Гражданский кодекс РФ. Части 1 - 4 (по состоянию на 5 апреля 2008 г.). М.: Юрайт, 2008. 3. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.07.2012 N 133-ФЗ) // СПС "КонсультантПлюс".
Трудовой кодекс РФ: официальный текст. М.: Экзамен, 2008.
5. Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.11.2011) // СПС "КонсультантПлюс".
6. Земельный кодекс РФ от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 12.12.2011) // СПС "КонсультантПлюс".
7. Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // СПС "КонсультантПлюс".
8. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012) // СПС "КонсультантПлюс".
9. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ред. от 03.12.2012).
10. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". 9-е изд. М.: Ось-89, 2007.
Мигачев Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ / Под ред. Л.Л. Попова. М.: Юрайт, 2012. 447 с.
Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. 6-е изд. М.: Эксмо, 2013. 624 с.
Волков А.М. Публичная администрация и публичное администрирование: соотношение понятий // Административное право и процесс. N 12. С. 14 - 19.
Высоцкая О.С. К вопросу о правовом режиме земель обороны и безопасности в аспекте их использования для целей недропользования // Юрист. 2011. N 12.
Кирин А.В. О реформировании системы административного права // Журнал российского права. 2012. N 3. С. 51 - 56.
Кононов П.И. О предмете современного российского административного права // Административное право и процесс. 2011. N 3. С. 2 - 6.
Купреев С.С. О перспективах развития российского административного права // Административное право и процесс. 2013. N 3. С. 15 - 17.
Фатьянов А.А. К вопросу о реформировании системы административного права // Административное право и процесс. 2012. N 11. С. 3 - 5.
Немытина М.В. Юридические конструкции в административном праве // Глобализация и публичное право: Материалы I Международной научно-практической конференции. Москва, 26 ноября 2012 г. М.: РУДН, 2013. 480 с. С. 282 - 297.
Петров А.П. Государственное управление лесами: Учеб. пособие. Пушкино: ВНИИЛМ, 2011. 166 с.
КонсультантПлюс: примечание.
Научно-практическое исследование Л.А. Тихомировой "Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды" включено в информационный банк.
21. Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: Научно-практическое исследование (подготовлен для СПС "КонсультантПлюс", 2013).
Глава 6. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
И ОБЪЕКТАМИ НЕДВИЖИМОСТИ
Земля как объект государственной собственности
Долгое время собственность в Российском государстве оставалась основной формой собственности и имела свой определенный вес. Концентрация имущества в государственной и муниципальной собственности в итоге, ограничение в имущественной сфере и прав других собственников, за исключением частной собственности, так и не дали положительных результатов.
В современной России управление государственной и муниципальной собственностью - это одно из самых важных направлений. Современная система собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения. Источниками регулирования системы собственности в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, 2 раздел Гражданского кодекса Российской Федерации "Право собственности и другие вещные права" (ст. ст. 209 - 306). В России существуют следующие виды собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Слово "собственность" - это сложная и многослойная система общественных, экономических и юридических отношений.
Нормативно-правовые особенности регулирования системы
Государственная собственность - ключевое звено государственного сектора. Эта роль важна по причине того, что роль государственного сектора - это накопление и перераспределение основных денежных средств на социальные и экономические цели согласно выбранной модели экономики.
Современная Россия владеет большим объемом собственности - унитарные предприятия и учреждения, различные акции, недвижимость есть как в России, так и за рубежом. В современном мире собственность должна эффективно использоваться и служить источником поступления денежных средств в бюджет для дальнейшего решения социальных и экономических задач. В Российской Федерации на основании п. 1 ст. 212 ГК РФ признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом. Так же понятие "собственность на имущество" включает в себя: право владения имуществом, право пользования имуществом и получения дохода от этого использования и право распоряжения имуществом (продавать, обменивать, дарить и т.д.).
Согласно ст. 214 ГК РФ государственная собственность в Российской Федерации определяется следующим образом:
Статья 214. Право государственной собственности
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст. ст. 294, 296).
Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Но, несмотря на то что в результате приватизации 75% предприятий РФ были переданы в частную собственность, сектору государственной собственности остается играть ведущую роль в базовых отраслях национальной экономики: в транспорте и связи, в отраслях топливно-энергетического комплекса, добыче драгоценных металлов и камней, военной и космической технике и других отраслях, обеспечивающих государственные нужды и национальную безопасность. Российскому государству принадлежит 1/3 всей собственности России, и оно является одним из самых крупных собственников.
Федеральная собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям - на праве оперативного управления. Контроль государства над использованием этой собственности преследует разные цели: по отношению к предприятиям - эффективно или неэффективно она используется, по отношению к учреждениям - по назначению или нет.
Функции регулирования в области земельно-правовых отношений осуществляются в соответствии с Земельным кодексом. Земельные участки являются наиболее сложным объектом управления недвижимостью. Проблемы их разделения между федеральной, субфедеральной собственностью, возможности их передачи в частную собственность гражданам страны и нерезидентам, оценки рыночной стоимости и организации рынков купли-продажи, вовлечения в хозяйственный оборот предприятий, предпринимателей все еще далеки от решения теорией и практикой.
Управление собственностью тесно связано с ее учетом. Формирование статистики собственности тесно связано с этим процессом и делится на несколько ветвей, оперируя принадлежностью объекта к форме собственности и рядом других качественных параметров.
Многогранный характер земельных отношений, обусловленный особым положением земли, являющейся и природным объектом, и недвижимым имуществом, предопределяет соотношение различных форм развития правовых отношений в области использования земли.
Земельный кодекс РФ ограничил круг лиц, которые могут использовать земельные участки на правах постоянного пользования. Сервитут - право ограниченного пользования чужим земельным участком. В Земельном кодексе данные отношения урегулированы в ст. 23, предусматривающей два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут устанавливается законами или иными нормативными правовыми актами в тех случаях, когда это необходимо для обеспечения интересов государства.
Одним из наиболее распространенных прав на земельные участки является аренда. Договор аренды заключается на срок, определенной договором. Арендатор земельного участка по истечении срока договора имеет право на заключение договора аренды на новый срок <111>.
--------------------------------
<111> Гришаев С.П. Новые тенденции в правовом регулировании земельных участков как объектов права собственности // СПС "КонсультантПлюс".
Права на земельные участки могут возникать в результате совершения сделок, таких как купля-продажа, дарение, мена. При купле-продаже, дарении, мене земельных участков должен соблюдаться принцип единства судьбы земельного участка. При совершении сделок обязательно должно соблюдаться такое требование, как сохранение целевого использования земельного участка, т.е. если земельный участок предоставлялся для индивидуального жилищного строительства, то, купив его, на нем нельзя поместить магазин или иной объект, не соответствующий цели предоставления участка.
Земельный кодекс РФ определяет не только основания и порядок возникновения прав на земельные участки, но и основания и порядок их прекращения. Права на земельные участки могут прекращаться добровольно или принудительно. Добровольно право на земельный участок прекращается, например, при совершении сделки с ним. Принудительно земельный участок может быть изъят и в случае нарушения земельного законодательства. Земельные правонарушения, являющиеся основанием для изъятия земельных участков, определены в ст. ст. 45 - 47 ЗК РФ. К ним, в частности, относятся использование земельного участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки.
Контроль над охраной и использованием земель - это административная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, которая выражается в осуществлении проверок за состоянием земель, выполнением мероприятий по рациональному использованию и охране земельных участков и соблюдении земельного законодательства. Действующее законодательство предусматривает несколько видов контроля: государственный, муниципальный, общественный и производственный контроль.
Земельный кодекс Российской Федерации определяет многогранные полномочия Российской Федерации в области земельных отношений, а именно: установление основ федеральной политики в области земельных отношений; установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, а также ограничения оборотоспособности земельных участков; государственное управление в области мониторинга земель, земельного контроля, землеустройства и ведения земельного кадастра; установление порядка изъятия земельных участков, в т.ч. путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд; изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в т.ч. путем выкупа; разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель; иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации законодательством страны. Российская Федерация также осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью) <112>.
--------------------------------
|