Практическое занятие № 1. Знак. Классификации знаков 1. Знаки, их роль в жизни человека. Возможен ли знак вне человека?
2. Охарактеризуйте основные модели знака – бином и триаду, покажите их различия и возможности.
3. Основные классификации знаков.
4. При каких условиях вещь выступает в качестве знака или остается вещью? Может ли вещь выступать знаком себя самой? Приведите примеры явлений, в которых вещь (предмет) может сочетать знаковые и незнаковые (утилитарные) функции.
5. Опишите основные виды знаков в логико-семантической классификации. С каким типом знаков связана проблемная ситуация в новелле Х.Л.Борхеса Фунес, чудо памяти?
6. Опишите основные виды знаков в семиотической классификации.
7. В чем состоит проблема иконизма?
8. Можно ли отражение в зеркале считать знаком того, кто стоит перед зеркалом? Можно ли считать фигуры в лондонском музее мадам Тюссо знаками их «оригиналов»?
9. Переведите следующую ситуацию на язык семиотики. Каким семиотическим проблемам посвящено это сообщение?
– Кто ты?
– Гипатия.
– Да, вы – гипатии, по имени той Гипатии (первой женщины-философа в Древней Греции), это понятно. Но тебя-то как зовут?
– Гипатия.
– Нет, я спрашиваю, как зовут именно тебя, в отличие от твоих товарок. Как тебя окликают остальные?
– Гипатия.
– Ну, ты вот вечером вернешься и встретишь какую-нибудь гипатию. Как к ней обратишься?
– Счастливый вечер, о, Гипатия!
– Так что же, у вас всех зовут Гипатия?
– Ну разумеется, всех гипатий зовут Гипатиями, и ни одна не отличается от прочих, иначе она не была бы гипатией.
– Но если тебя начинает разыскивать какая-то гипатия, как ей надо спрашивать у других гипатий о тебе? Не видел ли кто-нибудь ту самую гипатию, которая ходит с единорогом по имени Акакий?
– Именно так. (У.Эко, «Баудолино»)
Практическое занятие № 2. Содержательная структура знака
1. Почему мы констатируем неразрывность единства означающего и означаемого?
2. Охарактеризуйте понимание категорий значения и смысла в различных концепциях. Что нам дает возможность разграничивать значения и смыслы? Как это разграничение связано с социальной природой языка и индивидуальностью речевого акта?
3. Сделайте семиотический анализ (природа и характер референта, вид знаков, их содержательная структура) следующих знаков:
· Лужа на дороге.
· План метрополитена.
· Старинная лампа в интерьере современного дома.
· Флюгер на крыше дома.
· Доброе утро! – произнес Бильбо, желая сказать именно то, что утро доброе: солнце ярко сияло и трава зеленела (Дж.Р.Толкиен).
· Выглядывая одним глазком из-под одеяла, он видел при вспышках молнии каменных великанов, которые перебрасывались обломками скал, ловили их и снова швыряли во мрак; обломки сыпались вниз, в гущу деревьев, или с грохотом разлетались вдребезги (Дж.Р.Толкиен) – все высказывание считать знаком.
· Матушка нашего хоббита, то есть Бильбо Бэггинса, была легендарная Беладонна Тук, одна из трех дочерей старого Тука, главы хоббитов, живших По Ту Сторону Реки (Дж.Р.Толкиен) – все высказывание считать знаком.
· Не увидать ее корней, вершина выше тополей, все вверх и вверх она идет, но не растет (Загадка Голлума. Ответ: гора).
· Звезда сияет над часом нашей встречи! (приветствие эльфов).
· !
· а+в
· V (жест «виктория»).
· Фортепианная пьеса П.Чайковского «Марш деревянных солдатиков» (считать знаком весь текст).
· Изображение птички в клетке в языке живописи XVIII в.
· «Не может быть человек равнодушен к такому множеству священных чисел, полных тончайшего духовного смысла. Восемь – число совершенства любого квадрата, четыре – число евангелий … (У.Эко. «Имя розы»).
Практическое занятие № 3. Невербальные семиотики
1. Что мы вкладываем в понятие «невербальный»? Какие семиотики относятся к невербальным? Насколько условно деление семиотик на вербальные / невербальные?
2. Предмет изучения зоосемиотики. Охарактеризуйте основные черты семиотики животных. Какие типы знаков преобладают в этой семиотике? Можно ли у этих знаков выделять значения и смыслы?
3. Паралингвистика и предмет ее изучения (телодвижения, жесты как системы конвенционально принятых знаков). Какие типы знаков преобладают в этой семиотике?
4. Опишите ритуальные движения рук священников, ораторские жесты – какие это типы знаков? Каковы их значения и смыслы?
5. Предмет медицинской семиотики, типы используемых знаков (во всех классификациях), их значения и смыслы.
6. Сделайте семиотический анализ следующих текстов, определив природу знаконосителя и референта, способ указания на референт:
· географическая карта;
· план метрополитена;
· система знаков на «рабочем столе» компьютера;
· Духи уже давно оказывали на него особенное воздействие. Оно как сообщение, которое некто хочет передать. И тут никакой язык не нужен. Можно быть глухонемым, можно принадлежать к другой цивилизации, но сообщение ты все равно поймешь. В духах есть некий иррациональный таинственный элемент. «Шанель № 5», «Л′эр дю Тан» или «Поэм» подобны стихотворению, которое женщина носит на себе… Они заставляют оглянуться, а то и пойти за женщиной, которая ими душится (Я.Вишневский. «Одиночество в сети»).
Практическое занятие № 4. Семиозис и его измерения
1. Семиозис и проблема его определения. В чем состоит механизм семиозиса? Почему это понятие обрело такой большой эвристический потенциал в философии культуры и семиотике культуры?
2. Чем можно объяснить, что текст может состоять из одного знака, а знаковая система – нет?
3. Опишите измерения семиозиса на примере следующих текстов:
· … и видеть в бодрствовании сновиденье, когда нам снится, что не спим (Х.Л.Борхес).
· Роза есть роза есть роза есть роза (Г.Стайн).
План анализа:
o Семантика высказывания – система референтов, типы знаков, их значения и смыслы.
o Комбинации знаков. Можно ли говорить о явлениях серийности и рекурсии?
o Прагматика высказывания. Определите степень энтропийности сообщения и возможности его интерпретации. Какова роль конвенций языковой системы и субъекта в интерпретации высказывания?
Практическое занятие № 5. Структура коммуникативного акта.
Кодирование и декодирование
1. Определите следующие понятия: коммуникация, коммуникативный акт и знаковая ситуация. Опишите составляющие акта коммуникации.
2. Объясните, как соотносятся между собой понятия система-объект и метаязык.
3. В каких отношениях находятся следующие понятия: язык, алфавит, словарь, грамматика; язык и речь?
4. Очертите круг возможных подходов к понятию код в семиотике. Опишите виды кодов. Объясните, что такое двойное членение (кодирование) и каковы бывают различные коды в отношении артикуляции. В чем состоит множественное кодирование?
Определите код следующих сообщений:
· 2345 3456 4567 … ;
· .водок ыдиВ ;
5. Определите степень однозначности в отношениях между знаком и референтом в следующих сообщениях. Опишите их код:
· план метрополитена, географическая карта;
· 2+7 ≠ 7+3; a+b ≠ a+c;
· ☺; ; ; ; ♫ ;
· звучащие музыкальные тексты: «Танец с саблями»; «Танец маленьких лебедей»; фортепианные пьесы Э.Грига «Танец эльфов», «Шествие гномов», «В пещере горного короля»;
· спи, мой младенец, усни. В доме погасли огни…;
· приходите часов в десять (реплика из диалога);
· Любить иных – тяжелый крест./ А ты прекрасна без извилин/ И прелести твоей секрет/ Разгадке жизни равносилен… (Б.Пастернак);
· !!! ;
· витраж в готическом соборе.
Какие сообщения могут определяться как энтропийные, как это связано с процессами их интерпретации? Определите причины неоднозначной интерпретации.
6. На примере нескольких сообщений покажите алгоритм их порождения.
7. Приведите свои примеры, где передача сигнала происходит избыточно / информационно недостаточно. Как связана избыточность с энтропией?
|