Обратная связь
|
Тема 13 Философская антропология Цель: формирование понятия о бытии человека.
План:
1.Философия о сущности человека.
2.Понятие и специфика бытия личности. Свобода как ценность.
1 Проблема человека и его бытия – центральная в философии. Еще И. Кант выделил триединый вопрос философии: что такое человек? (Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?) В завершение ХХ века обостряется интерес к проблеме человека. Рассматривая научное знание как один из моментов отношения человека к миру, философия позволяет взять отношения в предельно широком контексте, сущностно. Основоположник философской антропологии Макс Шелер (1874-1928) выдвинул пять «идеальных типов» философского самовосприятия человека. Первый – это идея религиозной веры как сущности человека (иудейско-христианский тип). Второй идеальный тип – человек разумный, где разум совпадает с нравственностью и красотой (Добро, Истина, Красота). Третья идея – это представление о человеке как человеке работающем (натурализм, марксизм, психологизм). Четвертый идеал – идея человека деградирующего (философия жизни). Пятый «идеальный тип» – свободная личность (философия экзистенциализма, критическая онтология). Уже к середине ХХ века типология М. Шелера тускнеет. В отечественной марксистской философии выделяют космоцентричный (античность), теоцентричный (Средневековье) и антропоцентричный (Новое Время) образы человека. Популярно выделение созерцательного (Древний Мир, Средневековье) и деятельного (Новое Время) типов человека. Есть и другие типологии. Сущностное в человеке выявляется во множестве концепций. Среди определений, пожалуй, наиболее распространенное – человек разумный. В других человек предстает как: животное рациональное (К. Линней); животное, производящее орудия (Б. Франклин); символическое животное (Э. Кассирер); животное, способное обещать (Ф. Ницше); испорченное животное (Ж.-Ж. Руссо); политическое существо (Аристотель); социальное существо (К. Маркс); нравственное существо (В. Соловьев). Парадоксально определяет человека натуралист К. Фохт: человек есть то, что он ест. Момент саморазвития выделяется в определении человека как существа, способного перерастать себя (М. Шелер). Диалектическая идея применительно к сущности человека чрезвычайно перспективна. Уже в мифологическом мировоззрении человек предстает как двойственное существо. Представление о человеке как о триедином или двуедином существе предполагает противоречивое единство саморазвивающейся личности. Тело и дух, человек падший и человекобог, светлое и темное, доброе и злое, мужское и женское, творческое и разрушительное, социальное и биологическое, материальное и духовное – вот стороны противоречия, с помощью которого философы стремятся выявить сущность человека. Триединство противоречивого существа распространено меньше, но не менее плодотворно для исследования человека: Добро, Истина, Красота; Дух, Душа, Тело.
Понятие сущности, природы человека предполагает идею происхождения человека. Популярная в век практической космонавтики идея о занесении человека на Землю с другой планеты вроде бы оригинальная, но она не снимает вопроса о происхождении человека. Есть две основные версии: человек создан и человек возник естественно. В первой наиболее популярна теистическая концепция, во второй натуралистическая. Среди синтетических концепций ХХ века известна концепция ноосферы П. Тейяра де Шардена.
Отсюда приоритет биологического и социального при рассмотрении сущности человека в диалектическом материализме (марксизм). Дуализм «биологическое-социальное» включает варианты философствования в диапазоне социальное - социобиологическое. Социобиология признает биологически заданные протосоциальные схемы жизнедеятельности: семейственность, альтруизм, агрессивность, лидерство, даже патриотизм. Культурная эволюция человека базируется на этих схемах пред-рассудка. Крайняя форма социобиологии возводит непреодолимую грань даже между расами человека, то есть считает и культуру генетически наследственным феноменом. Марксизм в философии утверждает, что человек рождается с задатками, на основе которых формируется личность в общении с другими людьми; вне общества человек не способен развить даже примитивных приемов приспособления к окружающей среде. Данная позиция диалектического марксизма объясняет и феномен возникновения, бытия духа, сознания. Марксистский вариант понимания сущности человека как перерастающего себя существа предполагает «выведение человека из общества, а общества – из деятельности человека». Сторонники и противники марксизма склоны абсолютизировать социальное в человеке и человеческую деятельность в понимании общества. С позиций диалектики значимым является дуализм биологического и социального в объяснении сущности человека и общества.
Проблема биологического и социального не совпадает с проблемой материального и духовного. Но материальное и духовное, безусловно, есть стороны диалектического подхода к пониманию человека. Понимание сущности человека в марксистской философии предполагает анализ материального и духовного, биологического и социального как сторон многоуровневой сущности человека. Одним из таких уровней является проблема «человек-личность».
2 Рассмотрение проблемы сущности человека продолжается на уровне противоречия «человек-личность». В личности обычно видят собственно человеческое, сущностное. Анализ личности предполагает два взаимосвязанных аспекта: выявление сущности с позиций существующего, того, что есть в человеке и выявление сущности с позиций должного, того, что должно быть в человеке. В понятие «личность» вкладывается смысл соотношения реального и идеального бытия человека как бытия возможного. Отсюда значительное отличие трактовок личности в философских концепциях. Среди общих моментов можно выделить признание целостности личности или стремления к целостности, а также саморазвитие – абсолютное или относительное – в жизнедеятельности человека. Феномен личности в философии исследуется во взаимодействии с социологией и психологией. Возможна как «социологизация», так и «психологизация» личности.
Понятие личности связано с понятием индивидуальность. Индивидуальность – выражение личности, способ ее бытия. Общее, особенное и единичное личности реализуется в индивидуальности. Уникальность личности отстаивается в индивидуализме, производность от социальных условий бытия – в коллективизме. Индивидуализм и коллективизм в крайних выражениях могут доходить до взаимоисключения. Как типы мировоззрения они базируются на противоречии «личность – общество». Диалектика общества и личности решается в пользу одной стороны в философии социальности (марксизм) и в философии индивидуальности (экзистенциализм, персонализм).
Становление личности происходит в процессе усвоения каждым человеком культуры данного общества. Этот процесс называют социализацией. Деятельностный подход позволяет выделять типы личности. По виду деятельности можно представить теоретический, прагматический, эстетический, социальный, политический, религиозный, нравственный, правовой типы личности. По способу ориентации в мире можно выделить практиков, мудрецов, пророков, гуманистов. Правомерно выделение типов личности по культуре-цивилизации, дихотомии «Восток-Запад», по религии и т.д. Среди сущностных характеристик личности выделяют творчество (создание нового). Творчество – величайшая загадка, счастье и проклятие, труд и смысл бытия. По мнению Н.А. Бердяева – философа творчества и свободы, - творчество есть просветление, преображение мира. В творчестве человек уподобляется Богу и развивается как Человекобог; творчество есть атрибут человека, поскольку он создан по образу и подобию Бога-Творца. Творчество есть теургия – создание, одухотворение мира. Творчество есть абсолютная новизна и потому оно объяснимо не из прошлого (оно старо, известно), а из будущего. В этом, по Бердяеву, главная тайна творчества, тайна человеческой свободы. В творчестве человек стремится стать кем-то, чтобы остаться самим собой. Настоящий профессионал всегда личность, свободная в творчестве. Чтобы творить свободно, нужно быть человеком. Со-творить себя – значит найти свое лицо, стать личностью. Творчество превращается в образ жизни. По Ницше, подлинными личностями («сверхчеловек») являются лишь философы, художники и святые, то есть те, кто способен вырваться из повседневности. У остальных грань между животным и человеческим состоянием условна. Самопознание, самовоспитание – общее условие само-творчества как становления личности. В творчестве и свободе величайшая загадка и смысл самобытия личности.
Среди фундаментальных вопросов философской антропологии – вопрос о смысле человеческого существования. Феномен любви. Любовь как глубинное экзистенциальное переживание. Любовь как «предмет» философского постижения. Выбор жизненного пути – результат свободного волеизъявления личности. Поэтому личность немыслима вне феномена свободы. Свобода – одна из категорий сущности человека. Свобода соотносится с необходимостью, равенством, справедливостью, творчеством, с бытием человека. В общем виде, свобода – это возможность самоопределения личности. Соотношение свободы с необходимостью выявляется в крайностях фатализма и волюнтаризма. Фатализм – это утверждение необходимости как абсолюта. Волюнтаризм есть абсолютизация субъективности человека до произвола над бытием. Диалектический материализм, следуя традициям немецкой классической философии, утверждает понятие свободы как познанной необходимости. Такое понимание предполагает единство субъективного и обьективного, случайного и необходимого, в том числе утверждение ответственности. Внутренняя свобода («свобода для») качественно отличается от свободы внешней («свобода от»). Необходимость может выступать в лице общества. Соотношение «личность-общество» в саморазвитии свободы можно представить в конфликте, который зачастую приводит к поражению и его следствию – уходу от общества. Оптимальна адаптация, состоящая из совокупности мелких конфликтов и уступок. А. Камю выразил иной вариант свободы. Свобода – это бунт, борьба за других и, следовательно, за себя. Бунт поднимает человека из животного состояния, но увлечение бунтарством может привести к Пирровой победе: победив, бунтарь превращается в тирана. Максима по А. Камю совпадает с кантовским гуманизмом: человек всегда должен быть целью и никогда – средством. Свобода-ответственность – это тяжкий груз, но без нее нет личности. Свобода-ответственность предполагает возрастание нравственности в жизни личности и бытии общества. На этом уровне философия восходит к идеалу: Добро, Истина, Красота.
Контрольные вопросы:
1.Какие образы человека считают основными?
2.Антропоцентризм: что это?
3.Как Вы понимаете антиномию тела и духа?
4.В чём смысл жизни?
5.Что есть свобода?
|
|