Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Изучите и охарактеризуйте методы формирования сознания и особенности их использования в начальной школе.

Методы формирования сознания учащихся предназначены для того, что передавать информацию от учителя к учащемуся и обратно.

По классификации Сластенина, Исаева выделяются следующие методы формирования сознания личности:

1)беседа

2)рассказ

3)лекция

4)дискуссии

5)диспуты

6)метод примера

Беседа используется учителем для информации учащихся о важнейших событиях в нашей стране и за рубежом. При помощи беседы учитель сообщает учащимся новые сведения о науке и технике, об искусстве и спорте, а также формирует нравственные представления и понятия.

Тематические беседы проводятся редко, т.к. требуют большой подготовки. Причем готовиться должен не только учитель, но и дети, которым заранее даются вопросы, на которые они должны ответить. Беседы – экспромты(незапланированные) являются реакцией на ту или иную пед.ситуацию, которая требует немедленного разрешения. Требует точного, яркого слова. Существуют отсроченные (отодвинутые) во времени беседы, т.е. проводится не сразу после происшествия. Например, ребенок проехал без билета в трамвае. Никто ничего не сказал. Ребенок мучался. Задушевная беседа – учитель планирует и хочет поговорить о интимных вещах: дружбе, любви. Эпизодическая беседа направлена на обсуждение актуальных вопросов в классе, строящихся на примерах из жизни класса. Особую трудность для начинающего учителя представляет индивидуальная беседа. Которые чаще проводятся после того, как ребенок совершил тот или иной проступок. Такая беседа проводится экспромтом и не всегда бывает полезной. Многие учителя проводят индивидуальные беседы с детьми в определенной системе. С одним учеником проводится беседа о завоевании авторитета у товарищей, с другим — о занятиях по математике, с третьим — о соблюдении режима дня, о гимнастике и т. д. Такая беседа проводится после предварительной подготовки и приносит большую пользу детям.



Требования к содержанию беседы:

- отбор содержания должен проводиться в соответствии с решением образовательных и воспитательных задач;

-своевременность, злободневность, актуальность беседы

- информационность беседы;

- опора на имеющийся опыт детей;

- действие не только на сознание, но и чувства детей;

- выявление причинно-следственных связей на основе глубокого комментирования событий;

- доказательственное сравнение.

Требования к методике проведения беседы:

- беседа должна быть диалогом;

- использование ситуаций и вопросов проблемного характера;

- создание положительного контакта с учащимися на основе демократического стиля общения;

- использование наглядности, технических средств, конкретизация примерами;

- учитывать время проведения беседы (время суток, года, погоду);

- идти от конкретного к обобщению к самостоятельным выводам;

- необходимо убеждать детей словом, действуя на чувства и используя выразительные средства речи (интонацию, мимику).

 

Рассказ – по сути – это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение. Проясняет смысл понятий, знакомит детей с нравственными качествами человека. Он должен быть: информативный; эмоциональный, яркий; интересный; с элементами диалога; соответствовать возрастным особенностям детей, быть доступным. Он предполагает последующую беседу по рассказу в форме диалога. Разъяснение нравственных понятий, лежащих в основе рассказа, не всегда должно быть многословным и должно избегать повтора общеизвестных истин нотаций, морализация. Иногда разъяснение может быть в форме рассказа, иногда в форме показа,

где минимум слов, но который выражает отношение к явлению или раскрывает нравственное понятие.

Лекция – метод по своей инструментовке близкий к рассказу. Это – тоже монолог воспитателя, но по содержанию несравнимо большего объема и на более высоком уровне теоретического обобщения. Поэтому лекция как метод не применяется в воспитании дошкольников и младших школьников. В старшем классе лекция более уместна и в работе с родителями.

В содержании лекции выделяется несколько вопросов, последовательное рассмотрение которых составит у слушателей представление о проблеме. При подготовке к лекции следует избегать прямого переписывания информации из книг и журналов. Вредят и излишнее наукообразие, перегрузка теоретическими понятиями.

Дискуссия (диспут) – этот метод предполагает спор, столкновение точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений. Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется эрудированный ведущий, разрабатываются вопросы. Настоящая дискуссия длится обычно несколько часов и выплескивает огромную эмоциональную энергию участников. Поэтому, в чистом виде этот в работе с младшими школьниками не используется, но элементы дискуссии допустимы и необходимы, ведь анализировать и оценивать происходящее события, поступки, мнения должен сам ребенок.

Метод примера – дает образец поступков, деятельности, образа жизни. Основан на механизме подражания, который дает ребенку возможность присваивать обобщенный социальный опыт. Дошкольник и младший школьник подражает неосознанно и не избирательно. Он подражает всему образцу целиком (играют в учителя), а средние и старшие школьники подражают образцу избирательно.

Виды примера:

-Пример великого человека – учитель должен показать, как великий человек шел к цели, как преодолевал трудности (положительные деятели, выдающиеся люди страны);

- Пример взрослого – (родители, старшие братья, сестры, учителя). Учитель – первый взрослый, с которым ребенок сотрудничает профессионально, поэтому пример учителя наиболее идеален. Если у учителя слово и дело расходятся, то он не станет примером и не будет обладать авторитетом. Пример нельзя подать специально, им можно только быть.

- Пример сверстника – поступки детей понятны ребенку. Но нельзя навязывать детям примеры сверстников, это вызывает обратную реакцию. Часто сравнение себя с ровесником болезненно для ребенка, он ощущает комплекс неполноценности.

- Собственный пример для других – каждому ребенку нужно пережить ситуацию, когда он становится примером для другого;

- Отрицательный пример – их не стоит обходить, но и специально создавать. На них нужно детям показать последствия дурных поступков, бескультурия.

 

Задание

Проанализируйте педагогическую ситуацию:

Спускаюсь по лестнице и вижу: Володя С. перочинным ножиком режет лестничные перила. Заслышав мои шаги, стремглав бросился бежать. Поймать «злоумышленника» оказалось делом несложным. Рассказываю матери о случившемся, та удивляется:

– Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что были вместе с сыном. Володя смущен... В квартире, где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель. Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.

– Это правда, что ты портил перила?

– Я только попробовал, как режет ножик... Вмешиваюсь в разговор:

– Но зачем же портить перила? Вот попробуй резать у себя дома стул или свой стол. Не все ли равно, что резать – стол или перила...

У мальчика на лице немое удивление, и он возмущенно восклицает:
– Это же нельзя! Мать поясняет: – Это его стол... Отец ему купил».

Анализ.

 

Факт в том, что учитель узнает, что ученик 2-го класса испортил на лестнице перила: изрезал их перочинным ножом. Дети порой небрежно относятся к своим и чужим вещам, портят их. В рассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережно относится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. В основе ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничего плохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь не только свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правила поведения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев, когда оно должно выполняться. Очевидно, отец, вручая сыну перочинный ножик в подарок, не проинструктировал, для каких целей он предназначается.

В данной ситуации возникают следующие задачи:

-помочь родителям осознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость не только к своим, но и к «не своим» вещам;

-найти способы воздействия на мальчика, с тем чтобы он понял свою ошибку и больше не совершал подобных проступков;

-в работе с детьми в классе, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда дети портят свои или чужие вещи.

Родители допустили ошибки в воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правил поведения: во-первых, они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться не только к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам; во-вторых, подарив сыну перочинный нож, не сказали, для чего он предназначен и как им пользоваться. Учитель может посоветовать родителям побеседовать с мальчиком о случившемся, помочь ему осознать неправильность поступка, рассказать, как пользоваться перочинным ножом, и вместе с отцом отремонтировать испорченные перила.

Можно провести с детьми беседу о бережливости.

Задание

Какой из типов акцентуации характера проявляется в следующих случаях:






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.