Правовое регулирование мер по охрана лесов Эти меры чрезвычайно разнообразны. В их число входят лесо-восстановительные (воспроизводство лесов и лесоразведение) работы, повышение продуктивности лесов, замена менее ценных насаждений более ценными, ведение рубок ухода, санитарных рубок, лесо-
мелиоративные мероприятия и т. п. Все они регламентируются Лесным кодексом и подзаконными актами. Важными правовыми мерами охраны являются лицензирование лесопользования, серти-фикация лесной продукции и, конечно, юридическая ответствен-ность за лесонарушения. Составы таковых установлены КоАП РСФСР и УК РФ.
Рекомендуемая литература:Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РСФСР, 4-е изд. М, 2001; Крассов О. Я. Право лесопользования в СССР. М., 1990; Крассов О. И. Комментарий к Основам лесного законодательства РФ. М 1995; Коментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Бог» любова. М., 1997.
Глава XIII
ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА
1. Общая характеристика законодательства обохране животного мира
Источники права. Основу системы этого раздела экологического законодательства образуют общие положения, установленные Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. Они развиты в Федеральных законах «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995 г. и др. Значимые для охраны животного мира положения содержатся в Земельном, Водном и Лесном кодексах. За нарушения этого законодательства предусматриваются меры административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.
Федеральный закон «О животном мире» и конкретизирующие его нормативно-правовые акты регламентируют цели, последовательность, порядок установления системы запретов и ограничений на использование объектов животного мира; систему требований к хозяйственной деятельности (на всех ее этапах — начиная с размещения и проектирования и заканчивая эксплуатацией производственных и иных объектов) и гарантирующих их санкций (приостановление работ, прекращение финансирования и т. п.); режимы особо охраняемых природных территорий; разрешительный порядок акклиматизации и гибридизации новых для РФ объектов животного мира, а также содержания и разведения животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; требования к обращению с агрохимикатами и другими средствами в сельском и лесном хозяйстве, а также систему предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира при нарушении карантинных, ветеринарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; ведение научных исследований; перемещение объектов животного мира через границу РФ и другие вопросы.
Второй блок законодательства составляют указы Президента РФ, регулирующие охрану ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ и другие отношения, возникающие в связи с пользованием животным миром. Но главное — это
постановления Правительства, касающиеся охраны и регулирования различных видов пользования животным миром, например, «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 г., «Об установлении предельных размеров платы за пользование животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу» от 19 июня 1994 г., «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач» от 13 августа 1996 г. и т.д.
Третий блок образуют ведомственные нормативные акты органов охраны окружающей среды, рыбоохраны, охотнадзора, ветеринарной службы и т. п. Они принимаются приказами руководителей соответствующих ведомств или решениями коллегий и являются разнообразными по форме: типовые правила, таксы, порядки и методические указания и т. п.
Наконец, значителен объем нормативно-правовых актов, принимаемых в субъектах Федерации законодательными органами, губернаторами и другими уполномоченными органами. В них отражается специфика регионов, детально определяются задачи, плата за пользование животным миром, другие вопросы.
Часть законодательства об охране и использовании животного мира —акты международного права (конвенции, соглашения, договоры, как многосторонние, так и двусторонние) — имеет наиболее длительную историю по сравнению с другими блоками экологического законодательства. Эта область правотворчества в рамках международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды не только представлена большим количеством актов, но и наиболее эффективно реализуется. Особую роль здесь призвана сыграть Конвенция об охране биоразнообразия. В зарубежных странах законодательство об охране животного мира развито в большой степени. В последние десятилетия XX века Европейский Союз прилагает значительные усилия в этом направлении, в частности путем издания Директив об охране отдельных видов животных, среды их обитания и усилении контроля за их реализацией национальным законодательством и уполномоченными органами публичной власти.
Помимо указанных источников определенную роль играют акты общественных организаций, занимающихся охраной животного мира и осуществляющих общественный контроль за его использованием, а также правовые обычаи. Значение правового обычая как источника права определено Федеральным законом «О животном мире» (гл. VI), в котором устанавливается право приоритетного пользования животным миром для коренных мало-
численных народностей и этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.
Как и экологическое законодательство в целом, данный раздел не кодифицирован пока должным образом, что снижает эффективность его реализации.
Охрана животного мира
Это одно из важнейших и наиболее развитых направлений охраны окружающей среды, представляющее собой совокупность (систему) национальных и международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, экологических, воспитательных мероприятий по сохранению популяцион-но-видового состава и поддержанию численности диких животных на оптимальном для их существования уровне, а также сохранению среды их обитания.
Организационно-управленческие меры охраны животного мира-это:
- ведение государственного учета объектов животного мира и их использования, государственного кадастра, содержащего сведе ния о географическом распространении животных, их численности, показателях среды обитания и воздействия на нее, а также инфор мацию о хозяйственном использовании объектов животного мира и среды их обитания;
- создание и осуществление государственного мониторинга объ ектов животного мира, т. е. системы регулярных наблюдений за рас пространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их оби тания;
- создание специально уполномоченных государственных орга нов (либо их подразделений) по охране и регулированию использо вания объектов животного мира и среды их обитания;
— координация деятельности международных и национальных
органов и организаций, внутриорганизационной деятельности раз-
I личных ветвей власти разного уровня по планированию и реализа-
[ ции мероприятий, направленных на сохранение животного мира и
среды их обитания; и др.
Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработке, принятии и применении законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование живот-^ ным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования
(
животного мира и среды обитания; в создании правовой базы ддд
охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, в пер.
вую очередь редких и исчезающих видов. (Красная книга РФ и дру.
3. Правовая охрана животного мира
| гие акты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парков и иных); установлении системы мер юридической ответственности за нарушение законодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении праврреализационной и правоприменительной деятельности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; правовом воспитании и профилактике нарушений. 3. Правовая лупч»- -
ж"*
Это составная часть экологического права и законодательства, раздел Особенной части курса экологического права. Она представляет собой сложный комплекс законодательных и иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования животного мира. В литературе иногда употребляется оборот «фауни-стическое законодательство», «фаунистическое право». По мнению некоторых специалистов, оно в настоящее время представляет собой подотрасль экологического права, раздел специальной части курса экологического права. В широком смысле фаунистическое право - это система правовых норм, регулирующих охрану и использование животного мира и среды его обитания, общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общества с таким компонентом окружающей среды, как животный мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездействий людей (правового экологически значимого поведения) в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих правотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функции, а также реализацию мер юридической ответственности за нарушение законодательства о животном мире; правовая идеология, правовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к .кивотному миру. В узком смысле фаунистическое право — это совокупность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.
В фаунистическом праве как разделе курса экологического права (отрасли научного знания) выделяют общую часть, освещающую понятия, принципы, задачи и основные направления деятельности по охране и использованию животного мира, и особенную часть, посвященную проблемам (институтам) права собственности на живот-
мир, системе государственного управления в области охраны и использования животного мира, лицензирования пользования животным миром, юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира и среды его обитания, охраны отдельных категорий объектов животного мира, охраны среды обитания диких животных, охраны животного мира при осуществлении промышленного, сельскохозяйственного и других видов производства, международно-правовому регулированию .'охраны животного мира и среды его обитания.
4. Право собственности на животный мир
Право собственности на животный мир определяется Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., ст. 4 которого относит однозначно животный мир в пределах территории РФ к государственной собственности (федеральной или субъектов Федерации). Дело в том, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ. Правовой статус объектов животного мира, находящихся в государственной собственности, определяется несколькими характеристиками: это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются как специальным экологическим, так и гражданским законодательством.
Поскольку владение, пользование и распоряжение животным миром относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, определение круга (перечня) объектов животного мира, право собственности на которые является федеральным и его реализация входит в компетенцию РФ (например, при решении вопросов о выдаче лицензий, квот на добычу и пр.), очень важно. Объектами федеральной собственности являются:
- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;
- обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения;
- населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;
- подпадающие под действие международных договоров Рф;
- отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйствен ном отношении;
- естественно мигрирующие по территории двух и более субъек тов РФ.
При этом за Правительством РФ закреплено право по согласованию с субъектами Федерации относить и другие, помимо перечисленных, объекты животного мира к федеральной собственности, т. е. приведенный перечень является открытым.
Право собственности от имени Российской Федерации и ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.
Пользователи объектами животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти и другие данные уполномоченным органам. Государственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам, с использованием унифицированных форм хранения информации.
Статья 58 Федерального закона «О животном мире» предусматривает недействительность сделок, совершенных в отношении животного мира, а ст. 48' КоАП — административную ответственность за совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности.
|