Обратная связь
|
Тема 7 Философия европейского Просвещения XVIII века. Классическая немецкая философия Цель: знакомство с достижениями философии Просвещения и классической немецкой философии.
План:
1.Философия европейского Просвещения.
2.Немецкая классическая философия.
1 Абсолютизация разума человека происходит в так называемой философии Просвещения. Английский мыслитель Джон Локк полагает, что знание выводится из чувственного восприятия. Его сенсуализм опирается на концепцию эмпиризма. Врожденных идей нет, поскольку у людей нет общих идей и традиций. Человек рождается с чистой душой и накапливает личный, неповторимый опыт в течение жизни. Внешний опыт подталкивает к рассуждению внутренний опыт. Внешний опыт включает первичные и вторичные качества. Первичные качества находятся в самих вещах и потому верно воспринимаются в опыте. Вторичные качества – цвет, звук, вкус – лишь кажутся таковыми, их природа недоступна. Сигналы внешнего и внутреннего опыта обрабатываются логическими процедурами и превращаются в знание. В этом процессе возможны ошибки. Общие идеи порождаются разумом, реальны лишь простые идеи, они соответствуют единичным вещам. Сложные идеи есть комбинации простых идей. На основе опыта формируется мнение – вероятностное знание. Истинное знание формируется в результате осмысления опыта разумом. Для французского Просвещения основой человеческого разума выступает природа. Поль Гольбах выступает как последовательный материалист. Духовное, в том числе душа тоже материальны. В мире господствуют причинно-следственные связи и необходимость. Человек не способен познать все в мире, поэтому неизвестное представляется ему случайностью. Человек – продукт и часть природы. По своей природе люди равны. Цель человека – счастье. Эгоизм, опирающийся на инстинкты, к счастью не приведет. Разумный эгоизм контролирует поведение каждого человека. Разумное самоограничение в достижении личного интереса помогает человеку избежать конфликтов с другими и достигнуть идеала, своего счастья. Разумное поведение совокупности людей обеспечивает стабильность общества. Общество, в свою очередь, утверждает принципы разумного эгоизма и содействует каждому индивиду в достижении счастья. Так разумно оформленное стремление каждого человека приобретает форму нравственного поведения. Образование (просвещение) помогает преодолеть предрассудки, препятствующие достижению счастья. Жюльен Ламетри с позиций Просвещения рассматривает природу преступности. Преступление безрассудно, поскольку не свойственно человеческой природе. Поэтому человека, совершившего преступление, наказанием не исправить. Всеобщее просвещение – лучший способ преодоления преступности, так как образованный человек поступает разумно. Мнение правит миром, считают просветители. Преобразовать общественные нравы можно изменением мнений. Мнения формируются в среде и определяют среду. От невежества и предрассудков, унаследованных из прошлого, можно избавиться формированием взглядов правителей, которые издадут нужные законы. Так, Вольтер много времени посвятил переписке с Екатериной II и был убежден, что она – просвещённая императрица и Россию ждет великое будущее. Необходимыми законами можно обеспечить открытое государственное воспитание, которое сравнительно быстро преодолеет досадные недостатки и ошибки домашнего, как правило, консервативного воспитания. Утопии и противоречия философии Просвещения особенно видны в трудах радикальных представителей. Так, Жан Жак Руссо, наблюдая современное ему общество, противопоставляет природу и культуру. Культура с ее разделением труда толкает человека к неравенству и, как следствие, государству, противоестественному природе человека. Подлинное образование не в науках и искусствах, а в развитии природной индивидуальности души и чувств. Чувства, побуждения, инстинкты выше разума, потому что исходят из природного начала. Традиционные государство, общество, религия должны быть заменены. Подлинная свобода состоит в растворении в общественном благе. Всеобщая воля есть совокупность мнений природных людей, поэтому она всегда права. Частная воля стремится к преимуществам для себя, осуществление общей воли – воли народа – ведет к равенству. Ничто не может противостоять решению правящего народа, в том числе правительство и образованное меньшинство. Идеи французского Просвещения достойны особого внимания критического разума, потому что эти идеи привлекательны, многие стали лозунгами неоднозначных по результатам революций во Франции и России.
2 Творчество немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) – завершение и критика Просвещения. С него начинается завершающая фаза развития классической европейской философии, представленная школой немецкой философии. Таким образом, Кант еще и основоположник современной философии. И. Кант ответил на вопрос Д. Юма синтезом рационализма и эмпиризма. Вместо врожденных идей философ вводит понятие об априорных (доопытных) формах созерцания и рассудка. Познание предстает как действие субъекта, проявление его активности. Познание начинается с чувственного, затем восходит на уровни рассудка и разума. Три идеи чистого разума – душа, мир, Бог – венчают знание. В отличие от категорий рассудка, идеи разума имеют отношение к чему-то за пределами опыта и потому непознаваемы («вещь-в-себе»). Метафизика, исследующая идеи разума оказывается неспособной в принципе разрешить антиномии (противоречия в толковании идей). Ноумены или «вещи-в-себе» открываются нам с помощью практического разума, то есть нравственности. В этом смысле ценности выше знания, поскольку теоретический разум способен познавать лишь феномены (явления). Источник морального действия заключен в автономном – вне чувств и опыта – законе. Это категорический императив. Свобода воли, бессмертие души, существование Бога – предпосылка морального закона. Кант обосновывает единственно возможное доказательство бытия Бога нравственным законом. Формулировки категорического императива, в простой форме звучат, как требование не делать другому того, что не желаешь себе и утверждение человека только целью и никогда – средством. Отсюда и основной вопрос философии: «что есть человек?», вбирающий в себя вопросы «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?». Немецкий философ Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) называет свою философию «наукоучением» (знанием о знании). Познание – активная деятельность духа, творящая из себя. Абсолютное самосознание (абсолютное Я) присутствует в каждом индивидуальном самосознании (индивидуальное Я.). «Вещь-в-себе» Канта исчезает, воля и активность Я становится главной созидающей и одновременно познающей силой: познавая себя, Я создает (познанием) объективную познаваемую реальность. Абсолютная свобода Я определяет истинную свободу конкретного Я, на взаимодействиях абсолютного Я и множества конкретных Я строится этика и философия права Фихте. Философия Фихте есть классический пример субъективного идеализма. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) развивает традицию объективного идеализма немецкой философии. Шеллинг полагает, что ответ на проблему причинности Юма лежит на поверхности: если причинность привычка, то откуда она у человечества и каждого из нас с младенческого возраста? Абсолютная активность духа начинается становлением в природе. Бессознательный, еще не мыслящий творящий дух как первая ступень развития духа и есть природа. Следующая ступень саморазвития духа – субъективный дух, сознательное Я. Осмысление этой ступени во многом совпадает с Фихте. Первоначалом, которое определяет все и не определяется ничем Шеллинг, следуя Лейбницу, признает Абсолют, Бога. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1170-1831) оригинальна, в ней синтезируются достижения немецкого классического идеализма. Гегель начинает с критики вещи-в-себе И. Канта. Разум и действительность тождественны, поэтому все познаваемо. В абсолютном идеализме Гегеля дух понимается как всеобщее объективное начало. Природа, общество, духовная деятельность человека выступают как последовательная реализация саморазвертывания мирового духа. Абсолютная идея раскрывается в виде системы понятий-категорий – от предельно общих до конкретных. Замкнутая система Гегеля вступает в противоречие с методом. Метод Гегеля – диалектика, или спекулятивное мышление, как он его называет. Каждое понятие (категория) предполагает наличие своей противоположности. Противоречие – основа изменения, развития. Гегель создает новую логику, в которой «противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Противоречие не бессилие мышления, а его стихия. Разрешение противоречия есть переход к новому понятию с его противоположностью. Триада Гегеля присутствует уже у Фихте: тезис – антитезис – синтез. Развитие предполагает качественное разнообразие и преемственность. Источник развития (причина) в противоречии, то есть в самом процессе, а не вне его. Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872), видный немецкий философ XIX века в центре своего учения поставил человека. Превращая мировой дух Гегеля в человеческий, Фейербах представляет антропологический материализм. Бог есть лишь проекция человеческого духа, идеализированный человек, недостижимый из-за жестких условий бытия конкретного человека. Подлинным культом должны быть человек, любовь к человеку.
Контрольные вопросы:
1.Что абсолютизируется в философии Просвещения?
2.Какое значение для современной философии имеют достижения классической немецкой философии?
|
|