Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Нормативы качества окружающей среды

Вначале определим, что понимается под качеством окружающей среды. Качество окружающей среды – это состояние окружающей среды по физическим, химическим, биологическим и иным показателям или по их совокупности.

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы состояния окружающей среды по физическим, химическим, биологическим и иным показателям, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная, здоровая окружающая среда.

Разработка, введение и применение экологических нормативов, в том числе нормативов качества окружающей среды, – явление сложное и включает в себя:

· проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;

· проведение экспертизы проектов, выводы которой допускают введение данного вида нормативов;

· установление оснований разработки или пересмотра экологических нормативов;

· осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;

· формирование и ведение единой информационной базы данных;

· оценка и прогнозирование экономических, социальных, экологических и иных последствий применения экологических нормативов.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических, физических, биологических и иных веществ в окружающей среде (атмосфере, воде, почве и др.). ПДК – научно обоснованная мера сочетания экологических требований общества к качеству окружающей среды и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности. В основе экологических требований к ПДК вредных веществ в окружающей среде лежат медицинский (гигиенический) показатель (пороговый уровень угрозы здоровью человека и его генетическим программам) и экологический показатель (пороговый уровень угрозы состоянию окружающей среды).[140] Но при этом учитываются и возможности научно-технические, технологические, экономические и др. То есть требования ПДК должны быть выполнимыми.



Нормативы качества окружающей среды являются едиными на всей территории России. Но при их установлении учитываются природные особенности территории (акватории), назначение объекта природы и т.д. С учетом этих факторов для отдельных территорий (акваторий) могут быть установлены свои, более жесткие нормативы. Это, например, особо охраняемые природные территории (заповедники), оз. Байкал, источники питьевого водоснабжения и т.д.

Гигиенические нормативы качества окружающей среды утверждаются Главным санитарным врачом РФ. В качестве примера можно назвать «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утвержденные 17.10.2003 года.[141]

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Цель их установления: предотвратить негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности юридических и физических лиц. Предусмотрены следующие нормативы воздействия на окружающую среду (ст. 22 ФЗоООС):

· нормативы допустимых выбросов и сбросов в окружающую среду вредных веществ и микроорганизмов;

· нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

· нормативы вредных физических воздействий на окружающую среду (количество тепла, уровень шума; вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

· нормативы допустимого изъятия компонентов природных ресурсов;

· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

· нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством СРФ в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду так же, как и нормативы качества окружающей среды, устанавливаются с учетом природных особенностей соответствующей территории (акватории).

Рассмотрим отдельные виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

 


4.5.4. Нормативы допустимых выбросов
и сбросов вредных веществ и микроорганизмов

В целях соблюдения уровня ПДК вредных веществ в окружающей среде, то есть сохранения качества окружающей среды, устанавливаются нормативы воздействия на нее в виде предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ в водные объекты. Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферный воздух, а сбросами – в водные объекты.

ПДВ и ПДС устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Технологический (технический) норматив допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и микроорганизмов в окружающую среду устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, а также технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Технологический норматив массу выбрасываемых в окружающую среду вредных веществ определяет исходя из количества выпускаемой продукции источником загрязнения. Больше продукции – больше выбросов и сбросов и наоборот.

Но при этом выбросы в пределах технологических нормативов не должны приводить к превышению ПДК вредных веществ на соответствующей территории (акватории). Иначе это будет разрешение на загрязнение окружающей среды.

ПДВ разрабатываются и утверждаются отделом по контролю и надзору за охраной атмосферного воздуха ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, а ПДС – ФА водных ресурсов МПР РФ. Эти же органы утверждают технологические (технические) нормативы.

Для того, чтобы качество окружающей среды на конкретно определенной территории (акватории) сохранить на заданном ПДК уровне, ПДВ и ПДС вредных веществ со всех стационарных, передвижных и иных источников в окружающую среду данной территории в совокупности не должны привести к превышению ПДК этих веществ.

В атмосферном воздухе поселения среднесуточное содержание фреона-14 не должно превышать 20 мг/м3. Допустим, в г. Барнауле три предприятия выбрасывают это вещество. Их совокупный выброс фреона-14 не должен превышать 20 мг/м3. С учетом этого для каждого предприятия устанавливается «своя» норма ПДВ фреона-14.

Это несложное правило распространяется на все вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух и сбрасываемые в водоемы.

 

Лимиты на выбросы и сбросы

ПДВ и ПДС устанавливаются для тех предприятий и организаций – источников загрязнения, которые функционируют относительно стабильно и имеют экономические, технологические и финансовые возможности соблюдать их. На тех предприятиях и организациях, где такой возможности нет в силу объективных причин (экономическая слабость, устаревшее оборудование и технология и т.п.), закон допускает возможность установления так называемых лимитов на выбросы и сбросы.

Лимиты допускают более высокий уровень выбросов и сбросов по сравнению с предельно допустимыми, но лишь на определенный период, в течение которого на предприятии выбросы и сбросы должны быть доведены до нормативов за счет внедрения новой технологии, техники и т.п.

Выбросы и сбросы вредных веществ со всех источников загрязнения допускаются на основании разрешений, выдаваемых региональными органами управления атмосферным воздухом и водными ресурсами.

При отсутствии разрешений, а также при нарушении предусмотренных в разрешении условий, выбросы и сбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в судебном порядке по инициативе органов давших разрешение.

 

4.5.6. Нормативы допустимых физических
воздействий на окружающую среду

К физическим воздействиям на окружающую среду относятся шум, вибрация, электрические и магнитные поля, радиационное излучение и ряд других.

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества и благоприятное состояние окружающей среды для здоровья человека, для сохранения многообразия растительного и животного мира.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.