Итоговая контрольная работа по семиотике
1. Дайте определения следующих понятий: знак, референция, значение знака, смысл знака. В чем состоит принципиальное отличие основных структурных моделей знака – диады и триады?
2. Дайте краткую сущностную характеристику измерениям семиозиса. Можно ли поставить рядом понятия семиозис и гипертекст?
3. Каким семиотическим проблемам посвящен следующий текст Борхеса?
Мне снится тигр, безгрешный, мощный, мудрый и кровавый.
Я вижу сквозь бамбуковый узор узор на шкуре тигра…
Но понимаю, что хищник, вызванный моей строкой, –
Сплетенье символов, простой набор литературных тропов,
Он порождение сознанья, конструкция из слов.
А тигра, вне мифов рыщущего по земле, мне словом не достигнуть.
4. Обозначьте типы выделенных в данных высказываниях знаков (в семиотической классификации):
а) Отныне я буду называть тебя Жалом, – сказал он клинку.
б) Бильбо погрузился в мечту о беконе, яйцах и жареном хлебе.
в) Без голоса кричит, без зубов кусает, без крыльев летит, без горла завывает (Ветер).
г) Голлум … – черный как сама темнота, с двумя громадными круглыми бесцветными глазами… (Дж.Р.Толкиен. «Туда и обратно»)
5. В одном из эпизодов «Властелина колец» Дж.Р.Толкиена дано описание двери, ведущей в царство гномов. Посмотрите на это описание глазами Семиотика:
В верхней части, под аркой, увитой эльфийскими рунами, обрисовывалось изображение молота и наковальни, увенчатое семизвездной короной. Еще ниже означились два дерева с полумесяцами наверху. А прямо посередине ярко сияла многолучевая звезда.
– Это знак Дарина! И Деревья Высоких Эльфов! И Звезда Дома Феанора! – воскликнул Гэндальф. Надпись на языке эльфов Древнего Запада означает: «Двери Дарина Повелителя Мории. Скажи друг и входи».
o Обоснуйте, почему дверь как вещь и объект стала Дверью как Знаком?
o Какое сообщение передается посредством визуального изображения?
o Определите виды знаков (описываемого визуального текста), их референты, степень конвенциональности значений. В какой системе эти изображения приобретают значения?
o Каким знаком (по отношению к визуальному тексту) является вербальный метатекст? Позволяет ли вербальный текст «восстановить», повторить само изображение?
o Какое сообщение передается вербально? Гэндальф понял, что сообщение зашифровано. Толкиен говорит, что маг несколько раз пытался его декодировать: произносил множество заклинаний, пробовал подбирать множество эльфийских слов, произносил по-эльфийски Edro! (Откройся!), но дверь не открывалась. После недолгого отчаяния Гэндальф ясным голосом произнес наконец единственное слово – Mellon! – и дверь открылась.
o Как звучит это слово по-русски?
o Обоснуйте семиотически, почему необходимо было слово только на эльфийском языке?
o В какой теории истинности слово-разгадка оказалось истинным?
o Какую семиотическую функцию оно выполняет в знаковой ситуации?
o Каков был код данного сообщения? Определите вид этого кода.
6. Опишите и обоснуйте способ соотношения двух типов реальности на примере следующего текста: … и видеть в бодрствовании сновиденье, когда нам снится, что не спим (Х.Л.Борхес).
Какая из теорий истинности приложима к интерпретации данного текста?
Опишите способы создания энтропии в тексте. Что здесь выступает в качестве шума?
7. Переведите на язык семиотики. Опишите семиотическую ситуацию, для которой следующий текст является иллюстрацией:
«Добрейший Адсон, – отвечал учитель. – Всю поездку я учу тебя различать следы, по которым читаем в мире, как в огромной книге. Сказал же Алан Лилльский: «Всей Вселенной нам творение – будто изображение, книга, зеркало …». Он судил о неисчерпаемом обилии символов, коими Господь через посредство своих творений глаголет к нам … Однако Вселенная еще красноречивей … и говорит не только о самых далеких вещах (о них всего туманней), но и о самых близких, и о них – яснее ясного (У.Эко. «Имя розы»).
Темы для докладов и сообщений
o Символы книга, лабиринт, библиотека, дерево (ризома) в культуре ХХ в. (на примере текстов У.Эко и Х.Л.Борхеса).
o Семиотика зеркала.
o Иконизм в современной массовой культуре.
o Символизация в ритуалах и мифах.
o Проблема индивидной / общей номинации в новелле Х.Л.Борхеса «Фунес, чудо памяти».
o Возможности и границы языков визуальной коммуникации, музыки, формальных языков (по выбору).
o Семиотические проблемы перевода невербальных текстов на вербальный язык.
o Семиотическая теория интерпретации У.Эко.
o Семиотика детективных текстов А.Конан-Дойля, А.Кристи (по выбору).
o Семиотика истинности в текстах Х.Л.Борхеса «Притча о дворце», «Сад расходящихся тропок», «Три версии предательства Иуды», «Алеф», «Борхес и я».
o Семиотика моды.
o Семиотика фотографии.
o Семиотика фольклорного текста.
Вопросы для повторения
1. При каких условиях вещь становится знаком?Чем знак отличается от вещи?
2. Расположите виды знаков по степени абстракции. Как меняется потенциал знака в зависимости от степени «близости» к референту?
3. Чем отличаются модели знака у Ф.де Соссюра и Ч.Пирса?
4. Какова цель введения понятий семиозис, гипертекст?
5. Каково соотношение понятий язык, алфавит, код, алгоритм, речь и текст?
6. Какова роль иконических знаков в мышлении?
7. Что может выступать в качестве шума в коммуникации?
8. В чем вы видите «плюсы» и «минусы» энтропии?
9. Что такое прагматика сообщения?
10. Вспомните виды знаков в семантической и семиотической классификациях.
11. Насколько отчетлива граница между естественными и искусственными знаками?
12. Почему формальные языки называются формальными?
13. Каковы основные тенденции в развитии знаковых систем?
14. Почему семиотические исследования возможны применительно к культуре? Каков их потенциал?
15. Выступают ли звук речи и музыкальный звук в качестве знака? Является ли зеркальное отражение знаком? А ксерокопия?
16. Какова структура коммуникативного акта?
17. Почему любые знаковые системы именуются языками?
18. По каким параметрам противопоставлены твердые и мягкие языки?
19. Каковы семиотические функции рамы в текстах живописи?
20. Объясните семиотический механизм фальсификации. Какие виды фальсификаций вам известны?
21. Объясните явления псевдоавторства, псевдоперевода, двойничества с семиотической позиции.
22. Каковы семиотические способы создания возможных миров? В чем отличие реалистических миров от фактофиксирующих?
23. Почему знаковые системы носят вероятностный характер?
24. Объясните сущность понятия языковая игра.
25. Почему референт знака всегда отсутствует в акте коммуникации? Может ли знак слиться с референтом?
26. Приведите примеры рекурсивности и серийности в литературе.
27. Способы соотнесения знака и референта.
28. Как соотносятся понятия смысл знака и синтактика знаков?
29. Можно ли и на каких основаниях разграничить значения и смыслы? Почему значение всегда конвенционально?
30. Каковы причины избыточности информации в сообщении? Как упорядочить передаваемое сообщение?
31. Проверьте, можете ли вы описать структуру любого конкретного знака (изображения, слова, цифры, плана и т.д.).
|