Еще одно направление развития законодательства - совершенствование системы аренды лесных участков. Законодательно запланировано увеличение в среднем сроков аренды лесных участков, но не более чем на 49 лет, как это и сейчас предусмотрено Лесным кодексом РФ. Сейчас в субъектах организаторы аукционов предпочитают предоставлять лесные участки в краткосрочную аренду, в частности на срок 10 - 15 лет, что "снижает заинтересованность инвестора и будущих арендаторов в использовании лесного участка". Краткосрочная аренда, очевидно, нужна лишь для получения сиюминутной выгоды, неслучайно она лишь способствует "варварскому отношению к лесу, быстротечным вырубкам".
Будет меняться законодательство в части параметров установления начальной цены на аукционе и применения к ней повышающих коэффициентов: "этот законопроект также готов, и эти условия изменятся, что позволит малому и среднему бизнесу преодолевать барьеры и в конечном счете выигрывать". Со временем сблизятся позиции по определению стоимости лесных и земельных участков. Дело в том, что в лесном фонде есть участки, которые могут быть отнесены к землям иных категорий, например, лесные дороги, некоторые линейные объекты, земли около водных объектов и ООПТ.
В скором времени должны появиться нормы об обороте круглых лесоматериалов и о создании единой системы сертификации, системы происхождения лесоматериалов, что должно привести к снижению объемов незаконной заготовки древесины.
Соответствующие нормы из подготовленного законопроекта, согласование которого длится более двух лет, скорее всего, в той или иной мере будут включены в Лесной кодекс РФ.
Грядущие изменения в законодательстве обязательно коснутся лесовосстановления и лесоустройства, как важнейшей составляющей при ведении лесного хозяйства: эта работа будет стимулироваться и для арендаторов, и для специализированных учреждений (будут расширены их полномочия). Кроме этого, планируется принятие закона о генетических ресурсах лесных растений - семеноводстве в лесном фонде.
Сейчас, в соответствии с Земельным кодексом РФ у нас насчитывается 7 категорий земель, среди которых земли лесного фонда <109>.
--------------------------------
КонсультантПлюс: примечание.
Научно-практическое исследование Л.А. Тихомировой "Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды" включено в информационный банк.
<109> Тихомирова Л.А. Конституционные основы разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области охраны окружающей среды: Научно-практическое исследование (Подготовлен для СПС "КонсультантПлюс", 2013).
В соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404, Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения, в т.ч. в сфере регулирования радиационного контроля и мониторинга, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.
Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обусловливают материальную базу развития будущих поколений. Наряду с такими сферами деятельности, как национальная оборона и обеспечение правопорядка, деятельность по охране окружающей среды относится к ключевым функциям государства как регулирующей структуры в системе общественных отношений.
Миссия Минприроды России заключается в обеспечении рационального и безопасного природопользования, исключающего истощение природных ресурсов и ухудшение качества окружающей среды, необходимых для обеспечения и сохранения природно-ресурсного потенциала в интересах будущих поколений <110>.
--------------------------------
<110> Немытина М.В. Юридические конструкции в административном праве // Глобализация и публичное право: Материалы I Международной научно-практической конференции. Москва, 26 ноября 2012 г. М.: РУДН, 2013. 480 с. С. 282 - 297.
Основные планируемые результаты деятельности Минприроды России для населения и общества:
В рамках реализации Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1039-р, за счет роста воспроизводства минерально-сырьевой базы, повышения эффективности использования федерального фонда недр будут созданы условия для обеспечения будущих поколений сырьевыми ресурсами, а также значительно возрастут доходы, зачисляемые в бюджет от использования недр, которые в конечном итоге пойдут на увеличение финансирования социальных программ.
2. Реализация Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года позволит гарантировать 100% уровень обеспечения водными ресурсами устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с темпами роста экономики, которые заданы Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Формирование новых экологических стандартов внесет существенный вклад в повышение качества жизни населения.
Реализация Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 2322-р, будет увеличена площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения, что позволит существенно повысить репрезентативность охраняемых природных комплексов, обеспечить сохранность уникальных экосистем и ландшафтов, объектов животного и растительного мира, в т.ч. редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, а также расширить возможности экологического просвещения населения, в т.ч. за счет организации познавательного экологического туризма.
Реализация Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р, за счет обеспечения значительного сокращения потерь в экономике страны от опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений, получения дополнительных выгод от благоприятного развития погодно-климатических процессов, существенно увеличив экономический эффект в отраслях экономики от использования информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
В рамках реализации Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 1926-р, за счет обеспечения национальных интересов Российской Федерации в Антарктике в соответствии с нормами и принципами международного права, основными направлениями внешней и внутренней политики Российской Федерации.
Реализация Климатической доктрины Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 861-РП, позволит скоординировать действия, направленные на обеспечение безопасного и устойчивого развития Российской Федерации в условиях изменяющегося климата.
Реализация Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года (с учетом аспектов изменения климата), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2010 г. N 1458-р.
Реализация Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2010 г. N 1926-р.
Список литературы
1. Конституция РФ // СПС "КонсультантПлюс".
|