Обратная связь
|
Право собственности на водные ресурсы Этой проблеме посвящен второй раздел Водного кодекса РФ, содержащий целый ряд важных и оригинальных с точки зрения юридической техники формулировок.
Дело в том, что предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом; при этом сосредоточенная в водных объектах вода, находясь в непрерывном движении и состоянии водообмена, не позволяет применить такое юридическое понятие, как «владение» во всей его полноте. Уже только это обстоятельство выделяет водные ресурсы в число специфических объектов правового регулирования и в первую очередь в рамках института права собственности. Далее, российский законодатель подчеркивает, что хотя водный объект может находиться в собственности РФ или ее субъектов, он не может одновременно быть собственностью нескольких субъектов права государственной собственности. Этим вводится ограничение по субъекту. Следующим ограничением является пространственная характеристика водного объекта. Признавая различные формы собственности, т. е. частную, муниципальную и государственную, Водный кодекс РФ указывает, что первые две распространяются лишь на обособленные водные объекты. При этом делается чрезвычайно важная оговорка: изменение русла рек или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на него.
Законодатель использует негативное определение «все водные объекты, а также... замкнутые водоемы, не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью». Затем большое внимание уделяется разграничению собственности федеральной и субъектов РФ. Водный кодекс идет по пути прямого перечисления объектов федеральной собственности, оставляя этот список вдобавок «полуоткрытым». О причинах такого правотворческого решения можно
только гадать, но, видимо, не последнюю роль сыграли опасения за сохранность водных ресурсов страны. Статья 36 ВК РФ в числе объектов федеральной собственности указывает: 1) поверхностные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территории двух и более субъектов РФ; 2) подземные водные объекты, расположенные на территориях двух и более субъектов РФ; 3) водные объекты, расположенные на территории одного субъекта Федерации, но необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд, реализация которых отнесена к полномочиям Российской Федерации; 4) водные объекты, являющиеся средой обитания анадромных (т. е. идущих на нерест из соленых вод в пресные, например осетры) и катадромных (идущих на нерест в соленые воды из пресных, например угорь) видов рыб; 5) трансграничные (пограничные) водные объекты; 6) внутренние морские воды; 7) территориальное море РФ; 8) водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющие собой часть этих территорий (например, водно-болотный заповедник); 9) водные объекты, являющиеся частью территории курортов или лечебно-оздоровительных местностей федерального значения; 10) иные особо охраняемые водные объекты федерального значения. В собственности субъектов РФ находят-|ся водные объекты, выделяемые при совпадении двух признаков: а) расположение их акваторий и бассейнов полностью на территории данного субъекта РФ и б) отсутствие юридически значимого акта закрепления объекта по указанным выше основаниям в федеральной собственности.
Признаком, помимо обособленности водного объекта, относящим его к муниципальной собственности, является предназначенность его для муниципальных нужд. В отношении водных объектов, которые могут находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, применяются еще два признака — небольшая площадь и непроточность искусственных водоемов, несвязанность их гидравлически с другими поверхностными водными объектами.
Право водопользования
Институт водопользования подробно регламентируется Водным кодексом РФ и другими нормативными актами, например утвержденными постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 г. № 383 Правилами предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензий на водополь-
зование и распорядительной лицензии, приказом министра природ, ных ресурсов РФ от 23 октября 1998 г. № 232 «Об утверждении до-кументов по лицензированию пользования поверхностными водными объектами». Водопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования водными объектами, а водопотребителями - граждане и юридические лица, получающие от водопользователей в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд. Водопользователь - юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения лицензии на водопользование, являющейся актом специально уполномоченного государственного органа использования и охраны водного фонда. В нее включаются сведения о водном объекте, о водо-потребителях, о водопользователе, указания на способ и цели использования водного объекта, указание пространственных границ (координат) водного объекта или его части, а при необходимости - мест забора (сбр. >са) воды, сведения о лимитах водопользования, об обязательствах водопользователя по отношению к водопо-требителям, сроки действия лицензии и требования по рациональному использованию и охране водных объектов и окружающей среды. Российское водное законодательство регулирует право долгосрочного, краткосрочного и ограниченного пользования, порядок заключения договоров пользования водными объектами, общее, специальное и особое водопользование, институт платности водопользования (водный налог, плату за изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита, сверхлимитное изъятие воды. См. Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» от 6 мая 1998 г. и др.); устанавливает экологические требования (например, согласно Водному кодексу РФ сбросы воды из водохранилищ и объемы безвозвратного изъятия поверхностных вод для каждого водного объекта определяются специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда, кроме того, запрещается удовлетворение потребностей водопользователей за счет экологического попуска).
Особенная часть Водного кодекса РФ регламентирует целевое использование водных объектов: приоритетное — для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; для промышленности и энергетики, сельского и лесного хозяйства (орошение), гидроэнергетики и других целей.
Охрана вод. Законодательством устанавливаются обязанности водопользователей (например, при использовании водных объектов в промышленности и энергетике они должны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению загрязнения, засорения и истощения водных объектов, сохранению их температур-
лого режима). Организации, эксплуатирующие гидроэнергетические и гидротехнические сооружения на водохранилищах и других водоемах, обязаны обеспечить режим наполнения и сработки водохранилищ, порядок их эксплуатации, принимать противоэрозионные, ле-сохозяйственные, агротехнические и другие меры, направленные на предупреждение водной эрозии почв, загрязнения, заиления, засорения и истощения водохранилищ; поддержание благоприятного водного режима и качества воды, улучшение условий водопользования населения и среды обитания животных и растений, поддержание водохранилищ в надлежащем техническом и санитарном состоянии (см. постановление Правительства РФ «О порядке эксплуатации водохранилищ» от 20 июня 1997 г.).
Рекомендуемая литература:Коментарий к Водному кодексу Российской Федерации /Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1997; Коментарий к КоАП РСФСР. 4-е изд. М, 2001; Классов И. О. Экологическое право. М., 2001, с. 432-457, 597-604.
Глава IX
|
|