Классификация педагогических наук Возрастная классификация
| Профессиональная отраслевая классификация
| Вспомогательные педагогические
дисциплины
| Специальная педагогика
| Преддошкольная и дошкольная
Педагогика начальной школы
Педагогика школы Педагогика среднего специального образования
Педагогика высшей школы
Педагогика третьего возраста
| Производственная
Военная
Инженерная
Спортивная
Музейная
Театральная Музыкальная Педагогика исправительно-трудовых учреждений
| История педагогики Этнопедагогика
Сравнительная педагогика Философия воспитания Социология образования Педагогическая психология Социальная педагогика
| Олигофренопедагогика Сурдопедагогика Тифлопедагогика Логопедия
| Методологической основой педагогики является философия, так как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, человеческого общества, мышления, познания.
В первую очередь педагогика тесным образом взаимосвязана с науками, которые имеют общий с педагогикой объект исследования — воспитание, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их назвал К. Д. Ушинский, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая экономия, история.
Смежные с педагогикой науки условно можно подразделить на 5 больших групп:
1. Базовые— такими для педагогики являются науки: анатомия, физиология, гигиена, психология человека и социология. Без данных, полученных указанными науками, невозможно изучать явления физического существования и развития человека, становление его духовного облика, формирование его как личности и как члена общества, в котором он живет. Законы и закономерности, исследуемые этими науками, служат первоначальной опорой, базой и отправными источниковыми знаниями для исследования проблем собственно человека и его воспитания.
К числу базовых, несомненно, относится и уже названная педагогическая антропология. Ее можно охарактеризовать как «человековедение, служащее воспитанию и обучению людей».
2. Естественные наукиизучают мир неживой и живой природы, их взаимосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике не обходимый материал для исследования явлений воспитания. Сюда можно отнести космологию и астрономию, физику и химию, биологию, экологию и географию.
3. Математическиеи технические науки(математическая статистика, информатика, кибернетика, эргономика и др.) обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследовательской работы и организации собственно воспитательной работы.
4. Гуманитарные наукиизучают духовный мир человека в различных его проявлениях: философия, этика, эстетика, гносеология, аксиология, логика, филология, языкознание, лингвистика, литература, история, экономика, правоведение, религиоведение и др. В педагогических исследованиях духовного, внутреннего мира человека широко используются данные этих наук.
5. Науки об искусстве— искусствознание (искусствов единство воспитания и обучения является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.
Функциями педагогического процесса являются: информационная (просвещение); развивающая; воспитательная; ценностная ориентация (аксиологическая); социальная адаптация и др.
Структура педагогического процесса — это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Компоненты педагогического процесса таковы: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный—разработка содержания образования; операционно-деятеяъностный — процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Между компонентами педагогического процесса могут существовать информационные, организационно- деятельностные, коммуникативные, причинно-следственные, генетические связи, связи управления и самоуправления. Специфика педагогического процесса в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие. Педагогический процесс включает в себя: объекты — развивающаяся личность, коллектив воспитуемых; предмет — формирование человека; духовные средства (то, что помещается между учителем и учеником) — знания, опыт учителя; виды деятельности — учение, игра, труд, общение; способы сотрудничества; продукты — воспитанный, подготовленный к жизни общественный человек, отдельные его качества. Знание структуры педагогического процесса помогает учителю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым—разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.
В педагогической литературе выделяют следующие этапы педагогического процесса:
Подготовительный (целеполагание; диагностика условий; прогнозирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).
Основной — осуществление педагогического процесса — (постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика; использование намеченных форм, методов, средств; создание благоприятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальны ми процессами; оперативный контроль; обратная связь).
♦Заключительный (анализ достигнутых результатов; выявление возникших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; проектирование мер по устранению ошибок).
♦Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными.
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними, по отношению к процессу, явлениями (социальной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса
Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.
Связь между обучением и воспитанием. Обучение и воспитание — взаимозависимые процессы, они характеризуются разносторонним взаимовлиянием и единством.
Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит: воспитывать — значит включать ребенка в различные виды деятельности.
Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т. е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.
♦Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей.
♦Таким образом, целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогическийпроцесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личностишкольника и специальноорганизуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦
♦Вопрос 5: Дать понятия «педагогическая цель» и «целеполагание». Сформулировать и охарактеризовать цели педагогической деятельности и цели воспитания
♦
♦Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности—врожденное качество человека. Цель — это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность—не исключение. Развитие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном случае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятельность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и организованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.
♦Цель — категория философская; это идеальное предвидение результата деятельности,это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.
♦Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.
♦Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.
Целеполагание — процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.
♦Условия обучения школьников целеполаганию: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.
♦По значимости и уровню обобщенности, цели в педагогике построены по принципу иерархии. Высшая ступень—государственные цели, следующая— цели образовательных систем и этапов образования, более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного возраста, наконец, цели обучения отдельной темы, урока или мероприятия.
Следует различать цель педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цель воспитания (воспитание в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).
Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.
Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель ее ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:
образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду уровень усвоения учебного материала при изучении какой-либо темы: 1) уровень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать представление»...); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие», «научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) — эти два уровня объединяются в уровень знаний; 3) уровень применения — практическая, алгоритмическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать умения», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творчества — перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из выше сказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать», «уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.;
развивающую задачу, которая связана с развитием у ребенка психофизических процессов, его мышления и др. (создать условия для развития. .., способствовать развитию..., развивать...);
воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).
Причем все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом уроке, а на последующих уроках должна обязательно присутствовать только образовательная задача, воспитательная же и развивающая могут и не ставиться, так как они относятся ко всей теме.
Воспитательная цель ставится при организации воспитательной работы в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной системы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспитательной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию. Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные социальные слои и группы, в один и тот же исторический период цель воспитания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.
Общей целью воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.
Разностороннее развитие подразумевает:
телесное здоровье; ♦ социальное развитие;
психические способности; ♦ духовное развитие.
Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природой, социальной средой и с самим собой.
Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели воспитания.
Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время, из-за отсутствия экономических возможностей, неосуществима. Поэтому по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Учеными ведется поиск новых подходов и формулировок цели воспитания.
Вопрос 6: Раскрыть сущность личностно ориентированного подхода в образовании
Академик В. В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое начальное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свернута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям».
Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к традиционной школе (не только начальной, но и полной средней), причем не только к прошлому, но и, увы, к настоящему времени. Принципиальных изменений в учебном процессе массовой школы не произошло.
Более того, современная социальная ситуация, в которой оказался учитель, непомерные учебные нагрузки, социальная незащищенность и другие негативные социальны
class=WordSection2> е факторы не стимулируют творческий поиск учителя, а провоцируют использование привычных способов работы, требующих подготовки собственного монолога, нескольких контрольных вопросов для закрепления нового материала и тренировочных упражнений для учащихся.
При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьниками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою деятельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.
Следовательно, развитие интеллекта школьников, их творческого потенциала, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процессе, построенном на принципиально иных научно-методических основах.
Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащимся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности. Сущность личностно ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных условий саморазвития индивидуальности, субъектности человека. В соответствии с современной социокультурной ситуацией, культуросообразная цель современного педагогического процесса определяется исследователями как развитие человека — субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремятся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Личностно ориентированное обучение предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Говоря о необходимости последовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ребенка с его эмоциональной, духовной сферой.
Личностно ориентированные технологии направлены на индивидуальное развитие учащегося. Индивидуальное развитие—это совместный поиск путей выявления индивидуальности ученика, учет его особенностей и способностей, постоянное психологическое сопровождение, возможность выбора различных направлений обучения, кропотливая работа по формированию соответствующей мотивации, развитию общественных интересов каждого ребенка.
Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гуманистической педагогики. По своей сути предп единство воспитания и обучения является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения.
Функциями педагогического процесса являются: информационная (просвещение); развивающая; воспитательная; ценностная ориентация (аксиологическая); социальная адаптация и др.
Структура педагогического процесса — это совокупность составляющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.
Компоненты педагогического процесса таковы: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный—разработка содержания образования; операционно-деятеяъностный — процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результативный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического процесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Между компонентами педагогического процесса могут существовать информационные, организационно- деятельностные, коммуникативные, причинно-следственные, генетические связи, связи управления и самоуправления. Специфика педагогического процесса в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие. Педагогический процесс включает в себя: объекты — развивающаяся личность, коллектив воспитуемых; предмет — формирование человека; духовные средства (то, что помещается между учителем и учеником) — знания, опыт учителя; виды деятельности — учение, игра, труд, общение; способы сотрудничества; продукты — воспитанный, подготовленный к жизни общественный человек, отдельные его качества. Знание структуры педагогического процесса помогает учителю анализировать, осознавать и совершенствовать собственную деятельность, а ученым—разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.
В педагогической литературе выделяют следующие этапы педагогического процесса:
♦ Подготовительный(целеполагание; диагностика условий; прогнозирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).
♦ Основной— осуществление педагогического процесса — (постановка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика; использование намеченных форм, методов, средств; создание благоприятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школьников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальны ми процессами; оперативный контроль; обратная связь).
♦ Заключительный(анализ достигнутых результатов; выявление возникших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; проектирование мер по устранению ошибок).
Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толчком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком легкими или напротив слишком трудными.
Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерностипедагогического процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними, по отношению к процессу, явлениями (социальной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса
1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями.
2. Связь между обучением и воспитанием. Обучение и воспитание — взаимозависимые процессы, они характеризуются разносторонним взаимовлиянием и единством.
3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педагогики гласит: воспитывать — значит включать ребенка в различные виды деятельности.
4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т. е. обнаруживает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность, потребность в деятельности.
5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаимодействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зависимости от богатства межличностных связей.
Таким образом, целостный педагогический процесс не сводится к единству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и других видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механически вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия между целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.
Вопрос 5: Дать понятия «педагогическая цель» и «целеполагание». Сформулировать и охарактеризовать цели педагогической деятельности и цели воспитания
Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности—врожденное качество человека. Цель — это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мотив, средства и результат. Педагогическая деятельность—не исключение. Развитие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном случае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятельность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и организованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.
Цель— категория философская; это идеальное предвидение результата деятельности, это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.
Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.
Педагогическая цель— это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образований, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные компоненты педагогического процесса.
Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.
Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реализации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся — важнейшее условие успеха педагогического процесса.
Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.
Целеполагание— процесс определения целей, идеально представленного результата; это установление учениками и учителем целей и задач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирования образовательных действий.
Условия обучения школьников целеполаганию: наличие познавательного стремления ученика; определение предмета своей цели; умение определить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотношение получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.
По значимости и уровню обобщенности, цели в педагогике построены по принципу иерархии. Высшая ступень—государственные цели, следующая— цели образовательных систем и этапов образования, более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного возраста, наконец, цели обучения отдельной темы, урока или мероприятия.
Следует различать цель педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цель воспитания (воспитание в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).
Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.
Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель ее ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:
♦ образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду уровень усвоения учебного материала при изучении какой-либо темы: 1) уровень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать представление»...); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие», «научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) — эти два уровня объединяются в уровень знаний; 3) уровень применения — практическая, алгоритмическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать умения», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творчества — перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из выше сказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать», «уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.;
♦ развивающую задачу, которая связана с развитием у ребенка психофизических процессов, его мышления и др. (создать условия для развития. .., способствовать развитию..., развивать...);
♦ воспитательную задачу, реализация которой направлена на формирование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).
Причем все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом уроке, а на последующих уроках должна обязательно присутствовать только образовательная задача, воспитательная же и развивающая могут и не ставиться, так как они относятся ко всей теме.
Воспитательная цель ставится при организации воспитательной работы в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной системы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспитательной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию. Цели воспитанияимеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные социальные слои и группы, в один и тот же исторический период цель воспитания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня развития общества, его экономических возможностей, политической структуры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.
Общей целью воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.
Разностороннее развитие подразумевает:
♦ телесное здоровье; ♦ социальное развитие;
♦ психические способности; ♦ духовное развитие.
♦ Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природой, социальной средой и с самим собой.
Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели воспитания.
Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время, из-за отсутствия экономических возможностей, неосуществима. Поэтому по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель воспитания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Учеными ведется поиск новых подходов и формулировок цели воспитания.
|