Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

КонсультантПлюс: примечание.

Научно-практическое исследование Л.А. Тихомировой "Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды" включено в информационный банк.

 

<115> Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: Научно-практическое исследование (подготовлен для СПС "КонсультантПлюс", 2013).

 

Президент РФ подписал Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N 8, который призван облегчить процедуру оформления земли под огородами, жилыми строениями, гаражами в рамках "дачной амнистии", предусмотренной Федеральным законом N 93-ФЗ, которая так и не принесла ожидаемого результата. Поэтому ОМСУ дается право, именно право, а не обязанность, от имени граждан заниматься процедурами оформления земельных участков, в частности постановкой на кадастровый учет.

В 2011 году в Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" внесены изменения, которые регламентируют, что совокупная площадь ЛПХ (подсобные и полевые участки) не должна превышать 0,5 га. Субъект РФ наделен правом своим законом увеличить данную площадь максимум в 5 раз, т.е. до 2,5 га. Граждане, чья площадь ЛПХ превышает 2,5 га, или те, кто используют на своем участке наемный труд, обязуются уплачивать НДФЛ, т.к. не секрет, что зачастую ЛПХ используется для последующей продажи выращенного на нем урожая и пр. Исключение составляют те граждане, чье ЛПХ составляло совокупную площадь более 2,5 га еще до внесения указанных изменений в Федеральный закон "О ЛПХ", что закреплено Федеральным законом от 28.06.2011 N 147.



Что касается остальных субъектов, Министерство сельского хозяйства располагает огромным объемом средств для поддержки сельского хозяйства, получение которых предусмотрено рядом Федеральных законов и иными правовыми актами. В частности, Постановление Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 определяет Правила предоставления средств фермерам, согласно которым максимальный объем средств, который может быть выделен - 1,5 млн. рублей <116>.

--------------------------------

<116> Сайт федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии: http://www.rosreestr.ru/.

 

В 2011 году в Градостроительный кодекс РФ в ст. 51 ("Выдача разрешений на строительство") были внесены изменения. Ранее разрешение на строительство выдавали органы местного самоуправления, теперь их выдают те органы власти, по роду деятельности которых идет строительство <117>. В соответствии с этим были внесены изменения в перечни полномочий ряда федеральных ведомств. В частности, полномочия по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры на водных объектах принадлежат Федеральному агентству морского и речного транспорта.

--------------------------------

<117> Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (с изм. и доп.) // РГ. 30.12.2004. N 290. 30.12.2004.

 

Что касается земель особо охраняемых природных территорий (федерального, регионального, местного значения), согласно Постановлению Правительства РФ N 718 (2011 год) любой перевод земель, который затрагивает земли особо охраняемых территорий, является полномочием Министерства природных ресурсов РФ. То же касается земель водного фонда <118>.

--------------------------------

<118> Сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ: http://www.mnr.gov.ru/.

 

Что касается приватизации земель, находящихся в федеральной собственности, Приказ Министерства экономического развития от 7 ноября 2011 г. N 622 устанавливает Административный регламент по оказанию услуги по приватизации земельных ресурсов, находящихся в федеральной собственности. Собственник объектов недвижимости, находящихся на федеральных землях, имеет право обратиться к собственнику земли с выкупом и приватизацией этого земельного участка в свою собственность вне зависимости от того, в какой форме собственности находится данный объект недвижимости. Вся процедура оформления не должна занимать более 2 месяцев. Также установлен порядок данной процедуры. Необходимые документы - документ, подтверждающий личность собственника, свидетельство о собственности на объект недвижимости, а также сообщение заявителя, содержащее описание набора объектов недвижимости, находящихся на данной территории. Далее детально по срокам разложена работа Росимущества РФ по приватизации земли, в т.ч. восемь вариантов, при которых может иметь место отказ в оформлении приватизации: 1) если данный участок не является объектом федеральной собственности; 2) если заявитель не является собственником объекта недвижимости, расположенного на данном участке и не уполномочен им; 3) если на данный участок наложен запрет на приватизацию (ст. 27 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества"); 4) если земельный участок изъят из оборота; 5) если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд; 6) если на данный участок имеется решение суда, ограничивающее проведение процедуры приватизации; 7) если на земельном участке находятся объекты, не принадлежащие заявителю; 8) если имеется неполный пакет документов у заявителя. Также имеются нормы о том, как обжаловать решение Росимущества.

Приказ Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 года N 621 утверждает Административный регламент работы по оказанию услуги по прекращению прав на земельные участки в случае добровольного отказа от земельного участка.

Федеральный закон от 12.12.2011 N 427 переносит сроки, установленные другими федеральными законами:

- выкуп земельных участков, находящихся у граждан и юридических лиц на праве постоянного бессрочного пользования (ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ") - до 1 июля 2012 года. Согласно КоАП РФ юридические лица, не переоформившие свои участки, будут облагаться штрафами;

- предоставление лесных участков без кадастрового учета (ст. 4.1 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ"), а также выдача плана лесного участка (вместо кадастрового плана) - до 1 января 2015 г.;

- каждый орган местного самоуправления (кроме сельских поселений) обязан утвердить правила землепользования и застройки до 1 января 2013 г. Градостроительный кодекс предусматривает отказ сельских поселений от утверждения правил землепользования и застройки, но обязательно принятие соответствующего акта представительного органа муниципального образования. Однако принятие правил землепользования и застройки сельского поселения все-таки обязательно в случае, если в системе территориального планирования Российской Федерации или субъекта РФ предусмотрено размещение какого-либо объекта на территории сельского поселения. Для тех муниципальных образований, у кого есть правила землепользования и застройки (городские округа, городские поселения), введена иерархия документов территориального планирования (федеральные и региональные документы территориального планирования превалируют над местными документами, однако обязательна процедура согласования федеральных и региональных документов с органами местного самоуправления) <119>.

--------------------------------

<119> Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (с изм. и доп.) // РГ. 30.12.2004. N 290.

 

В ряде муниципальных образований ведется строительство путем заключения инвестиционных договоров. Муниципалитет предоставляет, например, земельный участок, на котором частный застройщик ведет строительство многоквартирного дома, часть квартир которого становится собственностью муниципалитета. До тех пор пока объект, строящийся по инвестиционному договору, не введен в эксплуатацию, у органов власти и застройщиков в каждый момент строительства возникает право собственности на то количество имущества в процентном соотношении, которое вытекает из условий договора. После введения в эксплуатацию возникает вопрос о закреплении права собственности органов власти и частного собственника. Закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополнен ст. 24.2 (N 427-ФЗ), согласно которой Регистрационная палата РФ не зарегистрирует право собственности ни одной из сторон, пока не будет представлен совместно подписанный обеими сторонами документ о распределении площадей данного возведенного объекта.

Земельным участкам, находящимся в федеральной собственности, необходимы ключевые меры:

- выявление и оформление прав на земельные участки;

- принятие мер по стимулированию к проведению межевания и постановке земельных участков на учет;

- упрощение процедур государственной регистрации прав и постановки земельных участков на учет;

- законодательное совершенствование порядка и условий для изъятия участков: в случае неиспользования, неэффективного использования, изъятие в административном порядке, повышение ставки налога за неиспользование сельхозземель;

- стимулирование переоформления прав на участки: совершенствование процедур, организационные меры;

- совершенствование процедур распоряжения участками: отказ от института права постоянного бессрочного пользования, предоставление участков рынку с учетом спроса, создание единых имущественных комплексов - здания и земельного участка;

- повышение инвестиционной привлекательности участков, вовлекаемых в оборот с привлечением специализированных организаций для подготовки и оформления необходимой документации;

- проведение на регулярной основе анализа использования по целевому назначению участков, в т.ч. предоставленных ФГУП и ФГУ (вне зависимости от ведомственной принадлежности), а также почвенных исследований;

- формирование реестра земельных участков в рамках единой системы учета и управления федеральным имуществом;

- вовлечение в оборот участков для целей развития жилищного строительства путем передачи в Фонд "РЖС", передачи полномочий Российской Федерации;

- вовлечение в оборот земельных участков для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;

- безвозмездная передача неиспользуемых участков на иные уровни публичной собственности;

- сокращение сроков и числа административных процедур по предоставлению земельных участков, в т.ч. путем подготовки типовых форм документов, внедрения административных регламентов;

- актуализация ограничений по использованию земельных участков;

- установление зон охраны особо ценных объектов, памятников истории и культуры;

- введение экономических мер понуждения к эффективному использованию земельных участков, в т.ч. методов экономического воздействия в случае увеличения рыночной стоимости земельных участков вследствие изменения их целевого назначения, в т.ч. по земельным участкам, переданным безвозмездно из одного уровня публичной собственности в другой;

- совершенствование порядка распределения доходов от продажи (аренды) земельных участков по бюджетам всех уровней.

Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом имеет все возможности совместно с соответствующими территориальными и муниципальными комитетами принять необходимые меры по уточнению состава имущества на территории области (края), совершенствованию методики оценки объектов недвижимости, земельных ресурсов и других элементов, образующих собственность области (края).

Органам государственной власти субъектов Федерации с целью устранения дублирования функций управления на региональном, муниципальном уровнях и оптимизации развития экономики необходимо уточнить распределение полномочий и сфер регулирования и ответственности, а также совершенствовать механизм взаимодействия органов государственного управления в условиях многообразия форм собственности.

Говоря непосредственно об оценке эффективности управления государственной собственностью, следует подчеркнуть действие фактора динамичности. Дело в том, что по мере реализации конкретного инвестиционного проекта на предприятии и в отрасли меняются и первоначально установленные производственно-технические, экономические, экологические, социальные и другие ограничения, вызывающие, в свою очередь, трансформацию принятых критериев и показателей эффективности управления.

Создание эффективной и динамичной системы управления земельными ресурсами - главная современная стратегическая задача. Сохранившаяся с советских времен система, при которой к управлению землей имели отношение несколько министерств и ведомств, должна быть упразднена. В большинстве стран мира существует, как правило, один правительственный орган, который несет полную ответственность за управление земельными ресурсами. Только один орган управления может занимать нейтральную позицию и беспристрастно, сбалансированно учитывать одновременно интересы государства и всех заинтересованных сторон.

Существенной проблемой эффективного управления и использования земельного фонда остается слабое развитие фермерских хозяйств. Фермерское хозяйство - это объединение людей, которые владеют имуществом и осуществляют хозяйственную деятельность при личном участии. Им необходима помощь со стороны государства. К примеру, существует федеральная программа, согласно которой молодежи, работающей в сельской местности, выделяют деньги на строительство дома. В то же время для фермеров, которые тоже работают на селе, таких льгот не предусмотрено. Главной мерой, которая способна решить данную проблему, можно считать льготное кредитование <120>.

--------------------------------

<120> Бажин Н.В. Закон об обороте сельхозземель нужно срочно улучшать // Экономика и жизнь. 2013. N 4. 40 с.

 

Фермерские хозяйства могут воспользоваться такими банковскими предложениями, как разовый кредит фермерам или кредитная линия. В частности, если хозяйству требуется обновить сельхозтехнику путем покупки новой (отечественной, зарубежной) или обзавестись необходимым для работы оборудованием, можно получить кредит в рамках Целевой программы, называемой "Кредит под залог приобретаемой техники и (или) оборудования".

Еще один важный вопрос эффективности землепользования - "дачная амнистия". У большинства граждан, получивших земельные участки на предприятиях и в организациях для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, построивших своими руками и за счет собственных средств на таких земельных участках садовые и дачные домики, отсутствуют документы, подтверждающие их права на эти объекты недвижимого имущества. Все это не позволяло вовлекать такие объекты недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, использовать их в качестве залога, в т.ч. для целей ипотечного жилищного кредитования, снижало доходы местного бюджета, формируемого за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц, затрудняло передачу их по наследству.

Таким образом, вопросы, возникающие в процессе формирования и развития земельных отношений, остаются открытыми и необходимо их решать поэтапно. Переход на современные методы управления землепользования позволит реализовывать принципы устойчивого развития и сохранить окружающую среду при одновременном повышении эффективности использования земельных ресурсов.

Необходимо учитывать, что (в зависимости от конкретной задачи на региональном или местном уровне) в управленческий процесс вовлечен достаточно широкий круг органов власти, государственных организаций и служб: комитеты по земельным ресурсам и землеустройству; комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом; органы архитектуры и градостроительства; комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов; комитеты по охране и использованию историко-культурного наследия; региональные фонды имущества; учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; управления лесами; органы санитарно-эпидемиологической службы и др.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.