Особенности теорий психического развития в эмпиризме
Показатели
| Классический ассоцианизм
| Классическое обусловливание
| Оперантное научение
| Социальное научение
| Представители теории
| Перечислить авторов
|
|
|
| Основные идеи теории
| Основные идеи, отличающие данную теорию от остальных
|
|
|
|
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ З. ФРЕЙДА
Понятие о структуре личности
З. Фрейд (1856-1939) – основоположник психоанализа. Изучал больных людей, факты, полученные во время бесед с ними, привели З. Фрейда к мысли о том, что все болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Следовательно, детский опыт имеет существенное значение в развитии взрослой человека, в детстве закладывается фундамент личности. Детство преформирует взрослую жизнь. Заслуга представителей психоанализа в том, что они призывали бережно относиться к детям.
З. Фрейд утверждал, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии – либидо. Причем сексуальность рассматривалась им широко, это направленность на получение удовольствия, удовлетворения, наслаждения.
По мнению З. Фрейда, психическое развитие обусловлено наследственностью и понимается как врожденная система влечений. От природы человек получает две разновидности влечений.
1. Сексуальное влечение Эрос, понимаемое как влечение к жизни, к гармонии, целостности.
2. Противоположное влечение к смерти Танатос, понимаемое как проявление завершенности жизненного цикла.
Всегда противоборствует с наследственным фактором социальная среда. Она является барьером на пути реализации влечений и вносит коррективы, но изменить ход развития не может. З. Фрейд выделил два принципа, регулирующих психическую деятельность: принцип удовольствия и принцип реальности. Конечная цель психической деятельности – достижение удовольствия и избегание неудовольствия. Социальные нормы и запреты ограничивают получение удовольствия, удовлетворение достигается обходными путями или совсем не достигается. Социальная среда пытается вытеснить природное начало в человеке, подавить наследственность. Получается, что весь ход развития ребенка – это драма, каждый акт которой неравная борьба сексуальных влечений с социальными запретами. В итоге человек никогда не достигает высшего состояния целостности, т.к. его силы в борьбе с антагонистическим обществом не равны.
З. Фрейд разработал структуру личности, состоящую из трех компонентов.
ОНО (Ид) – это врожденные влечения, относящиеся к области бессознательного, снабженные энергией либидо. Либидо составляет энергию человеческой активности, определяющей достижения человечества и основу его развития. Либидо последовательно перемещается по разным частям тела (рот, анус, гениталии), это перемещение наследственно преформировано.
Я (Эго) – осознаваемая часть личности. Возникает из «ОНО» в младенческом возрасте по мере биологического созревания. Задача «Я» состоит в том, чтобы удовлетворить инстинктивные потребности и не нарушить требования общества. Благодаря «Я» конфликт между личностью и обществом должен ослабевать в течение жизни.
Сверх-Я (Супер-Эго) – это совесть, идеал, контролер. Обычно «Сверх-Я» возникает между 3 и 6 годами в процессе интериоризации родительских запретов. Этот компонент личности регулирует поведение и активность человека на основе нравственного сознания и самонаблюдения.
Обычно «Оно» и «Сверх-Я» вступают в конфликт, это приводит к нервозности, тревоге индивида. В ответ на это «Эго» создает ряд защитных механизмов: вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др.
«Эго» ребенка слабое и не все конфликты могут быть разрешены. Неразрешимость конфликтов приводит к переживаниям. Переживания могут быть длительными и тогда они способствуют формированию определенного типа характера.
Стадии психосексуального развития личности
По мере созревания организма, т.е. благодаря биологическому фактору, происходит развертывание определенных психосексуальных стадий. З. Фрейд считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития, предложенную З. Фрейдом, называют психосексуальной теорией личности, т.к. центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым как получение удовольствия.
Переход на новую стадию и формирование новых структур личности связано с конфликтом между наследственностью и средой. Идея противоречия, конфликтности является основой развития. Если возможности личности всегда будут соответствовать ее желаниям, то развития не будет.
Ход развития З.Фрейд разделил на несколько стадий: оральная, анальная, фаллическая, латентный период, генитальная.
Оральная стадия – младенческий возраст, от рождения до 1,5 г.. Либидо сосредоточено в области рта, языка и губ и связано с кормлением грудью.
Анальная стадия приходится на раннее детство (от 1г. до 3 лет). Чувственные наслаждения связаны с процессом выделения.
Фаллическая стадия – дошкольное детство (от 3 до 5 лет). Источником удовольствия и наслаждения являются гениталии ребенка.
Латентный период охватывает младший школьный возраст. Психическая энергия (либидо) дремлет, внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.
Генитальная стадия – подростковый период (12-18 лет) и вся взрослая жизнь. На этой стадии формируются и реализуются зрелые гетеросексуальные отношения. Это уже зрелый и ответственный человек, вносящий определенный вклад в общество.
Таким образом, концепция З. Фрейда рассматривается соотношение факторов наследственности и среды, они не взаимодействуют, а вступают в антагонизм. Антагонизм проявляется в том, что происходит вытеснение природного в человеке, подавление наследственного социальной средой.
Л.С. Выготский, анализировал роль социального и биологического факторов в концепции З. Фрейда. При этом отмечал, что автор рассматривал историю человеческих отношений как складывающуюся из двух тенденций: консервативной – биологической и прогрессивной – социологической, именно они и ведут к спиралевидному развитию человека.
Дальнейшее развитие концепции З. Фрейда связано с постепенным преодолением факторного подхода и признанием роли общения и собственной активности ребенка как детерминирующих развитие факторов.
Задания для самообразования
Литература:
1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.
3.1. Классический психоанализ З. Фрейда. - С. 82-93.
2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).
Глава 5. Психическое развитие как развитие личности: психоаналитический подход. § 1. Психическое развитие с позиций классического психоанализа З. Фрейда, с. 57-63.
Методические рекомендации
Познакомиться с научной биографией З. Фрейда.
Структура личности, её компоненты: «Оно», «Я», «Сверх-Я». Конфликт между «Оно» и «Сверх-Я», как личность выходит из конфликта. Понятие о механизмах защиты: вытеснение, проекция, регрессия, сублимация, уход, изоляция, замещение, рационализм, идентификация и др. Как происходит развитие личности?
Характеристика стадий психосексуального развития личности: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная. Какие черты личности формируются на каждой стадии?
Ценность психоаналитической теории З. Фрейда. Критика данной теории.
|