Пинхус Карлински, 84 года, 66 из которых он отдал службе в армии, надсмотрщик Черниговского водоспуска на Староладожском канале, Являющихся частью Мариинской системы, 1909г.
(фото Прокудина-Горского). Поселение Черниговские, 20км от Новой Ладоги.
Фото 14 из интернета. Гонки (плоты) на канале.
Фото 15 из интернета. г. Вытегра. Шлюз №1. «Св. Сергия».
Б Е Л О З Е Р С К И Й К А Н А Л.
Фото 16 из интернетаю. Обелиск на выходе Белозерского канала
В реку Ковжу.
Такие обелиски стояли вдоль всей «Мариинки».
Фото 17 из интернета. Карта1890-1896г.
Фото 18 из альбома ВК. Белозерский канал.
Фото 19 из интернета. Д. Круглое, шлюз «Польза».
В 1914г. шлюз перенесён вверх по каналу за с. Мегра.
Фото 20 из интернета.Из шлюза № 33 «Польза» в Мегре вышел пароход
В сторону Белозерска, закрываются ворота, ещё стоит
У правого берега лава (наплавной мост).
Строительство канала начато 16 мая 1843 года, окончено со всеми на нем сооружениями к августу 1846 года, и сейчас же открыт для судоходства. Канал этот, обходя юго-западную часть озера на протяжении 63 ½ верст (68км), соединяет реку Шексну (начало канала) с рекой Ковжей (конец канала) - сверху вниз по высоте воды. По краям Белозерского канала, вдоль озера Белого, между рекой Ковжей и рекой Шексной в 1909 году были два шлюза. После реки Ковжи у деревни Круглое (КрУглово), стоявшей в шести километрах от устья реки Ковжи на правом её берегу и левом от реки берегу (бечевнике) Белозерского канала, был шлюз №33 «Польза». В 1914г. его перенесли за село Мегра и построили двухкамерным. Шлюз №34 «Удобство» и шлюз №35 «Безопасность» - в Чайке в начале канала от Шексны. В период последней перестройки 1890-1896г.г. эти два шлюза объединили в один и дали имя «Безопасность».
Вдоль канала шёл бечевник - дорога до самого Белозерска. Лодки, баржи по каналу таскали бечевой (верёвками с использованием лошадей, а позже тракторами). Некоторые историки утверждали, что бурлаков на Белозерском канале не было.
Но вот отрывок из описания И.Ф.Тюменева, путешествовавшего по «Мариинке» [28].
Фото 20а из интернета. Бурлачки.
В О Л Г О - Б А Л Т И Й С К И Й
В О Д Н Ы Й П У Т Ь.
Фото 21. Схема Волго-Балта в Белозерске.
Строительство нового канала начато в 1940г., но в 1941г. из-за начала Великой Отечественной войны стройку пришлось законсервировать.
Возобновлены проектирование и изыскательские работы после завершения ударной стройки – Волго-Донского канала (1949г.-31 мая 1952г.). В 1959 г. Волго-Балтийский водный путь был объявлен первоочередной стройкой семилетки.
Мая 1964г. сняли перемычки, отделяющие северный (вытегорский) и южный (ковжинский) склоны. Высокие воды Череповецкого водохранилища, повернув вспять реку Ковжу, подошли к шлюзу № 6 у села Девятины. Волго-Балт был готов для судоходства.
Разница уровней воды между Балтийским морем и шлюзом № 7 на реке Шексна составляет 132 метра.
5 июня 1964 г. Волго-Балтийский водный путь был сдан в пробную эксплуатацию. Грузовые суда уже стояли по обе стороны шлюзов в ожидании открытия судоходства по новому водному пути.
28 июня 1964г. первым из пассажирских судов по Волго-Балту прошел теплоход «Красногвардеец», отчаливший от Озерной пристани в Ленинграде рейсом в Ярославль.
27 октября 1964г. правительственная комиссия рапортовала о принятии Волго-Балтийского водного пути в постоянную эксплуатацию (как всегда досрочно). Несколькими днями позже ему было присвоено имя В.И. Ленина.
Фото 22 из интернета. Верхнесвирский шлюз №2
На Волго-Балтийском водном пути.
Он как ворота в новый мир
Ещё неведомый и новый.
И тихо входят корабли
В его бетонные оковы. С.Б.
В августе 1964г.я с родителями проехал на теплоходе от Ленинграда до Череповца. Впечатление было удручающим, особенно после Вытегры. Вот отрывок из путеводителя:«завораживает нетронутость природы… благодаря такому решению во всей зоне Волго-Балта протяженностью в 360 км потребовалось перенести на новые места всего лишь 218 населенных пунктов и вырубить леса на площади 9 тыс. га... До 1995 года на канале было ограничения скорости движения судов, от волн нашего теплохода берег осыпался на наших глазах. Причина тому – глинистые почвы. На канале постоянно работают земснаряды, поддерживающие необходимую глубину в 3,5 м (у строителей был расчет на естественное осыпание берегов до устойчивой формы склона). С 1996 года максимальная скорость движения судов – 12,5 км/ч. была отменена» [18].Лучше не скажешь.
Но сказалась досрочная сдача стройки. На огромных территориях лес стоят в воде (не вырублен), по реке Ковжа плыли торчком брёвна (топляки). Теплоход вынужден был идти медленно - матросы на носу теплохода баграми отталкивали эти топляки от бортов. Церковь в устье р. Ковжа стояла в воде. Когда шли по озеру, разглядели только белый каменный дом «казарма» на островке и тополями у мегорского шлюза - единственные ориентиры на воде, где было село Мегра. На горизонте виднелись купола белозерских церквей.
Бобылёв Борис Николаевич [3].
«В 1966 году, если не позже, мы с отцом на своей деревянной лодке с подвесным мотором «Стрела» из Мегринского ездили в магазин на шлюз. Там еще были и жилые дома, и шлюз хорошо сохранился. Бечевник размыт там, где был узок». Бобылёв Б.Н. интересно и подробно рассказывает в своих воспоминаниях о деревне Круглое/Круглово.
|