Основные направления совершенствования Системы управления собственностью
Что касается российских реформ и повышения социальной эффективности отношений собственности, то можно отметить, что использование земли в России происходит зачастую нерационально. Очередные правовые акты РФ направлены на решение ряда актуальных вопросов в сфере строительства и земельных отношений.
Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам РФ по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей".
Граждане имеют право приобрести бесплатно, в т.ч. для ИЖС, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Это делается в случаях и в порядке, которые установлены законами регионов. Издание нормативных правовых актов по данным вопросам в иных формах противоречит ЗК РФ. Рекомендуется издавать специальный закон. Законом следует установить случаи и порядок предоставления участков для любых целей удовлетворения личных потребностей, не связанных с предпринимательством (садоводство, огородничество, дачное строительство, ИЖС, ЛПХ).
Рекомендуется установить принцип однократности бесплатного предоставления участков. Для этого нужно обязать муниципалитеты вести реестры данных лиц.
Также в законе прописываются предельные (максимальные и минимальные) размеры участков.
Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2013 г. N 821 "Об утверждении правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка при его ненадлежащем использовании".
Нерадиво используемые земли будут изымать у госучреждений, казенных предприятий и ФГУПов во внесудебном порядке. Об этом говорится в Федеральном законе от 7 июня 2013 г. N 123-ФЗ. Соответствующее решение принимает орган местного самоуправления. В таком же порядке изымают земли, ранее предоставленные унитарным предприятиям в постоянное пользование. Это не касается государственных академий наук и подведомственных им учреждений.
Определены основания для вынесения решения. Это документы о нарушении требований земельного законодательства и невыполнении предписаний о его устранении, поступившие от федерального органа государственного земельного надзора. Постановление вступило в силу с 1 января 2014 г.
Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2013 г. N 850 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на ведение реестра недобросовестных застройщиков, предусмотренного Федеральным законом "О содействии развитию жилищного кредитования".
Минрегиону России поручено вести реестр недобросовестных застройщиков. Речь идет об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи (аренды, безвозмездного срочного пользования) в отношении земельных участков Фонда "РЖС". В реестр также включаются лица, с которыми такие договоры были расторгнуты по причине существенного нарушения ими условий этих договоров. Сведения о недобросовестных застройщиках представляются в Министерство Фондом "РЖС".
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2013 г. N 840 "О некоторых вопросах организации и проведения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета..."
Организация и проведение госэкспертизы проектной документации по объектам, строительство или реконструкция которых финансируются с привлечением средств федерального бюджета, отнесены к полномочиям органов госвласти РФ в области градостроительной деятельности. Уточняется, что госэкспертиза проектной документации проводится госучреждением, подведомственным Госстрою (а не Минрегиону России).
Расширяется перечень таких объектов. Исключение - объекты, госэкспертиза по которым отнесена указами Президента РФ к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Госэкспертиза в отношении уникальных объектов, строительство, реконструкцию или капремонт которых предполагается осуществлять в Москве, организуется и проводится органом исполнительной власти Москвы или подведомственным ему госучреждением до 1 января 2017 г. (прежде до 1 января 2013 г.).
Указ Президента от 1 ноября 2013 г. N 819 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ".
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ".
Федеральное агентство по строительству и ЖКХ (Госстрой), находящиеся в ведении Минрегиона России, преобразуются в Министерство строительства и ЖКХ РФ. Новое министерство вырабатывает и реализует государственную политику и осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и ЖКХ, оказывает госуслуги, управляет госимуществом в данной области (кроме архитектуры). Так же оно координирует деятельность Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, Фонда содействия реформированию ЖКХ и ГК "Олимпстрой".
Минэкономразвития России обнародовало предложения по повышению эффективности приватизации государственного и муниципального имущества. Ведомством разработан законопроект, направленный на оптимизацию и ускорение приватизационных процедур.
Министерство решило отказаться от публикации в печатных изданиях актов планирования приватизации, отчетов о ее результатах, решений об условиях приватизации, информационных сообщений о продаже имущества и об итогах его продажи и сосредоточить всю указанную информацию на официальном сайте www.torgi.gov.ru и сайте продавца.
Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, данная новация позволит значительно сократить затраты бюджетных средств, выделяемых на проведение приватизационных процедур, в то время как обязательное размещение информации на сайте www.torgi.gov.ru обеспечит широкий охват всех заинтересованных слоев населения.
Законопроектом изменяется порядок планирования приватизации федерального имущества: не подлежат включению в планы приватизации движимое имущество, недвижимое имущество, кроме объектов культурного наследия, а также акции в уставном капитале субъектов малого и среднего предпринимательства и компаний, в которых доля государства составляет менее 2%.
Решения об условиях продажи имущества, не включенного в план приватизации, будут приниматься Росимуществом.
Документ предлагает новый подход к определению начальной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. В соответствии с ним начальная цена аукциона устанавливается с дисконтом (не более 20%) по отношению к рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом оценщика. При этом первоначальная цена продажи посредством публичного предложения будет равняться оценочной. Это обеспечит повышение конкурентоспособности государственного и муниципального имущества и, вместе с тем, не позволит продавать его по демпинговым ценам при переходе от торгов к вторичным способам продажи.
|