Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Специфика психического развития новорожденного

Центральным новообразованием периода новорожденности является индивидуальная психическая жизнь новорожденного (Л.С. Выготский). Несмотря на то, что жизнь новорожденного еще примитивна, она все же является психической жизнью ребенка. Этой психической жизнью управляет подкорка и недостаточно зрелая в структурном и функциональном отношении кора.

Что является содержанием психической жизни новорожденного?

У новорожденных появляются ощущения: температурные, внутриорганические, слуховые, оптические, кожные и др. Наиболее развитой у ребенка сразу после рождения является кожная чувствительность. Он реагирует на прикосновения, на различие температуры. Причем тактильная чувствительность характеризуется неравномерностью, наиболее чувствительны губы, ладони и лоб ребенка. Например, ребенок может отказаться от молока, которое холоднее обычного на один градус.

К моменту рождения у ребенка также достаточно развита вкусовая чувствительность. Новорожденный ярко реагирует на введение в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок способен отличить молоко матери от подслащенной воды, и подслащенную воду от простой воды.

С момента рождения у ребенка достаточно развита обонятельная чувствительность. Новорожденный по запаху может определить материнское молоко, если ребенок попробовал материнское молоко и питался им одну неделю, то он будет отказываться от коровьего, почувствовав его запах.

Обонятельные ощущения, не связанные с питанием, развиваются не так интенсивно.

Более сложными по строению и функционированию является зрение и слух, эти анализаторы к моменту рождения оказываются недостаточно зрелыми, поэтому и развиваются медленнее.



Слуховой анализатор к моменту рождения готов к функционированию. Но в первые два–три дня жизни полости среднего и внутреннего уха заполнены околоплодной слизью, евстахиева труба не наполнена воздухом, а просвет барабанной перепонки почти закрыт набухшей слизистой оболочкой. Поэтому в первые дни после рождения ребенок не реагирует даже на громкие звуки. Известно, что плод слышит звук, в частности, сердцебиение матери. В эксперименте было обнаружено, что при спокойном сердцебиении (70 ударов в минуту)новорожденные спали, при учащенном сердцебиении (90 ударов) начинали плакать.

В течение первой недели ребенок начинает реагировать на звуки, иногда этот срок затягивается до 2 – 3 недель. Но чувствительность к звукам у новорожденных еще низкая, хотя уже в первые недели жизни она возрастает.

Довольно рано, на 2–3 неделе появляется слуховое сосредоточение, например, при резком звуке ребенок как бы замирает, затем на 3–4 неделе такая же реакция возникает на человеческий голос. Новорожденные способны различать звук, идущий от источника, расположенного справа или слева (на 2, 3 месяце). Уже на 2 месяце жизни у ребенка развивается речевой слух, т.е. способность выделять из различных речевых раздражителей человеческий голос. Например, ласковый голос мамы действует успокаивающе.

Зрительный анализатор к моменту рождения менее развит, поэтому и зрение развивается медленнее. Зрение во внутриутробном развитии развивается за счет вестибуляторного аппарата. Но в период новорожденности происходит интенсивное развитие зрительного анализатора. Чувствительность к свету у новорожденных детей низкая, но уже в первые дни жизни она возрастает. С момента появления зрительных ощущений ребенок начинает реагировать на свет двигательными реакциями.

Цвет ребенок различает еще очень плохо. Хотя есть исследования, например, А.Лодж, регистрируя электрические потенциалы, возникающие в сетчатке глаза и мозгу при вспышках оранжевого и белого цветов, установил, что дети в возрасте от 13 до 28 часов различно реагируют на разные цвета.

А.В. Зонова установила наличие у новорожденных цветовой чувствительности: основные цвета, которые различали испытуемые, были красный и зеленый. Возникает закономерный вопрос: с помощью какой методики она это определяла? В методике показателем различительной способности являлось торможение сосательного рефлекса при ориентировке но новые стимулы, т.е. пищевое сосредоточение.

Одновременно развивается зрительное сосредоточение. Исследования А.М.Фонарева показали, что после 6 дней жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами.

Уже на первой – второй неделе он может поворачивать головку за медленно движущимся объектом, который находится от ребенка на расстоянии 20–30 см. На 2–3 неделе появляется конвергенция, т.е. сведение обоих глаз на предмете, но остановить взор на предмете он еще затрудняется. На 3–5 неделе появляется зрительное сосредоточение, оно внешне проявляется примерно так же, как и слуховое: ребенок замирает и задерживает взгляд на предмете, длительность сосредоточения сначала 5 секунд, потом, на 2 месяце, может достигать до нескольких минут. С 4 недель ребенок может следить за предметом на расстоянии 1 – 1,5м., а к 2 месяцам – на расстоянии 2 – 4 м.

Функционирование анализаторов у новорожденного обеспечивает уже различение не только простых стимулов, но и комплексных раздражителей, что закладывает основу для восприятия предмета в целом.

По данным Р.Франц уже в первые 10 дней жизни дети предпочитают:

– комплексные объекты простым;

– трехмерные – плоскостным;

– движущиеся – неподвижным;

– асимметричные, неправильной формы симметричным.

Но это еще не свидетельствует о том, что у новорожденных развито восприятие. Например, в исследованиях Л.А.Венгера показано, что при изменении пространственного расположения предмета, например, конуса, ребенок рассматривает его как новый предмет, т.е. еще не сформированы такие свойства восприятия, как целостность, константность, они формируются в процессе деятельности.

Следовательно, новорожденный ребенок, обладая определенными ощущениями, еще не имеет предметного восприятия. Это объясняется тем, что движение глаз ребенка не согласовано, т.е. нет конвергенции, а зрительное сосредоточение появляется только к концу первого месяца и оно очень недлительно (до 5 секунд). Признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться примерно после двух месяцев ( по данным Б.М.Теплова). Основу для развития восприятия закладывают функционирование анализаторов и зрительное сосредоточение.

Адаптационные сдвиги происходят и в моторике новорожденного. С момента рождения моторика имеет сложную организацию. А.М.Фонарев показал, что для развития движений огромную роль играют различные безусловные рефлексы и внешне хаотичные реакции новорожденного. Из массы неорганизованных движений выделяются наиболее часто повторяющиеся, они группируются вокруг пищевого или ладонного рефлекса (сосание – это уже движения).

Но у ребенка, в отличие от животных, развитие сенсорных процессов (зрительных, слуховых, осязательных и пр.) опережает развитие моторики. А у животных движения развиваются раньше, чем органы чувств.

Так, в возрасте 1 месяца, если ребенка положить на живот, он может приподнять подбородок. К 2 месяцам он пытается приподнять головку, держит ее, пытается поднимать грудь.

М.М.Кольцова, рассматривая проблему формирования двигательных функций в онтогенезе, отмечала, что все движения вначале появляются как врожденные и в ходе развития ребенка приобретают условно-рефлекторный характер. Например, у ребенка врожденным является хватательный рефлекс, который к концу 1 месяца становится слабее, а потом угасает. Следовательно, наряду с другими биологическими потребностями, у ребенка есть потребность в движениях.

У детей 1-го месяца отмечается плач и беспокойство при ограничении движений (пеленки). Младенец сразу успокаивается, когда его освобождают от пеленок, и он получает возможность двигать конечностями.

Это свидетельствует о том, что у новорожденного уже проявляются эмоции. С их помощью ребенок осуществляет связь с внешним миром.

Новорожденный довольно часто попадает в состояние дискомфорта: это может быть голод, вздутие кишечника, мокрые пеленки, изменение положения и пр. Как он оповещает об этом состоянии? С помощью отрицательных эмоций – плач. Отрицательные эмоции преобладают на первом месяце жизни. Наблюдения за новорожденными показали, что первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. Их позитивная роль в этот период велика, т.к. с помощью их осуществляется связь с внешним миром. Но если ребенок сыт, здоров, то он быстро успокаивается.

Как показали наблюдения, уже в первые часы после рождения у ребенка появляются рефлекторные движения, напоминающие улыбку. Улыбка является важным критерием психического развития новорожденного. Она появляется как во сне, так и в минуты бодрствования. Улыбающийся после кормления младенец кажется таким умиротворенным, что кажется, что его улыбка обращена к окружающим. Но это не так, это еще спонтанная или «гастрическая» улыбка. Улыбка может возникать уже в первую неделю жизни в ответ на различные звуковые сигналы, в том числе и на человеческий голос. А к 5 неделе улыбка появляется не только на звуковые сигналы, но и на зрительные раздражители, в том числе на человеческое лицо.

И только в начале 2 месяца у нормально развивающегося малыша появляется настоящая улыбка, обращенная ко взрослому. Почему улыбка имеет такое большое значение?

Через улыбку он впервые обращается к окружающим его взрослым, это первое узнавание, это радость открытия другого человека. Появление улыбки в конце 1-го, начале 2-го месяца – это показатель нормального психического развития в младенческом возрасте. Если улыбки нет, это свидетельствует об отставании в развитии.

Улыбка влечет за собой целый комплекс оживления. При «комплексе оживления» пропадает гипертонус мышц. Цеплятельный безусловный рефлектор исчезает. Комплекс оживления –это не только улыбка, но и движения всего тела, учащение дыхания, голосовые реакции, моргание.

Дети, отстающие в развитии, прежде всего, отстают в появлении комплекса оживления, т.е. комплекс оживления является диагностическим показателем развития, его считают основным новообразованием периода новорожденности.

«Комплекс оживления» многие ученые называют поведением, т.к. ребенок выделяет лицо и радуется, все его поведение направлено на общение. Об этом свидетельствуют исследования, проведенные под руководством М.И.Лисиной.

Что касается социального поведения, то оно характеризуется полной пассивностью. Л.С.Выготский писал, что одной из особенностей новорожденного является то, что он не дифференцирует социальные и физические объекты, не выделяет себя и свои переживания от восприятия объективных вещей. Для новорожденного не существует ни кто-то, ни что-то. Все раздражения и все, что его окружает он переживает только как субъективное состояние.

Но постепенно происходит изменение. Уже в первые недели жизни дети способны к организованным избирательным реакциям на воздействия со стороны взрослых и к довольно сложному взаимодействию с ними. Д.Б.Годовикова установила, что при воздействии различными звуками новорожденный проявляет максимальную реактивность в форме ориентировочной, поисковой реакции в ответ на интонированную фразу. Уже к третьей неделе при условии постоянного контакта с матерью он способен фиксировать свой взгляд на глазах матери. А первым отчетливым проявлением социальной активности ребенка является улыбка, появляющаяся в ответ на голос матери или ее появление в поле зрения ребенка. Это уже социальная улыбка.

Итак, в период новорожденности начинает формироваться индивидуальная психическая жизнь новорожденного, а появление «комплекса оживления» приводит к тому, что должна измениться социальная ситуация развития и осуществиться переход к следующему возрастному этапу жизни.

Задания для самообразования

Литература:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.

Глава 7. Концепция Д.Б. Эльконина: раннее детство. 7.1. Кризис новорожденности, с. 245 - 255.

2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Глава 12. Новорожденность (0-2 месяца) как кризисный период, с. 156-163.

3. Выготский, Л. С. Младенческий возраст. 1. Период новорожденности Л. С. Выготский // Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М., 2002. – С. 901-909.

Методические рекомендации

Характеристика физического и нервно-психического развития новорожденного: рост, вес, пропорции тела, костно-мышечная система, нервная система, мозг, (его вес, степень зрелости).

Неоднозначность мнений ученых относительно определения сроков новорожденности: рефлексологический, физиологический, психологический подходы [3].

Специфика социальной ситуации развития. Безусловные рефлексы новорожденного (пищевые, оборонительные, ориентировочные), их роль в жизни ребенка.

Своеобразие психической жизни новорожденного. Характеристика ощущений: температурные, слуховые, оптические, кожные и др. Развитие слухового и зрительного сосредоточения. Неразделенное единство восприятия окружающего, окрашенное аффектом. Социальная пассивность новорожденного.

«Комплекс оживления» – основное новообразование периода новорожденности, условия возникновения, структура.

Значение беспомощности (незрелости) новорожденного для дальнейшего развития человека [1]:

– с позиции антропологии (Я.Я.Рогинский о двух поворотных пунктах в эволюции человека современного типа);

– с позиции морфологии человека (В. Кесарев);

– с позиции психологии (концепция П.Я. Гальперина об отмирании инстинктов);

– с позиции зоологии (А. Портман, Б. Хассенштейн).

 

МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.