Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Классификация педагогических наук

Возрастная классификация Профессиональная отраслевая классификация Вспомогательные педагогические дисциплины Специальная педагогика
Преддошкольная и дошкольная Педагогика начальной школы Педагогика школы Педагогика среднего специального образования Педагогика высшей школы Педагогика третьего возраста Производственная Военная Инженерная Спортивная Музейная Театральная Музыкальная Педагогика исправительно-трудовых учреждений История педагогики Этнопедагогика Сравнительная педагогика Философия воспитания Социология образования Педагогическая психология Социальная педагогика Олигофрено­педагогика Сурдопедагогика Тифлопедагогика Логопедия

Методологической основой педагогики является философия, так как она изучает общие законы и движущие силы развития природы, челове­ческого общества, мышления, познания.

В первую очередь педагогика тесным образом взаимосвязана с наука­ми, которые имеют общий с педагогикой объект исследования — воспита­ние, развитие и формирование личности. К таковым относятся, как их на­звал К. Д. Ушинский, антропологические науки: анатомия, физиология, психология, логика, философия, география, статистика, политическая эко­номия, история.

Смежные с педагогикой науки условно можно подразделить на 5 боль­ших групп:

1. Базовые— такими для педагогики являются науки: анатомия, фи­зиология, гигиена, психология человека и социология. Без данных, полученных указанными науками, невозможно изучать явления физического
существования и развития человека, становление его духовного облика,
формирование его как личности и как члена общества, в котором он живет. Законы и закономерности, исследуемые этими науками, служат первоначальной опорой, базой и отправными источниковыми знаниями для
исследования проблем собственно человека и его воспитания.



К числу базовых, несомненно, относится и уже названная педагогиче­ская антропология. Ее можно охарактеризовать как «человековедение, слу­жащее воспитанию и обучению людей».

2. Естественные наукиизучают мир неживой и живой природы, их вза­имосвязь и взаимодействие человека с этим миром, дают педагогике не­
обходимый материал для исследования явлений воспитания. Сюда можно
отнести космологию и астрономию, физику и химию, биологию, экологию и географию.

3. Математическиеи технические науки(математическая статистика,
информатика, кибернетика, эргономика и др.) обеспечивают педагогику необходимыми средствами для диагностической и исследовательской ра­боты и организации собственно воспитательной работы.

4. Гуманитарные наукиизучают духовный мир человека в различных
его проявлениях: философия, этика, эстетика, гносеология, аксиология,
логика, филология, языкознание, лингвистика, литература, история, эко­номика, правоведение, религиоведение и др. В педагогических исследованиях духовного, внутреннего мира человека широко используются данные этих наук.

5. Науки об искусстве— искусствознание (искусствов единство воспитания и обучения является методологическим принципом, что особенно актуально в насто­ящих условиях. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, деятельностью учителя и учащихся, соче­танием различных форм, методов и средств обучения.

Функциями педагогического процесса являются: информационная (про­свещение); развивающая; воспитательная; ценностная ориентация (аксиологическая); социальная адаптация и др.

Структура педагогического процесса — это совокупность составля­ющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Компоненты педагогического процесса таковы: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный—разработка содержания образования; операционно-деятеяъностный — процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результа­тивный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического про­цесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Между ком­понентами педагогического процесса могут существовать информацион­ные, организационно- деятельностные, коммуникативные, причинно-след­ственные, генетические связи, связи управления и самоуправления. Специфика педагогического процесса в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие. Педагогиче­ский процесс включает в себя: объекты — развивающаяся личность, кол­лектив воспитуемых; предмет — формирование человека; духовные сред­ства (то, что помещается между учителем и учеником) — знания, опыт учителя; виды деятельности — учение, игра, труд, общение; способы со­трудничества; продукты — воспитанный, подготовленный к жизни об­щественный человек, отдельные его качества. Знание структуры педаго­гического процесса помогает учителю анализировать, осознавать и совер­шенствовать собственную деятельность, а ученым—разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

В педагогической литературе выделяют следующие этапы педагоги­ческого процесса:

Подготовительный (целеполагание; диагностика условий; прогно­зирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).

Основной — осуществление педагогического процесса — (поста­новка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика;
испо
льзование намеченных форм, методов, средств; создание благопри­ятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школь­ников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальны­
ми процессами; оперативный контроль; обратная связь).

♦Заключительный (анализ достигнутых результатов; выявление воз­никших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; про­ектирование мер по устранению ошибок).

♦Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толч­ком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком лег­кими или напротив слишком трудными.

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерности педагогическо­го процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними, по отношению к процессу, явлениями (соци­альной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса

Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания
в конкретных исторических условиях определяется потребностями обще­ства, экономики, национально-культурными особенностями.

Связь между обучением и воспитанием. Обучение и воспитание —
взаимозависимые процессы, они характеризуются разносторонним взаи­мовлиянием и единством.

Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педа­гогики гласит: воспитывать — значит включать ребенка в различные виды
деятельности.

Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если
его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т. е. обнаружи­вает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность,
потребность в деятельности.

♦Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаи­модействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зави­симости от богатства межличностных связей.

♦Таким образом, целостный педагогический процесс не сводится к един­ству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и дру­гих видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механи­чески вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогическийпроцесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия меж­ду целостностью личностишкольника и специальноорганизуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

♦Вопрос 5: Дать понятия «педагогическая цель» и «целеполагание». Сформулировать и охарактеризовать цели педагогической деятельности и цели воспитания

♦Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности—врож­денное качество человека. Цель — это один из элементов сознательной дея­тельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мо­тив, средства и результат. Педагогическая деятельность—не исключение. Раз­витие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном слу­чае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятель­ность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и органи­зованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.

♦Цель — категория философская; это идеальное предвидение резуль­тата деятельности,это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.

♦Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.

♦Педагогическая цель — это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образо­ваний, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные ком­поненты педагогического процесса.

Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реа­лизации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся — важ­нейшее условие успеха педагогического процесса.

Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.

Целеполагание — процесс определения целей, идеально представ­ленного результата; это установление учениками и учителем целей и за­дач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирова­ния образовательных действий.

♦Условия обучения школьников целеполаганию: наличие познавательно­го стремления ученика; определение предмета своей цели; умение опреде­лить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотноше­ние получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.

♦По значимости и уровню обобщенности, цели в педагогике построены по принципу иерархии. Высшая ступень—государственные цели, следующая— цели образовательных систем и этапов образования, более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного воз­раста, наконец, цели обучения отдельной темы, урока или мероприятия.

Следует различать цель педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цель воспитания (вос­питание в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).

Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.

Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель ее ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:

образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду
уровень усвоения учебн
ого материала при изучении какой-либо темы: 1) уро­вень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать
представление»...); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие»,
«научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) — эти два уровня объе­диняются в уровень знаний; 3) уровень применения — практическая, алгорит­мическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать уме­ния», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творче­ства — перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить
решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из выше­
сказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать»,
«уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.;

развивающую задачу, которая связана с развитием у ребенка психо­физических процессов, его мышления и др. (создать условия для разви­тия. .., способствовать развитию..., развивать...);

воспитательную задачу, реализация которой направлена на форми­рование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств
школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).

Причем все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом уроке, а на последующих уроках должна обязательно присут­ствовать только образовательная задача, воспитательная же и развиваю­щая могут и не ставиться, так как они относятся ко всей теме.

Воспитательная цель ставится при организации воспитательной ра­боты в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной систе­мы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспита­тельной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию. Цели воспитания имеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные со­циальные слои и группы, в один и тот же исторический период цель вос­питания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня раз­вития общества, его экономических возможностей, политической струк­туры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.

Общей целью воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.

Разностороннее развитие подразумевает:

телесное здоровье; ♦ социальное развитие;

психические способности; ♦ духовное развитие.


Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природой, социальной средой и с самим собой.

Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели воспитания.

Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время, из-за отсутствия экономических возможностей, неосуществима. Поэтому по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель вос­питания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравствен­ному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно рас­крывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индиви­дуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Учеными ведется поиск новых подходов и формулировок цели воспи­тания.

Вопрос 6: Раскрыть сущность личностно ориентированного подхода в образовании

 

Академик В. В. Давыдов писал: «Существовало такое массовое началь­ное образование, в котором учебная деятельность детей была крайне свер­нута, а ее содержание было сведено в основном к эмпирическим знаниям и утилитарным умениям».

Это высказывание известного ученого можно целиком отнести к тра­диционной школе (не только начальной, но и полной средней), причем не только к прошлому, но и, увы, к настоящему времени. Принципиальных изменений в учебном процессе массовой школы не произошло.

Более того, современная социальная ситуация, в которой оказался учи­тель, непомерные учебные нагрузки, социальная незащищенность и другие негативные социальны

class=WordSection2>

е факторы не стимулируют творческий поиск учителя, а провоцируют использование привычных способов работы, требующих под­готовки собственного монолога, нескольких контрольных вопросов для зак­репления нового материала и тренировочных упражнений для учащихся.

При объяснительно-иллюстративном способе обучения деятельность задается учителем извне, а потому чаще всего не воспринимается школьни­ками и становится для них безразличной, а иногда и нежелательной. Все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, личность школьника здесь не представлена, более того, она может восприниматься и как нечто, тормозящее действия учителя. Педагог организует свою дея­тельность, транслирует готовое содержание, контролирует и оценивает его усвоение. В обязанности ученика входит лишь выполнение предложенных учителем репродуктивных действий.

Следовательно, развитие интеллекта школьников, их творческого по­тенциала, обеспечение общей процедуры саморазвития личности, если мы действительно хотим этого достичь в процессе обучения, должны не провозглашаться, а обеспечиваться технологически в учебном процес­се, построенном на принципиально иных научно-методических основах.

Гуманистическая педагогика требует приспособления школы к учащим­ся, обеспечения атмосферы комфорта и психологической безопасности. Сущность личностно ориентированного педагогического процесса, по мнению многих ученых, состоит в создании природосообразных усло­вий саморазвития индивидуальности, субъектности человека. В соответст­вии с современной социокультурной ситуацией, культуросообразная цель современного педагогического процесса определяется исследователями как развитие человека — субъекта собственной стратегии жизни. В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремятся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и от­ветственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Личностно ориентированное обучение предусматривает дифференциро­ванный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника. Личностно ориентированное содержание образования направ­лено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоро­вья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, семьянином, тружеником) и свойств субъектов культуры (свободы, гуманности, духовности, творчества). Говоря о необходимости пос­ледовательной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся, необходимо иметь в виду целостную личность ре­бенка с его эмоциональной, духовной сферой.

Личностно ориентированные технологии направлены на индивидуальное развитие учащегося. Индивидуальное развитие—это совместный поиск путей выявления индивидуальности ученика, учет его особенностей и способностей, постоянное психологическое сопровождение, возможность выбора различных направлений обучения, кропотливая работа по формированию соответствую­щей мотивации, развитию общественных интересов каждого ребенка.

Личностно ориентированное обучение базируется на принципах гума­нистической педагогики. По своей сути предп единство воспитания и обучения является методологическим принципом, что особенно актуально в насто­ящих условиях. На практике этот принцип реализуется комплексом задач урока, содержанием обучения, деятельностью учителя и учащихся, соче­танием различных форм, методов и средств обучения.

Функциями педагогического процесса являются: информационная (про­свещение); развивающая; воспитательная; ценностная ориентация (аксиологическая); социальная адаптация и др.

Структура педагогического процесса — это совокупность составля­ющих его частей, соответствующих компонентам педагогической системы.

Компоненты педагогического процесса таковы: целевой — определение целей воспитания, обучения; содержательный—разработка содержания образования; операционно-деятеяъностный — процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса; оценочно-результа­тивный — проверка, оценка и анализ результатов воспитания, обучения, суждение об эффективности процесса. Структура педагогического про­цесса и деятельности отражает реальную работу педагогов. Между ком­понентами педагогического процесса могут существовать информацион­ные, организационно- деятельностные, коммуникативные, причинно-след­ственные, генетические связи, связи управления и самоуправления. Специфика педагогического процесса в том, что труд учителя и ученика сливаются воедино, образуя педагогическое взаимодействие. Педагогиче­ский процесс включает в себя: объекты — развивающаяся личность, кол­лектив воспитуемых; предмет — формирование человека; духовные сред­ства (то, что помещается между учителем и учеником) — знания, опыт учителя; виды деятельности — учение, игра, труд, общение; способы со­трудничества; продукты — воспитанный, подготовленный к жизни об­щественный человек, отдельные его качества. Знание структуры педаго­гического процесса помогает учителю анализировать, осознавать и совер­шенствовать собственную деятельность, а ученым—разрабатывать новые технологии и системы обучения, воспитания.

В педагогической литературе выделяют следующие этапы педагоги­ческого процесса:

Подготовительный(целеполагание; диагностика условий; прогно­зирование достижений; проектирование; планирование развития процесса).

Основной— осуществление педагогического процесса — (поста­новка и разъяснение целей и задач; взаимодействие учителя и ученика;
использование намеченных форм, методов, средств; создание благопри­ятных условий; осуществление мер стимулирования деятельности школь­ников; обеспечение связи педагогического процесса с другими социальны­
ми процессами; оперативный контроль; обратная связь).

Заключительный(анализ достигнутых результатов; выявление воз­никших отклонений; вычленение ошибок; анализ причин отклонений; про­ектирование мер по устранению ошибок).

Внутренней движущей силой (источником) педагогического процесса является противоречие между требованиями к ребенку и его реальными возможностями, уровнем его развития. Это противоречие становится толч­ком к процессу воспитания и дальнейшему росту ребенка, если требования соответствуют возрастным особенностям ребенка, не являются слишком лег­кими или напротив слишком трудными.

Педагогическая наука открывает, устанавливает закономерности и на их основе формулирует принципы. Закономерности дают знание о том, как протекают процессы; принципы дают знание о том, как строить процесс, направляют педагогическую деятельность. Закономерностипедагогическо­го процесса — это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Есть связи с внешними, по отношению к процессу, явлениями (соци­альной средой, например) и внутренние связи (между методом и результатом). Ниже названы наиболее общие закономерности педагогического процесса

1. Связь воспитания и социальной системы. Характер воспитания
в конкретных исторических условиях определяется потребностями обще­ства, экономики, национально-культурными особенностями.

2. Связь между обучением и воспитанием. Обучение и воспитание —
взаимозависимые процессы, они характеризуются разносторонним взаи­мовлиянием и единством.

3. Связь воспитания и деятельности. Один из основных законов педа­гогики гласит: воспитывать — значит включать ребенка в различные виды
деятельности.

4. Связь воспитания и активности личности. Воспитание успешно, если
его объект (ребенок) является одновременно и субъектом, т. е. обнаружи­вает активное поведение, проявляет собственную волю, самостоятельность,
потребность в деятельности.

5. Связь воспитания и общения. Воспитание всегда протекает во взаи­модействии людей: учителей, учеников и др. Ребенок формируется в зави­симости от богатства межличностных связей.

Таким образом, целостный педагогический процесс не сводится к един­ству процессов обучения и воспитания, объективно функционирующих как часть и целое. Не может он рассматриваться и как единство процессов умственного, нравственного, эстетического, трудового, физического и дру­гих видов воспитания, т. е. как обратное сведение в единый поток механи­чески вырванных частей из единого целого. Есть единый и неделимый педагогический процесс, который усилиями педагогов должен постоянно приближаться к уровню целостности через разрешение противоречия меж­ду целостностью личности школьника и специально организуемыми влияниями на него в процессе жизнедеятельности.

Вопрос 5: Дать понятия «педагогическая цель» и «целеполагание». Сформулировать и охарактеризовать цели педагогической деятельности и цели воспитания

 

Важной проблемой педагогики является научная разработка и обоснование целей воспитания. Способность постановки целей своей деятельности—врож­денное качество человека. Цель — это один из элементов сознательной дея­тельности и поведения человека. Любая деятельность предполагает цель, мо­тив, средства и результат. Педагогическая деятельность—не исключение. Раз­витие индивида и личности может происходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому неорганизованно. Результаты такого стихийного развития могут быть как благоприятными, так и нежелательными, противоречащими интересам и самой личности, и общества. Но в данном слу­чае мы имеем в виду именно педагогическую, учебно-воспитательную деятель­ность как осознанную и преднамеренную, заранее запланированную и органи­зованную, в основном контролируемую и корректируемую деятельность.

Цель— категория философская; это идеальное предвидение резуль­тата деятельности, это один из элементов сознательной деятельности и поведения человека.

Цель может быть общая и конкретная, дальняя или ближняя, внешняя или внутренняя, осознаваемая или нет.

Педагогическая цель— это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий в форме обобщенных мысленных образо­ваний, в соответствии с которыми затем соотносятся все остальные ком­поненты педагогического процесса.

Задача — часть цели. Каждая цель является задачей по отношению к вышестоящей цели.

Функции педагога состоят в том, чтобы научить учащихся процедурам целеполагания, изучать и знать цели каждого из них, способствовать реа­лизации полезных целей. Совпадение целей педагога и учащихся — важ­нейшее условие успеха педагогического процесса.

Постановка целей всегда присутствовала в качестве элемента любой системы обучения.

Целеполагание— процесс определения целей, идеально представ­ленного результата; это установление учениками и учителем целей и за­дач обучения на определенных его этапах, необходимое для проектирова­ния образовательных действий.

Условия обучения школьников целеполаганию: наличие познавательно­го стремления ученика; определение предмета своей цели; умение опреде­лить свою связь с предметом цели; представление образа предполагаемого результата; вербальное формулирование цели; прогнозирование того, как будет достигаться цель; наличие средств для достижения цели; соотноше­ние получаемых результатов с целью; корректирование поставленной цели.

По значимости и уровню обобщенности, цели в педагогике построены по принципу иерархии. Высшая ступень—государственные цели, следующая— цели образовательных систем и этапов образования, более низкая ступень — цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей отдельного воз­раста, наконец, цели обучения отдельной темы, урока или мероприятия.

Следует различать цель педагогической деятельности (цели обучения и воспитания в рамках педагогической системы) и цель воспитания (вос­питание в широком социальном значении слова, как передача опыта от старших поколений младшим).

Цель педагогической деятельности является учебно-воспитательной и, по сути, распадается на две большие группы: цели учебные и цели воспитательные.

Обычно учебная цель ставится в виде триединой дидактической задачи (ТДЗ). Учитель ее ставит при разработке плана-конспекта урока. ТДЗ включает в себя:

образовательную задачу, которая ставится на 4-х уровнях, имеется ввиду
уровень усвоения учебного материала при изучении какой-либо темы: 1) уро­вень представления (используются слова «сформировать», «познакомить», «дать
представление»...); 2) уровень понимания (используются слова «дать понятие»,
«научить», «анализировать», «характеризовать» и др.) — эти два уровня объе­диняются в уровень знаний; 3) уровень применения — практическая, алгорит­мическая деятельность по образцу (используются слова «сформировать уме­ния», «выработать», «развить умение», «закрепить» и др.); 4) уровень творче­ства — перенос опыта, учить делать открытия (используются слова «научить
решать нетиповые задачи», «находить пути решения» и др.). Исходя из выше­
сказанного, при постановке образовательной задачи используются слова «знать»,
«уметь», «иметь представление», «формулировать», «решать» и др.;

развивающую задачу, которая связана с развитием у ребенка психо­физических процессов, его мышления и др. (создать условия для разви­тия. .., способствовать развитию..., развивать...);

воспитательную задачу, реализация которой направлена на форми­рование личностных, психофизиологических, профессиональных качеств
школьников (воспитывать ответственность, дисциплинированность и др.).

Причем все три задачи ставятся обязательно ко всей изучаемой теме на первом уроке, а на последующих уроках должна обязательно присут­ствовать только образовательная задача, воспитательная же и развиваю­щая могут и не ставиться, так как они относятся ко всей теме.

Воспитательная цель ставится при организации воспитательной ра­боты в школе, классе. Она тесно связана с идеалом, задачами, функциями, содержанием, направлениями воспитания. Целью воспитательной систе­мы является становление гуманистической личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национальным наследием, реализации прав и обязанностей. Воспитательная цель ставится как ко всей воспита­тельной работе в классе, так и к каждому воспитательному мероприятию. Цели воспитанияимеют исторический характер и меняются вместе с развитием общества, часто предвосхищают события, предлагая новые пути в воспитании и образовании. В обществе, имеющем различные со­циальные слои и группы, в один и тот же исторический период цель вос­питания определяется по-разному. Цели воспитания зависят от уровня раз­вития общества, его экономических возможностей, политической струк­туры и исторических традиций. Цель, сформулированная одинаково, в разные исторические эпохи имеет неодинаковое содержание.

Общей целью воспитания является разностороннее гармоническое развитие личности.

Разностороннее развитие подразумевает:

♦ телесное здоровье; ♦ социальное развитие;

♦ психические способности; ♦ духовное развитие.


Гармоническое воспитание и развитие предполагает гармонию отношений индивида с окружающим миром, природой, социальной средой и с самим собой.

Именно в этом смысле мы говорим о разностороннем гармоническом развитии личности как цели воспитания.

Эта цель выступает как идеал, но в настоящее время, из-за отсутствия экономических возможностей, неосуществима. Поэтому по Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь цель вос­питания определяется как развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы — способствовать умственному, нравствен­ному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно рас­крывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индиви­дуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.

Учеными ведется поиск новых подходов и формулировок цели воспи­тания.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.