Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Методы исследований в психологии развития и возрастной психологии

Литература:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. : Высш. образование ; МГППУ, 2006. – 460 с.

1.4. Стратегия исследования психического развития ребенка

2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Глава 2. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии, с. 22-33.

3. Можно использовать любую информацию о методах исследований, используемых в психологии развития и возрастной психологии

Методические рекомендации

Стратегия проведения исследования психического развития ребенка.

Проанализировать классификацию методов психологического исследования, разработанную Б.Г. Ананьевым, в чем специфика их применения в возрастной психологии.

Охарактеризовать методы исследования: наблюдение, эксперимент, анкетирование, сравнительные методы (близнецовый, кросс-культурных исследований, др), анализ продуктов деятельности, метод срезов (поперечных, продольных), логитюдное исследование.

 

БИОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Биогенетический принцип в психологии

Направление в психологии, в котором в качестве детерминанты развития берется наследственность, называется биогенетическим.. Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Большое влияние на возникновение первых концепций, объясняющих психическое развитие, оказала биология. Ч.Дарвин в 1859 году выдвинул идею о том, что развитие подчиняется определенному закону.



В последствии Э. Геккель (1866 г.) сформулировал биогенетический закон: онтогенез всякого организма представляет краткое и сжатое повторение (рекапитуляцию) филогенеза его предков.

В теории рекапитуляции утверждается, что человеческий организм в своем развитии повторяет все формы развития, которые прошли его животные предки за сотни миллионов лет, от простейших одноклеточных существ до первобытного человека. Так, например, у человека и млекопитающих во внутриутробном развитии большинство органов (сердце, нервная система) вначале закладываются как у рыб, затем переходят в стадию, напоминающую земноводных и т.д. Подтверждением этого закона является и закладка органов, ненужных в настоящее время организму, но когда-то игравших у предков определенную роль, например, волосяной пушок на теле, закладка жаберных щелей и пр. Еще один аргумент в пользу этого закона – случаи атавизмов (излишняя волосатость) и наличие рудиментарных органов (ушные мышцы, хвостовые позвонки, аппендикс).

Биогенетический закон подтвердил единство органического мира, а человек – это часть органического мира. По этому закону следует, что в процессе онтогенеза происходит последовательное повторение целых стадий предшествующего развития, благодаря этому можно воссоздать ход исторического развития вида. Филогенез является причиной формирования онтогенеза.

Биогенетический закон был некритически перенесен в психологию и сложился биогенетический подход к исследованию психики ребенка. Хотя в биологии этот закон критиковали.

Представители биогенетического направления считали, что основным фактором развития является наследственность.

В рамках биогенетического подхода развивались различные направления. Одним из них был натурализм (нативизм), представители этого подхода отождествляли законы, по которым проходит развитие человека и животных, считая, что законы развития универсальны и в равной степени справедливы как для человека, так и для животных. Философское обоснование этого подхода было дано Рене Декартом (1596–1650), предложившим теорию врожденных идей.

Нативизм в истории психологии представлен рядом теорий: преформизм, рекапитуляция, созревание.

Понятие о теории преформизма

Концепция преформизма объясняет психическое развитие следующим образом: все свойства и характеристики индивида предопределены в момент зачатия. В это время в утробе матери возникает маленький человечек со всеми свойствами, характерными для зрелого человека. Все стадии его развития и конечный результат предопределены заранее. От наследственности зависит развитие личности, поведение, характер, способности. Всё наследуется, иного пути у человека нет, всё заранее предопределено. Развитие понималось как генетически запрограммированный процесс развертывания этих преформированных, заранее предопределенных свойств.

Теорию преформизма критиковал Л.С.Выготский. Он признавал, что существует преформированный и непреформированный типы развития. А появление теории преформизма является свидетельством того, что в психологии проявляются ботанические тенденции. Рост ребенка сравнивался с ростом растений, это мешало познать своеобразие психического развития ребенка.

Теория рекапитуляции

Основоположником теории рекапитуляции в психологии является С.Холл (1844 – 1924). Он полагал, что если зародыш за 9 месяцев повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то в период детства ребенок проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Если ребенок роется в песке, то это воспоминание о пещерной жизни, боязнь воды – это еще более древний отголосок воспоминаний о переходе из воды на сушу, влечение к воде – воспоминание о том времени, когда вода была средой обитания. Чувство страха – атавизм беззащитности. Боязнь ветра – это воспоминания об ужасных бурях древнейшей эпохи. Боязнь одиночества – проявление стадного инстинкта. Ученый утверждал, что в страхах находят отражение наследственные воспоминания. Согласно теории С. Холла, индивидуальное развитие человека в онтогенезе – это повторение сначала филогенеза, потом антропогенеза и затем социогенеза.

Один из вариантов теории рекапитуляции представлен в разработках Гетчинсона. В основе этой теории лежит экономический принцип. Автор выделяет 5 периодов человеческой культурно-исторической жизни.

1 период – дикости. В этот период у ребенка проявляется стремление к копанию и рытью земли. Это повторение того периода, когда первобытный человек добывал пищу выкапывая из земли съедобные корни. Возрастные границы этого периода – от рождения до 5 лет. Наиболее отчетливо он проявляется в 3 года. В это время для дикаря и для ребенка общим мерилом является съедобность. Дети пытаются откусывать разные вещи.

2 период – охота и захват добычи. Его длительность с 4 лет до 12-го года, но наиболее отчетливо он проявляется на 7 году. Для дикаря и для ребенка общим является страх чужих людей, желание выполнять действия тайком, жестокость. Дети любят играть в прятки, пугают из засады и пр.

3 период – пастушество. Этот период охватывает возраст от 9 –до 14 лет, но отчетливее всего он проявляется на 10-м году жизни. Общие черты – желание иметь собственное домашнее животное, нежное отношение к кошкам, собакам. Дети любят строить хижины, шалаши, подземелья.

4 период – земледелие. Возраст от 12 до 16 лет, высшая ступень попадает на 12-й год. Характерные черты – страсть к садоводству, выращиванию растений. Любят наблюдать за признаками хорошей и плохой погоды.

5 период – торгово-промышленный. Возраст от 14 до 40 лет. Наиболее характерен в 18 – 20 лет. Дети и взрослые люди требуют уплаты за услуги, появляется интерес к денежным вопросам, осуществляется совершение торговых сделок. Любимые занятия – обмен, продажа, торговля.

В истории педагогики концепция рекапитуляции оказала влияние на появлении теории свободного воспитания ребенка. Исходя из этой педагогической системы, воспитатель занимает позицию стороннего наблюдателя, что дает ребенку возможность свободно, беспрепятственно реализовать то, что заложено по наследству. Хорошим считался тот воспитатель, который дает ребенку возможность повторить в своем развитии все основные стадии развития человечества (Д. Дьюи, М. Монтессори и др.).

Л.С.Выготский резко выступал против биологизации процесса развития в теории рекапитуляции, считая, что недопустимо сравнивать три принципиально различных линии развития – филогенез, онтогенез и социогенез.

Конструктивной критике подверг теорию рекапитуляции С.Л.Рубинштейн. Он писал, что наличие аналогий и параллелей между онтогенезом и историческим развитием человечества (филогенезом или социогенезом) может иметь место. Это объясняется тем, что логика усвоения объективных содержаний в онтогенезе имеет сходные моменты с логикой их создания в социогенезе, например, развитие идет от простого к сложному. Но это сходство несущественно на фоне существенных различий.

Во-первых, это различия в морфо-физиологических условия. Роль морфо-физиологических условий в социогенезе ничтожна. В течение последних 20 – 40 тысяч лет не было существенных изменений морфологических свойств, сложившихся в период зарождения человеческого рода. В онтогенезе их роль велика, т.к. развитие происходит благодаря изменению организма, в частности, нервной системы.

Во-вторых, различие роли труда. В социогенезе роль труда велика, в труде происходит развитие психики, сознания. В онтогенезе развитие происходит не в труде, а процессе воспитания и обучения.

В-третьих, разная роль речи. В ходе развития человечества речь развивается вместе с мышлением. В онтогенезе ребенок овладевает речью взрослых, отражающей уже высший уровень мышления.

В-четвертых, различается роль предшествующих поколений. В социогенезе нет поколения, которое бы указывало направление желаемого развития. Развитие каждого поколения происходит через поиски новых путей. В онтогенезе развитие происходит путем присвоения опыта предшествующих поколений.

Несмотря на ограниченность и наивность теории рекапитуляции, заслуга этого направления в том, что представители пытались выявить законы психического развития. Д.Б. Эльконин писал, что это была неверная теоретическая концепция, но это была, все-таки теоретическая концепция, и если бы ее не было, то долгое время не было бы и других теоретических направлений.

Теории созревания

Теории созревания, по сравнению с предыдущими теориями, являются более современными. Психическое развитие, исходя из теорий созревания, полностью предопределено последовательностью и динамикой созревания соответствующих отделов центральной нервной системы. Представители считали, что развитие – это результат развертывания генетически заданной программы. В качестве детерминанты развития они называли наследственность, но при этом считали, что она определяет только процессы созревания соответствующих структур центральной нервной системы.

Классическим вариантом теорий созревания является теория трех ступеней К.Бюлера (1879 – 1973). Он считал, что развитие психики в филогенезе происходит как последовательное развертывание трех стадий. Он выделил три ступени эволюционной лестницы, эта схема позволяет систематизировать в генетическом отношении основные формы поведения животных и человека.

Первая ступень – инстинкт, т.е. врожденное поведение, которое не требует научения. Длительность этой ступени от рождения до 6 месяцев. У человека нет ни одной области, которая хоть как-нибудь не опирается на инстинкт. По мнению К.Бюлера, на стадии инстинкта ребенок испытывает удовольствие от удовлетворения потребностей.

По мнению Л.С.Выготского, эта теория безукоризненно отражает развитие поведения в младенческом возрасте. На первой ступени младенца господствует инстинктивная форма поведения. Она отличается от животных недостаточной готовностью этих наследственных форм поведения. Жалкая беспомощность новорожденного идет от недостатка готовых инстинктивных механизмов. Но инстинкты у человека и животного разные. Л.С.Выготский приводит пример: цыпленок, как только вылупился, может ходить, а ребенок – нет, для этого требуется развитие. Но зато цыпленок никогда не научится лазать, танцевать, кататься на коньках.

Вторая ступень характеризуется господством приобретенного, личного опыта, который надстраивается над наследственностью путем обучения, упражнений и дрессировки. Эту ступень К.Бюлер называет ступенью дрессуры или иначе ступенью навыков или условных рефлексов, т.е. заученных, приобретенных в личном опыте условных реакций. Длительность от 6 месяцев до 1 года. Действительно, это полугодие жизни ребенка заполнено приобретением простого искусства хватать, сидеть, ползать, т.п. Все это происходит в процессе упражнений или дрессировки, только в этом случае могут образоваться условные рефлексы. На ступени дрессуры проявляется функциональное удовольствие по ходу действия.

Третья ступень – интеллект, это высшая форма поведения. Длительность от года и старше. Эта форма поведения основывается на инсайте. К.Бюлер этот период детской жизни назвал шимпанзеподобным возрастом. Появляются орудийные действия, ребенок догадывается, что за веревочку можно притянуть предмет, использовать один предмет в качестве орудия, чтобы приблизить второй, т.п. На стадии интеллекта появляется предвосхищающее удовольствие.

Согласно теории трех ступеней, психическое развитие ребенка (онтогенез) проходит те же стадии, что и развитие психики в филогенезе. Переход со стадии на стадию К.Бюлер связывал с развитием центральной нервной системы и последующим созреванием, считая, что созревание соответствующей структуры автоматически приводит к возникновению новой формы поведения. По мнению представителей этого направления получается, что ребенок начинает говорить потому, что созрели речевые зоны, ходить, потому, что созрели моторные зоны.

К.Бюлер осуществил перенос закономерностей эволюции психики животных на психическое развитие ребенка. Психика ребенка рассматривается как связующее эволюционное звено между психикой животных и психикой взрослого культурного человека.

Таким образом, в рамках биогенетического направления стали появляться теории, в которых развитие человека отождествлялось с развитием животных. По этому поводу Л.С.Выготский писал следующее. Ботаническое пленение детской психологии сменилось зоологическим. Сближение детской психологии с зоопсихологией обогатило детскую психологию, она получила биологическое обоснование психологических исследований, в частности, в объяснении низших и элементарных психических процессов. Но, как отмечал Л.С.Выготский, это не распространялось на высшие психические процессы, которые невозможно рассматривать с позиции зоопсихологии.

Это направление критиковал С.Л.Рубинштейн, проводя аналогии и параллели между онтогенезом и филогенезом психики животных. Он отмечал, что в самом начале жизни ребенка эти аналогии и параллели закономерны, т.к. ребенок находится на самых начальных стадиях овладения продуктами человеческой культуры. Но ребенка с самого начала отличает то, что у него человеческий организм и человеческий мозг, которые морфологически отличаются от организма и мозга любого животного.

Психическое развитие животных основано на инстинктах, наследственно фиксированных формах поведения. В развитии ребенка наследственные моменты выступают как условие развития. Ребенок не наследует форм поведения, способностей. Он наследует незавершенность, пластичность нервных структур, которые открывают перспективы развития в разных направлениях.

Несмотря на то, что К.Бюлер никогда не причислял себя к биогенетическому направлению, он даже критиковал его, но в его взглядах еще глубже, чем у других психологов проявилась концепция рекапитуляции, т.к. этапы развития ребенка им отождествляются со ступенями развития животных. Как писал Л.С.Выготский, он разделял почти со всей современной ему детской психологией ошибочный взгляд на психическое развитие как на единый и притом биологический по своей природе процесс. Принижаются возможности ребенка, игнорируется специфика развития человека.

Одним из представителей теории созревания является А. Гезелл (1880 –1971). Согласно теории созревания А. Гезелла, существует врожденная тенденция к оптимальному развитию. Он показал зависимость психического развития (от развития моторики до развития личности) от созревания нервной системы, выявил неравномерность темпа психического развития. Он разделил детство на отдельные ритмические периоды или волны. Установил, что на протяжении детства происходит постепенное замедление темпа развития. Самое важное развитие, по мнению А. Гезелла, происходит в первые годы жизни, или даже в первые месяцы. Все последующие годы вместе взятые не стоят того, что происходит в этот период. Так, от рождения до года – максимальный темп развития, от года до 3 лет – средний темп, от трех лет и старше – низкий темп. Что же скрывается за изменением темпа, от чего зависит это изменение темпа развития? Ответ на этот вопрос ученый не дает.

Заблуждение А. Гезалла в том, что он обращает внимание только на количественные изменения, «прирост поведения». И совсем не обращает внимание на качественные изменения. Л.С.Выготский, критикуя этот подход, писал, что развитие не исчерпывается схемой «больше – меньше», а характеризуется наличием качественных новообразований. Хотя, как отмечал Л.С.Выготский, доля истины в рассуждениях А.Гезалла есть. На ранних этапах можно наблюдать интенсивный темп развития тех предпосылок, которыми обусловлено дальнейшее развитие ребенка. Элементарные органы и функции вызревают раньше, чем высшие. Но неверно полагать, что все развитие исчерпывается ростом этих элементарных органов, которые являются только предпосылками для развития высших психических функций. Действительно, в первые годы жизни ребенок развивается быстро, а если проанализировать развитие высших психических функций, то их развитие окажется минимальным, зато в последующие годы – максимальным. Л.С.Выготский назвал теорию А. Гезелла теорией эмпирического эволюционизма. В этой теории социальное развитие ребенка рассматривается как простая разновидность развития биологического, как приспособление ребенка к своей среде.

Современным вариантом теории биологического созревания является теория психолингвиста Н. Хомского (середина 80-х годов 20 в.) Он исследовал развитие речи и пришел к выводу, что механизм овладения речью, особенно фразовой нельзя объяснить подражанием взрослому. Он считает, что существуют заданные наследственностью врожденные лингвистические структуры, которые актуализируются не сразу, а в момент созревания речевых зон коры больших полушарий, что происходит к концу первого года жизни. Период созревания речевых структур является сенситивным периодом для развития речи (это от 1 года до 3 лет). Если ребенок в этот период по каким-то причинам лишен речевых воздействий, то потом даже обогащенная речевая среда и специальное обучение не позволит в полной мере осуществить коррекцию речевых задержек. Причина в том, что в сенситивный период у ребенка появляется особое чутье к языку, поэтому он быстро осваивает речь.

Таким образом, в теории речевого онтогенеза Н.Хомского рассматриваются процессы созревания и спонтанного развертывания врожденных речевых структур как основная детерминанта развития. Роль среды сводится к пусковому механизму для врожденных лингвистических структур, среда обеспечивает языковым материалом.

Отечественные ученые не придерживаются данной позиции, считая, что все высшие психические функции формируются прижизненно в активной деятельности.

Задания для самообразования

Литература:

1. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учеб. для вузов / Л. В. Обухова. - М. : Высш. образование ; МГППУ, 2013. – 460 с.

Глава 2. Преодоление биогенетического подхода к исследованию психики ребенка.

2. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология : (психология развития и возрастная психология) : учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко. - М. : Гардарики, 2005. – 349 с. (можно любое изд.).

Методические рекомендации

Влияние биогенетического закона Э. Геккеля на появление данного направления в психологии.

Охарактеризовать различные теории, выполненные в рамках биогенетического подхода к законам психического развития: преформизма, рекапитуляции, созревания. Анализируя теории созревания, рассмотреть теорию трех ступеней (К. Бюлер), теорию затухания темпа психического развития (А. Гезелл), современный вариант теории биологического созревания (Н. Хомский).

При анализе каждой теории обратить внимание на следующие вопросы:

1. К какому направлению относится данная теория?

2. Кто из ученых работал в рамках рассматриваемой теории?

3. Основные идеи, выдвинутые в данной теории.

4. В чем недостатки теории?

5. Критика рассматриваемой теории отечественными учеными (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.)

6. Вклад данной теории в психологию развития и возрастную психологию.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.