Техника безопасности и охрана окружающей среды Наряду с общими требованиями техники безопасности при обслуживании механизмов, аппаратов и устройств, составляющих холодильную установку, необходимо учитывать и специфические, обусловленные свойствами применяемых хладагентов. Персоналу, обслуживающему холодильную установку, приходится эксплуатировать сосуды и аппараты, находящиеся под давлением, а при использовании аммиака — иметь дело с токсичным и взрывоопасным хладагентом. Нарушение правил техники безопасности может привести к отравлениям и тяжелым травмам обслуживающего персонала, а также к авариям установки. Так, ввиду автоматизированного пуска компрессоров запрещается прикасаться руками к движущимся частям механизма как при работе, так и при остановке до тех пор, пока не будет устранена возможность их автоматического включении.
Перед вскрытием и ремонтом компрессоров, аппаратов и трубопроводов, чисткой фильтров и сменой адсорбента в осушителях необходимо предварительно очистить от хладагента разбираемый участок. Это будет подтверждать снижение давления в магистрали до атмосферного. После чего отключить участок от общей магистрали плотным закрытием клапанов. Запрещено производить чеканку швов, обcтукивать сварные швы молотком у систем, находящихся под давлением. После снятия ремонтируемого узла рекомендуется свободные концы труб заглушить деревянными или резиновыми заглушками.
Производить сварочные работы на аппаратах и трубопроводах до полного их освобождения от хладагента и продувки воздухом запрещено. При проведении сварочных работ необходимо соблюдать Правила пожарной безопасности.
При внутреннем осмотре частей механизмов и аппаратов разрешается использование переносных ламп во взрывобезопасном исполнении напряжением не выше 12 В. Категорически запрещается использование для освещения открытого пламени, так как при температуре свыше 430 °С хладом разлагается с выделением фосгена. По этой же причине не допускается курение в рефрижераторном помещении.
При возникновении пожара в рефрижераторном отделении или в соседних с ним помещениях работа холодильной установки должна быть немедленно остановлена. При угрозе распространения пожара хладагент необходимо выпустить за борт.
Для исключения возможности удушья или отравления в случае высокой концентрации паров хладагента в воздухе помещения во время вскрытия холодильного оборудования и при выпуске воздуха из конденсатора, а также при прорыве больших количества хладагента необходимо включить орошающее устройство для поглощения паров аммиака, выключить электродвигатели всех работающих механизмов в помещении. Следует помнить, что фреон тяжелее воздуха и будет накапливаться внизу, а аммиак, который легче воздуха,— вверху.
Для защиты кожи рук от обмораживания при непосредственном попадании жидкого хладагента необходимо надевать резиновые перчатки. Нельзя приближать лицо вплотную к местам возможных про пусков хладагента, а для защиты глаз при вскрытии оборудования следует пользоваться защитными очками.
При попадании фреона в глаза их промывают водой комнатной температуры, 2%-ным раствором поваренной соли или 2—4%-ным раствором борной кислоты и закапывают в глаза стерильное вазелиновое масло. При поражении глаз аммиаком необходимо их обильно промыть струей чистой воды. В обоих случаях до прибытия врача надевают темные очки, не забинтовывая и не накладывая на них повязку.
При поражении кожи жидким хладагентом рекомендуется теплая ванна на 5—10 мин температурой 35—40 °С. После ванны кожу следует не растирать, а сушить ватным тампоном или стерильной салфеткой. Затем смазать поврежденный участок кожи мазью Вишневского или пенициллиновой мазью. При появлении пузырей, не вскрывая их, наложить мазевую повязку.
При удушьи, вызванном недостатком кислорода из-за большой концентрации паров фреона в воздухе помещений, или отравлении аммиаком нужно немедленно вывести пострадавшего на свежий воздух. Желательно дать вдыхать кислород, а при общей слабости рекомендуется пить чай или кофе. В случае прекращения дыхания необходимо производить искусственное дыхание до прибытия врача.
При любом случае поражения хладагентом необходимо обязательно вызвать врача.
На случай оказания первой медицинской помощи в помещении холодильной установки должна быть аптечка, содержащая йод, вату, бинт, марлевые повязки, нашатырный спирт, мазь Вишневского или пенициллиновую мазь, борную кислоту, темные защитные очки и кислородную подушку с кислородом. В месте расположения аптечки, желательно в шкафу, должны также храниться противогаз, резиновые перчатки, защитные очки.
В рефрижераторном отделении разрешается хранить не более одного баллона с хладоном, причем вдали от источников теплоты. При заполнении системы хладоном ни в коем случае нельзя нагревать баллон. В соответствии с Правилами Регистра основные запасы хладона должны храниться в помещении, оборудованном огнестойкими дверьми, с естественной или искусственной вентиляцией и с температурой не выше 45 °С. Баллоны с насаженными на них башмаками должны устанавливаться в вертикальном положении и надежно крепиться. В кладовых запрещается хранение баллонов с иными газами, за исключением углекислого газа и азота. Каждый баллон должен иметь два резиновых кольца толщиной не менее 25 мм, предохраняющих от ударов. Для облегчения эксплуатации трубопроводы должны иметь отличительные отметки. Так, всасывающие трубопроводы фреоновой системы маркируют синими кольцами шириной 25 мм; нагнетательные обозначают кольцами красно-коричневого цвета с дополнительным кольцом серебристого цвета через 25 мм. Жидкостные трубопроводы обозначаются серебристыми кольцами, рассольные — кольцами коричневого цвета, а водяные — зеленого. Все трубопроводы окрашиваются под цвет помещения, а отличительные кольца наносятся с интервалом не более 5 м. Для аммиачных систем цвет отличительных знаков на всасывающем трубопроводе — синий, на жидкостном — желтый, на нагнетательном — красно-коричневый.
Как отмечалось в п. 1.4, одной из важнейших характеристик фреонов является их озоноактивность. Истощение защитного озонового слоя Земли связывают с воздействием фреонов, особенно R11 и R12. Увеличение проникновения ультрафиолетовых лучей на Землю из-за уменьшения слоя озона может привести к опасным заболеваниям, уменьшению объемов фитопланктона и рыбы, изменению в росте растений, повреждению пластмассы на открытом воздухе и др. На конференциях 1986 г. в Монреале и 1988 г. в Гааге была отмечена тенденция к постепенному сокращению озона в стратосфере Земли, особенно в воздушных потоках над Антарктидой. В качестве временного решения проблемы предложены следующие мероприятия: замена озоноактивных веществ, установленных Протоколом Монреальской конференции на имеющиеся низкоактивные или неактивные по отношению к озону хладагенты (см. п. 1.4), а также снижение эмиссии фреонов (утечки, выпуск в атмосферу при ремонте и пр.).
Правилами технической эксплуатации фреоновых холодильных установок запрещен выпуск фреонов в атмосферу при зарядке установок и их ремонте, в процессе которых он происходит в наибольших раз-...мерах. Фреон следует удалять в ресиверы или технологические емкости для регенерации и очистки с целью повторного использования.
Контрольные вопросы и задания
I. Каким образом испытывают систему хладагента на плотность?
2. Перечислите способы обнаружения утечек хладагента.
3. Каковы основные задачи, решаемые при пуске холодильной установки?
4. Почему при пуске двухступенчатого компрессора вначале вводят в работу ступень высокого давления?
5. Как влияет температура кипения хладагента на холодопроизводитмьность компрессора и почему?
6. От чего зависит температура конденсации?
7. Почему при недостатке хладагента в системе возможно повышение температуры в охлаждаемом помещении?
8. Каким образом добавляют масло в картер компрессора при отсутствии системы централизованного маслоснабжения?
9. Почему при попадании воздуха в сиcтему повышаются давление конденсации и температура нагнетания компрессора?
Литература:[2] стр. 190-215;
[5] стр. 287-299; 327-246;
[7] часть 7.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Швецов Т.М., Ладин Н.В. Судовые холодильные установки. М. Транспорт, 1986
2. Ладин Н.В., Абдульманов Х.А., Лалаев Г.Г. Судовые рефрежераторные установки. М. Транспорт, 1993
3. Лалаев Г.Г. Судовые холодильные установки и системы кондиционирования. М. Транспорт, 1981
Дополнительная литература:
4. Ладин Н.В. Переходные и азонобезопасные хладогенты СПб: ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2003
5. Петров Ю.С. Судовые холодильные машины и установки. Л. Судостроение, 1991
6. СкрипкаГ.Л. Основы теории холодильных машин Херсон: Олди-плюс, 2009
7. Правила технической эксплуатации судовых технических средств М: В/О "Мортехинформреклама", 1984
8. Методичні рекомендації до практичних і лабораторних занять. ХДМА, 2012
9. Судновий механік, довідник тем 2, ПП "Фенікс", 2002
|