Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Сущность, цели и задачи менеджмента. Функции менеджмента. Менеджер ХХI века.

Слово «менеджер» в англо-русском словаре и в словаре иностранных слов имеет 2 трактовки: профессиональный управляющий, руководитель, директор и хозяин.

Менеджера нанимают для достижения конкретных целей, поставленных перед предприятием, а именно - получение определенной прибыли на вложенный капитал.

Менеджмент может быть нормативным (планирование, организация, мотивация и контроль – лидерство в рамках устоявшейся практики управления) и предпринимательским или преобразующим (реализация менеджерских функций с уклоном на инновации и изменения в организации; руководители действуют как лидеры преобразований). Инновация – это идея нового производства товара или услуги. В условиях предпринимательского менеджмента субъект деятельности объединяет функции менеджера и лидера. В этих условиях степень проявления ролей менеджера разная (больше проявляется роль предпринимателя), ролевые действия протекают в условиях постоянной конкуренции.

В любой организации выделяют 2 типа менеджеров:

· линейные (действуют на основе единоначалия, отвечают за состояние и развитие предприятия или его подразделений (цехов, участков, бригад): директора, начальники цехов, мастера, бригадиры)

· функциональные (отвечают за определенную подсистему управления: за маркетинг, финансы, персонал).

По месту в системе управления организацией менеджеры занимают 3 уровня:

1.Менеджеры высшего уровня (top) – самая малочисленная, но наиболее влиятельная категория менеджеров, стоящих во главе иерархической структуры (управляющий и его замы, президент и вице-президенты). Они отвечают за деятельность всей организации, принимают ключевые решения по стратегии развития и текущим делам фирмы. Их деятельность характеризуется масштабностью и сложностью, приоритетом стратегических и перспективных задач.



2.Менеджеры среднего уровня (middle) – руководители крупных служб, производств начальники отделов. Они координируют и контролируют работу руководителей низового уровня. В их деятельности преобладают тактические задачи, хотя они участвуют и в разработке стратегических проблем.

3.Менеджеры низового уровня (low) - самая многочисленная управленческая группа в организации. Они отвечают за выполнение производственных заданий и использование ресурсов, непосредственно несут ответственность за производство товаров и услуг, постоянно общаются с рядовыми исполнителями и производственным персоналом.

Исследования позволили сформировать набор характеристик, которыми должен обладать менеджер: профессиональные знания; гибкость, мобильность в условиях быстро меняющейся ситуации; общительность, коммуникабельность, хорошие манеры; физическое здоровье; правильно выбранная одежда; круг друзей, связи с деловым миром.

В своей деятельности менеджер решает 2 специфические задачи:

1. Создание управляющей системы, способствующей возникновению порядка.

2. Обеспечение продуктивности фирмы.

Сегодня решающее влияние на продуктивность фирмы оказывают не рабочие, а работники знания. В различные периоды и в разной степени менеджер принимает на себя 3 группы ролей: межличностные; информационные; роли по принятию решений.

Характеристики труда менеджера:

1)неоднородность, фрагментарность;

2)насыщенность большим числом действий;

3)напряженность, интенсивность;

4)преобладание речевого общения;

5)широкая сеть контактов.

Чтобы успешно работать в современных условиях, менеджеру необходимо овладеть 3 группами навыков: технологическими, психологическими и концептуальными или стратегическими (способность менеджера взглянуть на организацию в целом, умение проанализировать варианты перспективного развития, диагностировать проблемы).

Менеджмент – это:

1.Управление коммерческой фирмой, работающей в условиях рынка.

2.Самостоятельный вид профессиональной управленческой деятельности, предполагающий, что управляющий не зависит от собственности на капитал фирмы, в которой работает.

3.Эффективная теория управления (наука), обобщающая материалы исследований и практики рационального управления коммерческим производством.

4.Процесс управления фирмой, осуществляемый менеджерами для достижения целей организационной системы.

5.Систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которых обобщен опыт лучших предприятий мира и операционализированы данные социальных наук.

Менеджмент не дает идеальной организации и идеальных методов управления; в него встроено постоянное обновление. Он дает для руководства простые правила, которые дают большой эффект, если применимы к правильно оцененной ситуации. Создание современного менеджмента как систематической научной дисциплины - П. Друкер.

Современный менеджмент является результатом двух процессов:

1.Современное общество - общество большой организации. В результате большинство людей работает по найму, но это не пролетарии, т.к. имеют собственность и знания.

2.Современное общество является обществом знаний. Результаты работы получаются не мускулами, а мозгами, т.е. наемные работники все больше становятся менеджерами. Если в начале ХХ века менеджер – это управляющий, в подчинении у которого находятся люди, то сегодня это работник, вносящий вклад в успех организации своим умом и знаниями.

Цели менеджмента как управляющей системы – это те цели, которые стоят перед самой организацией.

Задачи менеджмента: поддержание баланса между процессами жизнедеятельности организации (получение ресурсов из внешнего окружения, изготовление продукта, передача продукта во внешнюю среду), а также мобилизация ресурсов организации на их осуществление.

Методы управленческой деятельности:

1.Организационные методы – методы, создающие необходимые условия функционирования организации. С их помощью организация учреждается, ориентируется во времени и пространстве, ее деятельность регламентируется. Эти методы являются пассивными. Они создают рамки, направляющие будущее функционирование и развитие организации.

2.Административные методы: являются активными, т.к. происходит вмешательство в деятельность организации.

3.Экономические методы – не прямое, а косвенное воздействие на объект управления.

4.Социально-психологические методы, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе, соблюдения социального законодательства и хорошего морального климата.

5.Сетевые методы – графоаналитические методы управления созданием всех систем.

6.Балансовые методы – применяются при решении всех управленческих задач.

Основные функции менеджмента. Менеджмент рассматривается как процесс непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых в свою очередь тоже является процессом. Такие действия называются управленческими функциями. К основным функциям менеджмента сегодня относят:

Планирование – определение миссии, целей фирмы и путей их достижения. Оно дает представление о положении фирмы в настоящее время, о направлениях ее развития и эффективных способах достижения целей.

Организация – отвечает на вопрос: Каким образом должна быть устроена фирма, каковы конкретные задания работникам, какие полномочия они получают и какую ответственность несут за результаты дела.

Мотивация (лидерство) – побуждение сотрудников эффективно выполнять свои обязанности и использование для стимулирования их работы материальных и духовных факторов поощрения.

Контроль – тщательная проверка того, как выполняются планы и соответствует ли им структура организации. Итоги контроля используются в корректировке деятельности предприятия. Эти функции составляют экономический механизм менеджмента.

Менеджер 21 века должен быть: глобальным стратегом, способным планировать деятельность предприятия с учетом будущего развития рынка; приспособляемым к изменениям; упреждать тенденции в бизнес – среде; искать новые способы удовлетворения потребностей; использовать современные технологии; иметь развитое мышление в критической ситуации; уметь работать в команде и использовать эффект синергии; быть лидером и заниматься самообразованием.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.