Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Пример осуществления комплексной оценки торгового предприятия.

Состояние фирмы характеризует размещение и использование средств фирмы. Оно обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота оборотных средств. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов деятельности фирмы, то финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающими показателями. Получение прибыли фирмой является основанием для ее распределения и последующего использования. Распределение прибыли отражается в финансовом плане и сметах образования и расходования фондов, а также в отчете о прибылях и убытках.

Для оценки финансового состояния фирмы используют показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, т.е. возможность наличными денежными ресурсами своевременно погасить свои платежные обязательства.

Таблица 1- Данные оценки платежеспособности магазина

Показатели
  1. Оборотные активы, тыс. руб.
в том числе:
- запасы
- НДС по приобретенным ценностям
- дебиторская задолженность
- краткосрочные финансовые вложения -
- денежные средства
2. Краткосрочные обязательства, тыс. руб.
3. Коэффициент абсолютной ликвидности (не ниже 0,2…0,5) 0,14 0,11 0,08
4. Коэффициент промежуточной ликвидности (не ниже 1,0) 0,45 0,43 0,37
5. Коэффициент общей ликвидности (в пределах 1,0…2,0) 1,08 1,12 1,10

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности текущих активов, т.е. времени, необходимого для превращения их в денежную наличность. Понятие платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует не только текущее состояние расчетов, но и перспективу. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.



Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается, как отношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам. Его значение признается достаточным, если он не ниже 0,2 – 0,5. Если предприятие в текущей момент может на 20 – 50% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Как видно из таблицы 1, абсолютный показатель ликвидности магазина 0,14 – 0,08, т.е. на текущий момент фирма может немедленно погасить краткосрочные обязательства только на 8%, что свидетельствует о низком уровне ее платежеспособности.

Коэффициент промежуточной ликвидности определяется как отношение денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, дебиторской задолженности к краткосрочным обязательствам. Этот показатель характеризует, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счет наличности, но и за счет ожидаемых поступлений за отгруженную продукцию, оказанные услуги. Из таблицы 1 видно, что коэффициент промежуточной ликвидности 0,45 – 0,37. Это говорит о том, что предприятие неплатежеспособно даже при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Коэффициент общей ликвидности представляет собой отношение всех текущих активов к краткосрочным обязательствам. Он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Из таблицы 1 видно, что отношение текущих активов и краткосрочных обязательств выше, чем соотношение 1:1 (2012г. – 1,08; 2013г. – 1,112; 2014г. – 1,10). Это говорит о том, что магазин в общем, располагает оборотными средствами для погашения краткосрочных обязательств.

Таблица 2- Оценка финансовой устойчивости магазина

Показатели 2012г. 2013 г. 2014 г.
1. Инвестированный капитал, тыс. руб.
2. Собственный капитал, тыс. руб.
3. Внеоборотные активы, тыс. руб.
4. Собственные оборотные средства, тыс. руб.
5. Оборотные активы, тыс. руб.
6. Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами (не ниже 0,5…0,8) 0,11 0,11 0,09
7. Коэффициент маневренности собственных средств (в пределах 0…1,0) 0,12 0,12 0,13
8. Коэффициент автономии предприятия (не ниже 0,5) 0,63 0,59 0,44

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами не должен превышать 1. Этот расчетный показатель зависит как от структуры активов, так и от структуры источников средств.

Данные таблицы 2 показывают, что только 9 – 11% оборотных активов магазина финансируются за счет собственных источников (коэффициент обеспеченности оборотных активов в 2012г. – 0,11; в 2013г. – 0,11; в 2014г. – 0,09).

Коэффициент маневренности собственных средств характеризует степень мобильности (гибкость) использования собственных средств предприятия и определяется как частное от деления собственных оборотных средств на сумму собственных средств (собственного капитала).

Коэффициент маневренности собственных средств в 2012г. и 2013г. составил 0,12, т.е. 12% собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности предприятия; в 2014г. данный коэффициент составил 0,13%.

Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается положительно. Из таблицы 2 видно, что за 3 года коэффициент маневренности вырос на 0,01. Это говорит об улучшении финансовой стабильности предприятия.

Коэффициент автономии предприятия показывает долю собственников в общей сумме капитала, инвестированного в деятельность предприятия, т.е. характеризует его независимость от внешних источников финансирования. Данные таблицы 2 характеризуют достаточную независимость предприятия от внешних источников финансирования в 2012 и 2013 гг. (коэффициент автономии выше 0,5). В 2014 г. наметилась негативная тенденция, т.е. доля собственников в общей сумме капитала составляет лишь 44%.

Имея данные магазина табл.3 выполним анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина за 2012-2014гг. (в сопоставимых ценах).

Таблица 3– Данные основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г.
1.Товарооборот, тыс. руб.
2. Валовой доход, тыс. руб.
3. Уровень валового дохода, % 12,39 12,81 13,16
4. Издержки обращения, тыс. руб.
5. Уровень издержек обращения, % 9,16 9,49 8,69
6. Товарные запасы, тыс. руб. 9242,5
7. Товарооборачиваемость, дн.
8. Среднесписочная численность работников, человек
9. Затраты на оплату труда, тыс. руб.
10. Производительность труда, тыс. руб. 278,03 288,38 503,70
11. Торговая площадь, м² 3598,7 3598,7 3598,7
12. Товарооборот на 1 м² торговой площади, тыс. руб. 27,58 29,25 50,81
13. Прибыль от реализации, тыс. руб.
14. Балансовая прибыль, тыс. руб.
15. Рентабельность продаж по прибыли от реализации, % 3,23 3,32 4,48
16. Рентабельность продаж по балансовой прибыли, % 2,96 3,06 4,04

 

Таблица 4–Расчет отклонений и темпов роста по годам

Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонение по годам (+;-) Темп роста по годам (%)
2013г. 2014г. 2013г. 2014г.
1.Товарооборот, тыс. руб. 106,04 173,71
2. Валовой доход, тыс. руб. 109,61 178,47
3. Уровень валового дохода, % 12,39 12,81 13,16 0,42 0,35
4. Издержки обращения, тыс. руб. 109,91 139,02
5. Уровень издержек обращения, % 9,16 9,49 8,69 0,33 -0,8
6. Товарные запасы, тыс. руб. 9242,5 3039,5 136,03 149,00
7. Товарооборачиваемость, дн. -3 123,53 85,71
8. Среднесписочная численность работников, человек -2 102,24 99,45
9. Затраты на оплату труда, тыс. руб. 130,96 103,74
10. Производительность труда, тыс. руб. 278,03 288,38 503,70 10,35 215,32 103,72 174,67
11. Торговая площадь, м² 3598,7 3598,7 3598,7
12. Товарооборот на 1 м² торговой площади, тыс. руб. 27,58 29,25 50,81 1,67 21,56 106,06 173,71
13. Прибыль от реализации, тыс. руб. 108,94 234,1
14. Балансовая прибыль, тыс. руб. 109,50 229,72
15. Рентабельность продаж по прибыли от реализации, % 3,23 3,32 4,48 0,09 1,16
16. Рентабельность продаж по балансовой прибыли, % 2,96 3,06 4,04 0,1 0,98

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня средне реализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. Затем оценивают причины изменения показателей. Особенно тщательно исследуется состав внереализационных доходов и расходов.

В состав внереализационных доходов (убытков) входит сальдо полученных и уплаченных штрафов, пени, неустойки и других видов санкций (кроме санкций, уплачиваемых в бюджет и ряд внебюджетных фондов в соответствии с законодательством), которые связаны с экономической ответственностью предприятия при нарушении договорных обязательств. Так же детально оцениваются внереализационные расходы и потери, а именно:

–убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности;

–недостачи материальных ценностей, выявленных при инвентаризации;

–затраты по содержанию законсервированных объектов;

–отрицательные курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте;

–некомпенсированные потери от стихийных бедствий с учетом затрат по предотвращению или ликвидации стихийных бедствий (за вычетом стоимости полученного металлолома, других материалов);

–судебные издержки и арбитражные сборы и другое.

В заключение анализа прибыли в предприятиях разрабатываются конкретные мероприятия по обеспечению экономии средств и потерь при обеспечении качества обслуживания населения.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. Показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов.

2. Показатели, характеризующие рентабельность продаж.

3. Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли от реализации продукции и чистой прибыли. В процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию источников прибыли, для чего фактические данные по источникам образования прибыли сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому источнику прибыли. В магазине основным источником прибыли является прибыль от реализации.

Таблица 5 – Данные для анализа и оценки состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли магазина за 2014г. (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатели 2013г. 2014 г
Сумма Уд. вес в бал. приб. План Факт.
сумма структура, % сумма структура, %
Балансовая прибыль
Прибыль от реализации 108,6 114,9 110,7
Прибыль от внереализационных операций -279 -8,6 -864 -14,9 -793 -10,7

 

Таблица 6– Расчет изменений показателей

Показатели 2013 г. 2014 г Изменения по сравнению
Сумма Уд. вес в бал. приб. План Факт. С планом С 2013 г.
сумма структура, % сумма структура, % В сумме По уровню, % В сумме По уровню, %
Балансовая прибыль - -
Прибыль от реализации 108,6 114,9 110,7 -4,2 -6,32
Прибыль от внереализационных операций -279 -8,6 -864 -14,9 -793 -10,7 -38 0,05 -439 2,07

Как показывают данные таблицы 6, наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (110,7%). Из-за того, что от внереализационных операций получен убыток (-10,7%), балансовая прибыль меньше прибыли от реализации. Фактическая прибыль от реализации в 2014г. превышает плановые показатели на 1536 т.р., поэтому, несмотря на фактический убыток от внереализационных операций, балансовая прибыль также оказалась выше планируемой на 1606 т.р. Анализ прибыли производится фирмой каждый год. Анализ осуществляется в увязке с факторами, влияющими на прибыль – это валовой доход и издержки обращения. Материалами для анализа прибыли является годовой бухгалтерский баланс, отчет по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках.

Таблица 7– Данные для анализа и оценки прибыли от реализации

Показатели План на 2014 г. Факт за 2014 г.
1. Товарооборот
2. Валовой доход:    
2.1. в сумме
2.2. в % к обороту 12,43 13,16
3. Издержки обращения    
3.1. в сумме
3.2. в % к обороту 8,76 8,69
4. Прибыль от реализации
5. Рентабельность по прибыли от реализации, % 3,67 4,48

Таблица 8 –Анализ прибыли от реализации товаров в магазине, тыс. руб.

Показатели План факт % выполнения отклонение (+;-)
  на 2014 г. за 2014 г.
1. Товарооборот 100,85
2. Валовой доход:        
2.1. в сумме 106,84
2.2. в % к обороту 12,43 13,16 105,87 0,73
3. Издержки обращения        
3.1. в сумме 100,04
3.2. в % к обороту 8,76 8,69 - -0,07
4. Прибыль от реализации 133,63
5. Рентабельность по прибыли от реализации, % 3,67 4,48 122,07 0,81

Для анализа и оценки показателей прибыли необходимо провести расчет влияния факторов на прибыль фирмы. Для этого необходимо определить, за счет чего произошло отклонение от плана.

За счет перевыполнения плана товарооборота.

(1542 х 4,48%) : 100% = 69,1 тыс.руб.

За счет изменения валового дохода.

(182842 х 0,73%) : 100% = 1334,7 тыс.руб.

За счет экономии издержек обращения.

(182842 х 0,07%) : 100% = 127,2 тыс.руб.

Совокупное влияние факторов равно сумме отклонения.

69,1 + 1334,7 + 127,2 = 1536 тыс.руб.

Анализ прибыли осуществляется в следующей последовательности:

1. Определяют выполнение плана по прибыли. Определяется как разность между фактической суммой прибыли за 2014 г. и плановой суммой прибыли.

8184 – 6648 = 1536 тыс.руб.

2. Определяют проценты выполнения плана по прибыли фирмы, как отношение фактической суммы прибыли за 2000 г. к плановой.

(8184 : 6648) х 100% = 133,63 %

3. Прирост прибыли в сумме в 2014 г. по сравнению с 2013 г., как их разность.

8184 – 3496 = 4688 тыс.руб.

4. Динамика прибыли, т.е. темп роста, определяют отношением фактической суммы прибыли 2014 г. к фактической сумме прибыли 2013 г.

(8184 : 3496) х 100 = 234,09%

5. Фактический уровень рентабельности за 2014 г., как отношение фактической прибыли к сумме товарооборота.

(8184 : 182842) х 100% = 4,48%

6. Плановый уровень рентабельности на 2014 год, как отношение плановой прибыли к товарообороту.

(6648 : 181300) х 100% = 3,67%

По сравнению с планом произошло повышение фактического уровня рентабельности:0,81% (4,48 – 3,67)

7. Определить изменение уровня рентабельности в отчетном периоде по сравнению с прошлым. Определяют как разность между уровнем рентабельности отчетного периода и уровнем рентабельности прошлого периода.

4,48 – 3,32 = 1,16%

Уровень в 2014 г. повысился по сравнению с предшествующим годом на 1,16 %.

Оценка показателей рентабельности торгового предприятия. Коммерческая деятельность любой торговой организации должна соотноситься с экономическим принципом, который в общем виде определяется достижением максимального результата при минимальных затратах, или, иными словами, эффективность финансово-хозяйственной деятельности должна оцениваться с точки зрения эффективности преобразования ресурсов в результаты. Измерить и оценить меру реализации экономического потенциала (принципа эффективности) на предприятии позволяет анализ, проводимый с использованием ряда экономических показателей. При этом прибыль не может служить определяющим критерием для оценки эффективности деятельности торговой организации. Интерес представляет сравнение прибыли с другими показателями, то есть система показателей рентабельности, рассчитанных различными способами.

Рентабельность продаж. Наиболее распространенным показателем рентабельности торговых предприятий является отношение прибыли к товарообороту (выраженное в процентах), характеризующее удельный вес прибыли в товарообороте. Использование различных показателей прибыли при определении уровня рентабельности продаж позволяет значительно расширить аналитические возможности последнего показателя. Интерес представляет исчисление уровня рентабельности по всей (балансовой) прибыли, а не только по прибыли от реализации товаров, несмотря на то, что внереализационные доходы, расходы и потери не находятся в прямой зависимости от изменения товарооборота. Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия.

Таблица 9Расчет показателей рентабельности продаж магазина (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2013 г 2014 г.
Выручка (нетто) от реализации товаров
Себестоимость реализации товаров
Коммерческие расходы
Прибыль от реализации
Проценты к получению
Прочие операционные доходы
Прочие операционные расходы
Прочие внереализационные доходы
Прочие внереализационные расходы
Прибыль отчетного периода
Рентабельность продаж (%) - по прибыли от реализации товаров 3,32 4,48
- по балансовой прибыли 3,06 4,04

Как видно, что в 2013г. и в 2014г, в связи с убытками от внереализационных операций, уровень показателей рентабельности продаж исчисленный по балансовой прибыли, ниже, чем уровень рентабельности исчисленный по прибыли от реализации товаров (3,06 и 3,32; 4,04 и 4,48 соответственно). Соответственно, с ростом прибыли от реализации в 2014г. (на 4688 т.р.) возросли и показатели уровней рентабельности по прибыли от реализации товаров и по балансовой прибыли.

Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и товарооборота. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности торговой организации. Если отталкиваться от мнения, что минимальный уровень рентабельности розничного торгового предприятия желательно, чтобы составлял 3 – 5% к обороту, то рентабельность продаж магазина, можно назвать удовлетворительной (уровень рентабельности, исчисленный по прибыли от реализации товаров в 2014г. - 4,48%).

Рентабельность деятельности. Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров. С аналитической точки зрения представляет интерес сопоставление таких пар, как прибыль от реализации товаров / издержки обращения и балансовая прибыль / затраты предприятия, которое позволяет выявить приоритетность видов деятельности предприятия.

Таблица 10Расчет рентабельности торговой и финансово-хозяйственной деятельности магазина (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2013г. 2014г.
Издержки обращения
Затраты предприятия
Прибыль от реализации
Балансовая прибыль
Рентабельность издержек обращения, % 34,99 51,52
Рентабельность текущих расходов, % 29,50 43,50

Из-за убыточности внереализационных операций, рентабельность издержек обращения, выше рентабельности текущих расходов, что в 2014г., что в 2013г. Кроме того, можно оценивать рентабельность капитала (рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала, рентабельность заемного капитала), рентабельность используемых ресурсов (рентабельность хозяйственных средств, рентабельность экономического потенциала и т.п.) и другие показатели рентабельности. Оценка уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;определения показателей за ряд лет;сопоставление фактических и плановых показателей;внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

Рентабельность капитала.Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями. С точки зрения собственников предприятия основным показателем является отношение чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине. Показатель рентабельности собственного капитала рассчитывается ежегодно на основе данных Баланса и Отчета о прибылях и убытках (табл.11).

Таблица 11– Расчет рентабельности собственного капитала магазина(в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2013г. 2014г.
Собственный капитал: - на начало года - на конец года    
Средняя величина собственного капитала в течение года 10484,5
Чистая прибыль
Рентабельность собственного капитала, % 49,54 19,97

Как видно из табл. 11 рентабельность собственного капитала в 2014 году (19,97%) ниже, чем в 2013г. (49,54%). Этому способствовало уменьшение прибыли более чем в 2 раза, тогда как средняя величина собственного капитала изменилась незначительно (в 1,2 раза) по сравнению с 2013г.

Рентабельность используемых ресурсов. Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения. Интерес представляет также такой показатель, как отношение прибыли к численности работников. По сравнению с предыдущим показателем стоимостной знаменатель в расчетной формуле заменяется натуральным, что обеспечивает универсальность такого показателя рентабельности для сравнительного анализа предприятий торговли (табл. 12).

Таблица 12– Расчет рентабельности трудовых ресурсов магазина (в сопоставимых ценах, тыс. руб.)

Показатель 2013г. 2014г.
Балансовая прибыль
Затраты на персонал
Численность работников
Рентабельность расходов на оплату труда, % 109,4 242,3
Прибыль на одного работника 8,8 20,4

Данные таблицы 12 показывают, что в 2014г. по сравнению с 2013г. сумма прибыли на одного работника увеличилась в 2,3 раза; балансовая прибыль увеличилась также в 2,3 раза. При этом затраты на оплату труда увеличились незначительно (3,7%), а сокращение работников также было незначительным – 2 человека, то есть сокращение персонала составляет 0,5%. Рентабельность расходов на оплату труда увеличилась в 2,2 раза.

2.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельное изучение дисциплины является одной из важнейших форм подготовки студентов при обучении в вузе и требует выполнения предложенных ниже методических рекомендаций.

1. Самостоятельное изучение дисциплины осуществляется на основе выданных студенту преподавателем рекомендаций по выполнению всех заданий, предусмотренных учебным планом и программой.

В первую очередь необходимо уяснить цель и задачи изучаемой дисциплины, оценить объем материала, отведенного для изучения студентами самостоятельно, подобрать основную и дополнительную литературу, выявить наиболее острые проблемы, стоящие по вопросам изучаемой дисциплины.

2. В самостоятельную работу студентов, кроме того, входит выполнение контрольных работ и других заданий в соответствии с учебным планом и программой. Они должны выполняться в соответствии с требованиями методических рекомендаций, выданных кафедрой, и представлены в установленные руководителем сроки.

3. Изучая первоисточники, целесообразно законспектировать тот материал, который не сообщался студентам на лекциях.

4. В самостоятельной работе студентам рекомендуется активное использование специальных и общего назначения словарей, справочников, энциклопедий, так как не всегда все термины и понятия в учебной литературе раскрыты полностью; словарный запас позволяет расширить кругозор студента быстрее ориентироваться в достаточно сложном материале. Целесообразно выписывать эти понятия в специально отведенную тетрадь.

5. Самостоятельная работа студента проводится под руководством преподавателя, ведущего изучаемую дисциплину при личном общении, во время занятий и, в случае необходимости, в режиме «Электронная почта».

6. Результатом самостоятельной подготовки студентов должно явиться более качественное усвоение материала изучаемого курса, скорейшее освоение программы обучения, расширение диапазона специальных знаний по изучаемой дисциплине.

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.