Обратная связь
|
Тема 1 Философия, назначение и функции Лекционный материал
(тезисы лекций по курсу «Философия»,
иллюстративный материал,
список рекомендуемой литературы)
Тезисы лекций по курсу «Философия»
Источник: Дик, П.Ф. Основы философии: Учеб. комплекс для вузов и колледжей. – Костанай, 2003.– 456 с.
Тема 1 Философия, назначение и функции
Цель: знакомство с философией и философским мировоззрением.
План:
1.Понятие о философии.
2.Структура и функции философии.
1 В переводе с древнегреческого философия есть любовь к мудрости, буквально любомудрие. С понятием мудрости в древнегреческой философии связывался высший идеал знания и поведения. Мудрость – это идеальное счастливое соединение добра, истины и красоты, то есть высшего состояния нравственного, умственного и эстетического совершенства. Следует отметить, что древнегреческие философы уже в термине «философия» отразили единство обязательности стремления к идеалу мудрости и его недостижимости. Любовь к мудрости подвигает человека к развитию высшего в человеке. Не случайно, В. Соловьев триаду идеала «Добро-Истина-Красота» дополняет «Любовью» в качестве основания.
За прошедшие два с половиной тысячелетия существенно изменились содержание философии и форма ее выражения, но она осталась особым типом мышления, который лежит в основе так называемого философского отношения к жизни, утвердилась как образ жизни и особый тип мировоззрения.
Мировоззрение в первом приближении есть совокупность обобщенных идей о мире и месте человека в нем, система основных жизненных установок человека. Мировоззрение – это духовный каркас личности, групп людей, общества в целом. В конечном счете, мерилом мировоззренческой зрелости человека являются его дела. Основой мировоззрения являются знания и оценки, то есть единство информационной и ценностной сторон. Знания, ценности, идеалы сливаются в убеждениях. Убеждение – непоколебимая уверенность в правоте своих взглядов, уверенность, подчиняющая себе чувства, совесть, волю и поступки. Убеждения – это идеи, воплощенные в действия, и действия, озаренные идеей. Философия является теоретическим ядром современного мировоззрения.
Первым историческим типом мировоззрения является миф. В мифологии человек растворяется в окружающем мире, а окружающий мир очеловечивается. Мифология не знает объективного и субъективного, она синкретична. В мифе мыслимое совпадает с переживаемым, действующим. Поэтому и в настоящее время некритическое восприятие реальности называют мифом. На основе мифа формируется религия как тип мировоззрения. Специфика религии заключается в вере в сверхъестественное. В религиозном мировоззрении целостный мир существует в единстве священного (сверхъестественного) и мирского (естественного). Творческое начало возвышается над естественным и определяет его. Высшие ценности концентрируются в сфере священного (творческого).
По отношению к философскому мировоззрению дофилософские мировоззренческие типы являются естественными предшественниками. Мифологическое сознание есть осознание сущностной связи человека и природы. Религиозное сознание стало первым осознанием универсальной целостности бытия.
Со времени возникновения философии существуют дискуссии о сущности и назначении философии. Философское мировоззрение оценивается в широком диапазоне – от способности проникновения в основания бытия до личностного самовыражения (см. в хрестоматии). В разноречивых суждениях о философии есть общее. Философия стремится к универсальным, всеобщим ответам. В самом общем смысле философия – это особая теория, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира.
Специфика философии проявляется и в особом стиле мышления, которому присущи сомнение, критическое начало. Для философии нет навсегда установленных незыблемых истин (догматов); как духовно-практическое мировоззрение, она стремится к теоретическому обоснованию знания. Неотъемлемой стороной (атрибутом) философии как теории является формирование объективированного (независимого от воли отдельного человека) знания. В отличие от обыденного сознания, философия как особая сфера поиска сущего должна быть познанием в понятиях. Искусство оперирования понятиями предполагает упорядочивание потока жизненных впечатлений. По мнению средневекового мыслителя Боэция, философствование оберегает от разрушительного терзания страстей, от ударов судьбы, дает непоколебимую стойкость и мужество духа, наставляет к добродетели.
В отечественной марксистской философии есть традиция рассматривать философию как особую науку, раскрывающую причины мира и принципы познания. Критическая философия И. Канта и его последователей поставила под сомнение научность философии. Во-первых, философия безразлична к отдельным фактам, во-вторых, философские положения невозможно подтвердить на опыте, невозможно и опровергнуть. В-третьих, философия существует как множество равноценных философских систем, в ней обсуждаются «вечные проблемы» с множеством равнозначных решений. В понимании философии проявляется ценностный аспект. Философия как учение о ценностях приближается к искусству, религии, нравственности. Философские тексты нередко облекаются в художественную форму, философской прозой являются художественные произведения Ф. Достоевского, Л. Толстого, Т. Манна и других. Но все же большинство философских концепций остается в мире общих понятий, а произведения искусства выражают конкретно-чувственный мир. Традиционно философия близка к религии. Понятие Бога как творческого начала является центральным во многих философских системах. Однако идея Бога в философии чаще всего абстракция, философское мышление критично и потому скорее разрушает религиозную веру, чем будит потребность в ней. Философия как учение о ценностях перестает быть наукой о существующем и становится учением о должном, то есть нормативной дисциплиной. Философ становится пророком, нравственным образцом, учителем жизни. Образ философа-мудреца ближе массовому сознанию, чем образ кабинетного мыслителя. Философия как ценность предполагает критику существующего и проекты его изменения в направлении должного. Идеи социальной утопии есть в самой рационализированной философии Запада.
Итак, философия рассматривается то как знание о сущем, то как знание о должном. Наиболее известные попытки объединения научного и нормативного понимания специфики философии представлены системой Гегеля и философией марксизма. Философия причастна к любой форме культуры, но не сливается с ней. И. Кант противоречивый характер философии выразил в трех вопросах: «что я могу знать», «что я должен делать», «на что я могу надеяться». Именно это парадоксальное единство составляет сущность человека. По мнению И. Канта, все три вопроса можно свести к одному: «что есть человек». Философия – это рациональная деятельность по осмыслению фундаментальных человеческих потребностей и выработке на их основе возможных направлений жизнедеятельности. Философия существует как профессиональная и жизненная. Профессиональная - в виде учений, систем, школ. Жизненная - в форме личного осмысления собственных взаимоотношений с миром на уровнях от житейской мудрости до сверхрационального переживания.
2 В выявлении специфики философии большое значение имеет понимание ее основного вопроса, не всегда совпадающего с предметом философии. Личностный характер философского творчества означает выделение философами вопросов, основных для себя и всей философии. У Ф. Бэкона это вопрос о расширении могущества человека в освоении природы, у И. Канта – вопрос о сущности человека, у А. Камю – вопрос о смысле жизни, у Ф. Энгельса – вопрос об отношении мышления к бытию. Таким образом, основной вопрос философии – это раскрытие смысложизненной направленности философии. Если предмет философии – это исследование взаимоотношений человека и мира, то основной вопрос философии выявляет основную проблему во взаимоотношениях человека с миром, стремление ее решить. Основной вопрос задает рамки философствования. Основная проблема – соотношение внутреннего и внешнего мира человека, субъективного и объективного, идеального (духовного) и материального, необходимости и свободы – может решаться двумя способами: либо признанием приоритета одной из сторон мировоззренческого противостояния, либо поиском точек их соприкосновения. В современной философии возрастает значимость ценностного подхода, который в синтезе материи и духа (идеального) видит источник свободы и творчества человека.
Основной вопрос философии определяет направленность и структуру философского исследования. Так, вопрос об отношении мышления к бытию (по Ф. Энгельсу) в аспекте первичности рассматривается в учении о бытии – онтологии, а в аспекте познаваемости – в гносеологии – учении о познании. Аспекты решения основного вопроса философии позволяют сформулировать принципы достаточно условных классификаций философских концепций.
По характеру решения вопроса о связи материи и духа как генетическому отношению философские концепции обычно делят на материалистические и идеалистические. Идеализм – традиция, признающая первичным началом мира дух, идею, сознание, волю. Идеализм имеет две основные разновидности: объективный и субъективный идеализм. В первой идеальное признается существующим объективно, то есть независимо от человека, во второй разновидности идеальное считают формой внутреннего человеческого опыта. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм – предполагает достоверным лишь личное сознание. Материализм как противоположная идеализму традиция имеет разные формы: наивный, механический, вульгарный, естественнонаучный, диалектический (марксизм). Формы материализма и идеализма являются разновидностями философского монизма (единственный). Философов, признающих существование двух самостоятельных субстанций (первооснов), называют дуалистами (двойственный). Термины «идеализм» и «материализм» введены Г. Лейбницем в начале XVIII века, данная классификация позволяет выделить общие тенденции бытия философии. Разумеется, есть философские концепции, несводимые к материализму или идеализму (натурализм, пантеизм, гилозоизм, реализм и т.д.).
В зависимости от решения вопроса о познаваемости мира философов принято делить на агностиков – ограничивающих или отрицающих познаваемость мира – и большинство, признающее познаваемость. Впрочем, гносеологический оптимизм также ограничен: рационализм и сенсуализм – направления, которые ведущую роль в познании отдают, соответственно, разуму или чувствам.
Современная философия, опираясь на достижения критической философии И. Канта, избегает конфронтации, но остается выражением стремления человека к целостности противоречивого жизненного мира формулированием и решением основного вопроса философии. Варианты ответов с течением времени обрастают собственной аргументацией, принципами и превращаются в философские направления. На вариантах решения соотношения бытия и мышления в ХХ веке возникли аналитическая философия, философия науки, экзистенциализм, философия жизни, феноменология и другие направления неклассической философии. Они устанавливали зависимости между объектами и осуществляли традиционные для классической философии функции – мировоззренческую и методологическую.
Контрольные вопросы:
1.Что такое мировоззрение?
2.Как Вы поняли суждение: «философия есть вопрошание»?
3.В чём специфика философии как удивления?
4.О чём стремится знать философия?
5.Каковы особенности языка философии?
|
|