического сырья. Право публичного лесного сервитута может быть, в свою очередь, ограничено в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового и иного хозяйствования, на особо охраняемых природных территориях.
В Специальными разрешительными документами на осуществление различных видов лесопользования являются: а) лицензия, удостоверяющая право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда; б) лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Лицензия как документ, который удостоверяет право ее владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда (аренду) и также относится к специальным разрешительным документам согласно ст. 34, ч. 5 ст. 81 Лесного кодекса РФ, в тексте рассматриваемой нормы не указывается.
', Согласно ст. 42 Лесного кодекса РФ основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета являются договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации (см. также Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 345.-СЗ РФ, 1998, № 14, ст. 1585; Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г.-СЗ РФ, 1998, №8, ст. 964; Положение о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, утвержденное приказом Рослесхоза от 30 сентября 1997 г. № 123.—БНА РФ, 1998, №3, с. 5-11).
Лесорубочный билет, ордер и лесной билет, в отличие от лицензии, являются документами, удостоверяющими право их владельцев на краткосрочное пользование (до одного года) участками лесного фонда и (или) лесными ресурсами. Они удостоверяют право их владельцев осуществлять только установленный в них вид пользования лесным фондом. При долгосрочном пользовании (аренде) лесору-| бочный билет (ордер) и лесной билет выдаются ежегодно владельцу лицензии на осуществление разрешенного вида пользования в кон-[Кретных объемах (размерах) и в месте работ, указанных в соответствующем договоре.
Лесорубочный билет — это документ, дающий право его владельцу на проведение заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В нем предусматриваются место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускаемой древесины, живицы и второстепенных лесных материалов, их стоимость, сроки производства работ, условия и способы восстановления леса и очистки мест рубок. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Ордер выдается на мелкий отпуск древесины на корню и является документом, дающим право его владельцу на проведение отдельных видов заготовки и вывозки древесины и второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и др.). Ордер выдается лесничеством на основании данного ему лесорубочного билета. По ордеру без выписки лесорубочного билета может производиться отпуск древесины на корню мелкими партиями, в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины, а также второстепенных лесных ресурсов.
Лесной билет — это документ, дающий право его владельцу на проведение побочных лесных пользований (сенокошения, пастьбы скота, размещения ульев и пасек, заготовки древесных соков, заготовки и сбора дикорастущих плодов, грибов, ягод, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений, технического сырья, сбора мха, лесной подстилки и опавшего листа, камыша, других видов побочных лесных пользований, перечень которых утверждается федеральным органом лесного хозяйства), но не заготовки и вывозки древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. В нем предусматриваются место, размеры, сроки пользования участками лесного фонда, условия проведения побочных лесных пользований и размер платежа за проведение побочных лесных пользований. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством на один сезон, а на осуществление других видов лесопользования — лесхозом федерального органа управления лесным хозяйством.
Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральный органом управления лесным хозяйством (ч. 11 ст. 42 Лесного кодекса РФ).
Иные документы либо устные или письменные разрешения (выданные не в установленной форме лесорубочного билета, ордера, лесного билета) должностных лиц органов лесного хозяйства или
органов местного самоуправления не могут служить основанием для приобретения права лесопользования в целях, устанавливаемых ле-|сорубочным билетом, ордером, лесным билетом.
Лесное законодательство подробно регламентирует договорные основы лесопользования. В настоящее время эти нормы содержатся К ЛК РФ, ряде постановлений Правительства РФ (Положение об аренде участков лесного фонда от 24 марта 1998 г., Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование от 18 февраля 1998 г., Положение о проведении лесных конкур-! сов о передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации от 30 сентября 1997 г.). В соответствии с этими актами арен-; да и концессия являются видами долгосрочного пользования (до 49 I лет), осуществляются на платной основе, предоставляются в резуль-? тате проведения специальной процедуры — лесных конкурсов или | аукционов по решению уполномоченного органа (для концес-I сии-это Правительство РФ, аренды-орган управления в области I лесного хозяйства), являются основанием для ежегодного получения [разрешительных документов на осуществление конкретного ви;а лесопользования (например, лесорубочного или лесного билета). Аренда и концессия влекут наделение производными правами и воз-, ложение обязанностей, например по улучшению и восстаньзлению леса. Различия этих договоров, помимо субъекта предоставления права лесопользования, состоят в характеристиках самого объекта лесопользования. В концессию, как правило, отдаются такие участки лесного фонда, которые не освоены, нуждаются в крупных инвестициях, создании инфраструктуры. Договор безвозмездного пользования касается бывших колхозных лесов и также относится к числу долгосрочных. Наконец, осуществление права лесопользования зависит от того, к какой группе относятся леса-первой, второй или третьей, режимы охраны, системы ограничений и запретов на отдельные виды лесопользования в которых различны и зависят от ценности леса, его подверженности болезням, иным негативным факторам, от количества, возраста деревьев и других показателей.
Таким образом, экологическая ценность леса также является ограничением права лесопользования.
|
|