Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Вопрос 44:Раскрыть сущность методической работы

В школе. Описать работу педсовета

И методических объединений

 

Работу по повышению квалификации и теоретического уровня учителей необходимо осуществлять постоянно и систематически. Для реализации этой задачи в школе организуется методическая работа.

Методическая работа в школе — это деятельность администрации и педагогов школы по повышению квалификации и совершенствованию педагогического мастерства учителей. Осуществляется методическая ра­бота в школе прежде всего через деятельность педсовета, а также через деятельность научно-методического совета, работу предметных методи­ческих объединений, секций классных руководителей, самообразование учителей и др.

Повышение квалификации начинается с организации деятельности пе­дагогического совета.Деятельность педагогического совета определя­ется Положением о педагогическом совете общеобразовательной школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим орга­ном для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной рабо­ты. В состав педагогического совета входят директор школы (председа­тель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, предсе­датель родительского комитета и совета школы.

Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов: а) производствен­но-деловую: утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения эк­заменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися; б) научно-педагогическую: обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передо­вого опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе. Можно выделить четыре этапа в подготовке и проведении педсоветов:



♦ планирование педсоветов на год;

♦ предварительная подготовка конкретного педсовета,

♦ непосредственное проведение педсовета;

♦ работа по выполнению решений педсовета.

Как правило, в течение учебного года проводится пять педсоветов: один раз в четверть и в конце учебного года. Пятый педсовет проводится в три заседания—допуск к экзаменам, по итогам экзаменов, по итогам выпуск­ных экзаменов.

Первый педсовет проходит до начала учебного года в конце августа и посвящен, как правило, утверждению годового плана работы школы, об­суждению доклада директора школы по анализу работы за прошедший год и фундаментальному обсуждению задач на новый учебный год. Чтобы избежать чрезмерного дробления вопросов, необходимо подвергнуть об­суждению наиболее важные, принципиальные положения, определяемые директивными указаниями и особенностями данной школы, по трем на­правлениям: организация труда, учебная и воспитательная работа.

Последующие педсоветы разрабатывают основные проблемы обучения и воспитания с главной задачей: искоренение недостатков по обсуждаемо­му вопросу и внедрение в практику научно обоснованных рекомендаций.

Как правило, на каждый год педагогический коллектив школы берет какую-то научно-практическую проблему, и избранная тема в значитель­ной степени определяет направленность педсоветов.

Предметные методические объединения.Наиболее оптимальный со­став методического объединения — четыре-пять преподавателей одного предмета. Методические объединения целесообразно создавать в больших школах или местах, объединяющих учителей двух-трех школ. На заседаниях предметных объединений полезно знакомиться с результатами новейших исследований в области преподаваемой науки, методическими приема­ми работы, изучать технические средства обучения, заслушивать докла­ды и сообщения учителей о результатах своей деятельности. Хорошая школа для преподавателей — квалифицированный анализ уроков с пози­ций современных требований к учебному процессу и с должным теоре­тическим обоснованием. В этом плане в структуре методической работы школы исключительно важную роль выполняют школы передового опы­та. Методические объединения могут проводиться в формах школы пе­редового опыта, посещения и анализа открытых и показательных уро­ков, методической панорамы, педагогических практикумов, научно-пе­дагогических конференций и др.

Целью аттестацииявляется создание эффективной системы диффе­ренцированной оценки и оплаты труда работников образования, стимули­рующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалифи­кации и результативности труда.

Аттестация учителей проводится на основе экспертной оценки труда: его результативности и качества учебно-воспитательного процесса.

Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, обращаются в аттестационную комиссию. Присвоение категории («Учитель второй категории», «Учитель первой категорию), «Учитель высшей квалифика­ции») происходит на основе документальных материалов (стаж, характе­ристика и документ об окончании курсов ИПК), анализа преподаватель­ской деятельности и результатов работы учителя.

Необходимо выяснить уровень подготовки и педагогического мастер­ства учителя. С этой целью изучаются:

♦ работа учителя над повышением своей квалификации (окончил курсы ИПК);

♦ качество уроков, внеурочной учебной деятельности и воспитатель­ных мероприятий;

♦ умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся
в процессе обучения и воспитания;

♦ работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.
Дифференцированные показатели для оценки работы учителя.

« Учитель второй категории»—имеет один-два года стажа работы, дает на основе экспертной оценки уроки высокого качества, ведет предметный кружок или факультатив. Работает над повышением своей квалификации, систематически выступает на методических объединениях, активно рабо­тает с родителями, пользуется их уважением. Решение принимает педагоги­ческий совет на основе рекомендаций школьной аттестационной комиссии.

Звание «Учитель первой категории» присваивается за серьезные ус­пехи в деле обучения и воспитания детей. Он имеет звание «Учитель второй категории», высшее образование. Успешно закончил курсы при ИПК (сдал зачеты, написал выпускную работу). Выпустил 1—2 начальных, девятых или одиннадцатых классов. Учащиеся обладают высоким уровнем знаний. Ведет предметный кружок или факультатив, ученики этого учителя успеш­но участвуют в олимпиадах.

Звание «Учитель высшей категории» присваивается за выдающиеся ус­пехи в обучении и воспитании; имеет звание «Учитель первой категории». Имеет высшее образование. Успешно закончил курсы ИПК и прошел там собеседование. Выпустил не менее двух начальных, девятых или одиннадца­тых классов. Ученики обнаруживают высокий уровень знаний, успешно по­ступают в высшие учебные заведения и техникумы или успешно учатся в стар­ших классах. Такой учитель оказывает большую помощь молодым и неопыт­ным учителям. Учитель-новатор, разработавший и предложивший свои эффективные приемы и методы работы или усовершенствовавший их, высту­пает со статьями в печати или докладами на педагогических форумах.

С. Л. Рубинштейн говорил: «Фактическая квалификация учителей зави­сит не от комиссий, а от признания его учениками». Идеальный учитель — человек, умеющий делать идеальными учеников.

 

Вопрос 45: Раскрыть педагогические основы мастерства учителя, воспитателя, классного руководителя

 

Центральной фигурой в школе является учитель, и от его подготовки, эрудиции и качества работы зависит успех обучения и воспитания. В про­фессиональном росте учителя, по мнению И. Ф. Харламова, выделяют че­тыре основные уровня: педагогическую умелость, педагогическое мастер­ство, педагогическое творчество и новаторство.

Педагогическое мастерствовыражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Педагогическое мастерство с технологической точки зрения—это систе­ма, основными компонентами которой являются высокая общая культура! гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, твор­чество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Гуманитарная культура педагога — это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.

Профессионализм специалиста, связанный с конкретной профессией, описывается через понятие профессиональной компетентности.

Компетентность— обладание человека способностью и умением вы­полнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональ­ном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на вы­соком уровне. Компетентность — индивидуальная характеристика степе­ни соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.

Профессиональная компетентность является одним из субъективных фак­торов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога вы­ражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Таким образом, ком­петентность педагога можно понимать как единство его теоретической и прак­тической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и уме­ний в области межличностного взаимодействия, владении приемами професси­онального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возраст­ных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характе­ристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкции.

Важной составляющей профессионализма педагога является подготов­ленность к самостоятельному выполнению конкретных видов педагоги­ческой деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приоб­ретать новые знания и умения по специальности. Умение преподнести учеб­ный материал включает в себя не только владение содержанием предмета, но и представление о существующих педагогических технологиях, знание существующих форм и методов обучения, сформированность методоло­гического мышления педагога, умение использовать в профессиональной деятельности методические приемы с тем, чтобы они реализовывали ди­дактические принципы процесса обучения.

Профессиональная деятельность педагога предполагает процесс по­становки учителем педагогических задач, их иерархии, перестраивания в зависимости от конкретных условий и ситуации, у учителя развивается способность к педагогическому целеполаганию и целеосуществлению. Важным компонентом этой способности является умение корректировать цели в ходе самого процесса педагогического воздействия, создавать в со­знании образ возможного результата своих действий. Для этого необхо­дим не только постоянный анализ всех компонентов педагогической ситу­ации, но и самоанализ педагога, способность к педагогической рефлексии.

Педагог в процессе воспитания детей проявляет и реализует себя по край­ней мере в трех сферах педагогической деятельности: организационной, сфере общения и взаимодействия с детьми и воздействии на них.

Педагогическая организация начинается с общего замысла, общего пред­ставления о целях, содержании, путях исполнения задуманного дела и его предполагаемых результатах. Реальный этап педагогической организации начинается с постановки реальной цели, деловых задач, увлекательных перспектив, создания эмоционально-волевого настроя детей и обсужде­ния планов выполнения дела.

Следующий элемент мастерства педагогической организации — уме­ние, с учетом мнений и пожеланий школьников, расставить их по рабо­чим местам, распределить поручения, подобрать каждому дело по душе. Кроме этого, нужно четко проинструктировать каждого ребенка.

Мастерство педагогической организации в завершающей стадии ха­рактеризуется анализом, размышлением, критическим разбором, деловым обсуждением проделанной работы. Педагоги-мастера привлекают уча­щихся к анализу всех совместных дел и мероприятий в целях самоосозна­ния детьми своих достижений, промахов, ошибок.

Деятельность детей и их общение — главные рычаги воспитания. Общение — взаимодействие субъектов, в процессе которого происхо­дит взаимная трансляция «Я»-субъектов. Педагогическое общение— совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и за­дач воспитания, обучения и определяющих характер взаимодействия пе­дагога и учащихся. Общение преобразует духовное достояние одного че­ловека в общее достояние субъектов общения. В этом внутреннем обога­щении и состоит огромное значение общения. Формы общения:

♦ Вербальные (слова, посылаемые партнеру).

♦ Мимические (выражение лица партнера, взгляд).

♦ Тактильные (прикосновение рук, объятия, пожатие рук).

♦ Пластические (поза, жесты, движения, темпо-ритм).

♦ Предметные (через передаваемый, вручаемый, отбираемый, рассмат­риваемый и другие предметы).

♦ Действенные (действия, достигающие какого-либо результата для

партнера).

Выделяют следующие стили педагогического общения(В. А. Кан-Калик):

1. Общение на основе высоких профессиональных установок педаго­га, его отношения к педагогической деятельности в целом.

2. Общение на основе дружеского расположения — предполагает ув­леченность общим делом; педагог — старший товарищ, участник совме­стной учебной деятельности (следует избегать панибратства).

3. Общение-дистанция — самый распространенный тип педагогиче­ского общения. Такой стиль формирует отношения «учитель-ученик»; по­стоянно прослеживается дистанция во всех сферах.

4. Общение-устрашение—негативная форма общения, антигуманная, вскры­вающая педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.

5. Общение-заигрывание — характерно для учителей, стремящихся к популярности.

Чаще всего в педагогической практике встречается сочетание стилей с каким-либо доминирующим.

Важнейшей сферой педагогического мастерства является мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской де­ятельности. Практически всем своим поведением учитель воспитательно воздействует на детей. Воздействие— действие, направленное на кого-либо с целью достичь определенных результатов, добиться чего-то. Работа педагога с детьми— это система взаимодействий, система согласован­ных действий, направленных на определенный результат. В контексте взаи­модействия с детьми педагог воздействует на детей, направляя процесс вза­имодействия. Назначение педагогического воздействия в том, чтобы орга­низовать взаимодействие ребенка с миром, сохраняя направленность к воспитательной цели; педагог курирует вхождение в культуру, создавая подходящий режим, чтобы не поранить душу ребенка.

Воздействия педагога можно разделить на два вида:

Положительные — одобрение, поощрение самостоятельности, по­
хвала, юмор, просьба, совет и предложение.

Отрицательные — замечание, насмешка, ирония, упрек, угроза, ос­корбление, придирка.

Педагогическое воздействие на детей осуществляется тремя основ­ными путями:

1. Главный путь воздействия — аргументированное убеждение — прямое
и непосредственное обращение педагога к сознанию ребенка в целях формиро­вания его мировоззрения, направленности личности и корректирования поведе­ния. Приемы: педагогическое увещевание, наставление, поучение, привлечение.

2. Воздействие педагога на учащихся посредством проявления соб­ственного интереса, собственной увлеченностью, обращением к непосред­ственному чувству ребенка с целью вовлечения в деятельность, стимулиро­вания активности. Психологической основой является эмоциональность ре­бенка, его стремление к удовлетворению потребностей и удовольствию.

3. Требование — проявление целенаправленной и педагогически обо­снованной воли учителя.

В арсенале педагога-мастера должно быть не только умелое сочетание убеждения с требованием, привлечения с наставлением, но и острое сло­во, ирония и сарказм, юмор и сатира.

Стили педагогического управления:

Автократический — самовластный стиль руководства, когда пре­
подаватель осуществляет единоличное управление учащимися, не позволяя им высказывать свои взгляды и критические замечания, последова­тельно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий кон­троль за их исполнением.

Авторитарный — властный стиль руководства, допускает возмож­ность для школьников участвовать в обсуждении вопросов учебной или
коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподава­тель в соответствии со своими установками.

Демократический — предполагает внимание и учет преподавателем
мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ве­дет диалогическое общение на равных.

Игнорирующий (либеральный)—учитель стремится как можно мень­ше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняет­ся от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязан­ностей передачи учебной и административной информации.

Попустительский (конформный стиль) — учитель устраняется
от руководства группой либо идет на поводу желаний учеников;

Непоследовательный (алогичный стиль) — учитель в зависимости
от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осу­ществляет любой из названных стилей руководства.

Как отмечал Д. И. Менделеев, учителя, как «местные светочи науки», должны стоять на полной высоте современных знаний в своей специаль­ности. Только тот учитель и будет действовать плодотворно на всю массу учеников, который сам силен в науке, ею обладает и ее любит.

Свое мнение относительно деятельности педагогов высказал С. Т. Ша­цкий: «Глубоко ненорамальна, не соответствует духу дела обычная кон­сервативность педагогической деятельности. Педагогическая деятель­ность должна быть живой, переходящей из одной формы в другую, дол­жна быть ищущей».






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2020 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.