Обратная связь
|
Тема 2 Философия Древнего мира. Предфилософия казахов. Философия древнего Востока Цель: знакомство с основными достижениями философии Востока.
План:
1.Предфилософия казахов.
2.Индийская философия.
3.Философия Китая.
1 Предфилософия казахов. Предпосылки формирования философского миропонимания казахов. Возникновение и смена форм древних культур на территории Казахстана. Предфилософия протоказахов. Элементы мировоззрение в структуре андроновской и бегазы-дандыбаевской культурах. Традиционные верования протоказахов. Поклонение Тенгри, Жер-Су, Умай. Влияние идей соседних цивилизаций на формирование самобытного философского мировоззрения казахов.
Основные характеристики кочевого образа жизни: единение с природой, стремление к постоянному обновлению и движению, свободомыслие, приоритет нравственности. Вербально-дискурсивный характер философского мышления казахского народа.
Основные категории философского миропонимания казахов: «дүние», «өмір», «өлім», «араласу», «камыс», «парыз». «канағат», «кісілік», «ізгілік», «жаксылык», «жамандык», «бакыт».
2 Философия есть эпоха, схваченная в мысли (Гегель). Процесс возникновения, развития и смены философских идей изучает история философии. Разнообразие философской мысли схватывается в типологиях философских школ, направлений. Содержательный принцип позволяет выделить типы философии по гносеологическому, методологическому и другим собственно философским основаниям. Личностный принцип дает возможность сгруппировать философские школы согласно личностной, императивной специфике философского знания. Поскольку мировая философия существует как признание достижения философии конкретных стран и народов, то возможна классификация по географическомуи этническому (национальному) принципам. Введение понятия «исторический тип философствования» позволяет дополнить указанные подходы объединением современников–философов, сформировавшихся в пространстве–времени определенной культуры. В частности, выделяют созерцательный, просветительский, деятельный, экологический и другие исторические типы философствования. Выделение цивилизационного подхода продуктивно в понимании специфики философствования Востока – прежде всего Индии и Китая – и Запада с европейской основой. Господство западной цивилизации определило традицию философии истории Европы выделять Древность, Средневековье, Новое Время как типы развертывания мировой истории и культуры. Каждый из подходов имеет достоинства и недостатки. Взятая за основу типология европейской философии истории не исключает использования других там, где это уместно для понимания специфики философии и философствования. Философия Древнего Мира обычно рассматривается в единстве индийской, китайской (восточная) и античной (западная) философских традиций. Философия Древнего Востока отличается связью с господствующими религиями, этическим характером и традиционализмом. Основные философско–религиозные школы Индии и Китая не претерпели существенных изменений за 2,5 тысячи лет. Индийская философия представляет одну из древнейших традиций философствования. Ортодоксальные школы, то есть признающие авторитет Вед: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога, веданта. К неортодоксальным относят школы локаята (материалистическая), джайнизма и буддизма. Ньяя исследует логику и лингвистику, вайшешика – формы бытия, санкхья – онтологию, йога – практические выводы из санкхьи, миманса и веданта – содержание Вед и ритуалов индуизма.
3 Индийская философия буддизма оказала влияние на китайскую философию, но основными источниками китайской философии являются конфуцианство и даосизм. Конфуцианство – европейское название философской традиции Китая, возникшей в VI-V вв. до н.э. В центре учения Кун Фу-цзы (Конфуций) – человек, следующий традиции. «Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде» – учит Конфуций. Проблемы бытия человека рассматриваются Конфуцием как социально- этические. Даосизм – духовная традиция, возводимая к мудрецу Лао-цзы. Центральным понятием учения является «дао» с несколькими смыслами: закон бытия, начало бытия, принцип времени и образ жизни праведника. Главное достоинство следования дао – следование естественному порядку вещей.
Контрольные вопросы:
1.Каков характер философского мышления казахского народа?
2.Что входит в основание индийской философии?
3.Какой смысл имеет понятие «благородный человек» у Конфуция?
4.Назовите фундаментальные ценности легизма.
Тема 3 Античная философия
Цель: знакомство с основными достижениями философии античности.
План:
1. Роль софистов и Сократа в развитии древнегреческой философии.
2.Проблема Разума, знания и компетентности в философии Платона и Аристотеля.
1 Европейская, как и западная философия в целом наиболее изучена и известна. Источником европейской культуры считают культуру Древней Греции. В истории греческой философской мысли, начиная с Гегеля, .принято выделять три основных периода: философия «досократиков» (VI в. до н.э.); философия Сократа, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.); греко-римская философия (III в. до н.э. – V в. н.э.) . В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала, субстанции. Так, апейрон Анаксимандра – нечто беспредельное, безграничное и неопределенное. Огонь Гераклита – подвижное начало, подчиняющееся внутреннему закону – логосу. Мир противоречив и постигаем только с помощью разума. Парменид возвышает разум до уровня подлинного бытия – неподвижного, нераздельного, вне времени и пространства. Чувственно воспринимаемый изменчивый мир – это иллюзорное бытие, мир мнений. Демокрит в качестве субстанции выделяет атом – вещественную неделимую частицу, вечную и неизменную. Атомы отличаются внешне – по форме, порядку и положению. Чувственное познание возможно. В центре учения Сократа – человек, потому его философию называют началом антропологического поворота в философии. Духовное начало в человеке возвышает его. «Познай самого себя», - призывает философ. Главной задачей своей жизни считает обучение мышлению, умению находить в себе духовное начало - разум. Поэтому метод – ирония или диалектика – с критическим началом. Отсюда познание как припоминание ранее известного.
2 Философская система Платона, великого ученика Сократа, считается первой философской системой и началом идеализма (Г. Лейбниц). Настоящее имя – Аристокл, прозвище Платон (полный) получил от Сократа за ширину груди и лба. Платон впервые подлинный мир считает невещественным, идеальным. Внечувственные сущности, постигаемые только умом, назвал «эйдосами» – «видами» или идеями. Высшая – идея блага, соединяющая в себе достоинства истины, красоты, справедливости. Мир вещей, порождаемый миром идей, доступен разуму и чувствам. Душа бессмертна, входит в тело при рождении человека. Душа видела мир идей, но на земле забывает о нем. Праведная жизнь человека может пробудить в ней воспоминания, стремление к Благу. Интуиция (припоминание) стимулируется искусством диалектики – ведением спора. Чувственное познание существует в форме мнения. Мышление и рассудок способны пробуждать знание души, мышление опирается на непосредственное созерцание. Учение Платона о государстве-обществе переплетается с учением о душе. Идеальное общество основано на разделении труда согласно трем частям души: разумные управляют, аффективные становятся воинами, вожделеющие организуют хозяйственную деятельность. В благом обществе четыре доблести: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. Мудрость для правителей-философов, мужество для воинов, благоразумие для хозяйственников, справедливость – для всех – заключается в занятии своим делом. Отрицательные формы государства – тимократия (власть честолюбцев), олигархия (господство немногих), демократия (власть большинства), тирания (вырождение демократии). Великий ученик Платона – Аристотель скорректировал его учение: «Платон мне друг, но истина дороже». Наряду с философией разрабатывал логику, занимался вопросами естественного и гуманитарного знания. Нет мира идей и мира вещей, есть самобытность, субстанция. Единичное бытие есть сочетание формы (действительности) и материи (возможности) как соотносительных характеристик вещи. Изменчивость мира объясняет действием разных причин, в основном материальной и формальной причинами. Вечный в движении мир имеет неподвижный бестелесный источник – чистую форму, созерцающий ум (Нус) или Бог. В познании создает теорию науки: учение о знании и мнении, о созерцательных (теоретических) и практических науках. Уделил больше внимания чувственному познанию. Этика Аристотеля утверждает добродетелью меру, «золотую середину». Цель человека – стремление к благу. Благо человека совпадает с общественным благом. Государство возникает как общение ради блага. Человек – существо политическое, он не может жить вне государства-общества. Средний класс – граждане со средним доходом – основа для оптимального общения людей в государстве. Правильные формы государственного правления могут вырождаться в неправильные, в которых власть руководствуется личной выгодой, а не общественной пользой. Монархия (власть одного, высшая форма) – превращается в тиранию; аристократия (власть лучших) – в олигархию (господство богатых); полития (правление большинства) – в демократию (господство большинства низшего класса, бедняков). С IV в. до н.э. складывается эллинистическая философия. К ней относят стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм и гностицизм. Эпикур считал высшим благом удовольствие, счастье. Вершина счастья – покой, отсутствие страданий. «Проживи незаметно», – советовал философ. Следует искать естественные, необходимые и пассивные удовольствия, то есть минимум, без которого невозможна жизнь. Не надо бояться смерти, наказания богов и превратностей судьбы, живи приятно, то есть разумно, нравственно и справедливо. Скептицизм основан Пирроном. Идеал человека – покой, в том числе смерть как абсолютный покой. Познание – сила, разрушающая покой. Воздержание от суждений сохраняет покой, необходимо следовать жизни без мнения. Стоицизм – прежде всего этическое учение. Человек должен следовать природе, то есть искать себя в себе отрешением от хаоса жизни. Идеал мудреца – Сократ, спокойно принявший смерть, к которой был приговорен судом. Мудрец добровольно повинуется року (судьбе), неразумного же судьба тащит. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по своей воле; в этом и заключается высшая добродетель. В 529 году была распущена платоновская Академия в Афинах. Античная философия прекратила свое существование.
Контрольные вопросы:
1.В чём заключается эпистемологический поворот в философствовании античности?
2.Какова роль Сократа в развитии древнегреческой философии?
3.Какое значение имеют концепции Платона и Аристотеля о государстве?
4.Какие варианты философских поисков личного счастья Вам известны?
|
|