Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Упоминание села встречается в Летописи событий монастыря

и относится к началу XVII века:

В октябре 1611 года келарь Боголеп послал монастырского слугу Третьяка Ворона в заозерские села рыбы купить, дал ему 20 рублей, и того Третьяка в Мегре под Белозерском (40 верст) литовские люди убили до смерти и деньги взяли.

Имеется и описание: ... в нём церковь Успения Пречистой Богородицы и другая Рождества

Христова, в селе 15 дворов крестьянских да 26 дворов бобыльских,

Людей в них тож.

Г. Село Мегра: дворов -102, мужчин- 253, женщин-270,

Лошадей-102, коров -532, овец-204, свиней- 102.

В Переписной книге 1710 года [49] читаем:

Село Мегра № 755
На погосте церковь Рождества Христова в пределе Николая Чюдотворца

древяная …сена по реке Ковже 5 копен да по реке Мегре 2 копны …
В том же селе- двор монастырской в нём жили преж сего прикащики да нарядчики погодно
Во дворе крестьянин …
В деревне Шунжобое во дворе крестьянин …

Новгородкий сборник, выпуск 1, Белозерский уезд.

Мегринская волость с правлением и почтовым адресом в селе Мегра :

Расстояние от уездного города - 38 верст,

Число селений – 19,

Число крестьянских дворов – 451,

Число дворов некрестьянского населения 4.

Числовой состав населения на 1 января 1889 г.:

Мужчин – 1595, женщин – 1742,

Итого - 3337.

Успенская Мегринская (Мегринско - Ковжский приход),

Христорождественская Мегринская церковь (1763г.)

С 1731-1757 – священник Лев Филиппов

(выбыл в приписную к Кириллову монастырю

Новоезерскому в Николаевскую пустынь в

Становищах «за излишество»)

С 18.04.1757-1763 – священник Кирилл Львов,

С 21.05.1755-1763 – дьякон Моисей Львов,

С 1755-1763 – пономарь Захар Львов,



С 01.1756 – дьячок Семён Иванов,

……?………..?.............?............

Священник

Дмитрий Михайлович Богословский,

Протоиерей

Иоанн Иоаннович Воробьев,

Дьячок Дмитрий Кунцией,

Пономарь Арсений Светлов,

Псаломщик Семён Кузнецов,

До 1917г. - священник (протоиерей)

Андрей Михайлович Магаев

Г.р., расстрелян в 1937г.,

Федотовский (священнослужитель) ?

Священник

Кирилл Алексеевич Добромыслов, последний служитель в церкви.

В 1935г. церковь закрыли и передали школе, как делалось по всей России.

От названия села произошла фамилия «Мегорский», род которых состоял в основном из духовенства и имел свои корни в Белозерском уезде Новгородской губернии (ныне Вологодская область) на западном берегу Белого озера в устье реки Мегра. Возможно, поэтому старожилы села называли себя «мегОрскими», а не «мегрИнскими».

Я воспользуюсь этим различием, чтобы отличать в воспоминаниях прошлое села Мегра и настоящее посёлка Мегринский.

 

Александр Станиславский. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В РОССИИ XVII в. [20].

«…многочисленные отряды казаков, состоявших на польской службе, действовали в конце 1612 - начале 1613г. в ряде северных уездов, разгромили Вологду и Сольвычегодск, держали в осаде Тотьму и Каргополь.

Января 1615г. из Москвы приехали воеводы, князья Н.А.Волконский и С.В.Чемесов к казакам в белозерское село Мегры. Еще две недели после приезда в Мегры воеводы продолжали сбор мятежных казаков».

Фото 8 из интернета. Сбор мятежных казаков.

Описанию этих исторических периодов посвящено много документальных книг, научных исследований, факты в которых иногда противоречат друг другу.

Факты - это ещё, не всегда, правда.

 

«Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда – в результате может вообще ничего не остаться».

Станислав Ежи Лец - польский поэт, философ.

 

 

М А Р И И Н С К И Й В О Д Н Ы Й П У Т Ь.

Фото 9из интернета.Обелиск в память о строительстве

Мариинского водного пути.

В начале ХIХ века началось строительство одновременно двух систем-Марииской и Тихвинской. Строительство велось более 10 лет. Движение по Мариинской системе началось 21 июля 1810г. Мариинская система начиналась у Рыбинска от устья реки Шексны (притока реки Волги) вверх по течению реки до Белого озера, далее по Белозерскому каналу вдоль берега озера до устья реки Ковжи, вверх по течению реки и каналу (проложенному через водораздел между бассейнами реки Волги и Онежского озера) до реки Вытегры. От реки путь шёл по каналу вдоль Онежского озера, затем по реке Свирь и опять по каналу вдоль Ладожского озера до реки Невы, а в устье реки Невы её конечным пунктом стала привозная гавань морского канала в Санкт-Петербурге.

Протяжённость Мариинской системы составляла около 1100 км.

В тихую погоду суда шли прямо через озёра, это было немного короче, но опаснее из-за внезапных штормов.

«После смерти Петра I работы по устройству канала прекратились и были возобновлены только при Императоре Павле I. 20 января 1799 года Павел I издал указ о продолжении строительства Вытегорского канала, так как Императрица ассигновала средства «к успешному проведению работ».

Будучи Главноначальствующей над воспитательными домами, она выделила из казны воспитательного дома 400 тыс. руб. и повелел представить на утверждение планы и сметы скорейшего окончания сооружения канала: «который отныне, во изъявление признательности Нашей таковому споспошествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Марьинским» [20].

 

На обелиске в дер. Чайка, где проходила трасса системы, была сделана надпись: «Зиждитель пользы и славы народа своего Великий Пётр, здесь помышляя о судоходстве, отдыхал на сём месте в 1711году. Благословейте сыны России! – Петру мысль Мария завершила».

{Императрица Мари́я Фео́доровна (%BE%D%BA%D%82%D%F%D%B%D%80%D%F"14 октября%B%D%BE%D%B"1759 -%D%80%D%F"24 октября"1828), супруга российского императора %BE%D%80)"Павла I. Мать императоров %80)"Александра I и _I"Николая I (всего 10 детей). Правление с 1797г. по 1801г.}

«Строящийся водный путь предполагал немалое количество гидротехнических

сооружений. Для удешевления возведения 32 шлюзов Мариинского канала 18 февраля 1800 года был издан указ Императора Павла 1 {строить суда менее широкие, как «белозерки», с палубами, на ходу легкие}. К моменту пуска на системе было возведено 30 шлюзов с плотинами и много других объектов. Строительство обошлось казне почти в три миллиона рублей» [20].

В процессе строительства и за время эксплуатации в XIX веке система трижды перестраивалась – дополнялась подпитывающими каналами, шлюзами до 40. Последний раз систему перестраивали с 1890г. до 1896г., сократив количество шлюзов до 34. Каждый шлюз Мариинской водной системы имел собственное название и порядковый номер, начиная со шлюза №1 «Св. Сергия» в г. Вытегре и № 34 «Безопасность» в деревне Чайка перед рекой Шексна.

 

Фото 10 из интернета. Имена собственные шлюзов до 1890г.

 

По системе ходили несамоходные суда грузоподъёмностью до 200 тонн «мариинки».

На шлюзованной лестнице у дер. Девятины, где проходил древний волок между северными и южными реками, шлюзы были так часты, что пассажиры, выходя на берег, далеко уходили вперёд шлюзующегося парохода (от шлюза № 9 до шлюзов № 16, 17 около 2,0 - 2,5 км). Пассажирам доставляло большое удовольствие пройтись пешком, наблюдая со стороны, как шлюзуются пароходы и заодно собирали землянику. Дальше расстояния между шлюзами были большие - пешком шлюзующий пароход можно было не догнать, чтобы на него вернуться.

Шлюз № 29 «Петровский» (Св. Петра) - самая высокая точка водораздела - 112 м.

От шлюза №1 в г. Вытегре общий подъём был около 80 метров. Дальше шёл спуск метров на 15м до Череповца (река Шексна, приток реки Волги).

Создание Мариинской системы было выдающееся творение русской инженерной мысли, плод напряжённого труда тысяч простых людей. На Пражской Всемирной выставке в 1913г. Мариинская водная система после 100-летия её эксплуатации была удостоена Большой золотой медали.

В 1924г. Мариинскую систему переименовали в Волго-Балтийский водный путь.

2 ноября 1963г. - официально закрылась навигация по Мариинской системе. Последним судном, прошедшим через старые шлюзы стала самоходная баржа "Иловля". В этот день у шлюза № 17 канал был засыпан перемычкой и русло «мариинки» высохло. К новой навигации 1964 года заканчивали Волго-Балтийскую водную систему.

 

Фото 11 из интернета. Высохшее русло «мариинки», останки шлюза.

28 июня 1964г. открылась пассажирская навигация по Волго-Балту.

Первым из пассажирских судов прошел теплоход «Красногвардеец»,

отчаливший от Озерной пристани в Ленинграде рейсом в Ярославль.

Фото 12 из интернета. Карта «Мариинки» 1890-1896г.

В царские времена на всём протяжении Мариинской водной системы были организованные специальные службы по соблюдению правил судоходства, охраны и обслуживания технических объектов (шлюзов, мостов). Для этих служб в каждом крупном селении были построены дома (казармы). В этих домах располагались урядник со стражниками, контролёры, приказчики. Был такой дом и на Белозерском канале. Высокий дом из белого кирпича и огромных гранитных валунов (фундамент) - украшение и историческая достопримечательность села Мегра.

 

Фото 13 фото из интернета






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.