Предмет психологии развития и возрастной психологии Утверждено редакционно-издательским советом университета
В качестве учебно-методического пособия
Нижний Новгород
ННГАСУ
ББК 88
УДК 159.9
Рецензенты:
Шутова Н.В., д-р психол. наук, профессор ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
Меркулова Н.Н., канд. психол. наук, доц. ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»
Кручинин В.А. Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учеб.-метод. пос./ В.А. Кручинин, Н.Ф. Комарова; Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т – Н. Новгород, ННГАСУ, 2016. – с. ISBN 978-5-87941- 745-б
Учебно-методическое пособие адресовано студентам технического высшего учебного заведения, которые интересуются психологическими знаниями и обучаются в системе дополнительного профессионального образования по направлению «Психология». В пособии представлены основные вопросы, дающие возможность сформировать целостное представление об основных законах психического развития человека, качественном своеобразии психики на каждой стадии онтогенеза. Студенты познакомятся с содержанием основных законов и детерминант психического развития человека в онтогенезе, с основными периодизациями психического развития, с возрастно-психологическими особенностями личности на каждой из стадий онтогенетического развития. По каждой теме предлагается система заданий для целенаправленной организации самостоятельной работы по самообразованию с целью углубления полученных знаний и формирования умений применять их в конкретных ситуациях.
ББК 88
© Кручинин В.А., 2016
© Комарова Н.Ф., 2016
© ННГАСУ, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 Общие проблемы психологии развития и возрастной психологии ………………………5
1. Предмет, задачи, методы психологии развития и возрастной психологии………………………...5
1.1. Предмет психологии развития и возрастной психологии…………………………………………5
1.2. Задачи психологии развития и возрастной психологии……………………………………………6
1.3. Методы исследования в психологии развития и возрастной психологии………………………..6
Задания для самообразования……………………………………………………………………………8
2. Биогенетические концепции психического развития……………………………………………...10
2.1. Биогенетический принцип в психологии………………………………………………………….10
2.2. Понятие о теории преформизма……………………………………………………………………11
2.3. Теория рекапитуляции………………………………………………………………………………11
2.4. Теории созревания…………………………………………………………………………………..13
Задания для самообразования…………………………………………………………………………..17
3. Роль среды и научения в психическом развитии в эмпиризме…………………………………….18
3.1. Классический ассоцианизм о роли среды и опыта в развитии…………………………………..18
3.2. Теория классического обусловливания……………………………… …………………………..19
3.3. Теория оперантного научения……………………………………………………………………...19
3.4. Теории социального научения……………………………………………………………………..20
Задания для самообразования…………………………………………………………………………..23
4. Проблема развития личности в психоаналитической теории З. Фрейда………………………….24
4.1. Понятие о структуре личности……………………………………………………………………..24
4.2. Стадии психосексуального развития личности…………………………………………………...25
Задания для самообразования…………………………………………………………………………..26
5. Развитие личности в эпигенетической теории Э. Эриксона……………………………………….27
5.1. Э. Эриксон о развитии личности…………………………………………………………………..27
5.2. Понятие идентичности……………………………………………………………………………...28
5.3. Стадии психосоциального развития личности……………………………………………………30
Задания для самообразования…………………………………………………………………………..35
6. Развитие интеллекта в концепции Ж. Пиаже………………………………………………………..36
6.1. Факторы развития интеллекта……………………………………………………………………...36
6.2. Стадии интеллектуального развития………………………………………………………………38
6.3. Эгоцентризм детского мышления………………………………………………………………….41
Задания для самообразования…………………………………………………………………………...45
7. Культурно-историческая концепция развития психики Л.С. Выготского………………………..46
7.1. Учение о высших психических функциях………………………………………………………...46
7.2. Структура и динамика возраста……………………………………………………………………53
7.3. Проблема соотношения обучения и развития…………………………………………………….58
Задания для самообразования…………………………………………………………………………..63
8. Проблема детерминант психического развития в отечественной психологии…………………...65
8.1. Принцип социально-исторической обусловленности развития психики человека…………….65
8.2. Условия развития психики………………………………………………………………………….66
8.3. Источники развития психики………………………………………………………………………67
8.4. Движущие силы развития психики………………………………………………………………..69
Задания для самообразования…………………………………………………………………………..71
9. Проблема периодизации психического развития в онтогенезе…………………………………….71
9.1. Понятие о возрасте…………………………………………………………………………………..71
9.2. Л.С. Выготский о периодизации психического развития………………………………………...73
9.3. Концепция психического развития детей Д.Б. Эльконина……………………………………….75
Задания для самообразования…………………………………………………………………………..79
РАЗДЕЛ 2 Особенности психического развития человека в разные возрастные периоды жизненного цикла………………………………………………………………………………………..81
10. Период новорожденности…………………………………………………………………………...81
10.1. Характеристика новорожденного…………………………………………………………………81
10.2. Социальная ситуация развития в период новорожденности……………………………………82
10.3. Сроки периода новорожденности………………………………………………………………...85
10.4. Специфика психического развития новорожденного…………………………………………..85
Задания для самообразования…………………………………………………………………………..90
11. Младенческий возраст………………………………………………………………………………91
11.1. Своеобразие социальной ситуации развития……………………………………………………91
11.2. Особенности психического развития младенца…………………………………………………92
11.3. Развитие речи и особенности общения…………………………………………………………..99
11.4. Кризис первого года жизни………………………………………………………………………105
Задания для самообразования………………………………………………………………………….106
12. Ранний возраст……………………………………………………………………………………...107
12.1. Социальная ситуация развития…………………………………………………………………..107
12.2. Особенности психического развития ребенка………………………………………………….108
12.3. Развитие речи……………………………………………………………………………………..112
12.4. Характеристика разных видов деятельности…………………………………………………...116
12.5. Формирование личности…………………………………………………………………………121
12.6. Кризис трёх лет…………………………………………………………………………………...123
Задания для самообразования………………………………………………………………………….125
13. Дошкольный возраст……………………………………………………………………………….127
13.1. Социальная ситуация развития………………………………………………………………….127
13.2. Развитие психических процессов у дошкольников…………………………………………….128
13.3. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте………………………………………...140
13.4. Общение в дошкольном возрасте………………………………………………………………..142
13.5. Формирование личности…………………………………………………………………………143
13.6. Кризис семи лет…………………………………………………………………………………..149
Задания для самообразования………………………………………………………………………….151
14. Младший школьный возраст………………………………………………………………………153
14.1. Социальная ситуация развития………………………………………………………………….153
14.2. Особенности психического развития……………………………………………………………154
14.3. Характеристика видов деятельности младшего школьника…………………………………...163
14.4. Развитие личности………………………………………………………………………………..164
Задания для самообразования………………………………………………………………………….168
15. Подростковый возраст……………………………………………………………………………...170
15.1 Значение подросткового возраста в онтогенезе………………………………………………...170
15.2. Социальная ситуация развития………………………………………………………………….171
15.3. Особенности психических процессов…………………………………………………………..174
15.4. Формирование личности подростка…………………………………………………………….175
15.5. Характеристика различных видов деятельности……………………………………………….183
Задания для самообразования………………………………………………………………………….185
16. Юношеский возраст………………………………………………………………………………...187
16.1.Понятие юности и молодости, социальная ситуация развития………………………………...187
16.2. Особенности психического развития……………………………………………………………188
16.3. Профессиональное самоопределение…………………………………………………………...191
16.4. Формирование личности…………………………………………………………………………193
Задания для самообразования………………………………………………………………………….197
17. Период взрослости………………………………………………………………………………….198
17.1. Характеристика возраста…………………………………………………………………………198
17.2. Специфика психического развития……………………………………………………………...201
17.3. Особенности зрелой личности…………………………………………………………………...205
Задания для самообразования………………………………………………………………………….208
18. Старение и старость………………………………………………………………………………...209
18.1.Понятие о геронтогенезе………………………………………………………………………….209
18.2. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в пожилом возрасте……………….211
18.3. Особенности психического развития……………………………………………………………213
18.4. Особенности личности в старости……………………………………….. ……………………217
Задания для самообразования…………………………………………………………………………218
РАЗДЕЛ 1 ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Предмет психологии развития и возрастной психологии
Становление возрастной психологии как отрасли психологической науки начиналось с изучения детских возрастов. Ученые понимали, что детский возраст имеет большое значение для дальнейшего развития, всё закладывается в детстве. По мнению Ф. Ариеса открытие детства началось с 13 в., наиболее полно оно представлено в 16, 17 в.в. В конце 19 в. появилась отрасль психологии – детская психология. Большая заслуга в этом принадлежит немецкому ученому В. Прейеру, написавшему работу «Душа ребенка» (1881г.).
Проблему исторического происхождения детства изучали многие отечественные ученые (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин и др.). Они пришли к выводу, что продолжительность детства зависит от уровня развития общества, от социального положения родителей в обществе.
В последствии появилась потребность в познании психологических особенностей и других возрастных периодов: зрелость, старость. Эти возраста долгое время находились вне сферы изучения возрастной психологии, взрослый человек как бы исключался из процесса развития. Интерес к этим возрастам возник в связи с появлением акмеологии и исследованиям, проводившимся под руководством Б.Г. Ананьева. Самым молодым направлением возрастной психологии является геронтология. В настоящее время меняются прежние представления о старости, все очевиднее становятся возможности удлинения жизни за счет внутреннего саморазвития, выработке его психологической устойчивости против старения.
Предметом возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития человека в онтогенезе и особенности развития психики, сознания, личности и деятельности в онтогенезе.
Онтогенез – это индивидуальное развитие человека от рождения до смерти. Онтогенез является одной из форм развития. Филогенез – процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом. Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества.
Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.
Развитие может быть прогрессивное и регрессивное, нормальное и аномальное, преформированное и непреформированное.
Наряду с понятием «развитие», в возрастной психологии широко используются понятия «созревание», «рост».
Созревание – процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивида. Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции (рост словаря, возрастание памяти и пр.).
Развитие, созревание, рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост – это изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений.
Проблема развития в возрастной психологии приобретает первостепенное значение: как происходит развитие, какие детерминанты определяют развитие психики, что является движущими силами развития, как изменяется психика в процессе различных видов деятельности и многие другие проблемы. Все эти вопросы, связанные с теоретическим изучением проблем развития изучает психология развития.
|