Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в том числе и бухгалтерского учета кредитных организаций Система нормативного регулирования российского бухгалтерского учета, в т.ч. и бухгалтерского учета в кредитных организациях включает в себя документы четырех уровней.
Документами первого, высшего уровня нормативного регулирования являются федеральные законы и иные законодательные акты, такие как указы Президента, постановления Правительства. К числу таких документов в первую очередь относится Федеральный закон от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» в редакции ФЗ от 23.07.1998 № 123-ФЗ. Важным документом первого уровня является Гражданский Кодекс РФ. В первой его части закреплены многие принципы учетной работы, положения об обязательном утверждении годового отчет, о наличии самостоятельного баланса как необходимого признака юридического лица и др. во второй части ГК РФ закреплены принципы составления и положения различных договоров, заключаемых организациями. Что является немаловажным для правового обеспечения бухгалтерской службы банка.
К документам первого уровня относятся такие законы, как:
o Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в редакции Федерального закона от 13.06.1996 № 65-ФЗ;
o Федеральный закон от 8.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
o Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в редакции от 3.02 1996 № 17-ФЗ;
o Федеральный закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 10.06.2002.№ 86-ФЗ;
o также постановления Правительства.
К документам второго уровня также следует отнести:
· часть I положения № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» от 26 марта 2007 года (Правила), которое формирует основные принципы бухгалтерского учета в банках;
· часть III Положения, определяющую порядок организации работы по ведению бухгалтерского учета в банках, например: приложение 10 «Порядок учета основных средств, нематериальных активов, материальных запасов», приложение 11 «Порядок бухгалтерского учета вложений (инвестиций) в ценные бумаги и операций с ценными бумагами».
К третьему уровню относятся документы, раскрывающие конкретный механизм бухгалтерского учета, это – методические указания по ведению учета. К числу документов третьего уровня относятся:
¨ План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и инструкций по его применению;
¨ II часть Положения 302 – П «Характеристика счетов»;
¨ Инструкции, указания, письма, телеграммы, приказы Центрального банка РФ.
К документам четвертого уровня относятся рабочие документы, в области регулирования бухгалтерского учета в конкретной кредитной организации. Это Рабочий план счетов бухгалтерского учета, рабочие положения о порядке проведения отдельных учетных операций, формы первичных учетных документов, Правила документооборота, технология обработки учетной информации и другие документы.
Учетная политика кредитной организации
В соответствии с федеральным законом № 129 –ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года, кредитные организации, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, в соответствии с Положением 302-П, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Состав и назначение учетной политики определяются и разрабатываются коммерческими банками самостоятельно. Учетная политика устанавливает основы формирования подходов к ведению бухгалтерского учета в кредитной организации.
Под учетной политикой кредитной организации понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов уставной и иной деятельности.
Учетная политика как документ содержит в себе несколько разделов:
- Общие положения;
- Формирование учетной политики;
- Организационно-технический аспект;
- Методологический аспект;
- Налоговый аспект.
В разделе Общие положения дается определение учетной политики.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие методы, приемы и способы.
В разделе Формирование учетной политики предполагается, что она должна обеспечивать:
· полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);
· большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов, т.е. к учету принимаются те доходы, которые уже получены, но, в тоже время учету подлежат все ожидаемые обязательства и потенциальные убытки (требование осмотрительности);
· отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания над формой);
· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (требование непротиворечивости);
· рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета, исходя из размеров организации и масштабов ее деятельности).
Все эти требования были учтены при разработке Плана счетов бухгалтерского учета и правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ.
Согласно I части Правил, кредитная организация разрабатывает и утверждает учетную политику, основанную на Плане счетов и Правилах и др. нормативных актах Банка России.
Учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказом, распоряжением и т.п.) в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении банковских операций ответственность несет руководитель кредитной организации.
За формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности ответственность несет главный бухгалтер кредитной организации.
Выбранная кредитной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Изменения в учетной политике банка могут иметь место в случае: реорганизации кредитной организации, смены собственников, изменений законодательства РФ или в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Организационно – технический аспект учетной политики включает в себя следующие составные части:
· рабочий план счетов бухгалтерского учета;
· формы учетных первичных документов;
· метода оценки видов имущества и обязательств;
· порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
· правила документооборота и технология обработки учетной информации;
· порядок внурибанковского контроля за совершаемыми операциями;
· порядок и периодичность вывода на печать документов аналитического и синтетического учета.
Методологический аспект как элемент учетной политики должен содержать в себе внутренние рабочие положения по учету банковских и хозяйственных операций, разработанные банком на основе положений и инструкций ЦБ РФ по учету этих операций.
Составные части методологического аспекта:
· выбор метода признания доходов и расходов банка;
· выбор периодичности формирования финансовых результатов;
· определение периодичности получения доходов от передачи имущества в доверительное управление, текущую аренду, лизинг;
· определение периодичности списания доходов и расходов будущих периодов на доходы и расходы отчетного периода;
· формирование методики учета кредитных операций;
· формирование методики учета операций с ценными бумагами;
· формирование методики учета операций участия банков в уставном капитале других организаций;
· формирование методики учета операций с иностранной валютой;
· определения очередности использования источников финансирования капитальных вложений, приобретения нематериальных активов, оборудования для лизинга.
· Определения отдельных элементов учета материальных ценностей и нематериальных активов;
· Определение периодичности распределения прибыли банка, порядка создания и использования фондов банка;
· Определение отдельных элементов учета операций доверительного управления, периодичности распределения прибыли и перечисления ее учредителям доверительного управления.
Налоговый аспект учетной политики выражается в том, что банкам при определении учетной политики необходимо предвидеть налоговые последствия, а также дано право самостоятельно выбирать варианты расчетов с бюджетом по таким налогам, как налог на прибыль, НДС. Составляющие налогового аспекта:
· Определение периодичности расчетов с бюджетом по налогу на прибыль;
· Определение варианта расчетов с бюджетом по НДС;
· Налоговые аспекты учета кредитных операций;
· Налоговые аспекты учета операций с ценными бумагами;
· Налоговые аспекты учета валютных операций.
|