Практическое занятие № 9. Культура как система игр. Семиотика возможного мира 1. Определите сущность понятия игры в культуре. Почему можно говорить о том, что культура есть система игр и что культура развивается посредством игры?
2. Почему понятие языковая игра применимо к анализу культурных (семиотических) объектов и практик? В чем сущность игр по правилам системы / с преодолением правил системы?
3. Приведите примеры игровых практик культурного пространства. В чем состоит их семиотический механизм?
4. На примере новеллы Х.Л.Борхеса «Тлён. Укбар. Орбис Терциус» определите вид семиотической игры (игра с языками, с текстами культуры) и семиотические способы создания возможного мира Тлёна. Насколько этот мир оказывается достоверным?
5. Определите способы создания возможного мира в текстах, относящихся к визуальным коммуникациям – например, гравюрах М.Эшера. В чем противоречивость этого мира? Считаются ли данные сообщения энтропийными? Достоверными? Как вывести код их прочтения?
Практическое занятие № 10. Семиотика литературы
1. Определите причины, по которым текст считается семиотически неоднозначным объектом (онтологический статус текста; существование исключительно в интерпретации-переводе).
2. Что понимается под «правами текста» / стабилизаторами его интерпретации?
3. Почему текст существует одновременно как закрытая и открытая структура?
4. Определите понятие текст как знак. Дайте характеристику составляющим текстового знака (носитель, референт, система референтов, значение и смысл).
5. В чем состоят функции текста-знака?
6. Почему текст можно рассматривать как отдельный знак, изучая его отношения к другим текстам-знакам и как систему знаков? Покажите на примерах, что персонажи, портретное описание, сюжет какого-либо текста действительно можно анализировать как знаки, выявляя их значение и смысл на основании анализа способа отображения референтов, комбинаций с другими знаками, функциональной роли в системе текста и т.д.
7. Определите связь между понятиями семиозис, семиосфера, гипертекст, текст в тексте, текст о тексте.
8. Как связаны понятия семиозис и интерпретация?
9. В чем состоит нелинейность процессов порождения и интерпретации художественного текста?
10. Каковы возможности и границы семиотического анализа (интерпретации) текста культуры?
11. Кодирование, избыточность в языке и тексте. Проблема восприятия энтропийных текстов. Способы уменьшения энтропийности сообщения.
12. Сделайте семиотический анализ текста Гертруды Стайн Роза есть роза есть роза есть роза …. Каков код данного сообщения? Какова степень его энтропийности?
13. Приведите примеры энтропийных сообщений. Являются ли фуги И.С.Баха, гравюры М.Эшера энтропийными сообщениями?
14. Почему в современной культуре возрастает значимость проблемы авторства? Как решалась эта проблема в культуре Средневековья?
Практическое занятие № 11. Семиотика фальсификации
1. В чем состоит семиотический механизм фальсификации?
2. Опишите семиотические способы и виды фальсификаций.
3. Приведите примеры множественных фальсификаций в романах У.Эко, И.Грошека, М.Павича, в прозе Х.Л.Борхеса. Объясните их семиотический механизм.
4. Объясните явления двойничества, псевдоавторства, псевдотекста и псевдоперевода с семиотической точки зрения.
5. Можно ли зеркальное отражение считать знаком отображаемого объекта? Дайте семиотическое обоснование.
6. Определите роль фальсификаций в культуре.
7. Сделайте семиотический анализ ситуации фальсификации на примере эссе Х.Л.Борхеса «Борхес и я». Покажите, каким образом эта ситуация приводит к резкому возрастанию текстовой энтропии.
8. Сделайте семиотический анализ следующей ситуации фальсификации:
Середина одного манускрипта была безвозвратно утрачена. В подобном виде этот текст не годился для продажи. Поэтому, не долго думая, я разыскал среди свитков, которые пылились у меня на полках, подходящий по формату и почерку огрызок и вклеил его в середину. В результате получился цельный манускрипт, который уже можно было продать. Если не обращать внимания на некоторые нестыковки и шероховатости, то в общем и целом текст мне понравился (по: И.Грошек. Реставрация обеда).
9. Переведите на язык семиотики ситуацию, в которой субъект как знак теряет свой единственный референт (себя самого), объясните семиотический механизм фальсификации:
Никита слушал львиноликого собеседника, …, гадая, что за существо перед ним, способное выражаться как скотопас, передавая речь односельчан, но и с королевским достоинством, пересказывая беседы с придворными и с монархом. Есть ли душа, недоумевал он, у этого субъекта, имеющего разные голоса для показа различных душ? И если в нем живут различные души, которую из них я-то сам принимаю за истинную? (У.Эко. Баудолино)
Практическое занятие № 12. Проблема истинности языкового
Отображения
1. Определите понятие истины в философии, логике, психологии, семиотике. Выпишите определения из соответствующих справочников и словарей.
2. Охарактеризуйте основные теории истинности.
3. Почему не возможна абсолютная истинность в отношениях языков с миром?
4. Почему отображение носит вероятностный характер, и ни один из языков не является «зеркалом мира»?
5. Объясните, почему следующие высказывания Борхес считает истинными? В границах каких теорий истинности?
a. Любое стихотворение годы превратять в элегию.
b. Самые верные наши подруги – ушедшие, они неподвластны ни ожиданию, ни тревогам и страхам надежды.
c. Единственный подлинный рай – потерянный.
d. Мы в силах сотворить любое чудо. Но не делаем этого. Потому что в воображении оно гораздо реальней.
6. Дайте семиотическое объяснение следующему высказыванию: Истина не то, чем кажется в данный миг (У.Эко. Имя розы).
7. Как проблемы истинности раскрываются в текстах Х.Л.Борхеса Притча о дворце. Сад расходящихся тропок. Три версии предательства Иуды. Алеф. Борхес и я?
Практическое занятие № 13. Соотношение онтологической и
Семиотической реальностей
1. Приведите философские определения понятий: реальность, вещь, предмет, реалия.
2. На каком основании реальность считается реальной?
3. Что такое семиотическая реальность и зачем она нужна человеку?
4. Каков характер отношений между двумя видами реальностей? Какая из них реальнее? Опишите эти отношения на примере новелл Х.Л.Борхеса «Тлён. Укбар. Орбис Терциус», «Алеф».
5. Как вы понимаете высказывание «реальность возможного / виртуального мира»? Какими семиотическими способами создается достоверность текстового возможного мира? Справедливо ли в этом контексте положение об «опасности семиотики»?
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельная работа по семиотическому анализу детективного текста
Цель анализа – определить код данного текста: устойчивые риторические формулы с известным правилом их прочтения. Знание кода детективного текста как такового дает нам «систему ожиданий» определенного спектра значений. Оправдываются ли эти ожидания? В анализе необходимо показать, балансирует ли текст между образцом, нормой и их нарушением.
В ходе анализа предлагается отталкиваться от следующих вопросов.
1. Детектив как жанр массовой литературы, его родоначальники. Связь этого жанра с предметом аналитической философии (поиск истины как определение соответствия знака факту).
2. Модели детективов как модели лабиринтов (У.Эко): лабиринт с нитью Ариадны, лабиринт с возможностью аналитического обнаружения выхода, лабиринт как ризома.
3. Связь особенностей жанра с представлением о рациональных структурах языка (от частного к общему, создание теоретических конструктов – гипотез и др.).
4. Модель мира в классическом английском детективе как семиозис (замкнутое пространство, ограниченный круг персонажей, сыщик, рассказчик. Имплицитность отношений между знаковыми фигурами и способ актуализации этих отношений).
5. Семиотические способы создания достоверности повествования. Построение идеального метода обнаружения истины – дедукция, гипотетическое мышление, аналитизм, воспроизведение прежних серий.
6.Семиотический анализ текста Агаты Кристи «Мышеловка».
6.1.Текст как знак. Прием текста в тексте (звучащее объявление по радио, исполнение песни о трех слепых мышках, процесс реконструкции убийства миссис Бойл, когда все участники событий повторяют свои действия, и др.).
Опишите систему персонажей и те отношения между ними, которые в тексте актуализированы. Насколько полно первоначальное представление о «семиозисе»?
Опишите, в чем состоит знаковая ситуация детектива. Обнаруживаются ли в нем явления серийности, формульности построения?
Определите степень энтропийности текста. Что выступает в качестве шума? Насколько избыточно для читателя передаваемое автором сообщение?
Проанализируйте текст в аспектах трёх измерений семиозиса – семантики, синтактики и прагматики.
6.2. Семантика текста. Персонажи как знаки, их значение и смысл (кем являются в действительности, для чего сюда приехали. Когда мы обладаем значением персонажей и когда их истинным смыслом?).
Знаковые персонажи, степень их детализации. Детектив как шахматная игра (сначала играем вслепую, не видим фигур и делаем неправильные ходы). Степень зафиксированности персонажей (детали, поведение). Знаковость деталей, роль повторяемости деталей. Является ли повторение иконическим воспроизведением «первого» знака?
Ложные знаки: способ их соотношения с референтом, двойное кодирование. Систематизируйте все случаи, в которых наступает противоречие знака и значения, различная интерпретация одного и того же сигнала, отсылка к «неправильному» референту. Например:
· Человек в темном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе – это и Джайлз, и мисс Кейсуэл.
· Мужские манеры и голос мисс Кейсуэл.
· Миссис Бойл видит убийцу, но не знает об этом: это Вы?
Проанализируйте способы избыточности и нагнетания деталей. Например:
· Повторение песенки «Три слепые мышки».
· Повторение деталей о цвете пальто, шляпы и шарфа.
С другой стороны, определите причины недостатка информации (полная неизвестность о прошлом всех участников событий и др.).
6.3. Опишите синтактику знаков текста:бинарные отношения между
персонажами и др. Меняются ли члены бинарных оппозиций по ходу повествования?
6.4. Прагматика текста.
Тождественна ли семиотика передачи сообщения семиотике восприятия (для однозначной интерпретации нужно знание обо всех референтах дискурса).
Определите семиотическую стратегию автора: создание избыточности и энтропии, намеренное умолчание и др.
Определите семиотическую стратегию интерпретатора: выявление истинного значения знаков и др.
Можно ли говорить о сходстве работы читателя и работы сыщика-аналитика (выявить код убийцы, прочесть его, преодолеть шум и избыточность сигналов, произвести методом проб и ошибок анализ вариантов, создать порядок из хаоса вариантов, уменьшить энтропийность сообщения)?
Работает ли интерпретатор с серийными моделями?
7. Современные стилистические разновидности жанра детектива – экзистенциальный, иронический, интеллектуальный. В чем заключаются возможности и границы серийной техники текстопорождения в культурном пространстве?
8.Сделайте вывод, касающийся полученных вами результатов.
Самостоятельная работа по семиотическому анализу рекламного текста
Цель анализа (текст может выбираться студентом) – определить код прочтения данного текста: устойчивые риторические формулы с известным правилом их прочтения. Знание кода рекламного дискурса как такового дает нам «систему ожиданий» определенного спектра значений. Оправдываются ли эти ожидания? В анализе необходимо показать, как текст балансирует между образцом, нормой и их нарушением.
В ходе анализа предлагается отталкиваться от следующих вопросов.
1. Почему данный текст принадлежит рекламному дискурсу? Определите функции текста. Кто является его адресатом?
2. Почему к этому тексту приложимо понятие знак? Какой ожидаемый результат от использования семиотических способов интерпретации текста?
3. Природа материального «носителя». Описание типа языка, или способа совмещения языков коммуникации. Определяется ли степень информативности текста количеством используемых языков? Например, текст может создаваться посредством следующих знаковых систем: вербальный язык, языки визуальных коммуникаций, графическое оформление, звуковое сопровождение, контекст других языков культуры. Какова функция каждого языка? Каков способ их взаимодействия (дублирование, поддержка, принцип взаимодополнительности и др.)?
4. В каждом языке опишите систему знаков и субзнаков, характер референтов отображения. Опишите ведущие типы знаков. На примере доминирующих знаков покажите их значения и смыслы. Опишите иерархию знаков в системе текста.
5. Опишите комбинации знаков, преобладающие типы высказываний, степень подготовленности контекстом каждого следующего высказывания. Как текст локализует высказывание относительно точек пространства, времени, отправителя и получателя? Обратите внимание на то, что семантическая нагруженность элементов может определяться тем, сколько текстового пространства им выделено, их местом в композиции. Опишите характер номинации, предикации, локации данного текста. Насколько оказываются «прозрачными» референты текста?
6. «Система ожиданий» и ее составляющие. Топосы, «общие места», дискурс культуры.
7. Прагматические характеристики текста (интенция автора, ожидания адресата, степень оправданности ожиданий).
8. Определите степень энтропийности сообщения / степень его упорядоченности.
9. Сделайте вывод, касающийся полученных вами результатов.
|