Краткий педагогический словарь
Адаптация— приспособление личности к измененным внешним условиям.
Акселерация— ускорение развития и созревания детей и подростков. Активность— интенсивное заинтересованное выполнение деятельности.
Актуализация— осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности.
Алгоритм— предписание, задающее последовательность операций. Анализ — мыслительная операция, позволяющая субъекту мысленно разделить целое на части.
Балл оценочный (отметка)— условное количественное выражение оценки.
Беседа— диалогический метод обучения, организованный в вопросно-ответной форме.
Беседа— метод психолого-педагогического исследования. Организуется с целью выяснения индивидуальных особенностей личности (мотивационной и эмоциональной сфер), знаний, убеждений, интересов, предпочтений, установок, отношения к среде, коллективу и др.
Вид (тип) обучения— это общий способ организации учебно-воспитательного процесса.
Внеклассная работа— организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые в школе во внеучебное время для расширения и углубления ЗУНов, развития способностей, удовлетворения интересов учащихся.
Внимание—устремленность сознания человека на определенный объект или явление.
Возрастная периодизация— выделение возрастных особенностей. Возрастные особенности— характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества.
Воспитание— это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданских, политических, морально-психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с целями воспитания.
Воспитание в широком социальном смысле— это передача накопленного опыта от старших поколений младшим.
Воспитание в узком социальном смысле— направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, нравственных ценностей, политических ориентации.
Воспитание в широком педагогическом смысле— процесс целенаправленного формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитуемых.
Воспитаниев узком педагогическом смысле— это специальная воспитательная деятельность, направленная на решение конкретных воспитательных задач (трудовое, физическое воспитание).
Воспитательная система— совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как: воспитательные цели, люди, реализующие их, отношения между ее участниками, освоенная среда и управленческая деятельность, обеспечивающие единство компонентов воспитательной системы и развитие этой системы.
Воспитательное дело— это форма организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.
Воспитательный процесс— целенаправленно организованный процесс взаимодействия, удовлетворяющий потребности его участников.
Вывод— рассуждение в логике, в ходе которого из определенных исходных суждений, высказываний, посылок или предпосылок получается заключение (вывод) — суждение из посылок.
Гипотеза— научно обоснованное предположение, нуждающееся в дальнейшей проверке.
Государственные образовательные стандарты— это документация, служащая основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Гуманизация образования— обеспечение свободного и всестороннего развития личности.
Гуманитаризация образования— система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых.
Движущая сила развития— борьба противоречий.
Дефиниция— определение, истолкование понятия.
Деятельность— все многообразие занятий человека; все то, что он делает.
Диагностика — общий способ получения опережающей информации об изучаемом процессе.
Диагностическая деятельность— систематическое наблюдение учителя
за своими учениками.
Дидактика— отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования,
обучения и воспитания в процессе обучения.
Дидактика урока— система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.
Дидактические правила— руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
Дидактический тест— это набор стандартизированных заданий по определенному материалу.
Дифференциация обучения(франц. differentiation—разница) — форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и появившиеся способности. Задача— часть цели.
Закон— необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между различными явлениями.
Закономерности обучения— устойчиво повторяющиеся связи между педагогическими явлениями.
Знания— результаты процесса познания, отражающиеся в сознании человека в виде представлений, понятий, идей, теорий и др.
Идея— термин, обозначающий смысл, значение, сущность. Индивид— каждый конкретный человек.
Индивидуализация обучения— организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Индивидуализм— такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека, как более важную, чем жизнь общества в целом.
Индивидуальность — неповторимое своеобразие отдельного человека.
Индивидуальный подход(в воспитании) — осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.) Суть индивидуального подхода составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитательного воздействия с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому ребенку.
Инновация (нововведение)— создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике (социально-психологический аспект).
Интеграция— процесс или действие, имеющие своим результатом целостность (объединение, соединение, восстановление единства).
Интегрированный курс— учебный курс, объединяющий изучение нескольких предметов в единый учебный предмет.
Интерес— форма проявления познавательной потребности.
Категории— общие, фундаментальные понятия, которые отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности.
Коллектив(от лат. collectivus — собирательный) — группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью.
Коммуникация— акт общения, обмен информацией.
Конспектирование— краткое письменное изложение содержания лекции, статьи и др.
Контроль— способ получения учителем информации о качественном состоянии учебного процесса.
Концепция— 1) общий замысел научной работы; 2) система взглядов на те или иные явления.
Кооперация(от лат. cooperatio — сотрудничество) — одна из основнх форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.
Коррекционное обучение— особый вид обучения, имеющий целью частичное или полное преодоление конкретных недостатков ученика, не являющихся следствием пониженных общих способностей.
Личностный подход— отношение к ученику как к личности, субъекту собственного развития.
Личность— это человеческий индивид, наделенный системой социально значимых качеств.
Мероприятие— организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо целей.
Методика— комплекс методов и приемов при изучении конкретного учебного предмета.
Методическая работа— часть системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.
Метод(от греч. methodos — путь исследования или познания) — совокупность приемов или специальных операций практического или теоретического освоения деятельности, подчиненных решению конкретной задачи.
Метод обучения— система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования; способ достижения цели обучения.
Методология— наука о методах, изучающая внутренние механизмы, логику движения и организации знаний; система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учения об этой системе.
Методы воспитания— конкретные пути (способы) взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитанников, направленной на решение задач воспитания.
Мировоззрение— специфическая форма сознания человека, которая включает в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, его убеждений и идеалов.
Модель—образец, схема или изображение какого-либо предмета или процесса
Мотивация— система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного.
Мотивы— те побуждения, которыми руководствуется ученик, осуществляя учебную деятельность.
Мыследеятельность— деятельность, основанная на выделении культурно-исторических образцов, норм и средств ее осуществления.
Мышление(в широком смысле) — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; "к М. относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций.
Наследственность— передача от родителей к детям определенных качеств и свойств.
Образ— субъективная картина мира или его фрагментов.
Образование— это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей.
Образование как процесс— освоение в учреждениях дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений.
Образование как результат—достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений.
Образование как системапредставляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
Обучаемость— индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Обучение— заранее запланированное, целенаправленное, специально организованное общение, в результате которого происходит воспитание, образование и развитие личности.
Общение— взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит взаимная трансляция «Я»-субъектов.
Объект— то, на что направлена деятельность субъекта.
Опыт— это созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества.
Отметка— это условное обозначение, кодовые сигналы, памятные знаки (количественный показатель).
Оценка— качественный показатель работы учащихся. Парадигма— совокупность теоретических положений, принятых в науке на данном этапе ее развития.
Педагогика— наука о воспитании, которая раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности.
Педагогическая технология(по В. П. Беспалько, мастерство + учение (греч.)) — это совокупность знаний о способах и средствах проведения педагогического процесса, в результате которого происходит качественное изменение каждого ученика.
Педагогическая цель— это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействий.
Педагогический процесс— это направленное и организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы.
Познание— процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности.
Практика— освоение и преобразование действительности.
Преподавание— деятельность тех, кто учит.
Прием обучения— это конкретное, часто элементарное действие учителя.
Принцип— руководящая идея, первоначало, основное правило поведения.
Принципы обучения— исходные принципиальные положения, определяющие деятельность учителя и характер познавательной деятельности ученика.
Проблема— вопрос, требующий разрешения.
Проверка— обеспечение обратной связи между учителем и учеником.
Противоречия— столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: хочу — могу, знаю — не знаю и др.
Процесс— последовательная смена моментов развития явления.
Процесс обучения— это организованное взаимодействие учителя и учеников для достижения образовательных целей.
Развитие— процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека.
Реальность— бытие вещей в сопоставлении с небытием.
Рефлексия— осознание способов деятельности, процесс самопознания.
Самовоспитание— осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Самообразование— активная, целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Система — совокупность взаимосвязанных элементов.
Ситуация— сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку.
Смысл— внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро.
Содержание— совокупность элементов и процессов, которые составляют основу объектов.
Содержание воспитания— система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Социализация— процесс включения человеческого индивида в систему общественных отношений.
Способ— действие, направленное на достижение определенной задачи.
Среда— это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие.
Средства воспитания— это предметы материальной и духовной культуры, а также разносторонняя деятельность (труд, игра, учение, отношения, познание).
Статистика— наука, изучающая количественные показатели развития общественного производства и общества, их соотношения и изменения в сфере хозяйственной, государственной и социальной жизни.
Стимул— побуждение к действию.
Структура(от лат. struktura — взаиморасположение, строение) — совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.
Субъект— носитель деятельности и познания, направленных на объект; индивид или группа как источник познания и преобразования действительности. Творчество— процесс создания нового. Тема— лаконичная формулировка проблемы исследования. Теория воспитания— это часть педагогической науки, которая исследует вопросы сбдержания, методики, организации воспитательного процесса.
Тестирование(от англ. test — опыт, проба) — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Технология обучения— способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных дидактических целей.
Умения— освоенные приемы и способы выполнения действий со знаниями.
Условие— обстоятельство, от которого что-либо зависит. Урок— это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава и занятиями по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.
Учащийся— лицо, занятое организованной учебной деятельностью. Учебная деятельность— один из видов деятельности, направленный на усвоение знаний, на приобретение умений и навыков самостоятельно учиться, применять полученные знания на практике, т. е. развиваться.
Учебная программа— нормативный документ, который составляется на основе учебного плана и определяет содержание образования по каждому учебному предмету и объем времени, выделяемого как на изучение предмета в целом, так и на каждый его раздел или тему.
Учебник— это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Учебное пособие— учебная книга, отражающая авторский взгляд. Учебный план— государственный нормативный документ, в котором отражены состав учебных предметов, их распределение по годам обучения, сроки изучения учебных предметов и структура учебного года.
Учебный предмет— педагогически адаптированная система ЗУНов, выражающая основное содержание той или иной науки и соответствующей ей деятельности по усвоению и использованию этих знаний и умений. Учение— деятельность тех, кто учится.
Учитель— человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью.
Фактор— движущая сила, причина, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении.
Фактор педагогический— любое педагогическое явление, ставшее движущей силой другого явления.
Форма(от лат. forma — форма, вид, образ), в педагогике — способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.
Форма организации обучения— внешнее выражение согласованной деятельности учителя и ученика.
Формирование— это процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности (самовоспитания).
Функция(от лат. functio — совершение, исполнение), в социологии — зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменения другой ее части.
Цель— категория философская — это идеальное предвидение результата деятельности; осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
Цель воспитания— формирование социальной, духовной и нравственно развитой творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности; развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности.
Цели образования— это сознательно определенные ожидаемые результаты.
Целеполагание— процесс определения целей.
Целесообразный—устройство или поступок, которым присуща некоторая цель.
Человек— единичное природное существо.
Эвристика(от греч. heurisko •— отыскиваю, открываю) — организация процесса продуктивного творческого мышления (эвристическая деятельность).
Эффективность— степень соизмерения результатов с затратами.
|