Из письма Вышинского Сталину. 1 февраля 1939г. [2].
«…Расследованием, произведенным помощником Главного военного прокурора т. Китаевым и группой работников НКВД СССР, установлено:
1) Бывший начальник Белозерского оперсектора УНКВД лейтенант госбезопасности Власов… встал на путь подлогов и фабрикации фиктивных дел. В этих целях, Власов и работники оперсектора, сержант госбезопасности Воробьев, старший лейтенант чекист запаса Емин, сотрудник Левашов и прикомандированный к оперсектору начальник пограничной школы в Ленинграде капитан Антипов прибыли в исправительно-трудовую колонию № 143 под видом “медицинской комиссии”, якобы для отбора и направления осужденных в другие колонии.
Отобрав здесь из отбывших наказание 100 человек, Власов и его сотрудники составили подложные протоколы допросов обвиняемых, якобы сознавшихся в тягчайших государственных преступлениях. Подписи обвиняемых на этих протоколах были получены под видом подписей на “свидетельствах о болезни”.
Сфабрикованные таким образом дела были переданы на рассмотрение во внесудебном порядке на Тройку при УНКВД по Вологодской области, и более 100 человек были расстреляны.
2) Власов, Емин, Воробьев, Левашов и начальник Белозерского НКВД Портнаго во время допросов доходили до изуверства, применяя к допрашиваемым всевозможные пытки. Дело дошло до того, что во время допросов этими лицами четверо допрашиваемых были убиты.
3) Следствием установлено значительное количество случаев совершенно незаконных и неправильных постановлений троек и осуждения лиц ни в чем не повинных… Таких примеров преступных действий Тройки УНКВД по Вологодской области следствием установлено значительное количество.
4) При исполнении приказа Народного Комиссара внутренних дел СССР № 485 о репрессировании участников всякого рода шпионских и националистических организаций, ряд работников Вологодского УНКВД… производили без всяких оснований аресты лиц, носящих нерусские фамилии. В отношении этих лиц затем составлялись фиктивные протоколы, фабриковались дела, которые и разрешались во внесудебном порядке. За указанные выше преступления арестованы (8 фамилий)…
…Обвиняемых Власова, Лебедева и Проскурякова, являющихся зачинщиками и организаторами изложенных выше вопиющих преступлений, полагал бы приговорить к высшей мере наказания – расстрелу, остальных – к длительным срокам лишения свободы».
Негласное Крепостничество.
(из интернета).
«Существующая паспортная система в стране затрудняла возможность сельским жителям покидать свои сёла. Естественно, народ искал лазейки в законах и пытался вырваться из колхозного крепостничества.
Главным способом оставить родной колхоз стала вербовка на еще более тяжелые работы — лесозаготовки, разработку торфа, строительство в отдаленных северных районах. Если сверху спускалась разнарядка на рабочую силу, председатели колхозов могли только тянуть волынку и оттягивать выдачу разрешительных документов. Правда, паспорт завербованному выдавался лишь на срок действия договора, максимум на год. После чего бывший колхозник всеми правдами и неправдами пытался продлить договор, а там и перейти в разряд постоянных работников своего нового предприятия.
Еще одним действенным способом получения паспорта стала ранняя отправка детей 14-15 лет на учебу в фабрично-заводские училища (ФЗУ) и техникумы.
В колхоз добровольно-принудительно записывали всех живущих на его территории, начиная с шестнадцати лет. И фокус заключался в том, чтобы подросток поступил учиться, а уже там, в городе, получил паспорт.
Однако самым надежным средством вырваться на свободу оставалась служба в армии. Отдав родине патриотический долг, сельские парни толпами шли на заводы, стройки, в милицию, оставались на сверхсрочную службу, лишь бы не возвращаться домой, в колхоз. Причем родители их всячески в этом поддерживали.
Казалось бы, конец колхозного ига должен был наступить после смерти Сталина и прихода к власти любящего и понимающего крестьянство Хрущева. Но "дорогой Никита Сергеевич" не сделал для изменения паспортного режима на селе ровным счетом ничего, видимо, понимая, что, получив свободу передвижения, крестьяне перестанут работать за гроши. Ничего не изменилось и после смещения Хрущева и перехода власти к триумвирату — Брежневу, Косыгину и Подгорному. Ведь стране по-прежнему требовалось много дешевого хлеба, а получать его иначе, как эксплуатируя крестьян, давно уже разучились. При этом для колхозников сохраняется существующий порядок приема их на работу на предприятия и стройки, т. е. при наличии справок об отпуске их правлениями колхозов».
По постановлению Совета Министров СССР паспорта всем селянам стали выдавать лишь в 1976-81 годы.
Трудодень.
(из интернета)
Сельское население постепенно старело. Село стало выморочным(статистический термин), вымирало. Молодёжь уходила в города, старики сидели дома. В колхозах работали престарелые мужики и бабы, да подростки 12-16 лет.
В колхозе «Большеполец» был конь–тяжеловоз. Конюх запрягал в него 3-4 телеги (обоз), на которые садились колхозники и выезжали утром в дальнее поле; на каждой телеге сидело 6-8 человек – максимально получается около 30 человек. Вот и весь колхоз. Трудились в колхозах за трудодни (бригадир ставил палочки за каждый отработанный день), а осенью рассчитывались натуральными продуктами зерном, корнеплодами, сеном, дровами, иногда небольшими деньгами и почётными грамотами и подарками, но тут же добровольно - принудительно все обязаны были подписываться на государственные займы (покупать облигации). Не все колхозники работали каждый день - вырабатывали просто свой минимум трудодней. Исключением было время сенокоса, на которое выходили все. В другое время собрать на работы 100% колхозников не удавалось.Справедливости ради, надо сказать, что в годы войны работали все от мала до велика ежедневно, круглогодично – «всё для фронта, всё для победы».
* * *
Указами Президиума Верховного Совета СССР от 13,15 апреля 1942г. были установлены минимумы трудодней для каждого периода сельскохозяйственных работ, а не только годовая сумма. Например, в колхозах первой группы с минимумом 150 трудодней в год надо было выработать: до 15 мая не менее 30 трудодней, с 15 мая по 1 сентября — 45, с 1 сентября до 1 ноября — 45. Остальные 30 — после 1 ноября. Постановление предусмотрело, что подростки, члены семей колхозников, в возрасте от 12 до 16 лет должны были выработать не менее 50 трудодней в год, но без разбивки по периодам. Была предусмотрена уголовную ответственность для лиц, виновных в не выработке обязательного минимума трудодней по периодам, в форме наказания исправительно-трудовыми работами в колхозе на срок до 6 месяцев с удержанием из оплаты до 25 процентов трудодней в пользу колхоза. Такое решение способствовало заинтересованности колхоза реализации подобных наказаний. Ответственность наступала с 16 лет и до пенсионного возраста. Подростки от 12 до 16 лет хотя и должны были выработать не меньше 50 трудодней в год, но за невыполнение такого минимума они уголовной ответственности не несли».
* * *
«Ах, война, что ты сделала подлая…»
Булат Окуджава
РОДИНА позвала всех на Великую Отечественную Войну (1941-45г.г.). От мала до велика шли защищать ОТЕЧЕСТВО. Война «выкосила» многих вологжан, не обошла она и мегорских жителей. Есть памятник вологжанам на мемориале «Синявинские высоты» под Ленинградом, на месте прорыва блокады - (Вологжанам павшим на Синявинских высотах, Вологодское землячество в Санкт-Петербурге). Есть памятник и в посёлке Мегринский, куда переселились многие мегорские и шунжебойские жители перед затоплением в связи с открытие Волго-Балта.
Фото 76. На Синявинских высотах (мой внук у памятника вологжанам).
Фото 77. Книги памяти.
Фото 78 из альбома группы ВК «Мегра/ Мегринский».
|