Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Государственное регулирование рынка труда в США.

 

В России система государственного регулирования рынка труда создана относительно недавно и, в связи с этим, полезно изучать зарубежный опыт и, в частности, опыт США.

Регулирование рынка труда за рубежом осуществляется государственными органами власти и общественными организациями в направлении установления минимального уровня оплаты труда, установлении регрессивной шкалы подоходного налога, совершенствовании системы информационного обеспечения населения о состоянии и перспективах развития рынка труда и т.д.

Рынок труда в Соединенных Штатах Америки, как и в других развитых странах, является важнейшей составляющей рыночной системы, которая позволяет эффективно использовать трудовой потенциал страны при высоком уровне оплаты труда. Рынок труда этой страны делится на несколько сегментов, как в территориальном (по штатам), так и в профессионально-квалификационном плане. По профессионально-квалификационному признаку он делится на специалистов с высшим образованием, управляющих, высококвалифицированных рабочих, а также техников, административно-вспомогательный персонал, работников обслуживания, неквалифицированных рабочих, служащих низкой категории. Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано не допустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальными потрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества других диспропорций структурного характера. Например, хроническая безработица сопровождается большим количеством незаполненных вакансий, нехваткой целого ряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностями научно-технического прогресса. В этих условиях еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональная подготовка и переподготовка кадров, развитие системы образования.



Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использование отражается на экономике, снижает эффективность общественного производства, ухудшает позиции американского капитала на международных рынках.

В настоящее время можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

1. Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

2. Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

3. Программы содействия найму рабочей силы;

4. Программы по социальному страхованию безработицы.

В настоящее время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном - с помощью различного рода мер (налоговые льготы, государственные субсидии, инновационно-информационное обеспечение населения и т.д.).

Важное значение в США придаётся государственному содействию найму. Так, Служба трудоустройства, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда), занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированием претендентов на работу для определения их квалификации. Характерная особенность государственных агентств содействия найму в последнее десятилетие - оснащение их современной электронно-вычислительной техникой, что позволяет создавать базы данных как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу.

В США измерением уровня безработицы занимается Бюро статистики труда (БСТ) — одно из подразделений Министерства труда. Каждый месяц БСТ публикует сведения об уровне безработицы и других параметрах рынка труда, таких как занятость в различных отраслях, средняя продолжительность рабочей недели и среднее время, необходимое для трудоустройства безработного. Источником для этих данных служит текущее обследование населения - выборочное обследование семей, которое для БСТ проводит Бюро переписей. Выборка охватывает около 60 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно и подобранных таким образом, чтобы представлять все население страны (таблица 7.1.).

Прогнозы Бюро Статистики Труда разработаны по этапам, каждый из которых основан на отдельных процедурах и моделях прогнозирования и различных соответствующих предпосылках. Эти этапы, или компоненты системы, рассматривают:

1. размер и демографическую структуру рабочей силы

2. рост совокупной экономики (ВНП)

3. межотраслевые отношения (затраты и выход продукции), используемые для распределения составляющих конечного спроса на товары

4. выход продукции в отрасли и занятость

5. профессиональную занятость

Эти компоненты создают общую аналитическую структуру, необходимую для разработки детальных прогнозов занятости. Результаты каждого этапа используются как исходные данные для последующих этапов, а некоторые результаты последующих полезны для предшествующих этапов. Один раз в два года в США выпускается справочник, в котором по сотням профессии представляется прогноз о численности работников через десятилетие. Такой прогноз, в сочетании со сложившимся уровнем оплаты труда, позволяет ориентировать учебные заведения и население на профессиональное обучение по соответствующим специальностям и профессиям. Характеристика каждой специальности справочника содержит разделы:

1.Важные моменты

2. Содержание работы

3. Рабочая среда

4.Квалификационные требования

5. Образование и профессиональная подготовка

6. Занятость

7. Доходы

По данным справочника Министерства труда США за 2008 год, через 10 лет в США самыми востребованными будут профессии в области медицины, образования, финансов и информационных технологий. Легче всего будет найти работу медсестрам, финансовым аналитикам и администраторам школ и колледжей (таблица 7.6.).

Таблица 7.6.

Прогнозы данных из матрицы занятости в США

 

Должность Код по SOC * Занятос ть 2008 Прогно-зируемая заня-тость 2018 Изменения, 2008-2018
Количество %
Экономисты  
Статистики 15–2041
Персональные финансовые консультанты  
Инспекторы, контролеры и сборщики налогов 13–2081
Кассиры   41–2011
Продолжение табл. 7.6.
Оценщики и эксперты по оценке недвижимости 13–2021
Наладчики станков, операторы и контролеры (по металлу и пластику)   -129400 -13
Механики 51–4041 -19300 -5
Инженеры – техники        
Терапевты и хирурги 29–1060
Аналитики компьютерной системы  
Архитекторы  
Ученые – медики  
Психолог  
Судья  
Библиотекарь  
Флористы   -1900 -3
Хореографы  
Музыканты и певцы  
Фотографы  
Отоларинголог  
Фармацевт  
               

 

Более нужными, чем терапевты, хирурги и дантисты, через 10 лет станут медицинские ассистенты, медсестры и медицинские техники.

Спрос на эти профессии будет расти почти в два раза быстрее, чем в любой другой сфере. Средняя зарплата медицинского ассистента, как и медицинского техника, составляет около 30 тысяч долларов в год, медсестры – около 60 тысяч долларов в год.

Министерство труда США предсказывает головокружительный рост востребованности на профессии в сфере финансов – количество рабочих мест в этой области увеличится в ближайшие 10 лет на 83%. Легче всего будет найти работу бухгалтерам (они могут рассчитывать на зарплату примерно в 60 тысяч в год), финансовым аналитикам (они получают около 75 тысяч долларов в год) и менеджерам в области финансов (с зарплатой около 100 тысяч долларов в год).

Что касается школьного образования, в этой области самыми востребованными окажутся учителя средней школы (которые обычно получают около 50 тысяч долларов в год), деканы в университетах (с зарплатой около 90 тысяч долларов в год) и директора школ (им обычно платят около 100 тысяч).

В области компьютерных технологий наибольшей популярностью будут пользоваться сетевые администраторы (зарплата около 60 тысяч долларов в год), программисты (они обычно получают около 100 тысяч долларов в год) и администраторы информационных систем (с зарплатой около 120 тысяч долларов).

В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает, что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, благодаря компетентного активного участия государства, можно более рационально использовать трудовой потенциал страны (таблица 7.7.).

Таблица 7.7.

Заработная плата в мае 2008 года в расчёте на год, долларов.

Должность Средняя зарплата Минимальная для 10% Средняя для 50% Максимальная для 10%
Экономисты от 59390 до 113590
Статистики от 52730 до 95170
Персональные финансовые консультанты     от 46390 до 119290  
Продолжение табл. 7.6.
Инспекторы, контролеры и сборщики налогов от 36590 до 66730
Кассиры (почасовая оплата) 8,49 6,88 от 7,50 до 9,72 12,02
Оценщики и эксперты по оценке недвижимости от 34330 до 66640
Наладчики станков, операторы и контролеры (по металлу и пластику)        
Механики (почасовая оплата) 17,41 10,79 от 13,66 до 21,85 26,6
Инженеры – техники        

 

Термины и понятия

 

Безработица. Безработный. Подходящая работа. Неподходящая работа. Виды безработицы: фрикционная, сезонная, структурная, циклическая, институциональная, технологическая, открытая, зарегистрированная, скрытая, кратковременная, умеренная, длительная, застойная. Уровень безработицы. Коэффициент напряженности на рынке труда

Вопросы для повторения и обсуждения к главе 7

 

1) Что такое безработица, каковы ее виды и причины возникновения?

2) Кого считают безработным? Раскройте различия в определении понятия «безработный» в Федеральном законе РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и в определении МОТ?

3) Какая работа считается подходящей и неподходящей?

4) Какова природа возникновения структурной безработицы?

5) Что такое фрикционная безработица?

6) Чем характеризуется сезонная и технологическая безработица?

7) Циклическая безработица: каковы ее содержание и особенности?

8) Каков уровень и тенденции официально зарегистрированной безработицы в России?

9) В чем состоят экономические издержки безработицы?

10) В чем заключаются причины скрытой безработицы?

11) Каковы социальные последствия, вызываемые безработицей?

12) Какова процедура признания человека безработным?

13) Дайте характеристику безработицы по ее продолжительности.

14) Каковы наиболее общие показатели безработицы и как производится их расчет?

 


Библиографический список

 

1. Конституция Российской Федерации. М., 2002.

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. ТК «Велсби» Изд-во «Проспект», 2011 г.

3. МОТ. Конвенции и рекомендации, принятые МКТ. МВТ. Женева, 1991. Т. 1, ТП. С. 1428-1431. С. 2171-2184.

4. О беженцах: Закон Российской Федерации // 30.06.2003 г., №86-ФЗ. В редакции от 01.03.2012 №18-ФЗ.

5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах». В ред. от 01.07.2011 г. №169-ФЗ.

6. О занятости населения в Российской Федерации: Закон Российской Федерации, 19 апреля 1991 г., №1032-1. В редакции закона от 30.11.2011 г., №361-ФЗ.

7. О коллективных договорах и соглашениях: Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. в ред. ФЗ от 24 ноября 1995 г., № 176-ФЗ (с послед. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 1995. №48; 1999. №18, ст. 2219.

8. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон РФ, 20 ноября 1999 г. № 201-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. №47, ст. 5619.

9. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон РФ, 24 октября 1997 г., №134-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. №43, ст. 4904; 2000. №22, cт. 2264.

10. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон РФ, 12 января 1996 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. №1.

11. Административный регламент Федеральной службы по труду и занятости. Приказ Минздравсоцразвития от 30.11.2006 г. №819.

12. О регулировании отношений в области содействия занятости населения в Челябинской области. Закон Челябинской области от 15 декабря 2011 г., №249. ЗО.

13. Основные показатели деятельности органов Минтруда России по вопросам занятости населения: Статбюллетени / Минтруд РФ, Департамент занятости населения. М., 1996-2006 гг.

14. Отдельные показатели деятельности органов службы занятости РФ: Стат Бюллетени / Федеральная служба по труду и занятости населения. М., 2007-2010 гг.

15. Об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года. Официальный сайт Росстата www.gks.ru

16. Россия в цифрах: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. М., 1995-2005.

17. Российский статистический ежегодник: Стат-сборник Росстата. М., 2006-2011 гг.

18. Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке в Российской Федерации: Постановление Минтруда РФ. 27.09.1996 г., №1.

19. Положение об организации общественных работ: Постановление правительства РФ, 12.11.1999 г., №1247. В редакции от 20.12.2003 г., №769.

20. Положение об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения: Постановление Минтруда РФ и Минобразования РФ, 13.01.2000 г., №3/1.

21. Бабушкина, Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Т. Бабушкина, М. Гарсия-Исер // Человек и труд. 2004. №6. С. 40-43.

22. Белкин, В.Н. Рабочая сила не продаётся, а арендуется. // Человек и труд 2007 г. №1.

23. Вайсбурд, В.А. Экономика труда: учебное пособие / В.А. Вайсбурд. М.: Изд-ва «Омега–А». 2011 г.

24. Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования. / Отв. ред. А.А. Попов. Новосибирск, 2000. С. 88-106.

25. Волгин, Н.А. МОТ о реалиях и перспективах занятости молодёжи. // Социальная политика и социальное партнёрство. №2, 2011. С. 3.

26. Город: проблемы и перспективы: Науч.-практ. бюллетень. / Гл. ред. В.С. Антонюк / ЧГПУ. Челябинск, 2005. №3 «Рынок труда и проблемы занятости». С. 81-88.

27. Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов. М.: Высшая школа. 1989 г.

28. Журавлева, Т.Б. Формирование государственного задания на подготовку специалистов // Труд и социальные отношения. 2003. №3. С. 112-120.

29. Жеребин, В.М. Модернизация экономики и занятость населения. Вопросы статистики. №10, 2011. С.19-29.

30. Зборовский, Г.Е. Профессиональное образование и рынок труда / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социс. 2003. №4. С. 99-106.

31. Замков, О.О. Математические методы в экономике: Учебник / О.О. Замков, А.В. Толстопятенко, Ю.Н. Черемных. М.: Дело и Сервис, 1997 г.

32. Змияк, С. Государственная политика на рынке труда: оценка эффективности // Человек и труд, №11, 2011 г. С. 15-20.

33. Исаичева, Е.А. Энциклопедия трудовых отношений. Изд. 2-е. М., 2007 г.

34. Иглицкая, Е.А. Политика государства на рынке труда – важнейшее направление модернизации экономики России //Социально-гуманитарные знания. №1. 2011 г. С. 323-329.

35. Капица, С. Модель роста населения Земли и экономическое развитие человечества // Вопросы экономики. 2000. №12.

36. Кайкан, К.Э. Российский рынок труда в 2009-2011 гг. // Вопросы статистики. 2010 г. №8, С. 45-50.

37. Костин, Л.А. Проблемы экономики труда. Избранное: В 2 Т. М., «АТиСО» 2005 г.

38. Кязимов, К.Г. Политика занятости и профессиональные ресурсы // Человек и труд. 2003. №7. С. 35-36.

39. Казямов, К.Г. Социальное партнёрство. М., 2008 г.

40. Лапина, Т.Д. Проблемы рынка труда молодых специалистов // Труд и социальные отношения. 2001. №3. С. 126-129.

41. Мазин, А.Л. Экономика труда. М., 2007 г.

42. Маркс, К. Капитал // Маркс К. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд. М.: Политиздат, 1978. Т. 23.

43. Мумладзе, Р.Г. Экономика и социология труда. М., 2007 г.

44. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад / Под. ред. А.Г. Вишневского. М., 2001 г.

45. Осанкин, В.С. Челябинская область: молодёжь на региональном рынке труда // Человек и труд. №11, 2010 г. С. 16-17.

46. Оганян, К.М., Стрельцов Н.М., Занятость населения и её регулирование: учебное пособие: СПб. 2008 г.

47. Остапенко, Ю.М. Экономика труда: учебное пособие. 2-е изд. М.: 2009 г.

48. Одегов, Ю.Г. и др. Экономика труда. В 2-х т. М.: 2007 г.

49. Одегов, Ю.Г. Рынок труда (практическая макроэкономика труда). «Альфа – Пресс». М.: 2007 г.

50. Павленков, В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник. М., Изд-во МГУ, 2004 г.

51. Плакся, В.И. Безработица: теория современная российская практика (социально-экономический аспект) М.: Изд-во РАГС, 2004 г.

52. Попов, Л.А. Анализ и моделирование трудовых показателей: Учебник. М., 1999.

53. Рофе, А.И. Рынок труда: Учеб. для вузов М.: МИК, 2011.

54. Рофе, А.И. Труд: теория, экономика, организация. М., 2005 г.

55. Рофе, А.И. Экономика труда: Учебник / А.И. Рофе. М., КНОРУС. 2010 г.

56. Руденко, Г.Г. Формирование рынков труда: Учебное пособие / Г.Г. Руденко, Б.Ч. Муртозаев; Под ред. проф. Ю.Г. Одегова. М., 2004 г.

57. Рынок труда: Учебник. / Под. ред. П.Э. Шлендера. М.: Вузовский учебник ВЗФЭИ, 2004 г.

58. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием. Петрозаводск, 2004. Книги 1-3, 2005. Книга 3, 2008, Книга 2.

59. Саенко, Л.А. Становление системы защиты от безработицы в России // Труд и социальные отношения, №3, 2011 г. С. 16-24.

60. Суворова, Н.Н. Экономика трудовых ресурсов и управление миграцией: Учеб. пособ. / Н.Н. Суворова, В.И. Колесников, А.Н. Попов, А.С. Ходзько. Челябинск 2001 г.

61. Труд и социальное развитие: Словарь / Гл. ред. Е.С. Строев. М., 2001 г.

62. Шушарин, Л.П. Служба занятости Челябинской области: история деятельность / Л.П. Шушарин, Р.Ш. Хакимов, О.В. Кульдяев; УрСЭИ АТиСО ДФГСЗН по Челябинской области. Челябинск, 2001 г.

63. Щербаков, В. Трудовая миграция в странах СНГ и защита прав трудящихся –мигрантов // Общество и экономика. 2004. №11-12.

64. Экономика труда: Учебное пособие / В.И. Колесников, П.П. Лутовинова и др.; УрСЭИ АТиСО: ИД. «АТиСО», 2009г.

65. Экономика труда / Под ред. М.А. Винокурова, Н.А. Гореловой СПб.: Питер, 2004 г.

66. Экономика труда (социально-трудовые отношения) / Под. ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. М., 2003 г.

67. Экономика труда социально-трудовые отношения / Под. ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М.: Изд-во МГУ, 1996 г.

 


 

 

РЫНОК ТРУДА

Учебное пособие

 

 

Составители Лутовинов Павел Павлович

Колесников Виктор Иванович

Рофе Александр Иосифович

Шушарин Леонид Поликарпович

 

Редактор






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.