Разработчик предлагает сократить сроки подачи заявок при проведении повторных аукционов, продаже посредством публичного предложения, увеличив такие сроки для первичного аукциона с 25 до 40 дней. Проектом также предусмотрен отказ от такого способа приватизации, как продажа акций акционерных обществ на биржевых торгах в связи с тем, что данный способ на практике не применяется.
Правительство РФ приняло решение исключить из сферы действия Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" отношения, связанные с отчуждением движимого имущества (конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного), обращенного в собственность государства. Такое решение отражено в законопроекте, внесенном в Государственную Думу.
Разработка законопроекта вызвана сложившейся правоприменительной практикой. Судами и антимонопольными органами выработан подход, согласно которому продажа обращенного в собственность государства имущества должна осуществляться в соответствии с законодательством о приватизации. Это означает необходимость отчуждения имущества законодательно установленными способами, прежде всего на аукционе, а также формирование планов приватизации такого имущества. Однако его реализация с учетом этих требований связана с неэффективностью и экономической нецелесообразностью.
На участие в торгах по продаже обращенного в собственность государства имущества поступает, как правило, не более одной заявки. При этом в случае применения исключительно механизма торгов это приводит к необходимости признания их несостоявшимися, объявлению повторных торгов и, как следствие, влечет затягивание сроков реализации и увеличение затрат на хранение имущества.
Включение имущества, обращенного в собственность государства, в прогнозный план приватизации федерального имущества на очередной год либо внесение дополнений в действующий план приватизации в настоящее время не представляется возможным. Объем имущества, который будет получен от уполномоченных органов, осуществивших изъятие имущества для дальнейшего распоряжения в течение года, а также перечень передаваемого имущества не могут быть известны заранее. При этом изъятие имущества, его обращение в собственность государства и передача Росимуществу происходят непрерывно в течение всего года на всей территории Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать сокращению расходов федерального бюджета на хранение в надлежащем виде имущества, обращенного в собственность государства, значительный период времени при подготовке прогнозного плана приватизации и проведении торгов. Такие расходы с учетом рыночной стоимости имущества зачастую превышают сумму денежных средств, вырученных от реализации имущества на аукционе. Таким образом, законопроект позволит создать условия для эффективного и оперативного распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства.
Управление муниципальной собственностью является основой социально-экономического развития местного самоуправления. Рациональное и эффективное использование находящихся в распоряжении органов местного самоуправления активов позволяет решать текущие задачи развития территории. Главная цель управления муниципальной собственностью - обеспечение максимальной пользы жителям муниципального образования. В условиях возрастающих потребностей общества и недостаточности финансовых ресурсов муниципальных образований для обеспечения этих потребностей повышение эффективности использования муниципальной собственности приобретает особую актуальность.
Привлечение частных инвестиций в муниципальную экономику при условии сохранения муниципальной собственности на основные фонды позволяет решить задачи социально-экономического характера, стоящие перед органами местного самоуправления. Одной из таких форм государственно-частного партнерства является концессия.
Термин "концессия" происходит от латинского понятия "concessio" (разрешение) и означает уступку, послабление, соглашение, скидку. Он имеет множество различных трактовок и охватывает широкий круг объектов, к которым могут относиться государственное и муниципальное имущество, а также отдельные виды деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Российский исследователь государственно-частного партнерства В.Г. Варнавский <135> определяет концессию как "передачу частной компании объекта государственной (муниципальной) собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и т.д. на определенных, закрепленных в договоре условиях, на возвратной и платной основе, в соответствии с концессионным законодательством".
--------------------------------
<135> Варнавский В.Г. Концессии - на службу России // Российское предпринимательство. 2012. N 11(35). С. 22 - 27.
Федеральный закон о концессионных соглашениях от 21.07.2005 N 115-ФЗ создает правовую основу регулирования концессионных отношений, включая процедуру заключения, изменения и прекращения договоров концессии.
Целью Федерального закона является <136> "привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям".
--------------------------------
<136> Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". URL: http://www.consultant.ru/popular/o_ koncessionnyh_soglashenijah/.
Согласно ст. 5 Федерального закона о концессионных соглашениях N 115-ФЗ сторонами концессионного соглашения являются:
1) концедент - Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации (орган государственной власти субъекта Российской Федерации), муниципальное образование (орган местного самоуправления);
Концессионер - индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо.
Концедент и концессионер руководствуются различными, практически противоположными целями: органы местного самоуправления выполняют основную задачу по удовлетворению потребностей общества, а целью концессионера является извлечение прибыли. В рамках соглашения достигается баланс по вопросу управления объектом концессии и достижения сторонами поставленных задач.
В своем исследовании Жукова Н.С. <137> предлагает схему концессионного механизма, который, на наш взгляд, отражает взаимодействие органов власти, частного инвестора, и потребителей услуг и товаров, создаваемых концессионером в процессе осуществления деятельности по управлению объектом концессии.
--------------------------------
<137> Жукова Н.С. Концессионный механизм реализации государственной инновационной политики. Проблемы современной экономики. 2011. N 4(40). URL: http://www.m-economy.ru/art.php<nArtId=3776.
Концессионное соглашение заключается посредством проведения конкурса. Концедент, действуя в интересах общества, предоставляет концессионеру на срок, определенный соглашением, права владения и пользования вновь создаваемым или реконструируемым недвижимым имуществом, которое является или будет являться впоследствии объектом муниципальной собственности на условиях обязательного инвестирования средств в объект концессии. При этом срок соглашения определяется с учетом объема инвестиций в создание и/или реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, а также других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Возврат затраченных инвестором средств происходит путем эксплуатации объекта концессии в коммерческих целях.
Выделим ряд особенностей концессионного соглашения, определенных законодательством:
- недопустимо изменение целевого назначения объекта, передача концессионером в залог или отчуждение имущества;
- риск повреждения или случайной гибели объекта концессионного соглашения возлагается на концессионера, если не оговорено иное;
- возможность страхования риска случайной гибели или повреждения имущества за счет концессионера.
Важным условием концессионного соглашения является концессионная плата, которая может вноситься не только в виде фиксированных платежей, но и в виде передачи концессионером части имущества в пользу муниципального образования, а также доли продукции или доходов концессионера. Периодичность платежей согласно законодательству так же достаточно вариативна. Допускается внесение концессионной платы как на всем протяжении соглашения, так и в отдельные периоды. Не исключается и полное отсутствие платы по концессионному соглашению.
|