Таким образом, лесное законодательство регулирует лесные отношения и состоит из разного уровня нормативных правовых актов по их юридической силе. Статья 103 ЛК РФ устанавливает два вида платежей за пользование лесным фондом: лесные подати и арендную плату. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата - когда участки лесного фонда передаются в аренду.
Принцип определения размеров платежей состоит в следующем. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата определяется на основе ставок лесных податей.
Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством РФ. Такие ставки были утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1999 г. N 867 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню". Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок. В случае заготовки древесины в порядке рубок промежуточного пользования минимальные ставки уменьшаются. Так, при прореживании и выборочных санитарных рубках они уменьшаются на 50%, а при других рубках промежуточного пользования - на 30%.
Минимальная ставка включает в себя налог на земли лесного фонда, который составляет 5% размера минимальной ставки.
Ставки дифференцированы по основным и неосновным лесным породам, лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам, по группам лесных пород, деловой и дровяной древесине, а также в зависимости от расстояния вывозки, т.е. по лесотаксовым разрядам.
Вся территория Российской Федерации распределяется по лесотаксовым районам и лесотаксовым поясам. Участок леса переводится из одного лесотаксового района или лесотаксового пояса в другой Правительством РФ по представлению Минприроды России, согласованному с Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития и торговли РФ.
Лесной кодекс РФ закрепляет правило, согласно которому платными являются виды лесопользования, для которых требуется оформление в установленном порядке. Существуют следующие исключения из этого правила <106>.
--------------------------------
<106> Высоцкая О.С. К вопросу о правовом режиме земель обороны и безопасности в аспекте их использования для целей недропользования // Юрист. 2011. N 12.
Основной задачей управления лесами в соответствии с реализацией государственной лесной политики в 2014 году станет задача декриминализации лесных отношений. С 1 апреля 2014 г. полномочиями по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах будут дополнительно наделены 297 должностных лиц из 31 лесничества области. Эта мера позволит значительно усилить рейдовую работу по пресечению лесонарушений на местах.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ рассматривает возможность подготовки проекта постановления по повышению ставок аренды за пользование участками лесного фонда. Инициатива направлена на повышение экологической эффективности хозяйственной деятельности со стороны крупных природопользователей.
Сегодня ставки по экологическим платежам минимальные, они практически не индексировались с 2004 года. Для того чтобы бизнесу стало выгодным проводить мероприятия, направленные на снижение выбросов, сбросов, переработки и использования отходов, плата должна быть сопоставима с этими затратами. Поэтому экологические платежи должны быть существенно выше, чем сейчас.
Минприроды уже подготовило и внесло в Правительство проект постановления по повышению ставок за пользование водными объектами. Изначально планировалось, что в 2014 году ставки повысятся в 2,3 раза, а в 2015 и 2016 годах - будут увеличиваться соответственно уровню инфляции. Правительство в целом поддержало предложение, однако поручило скорректировать проект, предусмотрев более плавное повышение ставок.
Кроме того, в рамках работы по изменению экологического законодательства Минприроды подготовило законопроект, обязывающий предприятия создавать ликвидационные фонды для устранения экологических последствий добычи полезных ископаемых. Отчисления должны обеспечить будущие затраты на ликвидацию объектов инфраструктуры и рекультивацию нарушенных земель в полном объеме. В зависимости от вида полезного ископаемого, применяемых технологий и сроков реализации проекта предприятия будут обязаны перечислять до 7% от капитальных затрат на строительство данных объектов. На этой неделе документ будет направлен на согласование в Минфин, Минэкономразвития и Минэнерго.
Поскольку лес для экономики страны был и остается важным природным ресурсом, то в соответствии с социально-экономическим уровнем развития страны формировалось и лесное законодательство <107>.
--------------------------------
<107> Фатьянов А.А. К вопросу о реформировании системы административного права // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 3 - 5.
На современном этапе развитие рыночных отношений в России, проведение административной реформы, реформы федеративных отношений повлияли на правоотношения в лесном секторе, а принятие Лесного кодекса РФ закрепило новые лесные правоотношения. Так, земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, а система управления лесами осуществляется на федеральном, региональном и территориальном уровнях. На федеральном уровне определяется лесная политика, а полномочия по управлению лесами переданы с федерального на региональный уровень. Лесничества как территориальная единица управления лесами выполняют управленческую функцию. Выполнение хозяйственных функций по ведению лесного хозяйства и заготовка лесных ресурсов переданы субъектам бизнеса. Лесное законодательство закрепляет и платность использования лесов. Основным договором по использованию лесов является договор аренды лесного участка под определенный вид лесопользования. Арендатор принимает на себя обязательства по ведению лесного хозяйства на арендованном участке. Административный надзор за лесопользованием проводят уполномоченные государственные органы и должностные лица <108>.
--------------------------------
<108> Гурьева Л.А. Лесное законодательство: Учебное пособие / Сыкт. лесн. ин-т. Сыктывкар: СЛИ, 2013. 84 с.
С принятием Российской Федерации в 2012 году во Всемирную торговую организацию (ВТО) лесной сектор вступил в новую фазу перестройки, которая пойдет уже в рамках интернациональной лесной политики, а это значит, что лесное законодательство будет изменяться.
Одна из главных задач, связанных с совершенствованием законодательства - привлечение в лесное хозяйство малого и среднего бизнеса, создание для малых и средних предприятий конкурентной среды. По итогам памятного апрельского 2013 года заседания Президиума Госсовета в Улан-Удэ были также даны соответствующие поручения, а затем разработаны законопроекты, позволяющие создать для малого и среднего бизнеса условия для получения в аренду лесных участков и ведения на них хозяйственной деятельности. Дальнейшие законодательные изменения коснутся прежде всего возможности и правил участия предпринимателей в аукционах.
|