Краткие теоретические сведения Наиболее действенным фактором, влияющим на результативность предприятия, является – леверидж (в переводе с англ. – рычаг).
Производственный леверидж – количественно характеризуется соотношением между постоянными и переменными затратами и вариабельностью показателей прибыли до вычета процентов и налогов.
Финансовый леверидж – количественно характеризуется соотношением между заемным и собственным капиталом.
Леверидж - управление активами и пассивами предприятия, направленный на возрастание прибыли.
Левериджприменительно к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результирующих показателей. Эффект финансового рычага – это приращение к рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
Дифференциал – это разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам.
Плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага – это соотношение между заемными и собственными средствами.
Если новое заимствование приносит предприятию увеличение уровня эффекта финансового рычага, то такое заимствование выгодно. Но при этом необходимо внимательнейшим образом следить за состоянием дифференциала: при наращивании плеча финансового рычага банкир склонен компенсировать возрастание своего риска повышением цены кредита.
Риск кредитора выражен величиной дифференциала: чем больше дифференциал, тем меньше риск; чем меньше дифференциал, тем больше риск.
Разумный финансовый менеджер не станет увеличивать любой ценной плечо финансового рычага, а будет регулировать его в зависимости от дифференциала.
Дифференциал не должен быть отрицательным.
Эффект финансового рычага оптимально должен быть равен одной трети – половине уровня экономической рентабельности активов.
Чем больше проценты и чем меньше прибыль, тем больше сила финансового рычага и тем выше финансовый риск, связанный с предприятием:
― возрастает риск не возмещения кредита с процентами для банкира;
― возрастает риск падения дивиденда и курса акций для инвестора.
Операционный рычаг это прогрессивное нарастание величины чистой прибили при увеличении объема продаж, обусловленное наличием постоянных затрат, не изменяющихся с увеличением объема производства и реализации продукции. Он состоит в том, что любое изменение объемов продаж вызывает более сильное изменение прибыли. Кроме того, сила операционного рычага возрастает с ростом удельного веса постоянных затрат (рис.1).
Рис.1 Эффект финансового рычага
Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Операционный леверидж – это потенциальная возможность влиять на балансовую прибыль путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции (постоянные и переменные расходы, оптимизация) Понятие операционноголевериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами[
Пример 1: Допустим в отчетном году выручка от реализации составила 10 млн. руб. при совокупных переменных затратах 8.3 млн.руб. и постоянных затратах 1.5 млн.руб. Прибыль = 0.2 млн.руб.
Предположим, что в плановом году планируется увеличение выручки за счет физического объема продаж на 10%, т.е. 11 млн.руб.
Постоянные расходы = 1.5 млн.руб.
Переменные расходы увеличиваются на 10%, т.е. 8.3х1.1=9.13 млн.руб.
Прибыль от реализации = 0.37 млн.руб., т.е. 11-9.13-1.5.
Темп роста прибыли (370/200)х100 = 185%.
Темп роста выручки = 110%.
На каждый прирост выручки мы имеем прирост прибыли 8.5%, т.е.
ЭОЛ = 85%/10% = 8.5%
Таким образом, силу (эффект) оперативного левериджа можно рассматривать как характеристику делового риска предприятия, возникающего в данной сфере бизнеса или в связи с его отраслевой принадлежностью. А измерить этот эффект можно как процентное изменение прибыли от реализации после возмещения переменных затрат (или НРЭИ) при данном проценте изменения физического объема продаж.
Финансовый леверидж – это потенциальная возможность влиять на чистую прибыль предприятия путем изменения объема и структуры долгосрочных пассивов: варьированием соотношения собственных и заемных средств для оптимизации процентных выплат. Вопрос целесообразности использования заемного капитала связан с действием финансового рычага: увеличением доли заемных средств можно повысить рентабельность собственного капитала. Другими словами, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента.
Первая концепция: Западноевропейская концепция.
Эффект финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример:
Таблица 1 – Эффект финансового левериджа как приращение к рентабельности собственного капитала
Показатели
| Предприятие 1
| Предприятие 2
| Предприятие 3
| Активы, тыс. руб.
Пассивы, тыс. руб., в т ч.
Собственный капитал (СК)
Заемный капитал (ЗК)
Прибыль до выплаты % и налогов
Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.х100
Издержки по выплате % (25%)
Чистая прибыль, тыс. руб.
ЧП=(БП-S%)х(1-н)
Чистая рентабельность СК
ЧРСК=ЧП/СКсрх100
| 1`000
1`000
1`000
-
40%
-
400х(1-0,3) =280
280/1`000х100==28%
| 1`000
1`000
40%
(400-75)х(1-0,3)=227,5
227,5/700х100==32,5%
| 1`000
1`000
40%
(400-175)х(1-0,3)=157,5
157,5/300х100==52,5%
| Вывод: предприятие 2 и 3 используют собственный капитал более эффективно; об этом свидетельствует показатель чистой рентабельности собственного капитала (ЧРСК), а заемный капитал (ЗК) используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения заемного капитала называют стратегией спекуляции капитала.
Пример 2.Рассмотрим два варианта финансирования предприятия – из собственных средств и с использованием собственных средств и заемного капитала. Предположим, что уровень рентабельности активов (РА) составляет 20%. Во втором варианте за счет использования заемных средств получен эффект финансового левериджа (рычага) – повысилась рентабельность собственного капитала.
Таблица 2 - Расчет рентабельности собственного капитала
Показатели
| Вариант 1
| Вариант 2
| Валюта баланса
| 1000 000 руб.
| 1 000 000 руб.
| Структура пассивов:
Собственный капитал
Заемный капитал
| 1000 000 руб. – 100%
нет
| 500 000 руб. – 50%
500 000 руб. – 50%
| Чистая прибыль за период
| 200 000 руб.
| 200 000 руб.
| Плата за заемный капитал (I = 15%)
| нет
| 75000 руб.
| Рентабельность активов
| РА = 200/1000 = 20%
| РА = 200/1000 = 20%
| Рентабельность собственного капитала
| РСК = 200/1000 = 20%
| РСК = (200 – 75)/500 = 25%
|
Решение об использовании заемных средств в той или иной пропорции составляет предмет финансового левериджа. Возможность управления источниками финансирования для повышения рентабельности собственного капитала измеряется показателем «уровень финансового левериджа».
Уровень финансового левериджа – это соотношение темпа прироста чистой прибыли к темпу прироста валового дохода, характеризует чувствительность, возможность управления чистой прибылью.
Уровень финансового левериджа возрастает при увеличении доли заемного капитала в структуре активов. Но, с другой стороны, большой финансовый «рычаг» означает высокий риск потери финансовой устойчивости:
С ростом уровня финансового левериджа возрастает леверажный риск.
Леверажный (финансовый риск) – это возможность попасть в зависимость от кредитов и займов в случае недостатка средств для расчетов по кредитам, это риск потери ликвидности/финансовой устойчивости.
|