Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Может возникнуть ситуация, когда от первоначальной дорожной карты не останется и следа.

Во-вторых, намечено повысить уровень корпоративного управления компаний с долей федеральной собственности. Предлагается повысить уровень прозрачности, расширить институт независимых директоров и общественные советы, практиковать публичное обсуждение стратегии развития компаний, проводить листинг госкомпаний. Предлагается также внедрение среднесрочного и долгосрочного планирования, создание специализированных комитетов (по кадрам и вознаграждениям, по аудиту и др.), создание прозрачного механизма выплат менеджменту компаний и совету директоров, создание института профессиональных секретарей. Набирает обороты тенденция по привлечению к управлению профессиональных управленцев взамен государственных чиновников. Количество акционерных обществ, органы управления которых сформированы с привлечением независимых директоров, увеличилось в настоящее время по сравнению с 2009 годом на 70% <128>.

--------------------------------

<128> Практика работы советов директоров компаний с государственным участием // Сайт Ассоциации независимых директоров. URL: http://www.nand.ru/association/press-center/events.php?ELEMENT_ID=2636.

 

Целевым показателем повышения эффективности управления по данному направлению является снижение доли государственных служащих в органах управления АО к 2018 году до 30%. Возникает закономерный вопрос: разве такой показатель, как замена государственных служащих на независимых директоров, может автоматически привести к повышению эффективности? Термин "независимый директор" не имеет однозначного толкования. Независимые директора появились в зарубежной практике корпоративного управления с целью защиты миноритарных акционеров и компаний от необдуманных действий высшего менеджмента в 1980-х годах. Основная цель создания данного института в России - это приближение практики корпоративного управления к западным стандартам с целью привлечения иностранных инвестиций. Российское законодательство не определяет понятие "независимый директор". Независимые директора в настоящее время действуют на основании Кодекса корпоративного поведения.



С целью увеличения профессиональных управленцев в государственных компаниях был принят Приказ Росимущества от 25.05.2010 N 129 "О расширении практики привлечения профессиональных директоров в акционерные общества с участием Российской Федерации".

К концу 2012 г. независимые директора и профессиональные поверенные занимали 2113 тысяч позиций в советах директоров 847 российских компаний с государственным участием, в т.ч. в 716 госкомпаниях - в качестве председателей совета директоров <129>.

--------------------------------

<129> Шувалову не нравится идея возврата чиновников в совдиры госкомпаний. URL: http://nand.ru/press-center/news.php?ELEMENT_ID=3614.

 

Чем же они будут руководствоваться в своих решениях? В настоящее время происходит выработка критериев, на основании которых будут отбираться независимые директора. В частности, комиссия при Росимуществе, которая занимается отбором независимых директоров для акционерных обществ с государственным участием, руководствуется следующими критериями: опыт работы на руководящих должностях; опыт работы в качестве члена совета директоров; наличие компетенций в сфере стратегического планирования, аудита, кадров и вознаграждения, корпоративного управления, модернизации производства и инноваций, финансов и инвестиций; наличие общепризнанных международных сертификатов <130>. Независимого директора можно привлечь к ответственности, в т.ч. и уголовной.

--------------------------------

<130> Информация о комиссиях на 2012 год. URL: https://mvpt.rosim.ru/instructions/Commission/Pages/2012.aspx.

 

Следует отметить, что в настоящее время существуют серьезные проблемы в их работе: неразработанная система регламентации функций, обязанностей и прав независимого директора, сложности юридического оформления отношений между государством как акционером и независимым директором, проблема с вознаграждением независимых членов советов директоров госкомпаний за их работу. Независимый директор не является представителем государства, поэтому он не обязан защищать его интересы. Вознаграждение независимого директора зависит напрямую от экономических показателей компании, поэтому ключевым фактором в его работе становится рост прибыли и рентабельности компании.

На наш взгляд, внедрение данного института приведет к тому, что в корпорациях с государственным участием некому будет защищать интересы государства. Не учитывается также, что интересы государства могут не совпадать с интересами хозяйствующего субъекта, а иногда и вступать с ними в явное противоречие, т.к. максимизация прибыли не должна быть основной целью государственных корпораций.

В научной литературе высказывается опасение, что институт независимых директоров может стать профанацией. Для улучшения качества корпоративного управления нужен комплексный подход, который включал бы в себя создание систем внутреннего контроля и управления рисками, внедрение мотивации менеджмента. Предлагается также разделить полномочия и ответственность по принятию ключевых решений в таких компаниях между государством-акционером, членами совета директоров и независимыми директорами <131>.

--------------------------------

<131> Практика работы советов директоров компаний с государственным участием // Сайт Ассоциации независимых директоров. URL: http://www.nand.ru/association/press-center/events.php?ELEMENT_ID=2636.

 

На наш взгляд, формальная замена государственных служащих, работающих по директивам государства, на независимых директоров не приведет автоматически к повышению эффективности управления.

В-третьих, в программе намечено совершенствовать организационный механизм самого Росимущества и изменить систему мотивации для привлечения квалифицированных специалистов. Для этого предлагается увязывать цели и конечный результат управления, ввести механизмы внутреннего контроля и управления рисками, усилить ответственность за принимаемые решения, повысить уровень мотивации персонала и внедрить программы постоянного обучения кадров.

Повышены также требования к раскрытию информации об операциях с основным управленческим персоналом - раскрытию подлежит информация о размерах выплачиваемых такому персоналу вознаграждений (в совокупности и по каждому виду выплат). Эти меры касаются вознаграждения руководящему составу всех государственных корпораций, федеральных государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ с преобладающим государственным участием, а также корпораций, получающих различные виды государственной поддержки.

Предполагается, что это станет не только дополнительным мотивирующим фактором, но и обеспечит прозрачность и ясность механизма расчета соответствующих выплат менеджменту, повысит качество управления.

В-четвертых, программа предполагает формирование новой модели приватизации. Текущая программа приватизации, по некоторым оценкам, составляет более 150 - 160 млрд. долл. США. По мнению экспертов, объем выставленных на продажу активов - один из самых больших не только за историю современной России, но и в Европе за последние два десятилетия.

Предполагается, что на приватизацию будут выставлены акции вначале тридцати крупнейших стратегических компаний России, таких как "Совкомфлот", РЖД, Сбербанк, ВТБ, "Уралвагонзавод" и др. После этого намечены к приватизации еще две с половиной тысячи компаний с незначительными пакетами акций.

Характерными чертами новой модели приватизации является переход от продажи недвижимости к продаже бизнеса, усиление инвестиционной составляющей в процессе приватизации. Предполагается часть средств от приватизации направлять на развитие приватизированных компаний. Четко просматривается также тенденция к привлечению в качестве агентов приватизации банков. В настоящее время в список входят такие крупнейшие банки, как "Морган Стэнли", "Голдман Сакс (Россия)", ОАО "Сбербанк России", ОАО "Альфа-банк", ООО "Барклайс Капитал" (Barclays Capital) и др.

Следует отметить, что новая волна намеченной приватизации проводится в значительной степени в интересах иностранного капитала. Об этом свидетельствуют и материалы экспертов, участвующих в обновлении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Известно, что в работе экспертной группы по направлению "Управление государственной собственностью и приватизация" принимали участие в основном представители либерального направления экономической школы. Помимо российских ученых к разработке привлекались в качестве экспертов и иностранные специалисты. На странице, посвященной стратегии социально-экономического развития России до 2020 года, приведен обширный список иностранных и российских экспертов, принимавших участие в обсуждении данного документа <132>. В частности, в списке названы высшие должностные лица Всемирного банка, ряд представителей Организации экономического сотрудничества и развития, Европейской комиссии, представители ряда западных университетов и др.

--------------------------------

<132> Обзор участия международных экспертов в обсуждении стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. URL: http://2020strategy.ru/data/2012/05/22/1214621682/document.pdf.

 

В рекомендациях иностранных экспертов отмечается, что "допуск иностранного участия следует рассматривать как обязательный компонент приватизации" <133>.

--------------------------------

<133> Мэггинсон У. Финансовая экономика приватизации: глобальные тенденции приватизации и уроки для максимизации экономического роста. Обзор участия международных экспертов в обсуждении стратегии социально-экономического развития России до 2020 года. URL: http://2020strategy.ru/data/2012/05/22/1214621682/document.pdf.

 

Через приватизацию реализуется программа вывода государственной собственности России, в т.ч. и таких стратегических объектов, как порты из юрисдикции российского государства. Наглядным примером является сделка по порту "Ванино", который вначале купила компания "Мечел", а затем перепродала его трем оффшорным компаниям.

На наш взгляд, в основе представлений об ускоренной приватизации государственного имущества лежит ошибочное понимание проблем собственности в целом. Известно, что сейчас форма собственности на средства производства не играет особой роли, т.к. произошло отделение управления от права собственности. Эффективность использования ресурсов не зависит от формы собственности на предприятие, если им управляет наемный менеджер, которому безразлично, кто его контролирует - государственный орган или наблюдательный совет акционерного общества. Как в российской, так и в зарубежной практике полно примеров эффективного управления как частной, так и государственной собственностью.

Вся проблема заключается в том, какая идеология является господствующей в данном обществе - личного обогащения или общественного служения. Если преобладает первая, то независимо от формы собственности доходы будут присваиваться узкой группой лиц, принимающих управленческие решения (чиновники, менеджеры). Скандалы последнего времени вокруг руководства государственных корпораций (ОАО "Рособоронсервис", "Роскосмос" и др.) свидетельствуют об этом.

Если же в обществе преобладает вторая идеология, то и частная собственность будет служить общественным интересам. В частности, ярким примером личного служения стране являются русские купцы. Всем известны имена Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, Саввы Морозова, но мало кто знает благотворителя русской науки Христофора Леденцова, который в 1909 году пожертвовал на развитие русской науки более 2 миллионов рублей золотом. На эти деньги было создано "Общество содействия успехам опытных наук и их практического применения". Это была эффективная модель поддержки науки частным капиталом, позже эта модель была использована во многих западных странах. С деятельностью данного общества связаны важнейшие открытия выдающихся русских ученых - Николая Жуковского, Ивана Павлова, Владимира Вильямса, Константина Циолковского, Владимира Вернадского, Николая Умова, Николая Зелинского, Дмитрия Прянишникова. Почти вся современная наука - космонавтика, генетика, радиология - вышли из этого общества. Цель общества - помочь достижению результатов в науке и внедрение их в практическую жизнь. Очень рационально была организована структура данного общества. Определенный процент от внедрения результатов в практику возвращался назад в общество. На средства общества открывались лаборатории, биостанции. Благодаря обществу в России возникла сеть научно-исследовательских институтов: Московский научный институт, Институт биофизики и физики, Институт рентгенологии и радиологии. Сейчас же средства, выделенные из государственного бюджета на развитие "Сколково", разворовываются. Появилась информация о нецелевом использовании 3,5 миллиардов рублей бюджетных средств <134>.

--------------------------------

<134> СК и ФСБ обнаружили увод денег из "Сколково" на 3,5 млрд. рублей. URL: http://www.firstnews.ru/articles/sk-i-fsb-obnaruzhili-uvod-deneg-iz-skolkovo-na-(3-5-mlrd-rubley/.

 

В заключение отметим, что политика управления государственным федеральным имуществом на современном этапе тесно связана с политикой предыдущего этапа управления государственной собственностью в РФ. Она по-прежнему опирается на либеральную концепцию и направлена на дальнейшую приватизацию государственной собственности. Используемые в новой программе управления инструменты свидетельствуют об усилении технологизации процесса управления государственной собственностью.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.