Обратная связь
|
Юридическая ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира Составы таких нарушений многочисленны и разнообразны и сформулированы в УК РФ, КоАП, специальном экологическом законодательстве, в первую очередь в Федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации». Для привлечения виновных к юридической ответственности, помимо указанных актов, следует обращаться к нормам других законодательных и подзаконных актов, в которых, собственно, и определены правила охраны и использования животного мира.
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную охоту (ст. 258), если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или
иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Аналогичным образом, с использованием иных , признаков объективной стороны, построена ст. 256 УК, устанавливающая ответственность за незаконную добычу водных животных и растений, а в ч. 2 предусматривается ответственность за посягательства на особый объект — котиков, морских бобров и иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.
Статья 257 УК «Нарушение правил охраны рыбных запасов» вводит целый ряд составов: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Суровые санкции установлены за уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов,-ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок (ст. 259). Другие статьи УК РФ также устанавливают ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира либо как части правил охраны окружающей среды либо путем указания на последствия преступных деяний, например, в ст. 246, 247, 250 в число последствий включена массовая гибель животных, в ст. 248 и 249 —распространение эпизоотии. Статья 245 предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.
КоАП РСФСР регламентирует административную ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании животного мира в ст. 48' «Нарушение права государственной собственности на животный мир», ст. 84' «Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру», ст. 842 «Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных», ст. 843 «Нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу», ст. 844 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут при-
вести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных», ст. 85 «Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром», а также за проступки в отношении живых ресурсов континентального шельфа, в отношении животных в ходе сельскохозяйственной деятельности, при нарушении ветеринарных и других правил, за уничтожение полезной для леса фауны. В проекте КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение правил среды обитания и путей миграции животных, оборота биологических коллекций, переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, пользования ими, охраны рыбных запасов, а также за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (ст. 8.33—8.38).
Статья 55 Федерального закона «О животном мире», помимо имеющихся в КоАПе составов, указывает и на такое нарушение, как сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, а также нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств.
Анализ норм уголовного, административного и экологического законодательства показывает, что рассматриваемым нарушением является виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на животный мир (или отдельные его объекты), порядок пользования им, и предусмотренное соответствующими законодательными актами. Объективная сторона представляет собой действия или бездействия, состоящие в нарушении установленных правил, и наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями (для материальных составов) или угрозой наступления таких последствий. Определение последствий, размеров причиненного вреда представляет собой достаточно сложную задачу и осуществляется с учетом фактических обстоятельств по таксам для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира.
Рекомендуемая литература: Гиззатулин Р. X. Правовая охрана животного мира законодательством субъекта Российской Федерации. Уфа, 2000; Дубовик О. Л. Экологические преступления. Комментарии к 26 главе УК РФ. М., 1998, с. 262—321; Комментарий к КоАП РСФСР. 4-е изд., М., 2001.
II
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Понятие и правовой статус
Особо охраняемые природные территории и объекты являются важнейшим средством сохранения биоразнообразия. Человечество накопило огромный опыт заповедного дела. Национальные парки, заповедники и т. п. созданы в разных странах и успешно решают задачи охраны живой природы, экологического воспитания и научных исследований. Традиционно эта часть экологического законодательства относится к числу наиболее развитых, стабильных и, следовательно, не вызывающих споров.
По российскому законодательству особо охраняемыми природными территориями признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровитель-ное значение. Существует несколько их категорий: 1) государственные природные заповедники; 2) национальные парки; 3) природные парки; 4) государственные природные заказники; 5) памятники природы; 6)" дендрологические парки; 7) ботанические сады; 8) лечебно-оздоровительные местности и курорты. Специфическое место среди указанных категорий занимает такая разновидность государственных природных заповедников, как биосферные, входящие в международную систему биосферных резерватов, осуществляющую глобальный экологический мониторинг, и биосферные полигоны, ' на которых проводятся экспериментальные работы экологического характера.
Кроме того, в законодательстве встречается понятие «природный комплекс, взятый под охрану государства» (например, в ст. 243 УК РФ). Здесь речь идет о природно-географических объектах (ландшафтах), не имеющих статуса особо охраняемой природной территории, но представляющих собой целостные однородные участки территории, где органично соединены природные, исторические и культурные достопримечательности (усадьбы, музеи-усадьбы и пр.). Особое место среди охраняемых законом природных комплексов имеют музеи-заповедники, т. е. обладающие специальным
статусом особо охраняемых историко-культурных центров территории со значительной природной составляющей (на конец 1996 г. таковыми были признаны 87 музеев-заповедников, на 1 января 2000 г.— 88, в том числе Ясная Поляна, Михайловское, Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» и др.). По характеристикам близки к ним музеи-усадьбы, которые образуют неразрывное органичное единство с окружающей их природной средой, искусственными или естественными природными ландшафтами (например, музей-усадьба «Архангельское», Государственный мемориальный музей-усадьба А.В.Суворова в Новгородской области и многие другие), охраняемые объекты ландшафтной архитектуры (исторические парки-памятники, мемориальные ландшафты, например парковый комплекс ХУП-ХУШ веков и историческая зона Лефортово в Москве). Ряд природных комплексов включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия, ежегодно обновляемый во исполнение Конвенции ЮНЕСКО 1972 г., в который входят по категориям: «культурное наследие» — 380, «природное наследие» — 107, «природно-культурное наследие»—19. Из числа этих природных комплексов в РФ зарегистрировано 8 культурных объектов и 5 относящихся к природному наследию, в частности «Девственные леса Коми», «Озеро Байкал», представляющий собой огромный ареал - Байкальский регион площадью несколько миллионов га, «Вулканы Камчатки», включающий всемирно известный Кроноцкий заповедник, три природных парка, «Западный Кавказ» и природный парк «Большой Тхач» (Адыгея). В государственном своде особо ценных объектов культурного наследия на начало 1997 г. было 44 объекта, а на 1 января 2000 г.—уже 62 объекта, например Архангельский государственный музей деревянного зодчества «Малые Карелы», Государственный музей-заповедник «Петергоф», включающие не только выдающиеся историко-культурные памятники, но и ценные в научном, познавательном и эстетическом отношении природные комплексы, в том числе сельскохозяйственные ландшафты, лесные массивы, водные объекты и т. д. Памятники общероссийского значения — это, как правило, особо ценные объекты, значимые для социальной и исторической памяти народов России, общепризнанные благодаря своей роли и получившие соответствующий
статус.
Основными чертами правового статуса особо охраняемых природных территорий и объектов являются следующие: а) их принадлежность к объектам общенационального достояния; б) полное или частичное изъятие из хозяйственного использования; в) установление особого режима охраны; г) включение в объекты государственной собственности; д) наличие особого порядка получения статуса
(решение уполномоченного органа исполнительной власти — от Пра-вительства РФ до органов местного самоуправления); е) наделение определенным значением — федеральным, региональным, местным-ж) включение в государственный кадастр особо охраняемых при' родных территорий; з) установление статусных характеристик и режима охраны осуществляется в соответствии со сложной иерархией нормативно-правовых актов — федеральными законами, типовыми положениями, положениями о конкретной особо охраняемой природной территории; и) установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и объектов.
|
|