Обратная связь
|
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЭПИГЕНЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Э. ЭРИКСОНА Э. Эриксон о развитии личности
Э. Эриксон (1902-1994) – американский психолог немецкого происхождения, последователь З.Фрейда. Его модель развития личности называется эпигенетической. Термин «эпигенез» Э.Эриксон взял из биологии. Согласно эпигенетическому принципу, все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из него, развиваются отдельные части, причем каждая часть имеет благоприятный период для развития. Так происходит до тех пор, пока части не сформируют общее целое.
В основу развития он положил три процесса: соматическое развитие, социальное развитие и развитие сознательного «Я», т.е. индивидуальное развитие.
Э. Эриксон впервые использовал психоисторический метод, применил психоанализ к истории. Он считал, что становление личности зависит от экономического и культурного развития общества, в котором живет ребенок. Поэтому ребенок, живущий в Нью-Йорке в середине 20 века, развивается не так, как маленький индеец из резервации. Он проанализировал биографии известных людей Махатма Ганди, Б.Шоу, Т. Джефферсона и многих других известных людей. В результате проведенного анализа пришел к выводу, что ценности передаются в процессе воспитания. Дети, принадлежащие к сообществам с примерно одинаковым уровнем развития, приобретают разные черты из-за разных культурных традиций и стилей воспитания. Он наблюдал за 2 племенами – охотников и рыболовов. В племени охотников почти не ограничивали свободу детей, поэтому у них развивались такие черты, инициативность, решительность, смелость, щедрость к своим соплеменникам и жестокость к врагам.
В племени рыболовов, наоборот, ограничивали свободу детей, были сдержанны с ними, поэтому они вырастали молчаливыми, подозрительными, скупыми.
Таким образом, развитие личности определяется тем, что общество ожидает от человека, какие ценности и идеалы ему предлагает. Но последовательность стадий развития зависит от биологического начала.
В течение жизни человек проходит ряд стадий, каждой стадии присущи свои ожидания, определенные обществом. Эти ожидания индивид может оправдать или не оправдать и тогда индивид либо включается в общество, либо отвергается им. Э. Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества.
Понятие идентичности
В основе концепции лежат понятия: групповая идентичность и эго-идентичность (личностная идентичность). Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первых дней жизни ребенка воспитание направлено на включение его в конкретную социальную группу. Эго-идентичность развивается вместе с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости своего «Я», что не позволяет потерять индивидуальность, несмотря на возраст и другие изменения. Формирование эго-идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит 8 стадий. На каждой стадии общество ставит перед личностью определенную задачу и задает содержание развития на разных этапах жизненного цикла. Но решение задач будет зависеть от уже достигнутого уровня психомоторного развития индивида и от общей духовной атмосферы общества.
Идентичность позволяет личности включаться в общество. Если идентичность не сложится, то человек не находит себя, своего места в обществе. Идентичность – это характеристика более зрелой личности, она формируется в юношеском возрасте, а до этого ребенок проходит ряд идентификаций. С кем идентифицирует себя ребенок? С родителями, с мальчиками или девочками (половая идентификация), пр. Идентификация происходит в процессе воспитания, когда происходит приобщение ребенка к определенной социальной общности. В каждом возрасте в процессе приобщения проявляется то или иное личностное качество, характеризующее отношение ребенка к миру, самому себе. Это отношение может быть позитивным, в этом случае оно связано с прогрессивным развитием личности и негативным, вызывающим отрицательные сдвиги в развитии личности, т.е. регресс. Ребенку приходится выбирать одно из двух полярных отношений, например, инициативу или пассивность и пр. Кода выбор сделан, например, в пользу положительного качества, то негативное продолжает существовать и может проявиться в более позднем возрасте, когда, например, человек столкнется с какой-то жизненной неудачей.
Развитие личности – это результат борьбы двух полюсов. Достигаемое на каждой стадии равновесие знаменует собой приобретение новой формы эго-идентичности и открывает возможность включения субъекта в более широкое социальное окружение.
Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы – это не болезнь, не проявление невротических расстройств, а поворотные пункты развития. Это момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией или задержкой, т.е. выбор альтернативного пути развития. В зависимости от выбора личностное развитие может быть позитивным, гармоническим или негативным, с нарушениями в развитии.
Общество в разрешении кризиса помогает, предлагая ритуализации. Это устойчивые социокультурные формы взаимодействия личности и ее социального окружения, которые создают благоприятные условия для благополучного разрешения кризиса.
Стабильность ритуалов, например, укладывания спать, обеспечивает уверенность в ближайшем будущем, готовность активно участвовать во взаимодействии со взрослыми. Ритуалы позволяют прогнозировать действия партнера, подстраиваться. Важное место в ритуале занимают эмоционально нагруженные действия - улыбка, поцелуй, похлопывание и другие знаки внимания. Включение чего-то нового в ритуальные действия расширяет границы самостоятельности ребенка, знакомит его с миром. Ритуальные действия на протяжении жизни преобразуются, могут приобретать новые формы, учитывая все возрастающую компетентность ребенка.
Противоположные ритуалам формы взаимодействия, приводящие к воспроизведению негативного сценария развития личности, это ритуализмы. Ритуалы и ритуализмы дают возможность личности развиваться по разным сценариям.
Психоаналитическая практика убедила Э.Эриксона в том, что любой жизненный опыт первоначально приобретается на основе первичных телесных впечатлений ребенка. Он ввел понятия «модус органа» и «модальность поведения».
Модус органа – это зона концентрации сексуальной энергии. Орган, с которым на конкретной стадии развития связана сексуальная энергия, создает определенный модус развития, т.е. формирование доминирующего качества личности.
Зоны и их модусы находятся в центре любой культурной системы воспитания детей. Но модус органа – это только толчок для психического развития, первичная почва. Когда общество через различные институты социализации (семья, школа) придает особый смысл данному модусу, то происходит «отчуждение» его значения, отрыв от органа и его значения и превращение в модальность поведения.
Через модусы осуществляется связь между психосексуальным и психосоциальным развитием, т.е. наследственностью и средой.
|
|