Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Правовое регулирование мер по охрана лесов

Эти меры чрезвычайно разнообразны. В их число входят лесо-восстановительные (воспроизводство лесов и лесоразведение) рабо­ты, повышение продуктивности лесов, замена менее ценных насаж­дений более ценными, ведение рубок ухода, санитарных рубок, лесо-



мелиоративные мероприятия и т. п. Все они регламентируются Лесным кодексом и подзаконными актами. Важными правовыми мерами охраны являются лицензирование лесопользования, серти-фикация лесной продукции и, конечно, юридическая ответствен-ность за лесонарушения. Составы таковых установлены КоАП РСФСР и УК РФ.

Рекомендуемая литература:Комментарий к Кодексу об административных право­нарушениях РСФСР, 4-е изд. М, 2001; Крассов О. Я. Право лесопользования в СССР. М., 1990; Крассов О. И. Комментарий к Основам лесного законодательства РФ. М 1995; Коментарий к Лесному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Бог» любова. М., 1997.


Глава XIII

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА

1. Общая характеристика законодательства обохране животного мира

Источники права. Основу системы этого раздела экологического законодательства образуют общие положения, установленные Зако­ном РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 де­кабря 1991 г. Они развиты в Федеральных законах «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., «Об особо охраняемых природных тер­риториях» от 14 марта 1995 г., «О континентальном шельфе Россий­ской Федерации» от 30 ноября 1995 г. и др. Значимые для охраны животного мира положения содержатся в Земельном, Водном и Лес­ном кодексах. За нарушения этого законодательства предусматрива­ются меры административной, гражданско-правовой и уголовной от­ветственности.



Федеральный закон «О животном мире» и конкретизирующие его нормативно-правовые акты регламентируют цели, последователь­ность, порядок установления системы запретов и ограничений на использование объектов животного мира; систему требований к хо­зяйственной деятельности (на всех ее этапах — начиная с размеще­ния и проектирования и заканчивая эксплуатацией производствен­ных и иных объектов) и гарантирующих их санкций (приостановле­ние работ, прекращение финансирования и т. п.); режимы особо охраняемых природных территорий; разрешительный порядок акк­лиматизации и гибридизации новых для РФ объектов животного мира, а также содержания и разведения животных в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания; требования к обращению с агрохимикатами и другими средствами в сельском и лесном хозяйстве, а также систему предотвращения заболеваний и гибели объектов животного мира при нарушении карантинных, ве­теринарных и иных правил борьбы с заразными болезнями; ведение научных исследований; перемещение объектов животного мира че­рез границу РФ и другие вопросы.

Второй блок законодательства составляют указы Президента РФ, регулирующие охрану ресурсов континентального шельфа и ис­ключительной экономической зоны РФ и другие отношения, возни­кающие в связи с пользованием животным миром. Но главное — это


постановления Правительства, касающиеся охраны и регулирования различных видов пользования животным миром, например, «О лю­бительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 г., «Об уста­новлении предельных размеров платы за пользование животными по разрешениям (лицензиям) на их добычу» от 19 июня 1994 г., «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при экс­плуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач» от 13 августа 1996 г. и т.д.

Третий блок образуют ведомственные нормативные акты орга­нов охраны окружающей среды, рыбоохраны, охотнадзора, ветери­нарной службы и т. п. Они принимаются приказами руководителей соответствующих ведомств или решениями коллегий и являются разнообразными по форме: типовые правила, таксы, порядки и ме­тодические указания и т. п.

Наконец, значителен объем нормативно-правовых актов, прини­маемых в субъектах Федерации законодательными органами, губер­наторами и другими уполномоченными органами. В них отражается специфика регионов, детально определяются задачи, плата за поль­зование животным миром, другие вопросы.

Часть законодательства об охране и использовании животного мира —акты международного права (конвенции, соглашения, дого­воры, как многосторонние, так и двусторонние) — имеет наиболее длительную историю по сравнению с другими блоками экологиче­ского законодательства. Эта область правотворчества в рамках меж­дународного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды не только представлена большим количеством актов, но и наиболее эф­фективно реализуется. Особую роль здесь призвана сыграть Конвен­ция об охране биоразнообразия. В зарубежных странах законода­тельство об охране животного мира развито в большой степени. В последние десятилетия XX века Европейский Союз прилагает значи­тельные усилия в этом направлении, в частности путем издания Ди­ректив об охране отдельных видов животных, среды их обитания и усилении контроля за их реализацией национальным законодатель­ством и уполномоченными органами публичной власти.

Помимо указанных источников определенную роль играют акты общественных организаций, занимающихся охраной живот­ного мира и осуществляющих общественный контроль за его ис­пользованием, а также правовые обычаи. Значение правового обы­чая как источника права определено Федеральным законом «О жи­вотном мире» (гл. VI), в котором устанавливается право приоритетного пользования животным миром для коренных мало-


численных народностей и этнических общностей, ведущих тради­ционный образ жизни.

Как и экологическое законодательство в целом, данный раздел не кодифицирован пока должным образом, что снижает эффектив­ность его реализации.

Охрана животного мира

Это одно из важнейших и наиболее развитых направлений охраны окружающей среды, представляющее собой совокупность (систему) национальных и международных, общегосударственных и региональных, организационных, экономических, правовых, эколо­гических, воспитательных мероприятий по сохранению популяцион-но-видового состава и поддержанию численности диких животных на оптимальном для их существования уровне, а также сохранению среды их обитания.

Организационно-управленческие меры охраны животного мира-это:

- ведение государственного учета объектов животного мира и
их использования, государственного кадастра, содержащего сведе­
ния о географическом распространении животных, их численности,
показателях среды обитания и воздействия на нее, а также инфор­
мацию о хозяйственном использовании объектов животного мира и
среды их обитания;

- создание и осуществление государственного мониторинга объ­
ектов животного мира, т. е. системы регулярных наблюдений за рас­
пространением, численностью, физическим состоянием объектов
животного мира, структурой, качеством и площадью среды их оби­
тания;

- создание специально уполномоченных государственных орга­
нов (либо их подразделений) по охране и регулированию использо­
вания объектов животного мира и среды их обитания;

— координация деятельности международных и национальных

органов и организаций, внутриорганизационной деятельности раз-

I личных ветвей власти разного уровня по планированию и реализа-

[ ции мероприятий, направленных на сохранение животного мира и

среды их обитания; и др.

Правовые меры по охране животного мира состоят: в разработ­ке, принятии и применении законодательных и иных норматив­но-правовых актов, регламентирующих охрану и пользование живот-^ ным миром; в установлении лимитов использования животного мира, а также стандартов и нормативов охраны и использования


 


(

животного мира и среды обитания; в создании правовой базы ддд

охраны отдельных категорий животных и среды их обитания, в пер.

вую очередь редких и исчезающих видов. (Красная книга РФ и дру.

3. Правовая охрана животного мира

гие акты), а также для регулирования охраны особых территорий (заповедников, заказников, национальных парков и иных); установ­лении системы мер юридической ответственности за нарушение за­конодательства об охране животного мира и среды его обитания; проведении праврреализационной и правоприменительной деятель­ности в области охраны и использования животного мира и среды его обитания; правовом воспитании и профилактике нарушений. 3. Правовая лупч»- -

ж"*

Это составная часть экологического права и законодательства, раздел Особенной части курса экологического права. Она представ­ляет собой сложный комплекс законодательных и иных норматив­но-правовых актов, регулирующих вопросы охраны и использования животного мира. В литературе иногда употребляется оборот «фауни-стическое законодательство», «фаунистическое право». По мнению некоторых специалистов, оно в настоящее время представляет собой подотрасль экологического права, раздел специальной части курса экологического права. В широком смысле фаунистическое пра­во - это система правовых норм, регулирующих охрану и использо­вание животного мира и среды его обитания, общественные отно­шения, возникающие в процессе взаимодействия человека и общест­ва с таким компонентом окружающей среды, как животный мир; совокупность экологически значимых правовых действий и бездей­ствий людей (правового экологически значимого поведения) в сфе­ре охраны и использования объектов животного мира и среды его обитания; система государственных органов, осуществляющих пра­вотворческие, управленческие, контрольно-надзорные и иные функ­ции, а также реализацию мер юридической ответственности за нару­шение законодательства о животном мире; правовая идеология, пра­вовые взгляды, чувства и эмоции как элементы правового сознания общества, отдельных социальных групп и граждан по отношению к .кивотному миру. В узком смысле фаунистическое право — это сово­купность правовых норм и правовых отношений, возникающих в связи с охраной и использованием животного мира.

В фаунистическом праве как разделе курса экологического пра­ва (отрасли научного знания) выделяют общую часть, освещающую понятия, принципы, задачи и основные направления деятельности по охране и использованию животного мира, и особенную часть, по­священную проблемам (институтам) права собственности на живот-


мир, системе государственного управления в области охраны и использования животного мира, лицензирования пользования жи­вотным миром, юридической ответственности за нарушение законо­дательства об охране и использовании животного мира и среды его обитания, охраны отдельных категорий объектов животного мира, охраны среды обитания диких животных, охраны животного мира при осуществлении промышленного, сельскохозяйственного и дру­гих видов производства, международно-правовому регулированию .'охраны животного мира и среды его обитания.

4. Право собственности на животный мир

Право собственности на животный мир определяется Федераль­ным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., ст. 4 которо­го относит однозначно животный мир в пределах территории РФ к государственной собственности (федеральной или субъектов Феде­рации). Дело в том, что животный мир является достоянием наро­дов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально ис­пользуемым для удовлетворения духовных и материальных потреб­ностей граждан РФ. Правовой статус объектов животного мира, на­ходящихся в государственной собственности, определяется несколь­кими характеристиками: это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящие­ся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к при­родным ресурсам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, му­ниципальной и иных формах собственности. Отношения по владе­нию, пользованию и распоряжению такими животными регулируют­ся как специальным экологическим, так и гражданским законода­тельством.

Поскольку владение, пользование и распоряжение животным миром относится к совместному ведению Федерации и ее субъек­тов, определение круга (перечня) объектов животного мира, право собственности на которые является федеральным и его реализация входит в компетенцию РФ (например, при решении вопросов о вы­даче лицензий, квот на добычу и пр.), очень важно. Объектами фе­деральной собственности являются:

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды живот­ных, а также занесенные в Красную книгу РФ;


 


 

- обитающие на особо охраняемых территориях федерального
значения;

- населяющие территориальное море, континентальный шельф
и исключительную экономическую зону РФ;

- подпадающие под действие международных договоров Рф;

- отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйствен­
ном отношении;

- естественно мигрирующие по территории двух и более субъек­
тов РФ.

При этом за Правительством РФ закреплено право по согласова­нию с субъектами Федерации относить и другие, помимо перечис­ленных, объекты животного мира к федеральной собственности, т. е. приведенный перечень является открытым.

Право собственности от имени Российской Федерации и ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.

Пользователи объектами животного мира обязаны вести учет ис­пользуемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представ­лять эти и другие данные уполномоченным органам. Государствен­ный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам, с использованием унифицированных форм хранения информации.

Статья 58 Федерального закона «О животном мире» предусмат­ривает недействительность сделок, совершенных в отношении жи­вотного мира, а ст. 48' КоАП — административную ответственность за совершение сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.