Требования к содержанию и оформлению презентации 1. Презентация по теме РГР выполняется в формате MicrosoftPowerPoint ХР/2003.
2. Презентация должна быть рассчитана на пятиминутный доклад о выполненной РГР.
3. Содержание презентации должно быть четко структурировано. Каждый новый слайд должен логически следовать из предыдущего и одновременно подготавливать появление следующего. Лучший способ проверить, правильно ли построенная презентация, – быстро прочитать только заголовки. Если после этого станет ясно, о чем презентация, то структура, построена, верно.
4. Оптимальным объемом презентации считается не больше чем 10 традиционных слайдов.
5. Количество текста в презентациях должны составлять не больше 35%, все остальное – иллюстративный материал (рисунки, графики, диаграммы, схемы и т.п.).
6. Слайд №1 должен содержать следующую информацию:
- название учебного заведения и кафедру, где выполнялась работа (размер шрифта – не меньше 24);
- дисциплину, тему (размер шрифта – не меньше 28, полужирный);
- фамилию, имя, отчество студента, факультет, группу (размер шрифта – не меньше 24);
- фамилию, имя, отчество преподавателя (размер шрифта – не менее 24);
- год создания презентации (размер шрифта – не меньше 24).
7. Слайды № 2 – 3 должны описывать актуальность темы и цель, которую необходимо достичь в ходе выполнения работы (общий объем одного слайда – не больше 15 строк текста).
8. Последний слайд (слайды) должен содержать выводы по выполненной работе (не больше 15 строк текста – на один слайд).
9. Все слайды (кроме первого) должны содержать порядковый номер, расположенный в правом верхнем углу (размер шрифта – не меньше 20).
10. Каждый слайд (кроме первого) должен мать название, набранное шрифтом не меньше 24.
11. Оптимальное оформление презентации – применение цветовых схем «светлый текст на темном фоне» или «темный текст на светлом фоне». В случае совпадения цветов фона и текста рекомендуется оформлять текст с использованием эффекта «тени».
12. Фоновые рисунки не должны отвлекать внимание от содержимого слайда.
13. Допустимый размер шрифта – не меньше 20.
14. Рекомендуемый размер шрифта – 24.
15. Максимальное количество текстовой информации на одном слайде – 15 строк текста, набранных Arial или Verdana, размер – 24.
16. Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.п.) с текстовыми комментариями (не больше 2-х строк к каждому).
17. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны.
18. Использовать единый стиль оформления.
19. Использовать шрифты без засечек (их легче читать) и не больше 2-х вариантов шрифта на одном слайде.
20. Использовать не больше трех цветов на одном слайде (например, один для фона, второй для заголовков, третий для текста).
21. Использовать эффекты анимации, звуковые и видео файлы только в случае, когда это оправданно и действительно необходимо для улучшения восприятия материала.
22. Файл презентации должен быть записан на CD-R или CD-RW.
Наиболее распространенные ошибки студентов при написании и оформлении расчетно–графической работы:
1. Содержание работы не соответствует теме или не раскрывает ее.
2. Цель не связана с проблемой, которая исследуется, сформулирована абстрактно и не отображает специфики предмета исследования.
3. Не проведен глубокий и всесторонний анализ источников, новой специальной литературы по теме исследования.
4. Список источников по теме работы не аннотирован. Не указано, из каких именно источников взяты исходные данные.
5. Конечный результат не соответствует цели исследования, выводы не соответствуют поставленным задачам.
6. Объем и оформление работы не отвечают требованиям.
7. РГР выполнена, неаккуратно, с грамматическими и стилистическими ошибками.
Список тем расчетно-графических работ
№
п.п
| Наименование РГР
|
| Прибыль торговых предприятий
|
| Амортизация основных средств
|
| Анализ и оценка финансового состояния предприятия
|
| Цены и торговые надбавки как основа формирования доходов в торговле, сущность и функции торговых надбавок
|
| Экономическая эффективность повышения качества продуктов (услуг)
|
| Инвестиционная деятельность торговых предприятий
|
| Амортизационные отчисления как источник воспроизводства основных фондов на торговом предприятии
|
| Количественное изменение прибыли, рентабельность торговых предприятий
|
| Анализ издержек обращения на торговых предприятиях
|
| Средства торговых предприятий
|
| Основные фонды предприятий торговли
|
| Налогообложение торговых предприятий
|
| Эффективность научно-технического прогресса и инвестиций
|
| Подходы к управлению материальным стимулированием труда в торговой организации
|
| Эффективность научно-технического процесса и инвестиций
|
| Финансовый леверидж
|
| Производительность труда торговых работников
|
| Производительность труда
|
| Доходы торговых предприятий
|
| Методы изучения затрат рабочего времени, хронометраж, фотография рабочего дня, маршрутное фотографирование
|
| Оценка финансового состояния предприятия
|
| Рыночная модель предприятия
| 23
| Основные фонды – материально-техническая база торгового предприятия
|
III. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
1. Текущий контроль
1. Организационно-правовые формы предприятий – это(возможно несколько вариантов ответов):
а) унитарное предприятие;
б) малое предприятие;
в) совместное предприятие;
г) акционерное общество открытого типа.
2. Финансовые ресурсы предприятия - это:
а) средства на текущих счетах предприятия
б) банковский кредит
в) все виды денежных средств и денежных фондов
3. Прибыль от реализации определенной продукции будет максимальной, если:
а) доходы от реализации превышают затраты при реализации
б) доходы от реализации продукции равняются затратам при реализации
4. Предприятие как субъект рыночной экономики:
а) самостоятельно решает все вопросы обеспечения ресурсами
б) не имеет право само распоряжаться
5. К малым предприятиям относятся:
а) промышленные предприятия с численностью работающих больше 200 человек
б) предприятия с обслуживанием компьютерной техники с численностью свыше 100 человек
в) конструкторские бюро с численностью до 200 человек
г) предприятия с численностью до 100 человек
6. По виду хозяйственной деятельности предприятия разделяют на:
а) промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, транспортные и др.
б) узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные
в) частные, государственные, коллективные
г) маленькие, средние, большие
7. Предприятие приобретает права юридического лица со дня:
а) государственной регистрации
б) изготовления печати предприятия
в) открытия расчетного счета
г) заключения договора
д) подписания учредительных документов
8. Участники ООО отвечают за долги общества:
а) в пределах принадлежащих им акций
б) в пределах принадлежащих им взносов
в) всем своим имуществом
9.В состав основных производственных фондов (ОС) предприятия включаются элементы:
а) здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, запасы сырья и материалов, производственный и хозяйственный инвентарь;
б) здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь, готовая продукция на складе.
в) здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства;
10. Какой из указанных признаков наиболее точно отвечает положению предприятия в рыночной экономике:
а) главный мотив деятельности - получение прибыли
б) распределение ответственности за результаты деятельности между предприятием и государством
в) ответственность за результаты деятельности несет государство
11. Не следует относить к результатам деятельности предприятия:
а) прибыль
б) изготовленную продукцию
в) информацию о ценах на продукцию
12. Главное отличие акционерного общества открытого типа от акционерного общества закрытого типа состоит в:
а) специфичности хозяйственной деятельности
б) способе размещения ценных бумаг
в) размере уставного фонда
13. Экономика предприятия изучает:
а) пути наилучшего использования экономических ресурсов
б) использование ограниченных ресурсов для производства продукции и ее распределения в рамках отдельно взятого предприятия
в) пути регионального развития
14. Предприятие представляет собой:
а)самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
б) производственную систему, которая отделилась в результате общественного разделения труда и способна самостоятельно или во взаимосвязи с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные потребности потенциальных потребителей
в) сложную систему, которая состоит из отдельных элементов
15. Поставщики относятся к факторам:
а) макроокружения
б) внутренней среды
в) непосредственного окружения
16. Бартер - одна из форм сотрудничества партнеров в сфере…
а) производства
б) товарообмена
в) потребления
17. Основные средства предприятия в результате приобретения оцениваются по:
а) восстановительной стоимости;
б) первоначальной стоимости;
в) остаточной стоимости;
18. Понятие "коммерческая организация" характеризует:
а) главной целью является получение прибыли;
б) главной целью является получение дохода;
в) главной целью является производство продукции;
19. Укажите преимущества обществ с ограниченной ответственностью:
а) получаемый доход выше, чем у других форм хозяйствования;
б) позволяет заниматься рискованным бизнесом, который дает сверхприбыль;
в) невысокий минимально допустимый размер уставного капитала.
20. Амортизация основных фондов – это:
а) износ основных фондов;
б) процесс перенесения стоимости основных фондов на изготавливаемую продукцию;
в) восстановление основных фондов.
21. Рентабельность –это:
а) доход предприятия
б) отношение финансовых результатов к затратам
в) разница между затратами и результатами
Ключ: 1 а г 2 в 3 а 4 а 5 г 6 а 7 а 8 а 9 в 10 а 11 в 12 б 13 б 14 а 15 в 16 б 17 б 18 а 19 в 20 в 21 б 22 б
| 2. Итоговый контроль
Вопросы выходного контроля (экзамена)
|
1.Торговое предприятие как организационно-экономическая система.
2.Сущность и функции торгового предприятия.
3.Понятие торговое предприятия, виды и их классификация.
4.Организационно-правовые формы и виды торговых предприятий.
5.Нормативно-правовые основы регулирования торговой деятельности.
6.Государственное регулирование деятельности предприятий торговли в условиях рыночной экономики
6. Узкое, широкое понимание понятия «рынок»
7.Классификация экономического анализа по важнейшим признакам.
8.Этапы анализа в торговом предприятии.
9.Значение показателей в процессе анализа и планирования деятельности торгового предприятия
10.Техническое планирование и его значение для торгового предприятия.
11.Технологии планирования в торговом предприятии.
12.Процесс анализа и планирования на торговом предприятии.
13.Система планов и ее место в экономической политике предприятия.
14.Сущность товарооборота и его роль в формировании финансового результата.
15.Анализ объема и структура товарооборота.
16.Определение минимального объема товарооборота необходимого для безубыточной работы торгового предприятия.
17.Методы и приемы планирования в торговом предприятии
18.Планирование товарооборота по кварталам и месяцам.
19.Структура товарооборота.
20.Факторы, влияющие на товарооборот.
21. Влияние на объем товарооборота торгового предприятия факторов связанных с товарными ресурсами.
22.Динамика товарооборота.
23.Планирование товарооборота по годам, кварталам, месяцам.
24.Динамика структуры товарооборота
25.Понятие «товарные ресурсы».
26.Анализ суммы товарных запасов и товаро - оборачиваемости.
27.Поставка товаров и эффективность использования товарных ресурсов.
28. Планирование товарных запасов.
29.Обеспеченность торгового предприятия товарами.
30.Значение поступлений товаров на торговое предприятие.
31.Обеспеченность и эффективность использования товарных ресурсов
32.Характеристика методов планирования товарных запасов.
33. Расчет норматива товарных запасов торгового предприятия.
34.Планирование товарного обеспечения по товарной группе.
35.Трудовые ресурсы предприятий торговли.
36.Специфика труда торговых работников.
37.Профессиональный состав работников торговых предприятий.
38.Система показателей оценки использования трудовых ресурсов (производительности труда, трудоемкости).
39.Фонд оплаты труда работников торговли.
40.Значение соотношения динамики показателей по труду и заработной плате.
41.Основные средства торгового предприятия, их сущность, состав и структура.
42.Классификация основных средств. Виды оценки основных средств.
43.Износ и амортизация основных средств. Методы начисления амортизации.
44.Движение основных средств.
45.Система показателей экономической эффективности использования основных средств.
46.Экономическое содержание финансовых ресурсов и капиталов торгового предприятия. 47.Экономическая сущность оборотного капитала торгового предприятия.
48.Влияние факторов на рентабельность оборотных средств (активов).
49.Показатели экономической эффективности использования оборотных средств.
50.Экономическая сущность издержек обращения, их анализ и факторы, влияющие на их уменьшение.
51.Статьи расходов в торговом предприятии.
52.Стоимость товара и механизм ценообразования на торговых предприятиях.
53.Понятия «доход», «прибыль», «рентабельность».
54.Экономическое содержание дохода и прибыли.
55.Схема формирования совокупного дохода торгового предприятия.
56.Классификация прибыли по признакам. Функции прибыли.
57. Налогообложение прибыли в торговом предприятии.
58.Механизмы формирования дохода, прибыли.
59.Анализ валового дохода, прибыли и рентабельности торгового предприятия.
60. Основные направления использования прибыли.
61.Сущность комплексной оценки экономической эффективности хозяйственной деятельности.
62.Комплексные показатели торгового предприятия (показатели: использования торгового персонала, финансовой, трудовой деятельности, темпов экономического роста, интенсивного развития торгового предприятия).
IV ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛОССАРИЙ
Абсолютный прирост показателя- разница между его фактическим и базисным значениями.
Аддитивная модель в факторном анализе- жестко детерминированная модель, в которую факторы входят в виде алгебраической суммы.
Административно-командная экономика — экономическая система, основанная на государственной концентрации всех разрабатываемых и утверждаемых экономических директив в области производства, распределения и обмена материальных благ.
Актив- часть бухгалтерского баланса, в которой отражены в денежном выражении финансовые и нефинансовые ценности предприятия на определенный момент времени. Актив современного баланса российского предприятия состоит из двух разделов: внеоборотные активы и оборотные активы.
Активная часть основных средств- сумма основных средств предприятия за исключением стоимости зданий и сооружений.
Амортизациемкость продукции- отношение суммы начисленной амортизации за период к объему выпуска (продаж) продукции за этот период.
Амортизацияперенесение стоимости основных средств и нематериальных активов ио частям на производимую продукцию. Обеспечивает финансирование простого воспроизводства амортизируемых внеоборотных активов. Различают равномерную и ускоренную амортизацию.
Анализ хозяйственнойдеятельности - экономический анализ на микроуровне (как правило, на уровне предприятия), в ходе которого оценивается соответствие предприятия его текущим и перспективным целям и задачам. Особое внимание уделяется расчету показателей, характеризующих различные стороны финансово-экономической деятельности предприятия, выявлению динамики данных показателей, определению влияния факторов, обусловливающих эту динамику, оценке степени влияния конкретных факторов на результативные показатели и последствий наблюдаемых процессов и явлений на уровне предприятия. Анализ хозяйственной деятельности - необходимый элемент управления предприятием.
Анализ хозяйственной деятельности конкурирующего предприятия — направление научного исследования текущих и стратегических планов развития предприятия-соперника.
Аннуитет- однонаправленный денежный поток, элементы которого поступают с равными временными интервалами (периодами), называемыми периодами аннуитета. Различают аннуитет пренумерандо (когда элементы поступают в начале периода) и постнумерандо (когда элементы поступают в конце периода). Аннуитет, у которого вес элементы равны между собой, называется постоянным, а в случае неравенства элементов - переменным. Если число периодов аннуитета ограничено, то аннуитет называют срочным. Другое название аннуитета - финансовая рента.
Аренда — временная передача владельцем имущества (арендодателем) другому лицу (арендатору) юридического права на использование орудий труда и других элементов основных производственных фондов.
Аудитор — служба, организация, ревизор-бухгалтер, осуществляющие проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, банков, страховых компаний и т.п.
База — исходная позиция, экономические показатели, относящиеся к определенному периоду (базисному году) и используемые в дальнейшем для сравнения с показателями, полученными в более поздние сроки.
Баланспредложения и спроса — одно из условий регулирования рыночной экономики, согласно которому объем и структура продукции должны соответствовать объему и структуре спроса и предложения.
Балансовая стоимость актива- стоимость актива по бухгалтерскому балансу.
Банкротство экономического субъекта- признание арбитражным судом неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Либо должник добровольно объявляет о своей несостоятельности, либо она признается арбитражным судом по иску кредиторов. Критерием несостоятельности экономического субъекта является его неспособность удовлетворить денежные требования кредиторов по истечении 3 месяцев после наступления срока их исполнения. При этом сумма обязательств юридического лица должна быть не менее 500 МРОТ, а индивидуального предпринимателя - не менее 100 МРОТ.
Безубыточность — объем продаж товара, выручка от реализации которого тождественна затратам на производство.
Бета-коэффициент- характеристика изменения курса конкретного фондового инструмента по отношению к изменению сводного индекса всего фондового рынка. Используется для оценки риска вложений в ценные бумаги.
Бизнес-план — основная программа предпринимательской деятельности фирмы, включающая экономически обоснованные организационно-технические мероприятия, запланированные для выполнения в ближайшей перспективе (3-5 лет).
Бизнес-план- основная форма планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Составными частями бизнес-плана являются титульный лист, резюме, характеристика предприятия, анализ рынка, описание продукции, план маркетинговой деятельности, план производства, организационный план, финансовый план, инвестиционный план, анализ рисков и гарантий, приложения. Представляется инвесторам, в банки, а также используется для стратегического и текущего планирования.
Биржа — наиболее развитая форма постоянно действующей системы купли и продажи на основе заключения двустороннего соглашения.
Биржа труда — государственная организация, работа которой направлена на удовлетворение потребности в трудовых ресурсах посредством широкого распространения информации о наличии вакантных рабочих мест.
Будущая стоимость денежного потока- стоимость, равная сумме наращенных стоимостей всех элементов денежного потока.
Бухгалтерская прибыль- положительная разница между доходами предприятия, представляющими собой прирост совокупной стоимостной оценки его активов, сопровождающийся увеличением капитала собственников, и расходами, представляющими собой снижение совокупной стоимостной оценки его активов, сопровождающееся уменьшением капитала собственников, за исключением результата операций по преднамеренному изменению этого капитала.
Бухгалтерский баланс предприятия- способ группировки и обобщенного отражения в денежном выражении состояния средств предприятия по их видам и источникам образования и целевому назначению на определенный момент времени. Обычно составляется на первое число месяца, квартала, года (в банках - ежедневно). Представляет собой таблицу определенной формы, состоящую из двух частей - актива и пассива, которые делятся на разделы, а разделы - на статьи. Итоги актива и пассива равны и называются валютой баланса. Различают баланс-брутто (в валюту которого входит сальдо контрарных (регулирующих) счетов) и баланс-нетто (в валюту которого сальдо таких счетов не входит).
Бюджет государственный — сбалансированный перечень доходов и расходов, разрабатываемый, утверждаемый и регулируемый законодательными и исполнительными органами власти. Положительный остаток бюджета отражает превышение доходов над расходами (профицит). Дефицит возникает в случае превышения расходов над доходами.
Валовая выручка- денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг, включающая косвенные налоги (НДС, акцизы).
Валовая прибыль- исходная прибыль, полученная от основной деятельности предприятия и равная разности между выручкой-нетто и производственной себестоимостью реализованной продукции, работ и услуг. Включает коммерческие и управленческие расходы.
Валовая продукция- стоимость всей произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг, включая незавершенное производство.
Величина предложения — стоимостная оценка количества определенного товара, который может быть приобретен покупателем по установленной цене в течение заданного периода времени, иначе — обеспечение спроса. Если величина спроса превышает величину предложения (произведение цены на количество товара), возникает дефицит данного товара. Превышение величины предложения отражает избыток определенного товара на рынке.
Величина спроса — стоимостная оценка количества определенного товара, предложенного для продажи по установленной цене в течение заданного периода времени. Иными словами — это потенциальная выручка от реализации количества определенного товара, т.е. произведение количества товара на цену.
Вероятность финансового риска- показатель частоты возможного наступления неблагоприятного события, следствием которого являются финансовые потери фирмы.
Внеоборотные активы- нематериальные активы, основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения, отложенные внеоборотные активы и прочие внеоборотные активы. Отражаются в I разделе баланса.
Внешнеэкономическая деятельность предприятия- процесс сотрудничества с партнерами в мировой и национальной экономике, осуществляемый путем установления внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая операция- комплекс экономических, валютно-финансовых, организационно-правовых и технических действий но подготовке, заключению и исполнению внешнеэкономических сделок в целом.
Внешнеэкономическая сделка- договор (соглашение) между двумя и более фирмами, находящимися в разных странах, по поставке установленного количества товаров и услуг в соответствии с согласованными условиями.
Внешнеэкономические связи- комплексная система разнообразных форм и направлений внешнеэкономического сотрудничества.
Внешнеэкономический потенциал предприятия- совокупность его собственных и привлеченных ресурсов (трудовых, финансовых, технологических, информационных и др.), позволяющая производить конкурентоспособные товары и услуги для внешнего рынка.
Внешние источники формирования финансовых ресурсов- привлекаемые со стороны собственные и заемные средства, необходимые для развития предприятия (эмиссия акций и облигаций, получение кредитов и займов и т.п.).
Внешняя торговля- это предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами и услугами.
Внутренние источники формирования финансовых ресурсов- собственные и заемные средства, необходимые для развития предприятия и формируемые в рамках самого предприятия (прибыль, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность и т.п.).
Внутренняя норма доходности- норма дисконта, при которой величина чистого приведенного эффекта равна приведенным капиталовложениям. Таким образом, это такой уровень доходности, при котором чистая текущая стоимость равна нулю. Синонимами внутренней нормы доходности являются внутренняя норма прибыли, инвестиции, внутренняя доходность, внутренняя окупаемость.
Возвратный поток- денежный поток, генерируемый инвестициями.
Восстановительная стоимость- стоимость воспроизводства основного средства на определенную дату.
Всеобщий закон роста производительности труда — отражает результат внедрения более совершенных и производительных орудий труда, использование которых обеспечивает снижение трудоемкости единицы изделия и экономию по заработной плате (высвобождение живого труда) при увеличении амортизационных отчислений (прошлый труд). «Повышение производительности труда заключается именно в том, что доля живого труда уменьшается, а прошлого труда увеличивается, но увеличивается так, что общая сумма труда, заключающаяся в товаре, уменьшается и, следовательно, количество живого труда уменьшается больше, чем увеличивается количество прошлого труда».
Вход на рынок — условия, льготы, ограничения, предусмотренные для товаропроизводителя, вступающего на рынок.
Выручка-нетто- денежная выручка от реализации продукции, работ и услуг за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизов).
Выход с рынка — рыночная экономическая ситуация, характерная для отдельного товаропроизводителя, продукция которого из-за низкой конкуренто-способности не может обеспечить достаточной выручки в длительном периоде.
Гибкая технология — возможность действующей технологии быстро перестраиваться на изготовление новой или частично измененной номенклатуры продукции.
Готовая продукция- полностью законченная производством продукция, соответствующая установленным стандартам или техническим условиям.
Гудвилл- нематериальный актив, стоимостная оценка которого возможна только при продаже фирмы. Соответствует репутации (положительной или отрицательной) фирмы. Отражается в балансе покупателя в сумме, равной разнице между покупной ценой и чистыми активами продаваемой фирмы. Подлежит амортизации в течение установленного срока (в России - в течение 20 лет).
Дебиторская задолженность- это средства, отвлеченные из оборота организации, представляющие собой долги контрагентов по экономической деятельности (в большинстве случаев покупателей). В балансе российских предприятий показывается краткосрочная задолженность (со сроком погашения в течение 12 месяцев) и долгосрочная (со сроком погашения более чем через 12 месяцев).
Декларация налоговая — документ, в котором содержатся сведения о доходе, полученном налогоплательщиком за определенный период, а также указания на налоговые скидки и льготы.
Демпинг — разновидность конкурентной борьбы, когда на рынке появляется большое количество товара, продаваемого по искусственно заниженным ценам; экспорт товара по более низким ценам.
Денежный поток- совокупность распределенных во времени притоков и оттоков денежных средств. Различают положительный и отрицательный, дефицитный и избыточный денежные потоки. Положительный денежный поток - поступление денег от всех видов финансово-хозяйственных операций, отрицательный денежный ноток совокупность всех выплат в ходе этой деятельности. Чистый денежный ноток - разница между положительным и отрицательным денежными потоками в той или иной период времени. Основой чистого денежного потока являются суммы чистой прибыли и амортизационных отчислений. При дефицитном денежном потоке поступление денежных средств намного меньше реальных потребностей предприятия.
Дефицит — превышение спроса над предложением.
Диверсификация — расширение сферы экономической деятельности предприятия, объединения или отрасли с целью увеличения номенклатуры продукции и повышения доли новой продукции в общем объеме производства.
Директ-костинг - система учета затрат и методика управленческого анализа, позволяющая определить критический объем выпуска продукции (точку безубыточности, порог рентабельности), запас финансовой прочности, объем выпуска, при котором обеспечивается заданный уровень прибыли, а также решить ряд других задач, связанных с экономической аналитикой. Система основана на раздельном учете прямых (переменных) и косвенных (накладных, постоянных) производственных затрат. Одной из основных категорий системы "директ-костинг" является маржинальный доход.
Дисконт — снижение (скидка) цены на товар; разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и ценой ее продажи.
Дисконтирование - это: 1) определение текущем! (настоящей) стоимости капитала по его будущей стоимости; 2) скидка со стоимости векселя при его учете банком, зависящая от ставки дисконта и периода времени, остающегося до наступления срока платежа по векселю.
Дисконтирование затрат — приведение разновременных затрат при оценке эффективности инвестиционного проекта к затратам начального или конечного периода на основе использования сложных процентов.
Дисперсионный анализ - анализ отклонений фактических значений показателей от базисных (нормативных значений). Особенно часто используется при анализе отклонений показателей затрат. Если фактические затраты меньше нормативных, то отклонение благоприятно, если больше - неблагоприятно. В ходе анализа исследуются причины отклонений.
Доход облагаемый — валовой доход предприятия, уменьшенный на сумму валового дохода, освобожденного от уплаты налогов в соответствии с действующим законом о льготах и скидках.
Доходность финансового актива - отношение дохода, генерируемого финансовым активом, к первоначальной инвестиции в него.
Доходные вложения в материальные ценности - вложения организации в часть имущества, здания, помещения, оборудование и другие материальные ценности, предоставляемые организацией за плату во временное владение и пользование (в аренду, прокат, лизинг) с целью получения дохода.
Доходы организации - увеличение се экономических выгод в результате поступления активов и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов в уставный капитал. Различают доходы от обычных видов деятельности, операционные доходы, внереализационные доходы и чрезвычайные доходы.
Доходы теневые — доходы юридического или физического лица от участия в теневой экономической деятельности.
Дуополия — рынок, где определенная продукция реализуется только двумя представителями крупных монополистических группировок, не связанных договором о ценах.
Единичная эластичность — условие, при котором выручка от реализации определенного товара остается неизменной, т.е. темпы роста (снижения) объема продаж тождественны темпам снижения (роста) цены.
Емкость рынка — предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) при заданном уровне цен, объеме реализации за определенный период.
Жизненный цикл изделия — период от зарождения технической идеи и ее материализации до момента снятия изделия с производства.
Жизненный цикл продукта - период от замысла продукта до снятия его с производства и изъятия из продаж. Принято различать пять стадий этого цикла: 1) замысел продукта и изготовление его образца; 2) начало и сравнительно быстрый рост производства; 3) зрелость (серийное, массовое производство); 4) насыщение рынка; 5) уменьшение продаж и выпуска.
Загрузка оборудования — коэффициент использования внутрисменного времени, отражающий долю фактического времени работы оборудования в течение определенного периода (смена, сутки, декада и т.д.) в суммарном эффективном фонде времени установленного оборудования за соответствующий период.
Загрузка оборудования - отношение фактического времени работы оборудования в течение определенного периода (суток, смены, декады и т.д.) к общему эффективному фонду времени работы установленного оборудования.
Загрузка производственных мощностей - отношение фактического выпуска продукции к максимально возможному выпуску.
Загрузка производственных мощностей — уровень использования потенциальных возможностей производства, которые оцениваются отношением фактического выпуска продукции к максимально возможному.
Заемный капитал - обязательства предприятия но кредитам, займам и кредиторской задолженности.
Закон предложения — закон, согласно которому между ценой и предложением существует взаимосвязь, т.е. по мере роста предложения цены также растут.
Закон спроса — закон, согласно которому между спросом и ценой существует обратно пропорциональная связь.
Запасы - часть оборотных активов предприятия, включающая материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, запасные части, топливо, тару и т.п.), готовую продукцию, товары, затраты в незавершенном производстве, расходы будущих периодов.
Заработная плата - цена товара "труд", один из важнейших элементов расходов предприятия. Устанавливается в виде должностного оклада но тарифной сетке в соответствии с контрактом. Различают основную и дополнительную заработную плату. Первая представляет собой заработную плату, начисленную рабочим и служащим за фактически проработанное время и выполнение работы на предприятии; вторая - оплату очередных отпусков рабочих и служащих, льготных часов подростков, времени на выполнение государственных и общественных обязанностей и т.п.
Избыток на рынке товаров — избыток предложения, превышение величины предложения над величиной спроса, возникающее при перепроизводстве товара.
|