Обратная связь
|
Тема 8 Философия конца XVIII - начала XXI века Цель: знакомство с достижениями философии указанного периода.
План:
1.Традиции и инновации рационализма.
2.Иррационализм.
3.Русская философия.
1 Философ и экономист Карл Маркс (1814-1883) переосмысливает гегелевскую концепцию в традиции материализма, прежде всего социальной философии. Опираясь на материалистическое понимание истории и теорию прибавочной стоимости, Маркс видит историю общества как историю борьбы классов, в основе которой материальные интересы. Итогом борьбы классов станет новый тип социальности – коммунизм, «царство свободы», подготовленное экономически и политически саморазвитием «царства необходимости». Классом, который должен и может обеспечить скачок в царство свободы К. Маркс, считает пролетариат. Марксизм отличается от прежнего, созерцательного материализма философией действия, преобразования. Отечественная философия как философия по форме и содержанию появляется в XIX веке, хотя истоки ее видят в религиозно-мировоззренческих исканиях тысячелетней давности. Существует проблема самостоятельности русской философской традиции и ее отношения к европейской. Специфика и оригинальность русской философии обнаруживается в мистической и художественной формах творчества. Развитие рационалистического начала немецкой классической философии привело, в частности, к появлению философии позитивизма и неопозитивизма. Французский философ Огюст Конт (1798-1857) считается основоположником позитивизма. Философ полагает, что для эпохи индустриального общества необходимо новое мировоззрение – наука или позитивное (положительное) знание. Законы математики и физики Конт считает универсальными для научного познания. Социологию он называет социальной физикой. Философия выводится за иерархию наук, на ее долю остается разработка общественной методологии.
Неокантианство в узком смысле разрабатывает методологию познания «наук о духе» или «наук о культуре» в оппозиции позитивизму. Немецкий философ Эрнст Кассирер (1874-1945) – один из крупнейших представителей марбургской школы. Культура символична, сама действительность – результат культурной символизации. «Задача философии выяснить» правила функционирования символов в разных сферах культуры (язык, миф, искусство, религия, история, наука). Для Кассирера символ, прежде всего форма самопознания человеческого духа, основа культурной деятельности. Жизнь – предельный синтез всех культурных форм. Мир культуры – мир уже осмысленных, организованных, чувственно пережитых форм. Человеческая культура может быть описана как процесс прогрессивного самоосвобождения человека. В формах культуры человек обнаруживает свою силу – способность строить собственный «идеальный» мир. Человек – культурное существо, – утверждает Э. Кассирер. Немецкий философ Генрих Риккерт (1863-1936) – выдающийся представитель баденской школы. Доказывает, что философские проблемы, это проблемы аксиологические. Задача – установить, каков мир в действительности и каковы ценности, придающие ему смысл. Философия – наука о целостном человеке и его отношении к миру. Науки о природе генерализируют понятия, а науки о культуре их индивидуализируют. В основе последних понимание (понимающие науки) смысла свершений человека в контексте культуры. Неокантианство внесло существенный вклад в философию языка, философию мифа, философию культуры.
Неопозитивизм возник в 20-е годы ХХ века. В Англии идеи неопозитивизма развивал Бертран Рассел (1872-1970). В Австрии – Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Мориц Шлик (1882-1936), Рудольф Карнап (1891-1970). В Германии, затем в США – Ганс Рейхенбах (1891-1953). Неопозитивисты разрабатывают логическую ступень познания. Научные положения базируются на научных фактах, констатируемых в высказываниях. Предметом анализа оказываются высказывания. Предложение научно достоверно в том случае, если его можно верифицировать, то есть свести к атомарным (простейшим) фактам, фиксируемым в эксперименте. Впрочем, неопозитивисты обнаружили невозможность верификации. Постпозитивизмом называют множество концепций, пришедших на смену неопозитивизму и сохраняющих преемственность. Видным представителем постпозитивизма считается Карл Раймунд Поппер (1902-1994) – английский философ, логик. Свою концепцию назвал критическим рационализмом. Задача философии научного познания (эпистемология) состоит в разрешении проблемы роста знания. Рост знания достигается в процессе рациональной дискуссии, которая неизменно выступает критикой существующего знания. Теория гипотетична, то есть образует не законы, а правдоподобные утверждения. Теорию окончательно подтвердить нельзя, но ее можно опровергнуть (фальсифицировать), если она противоречит опытным данным. Опровергнутая теория заменяется новой; так происходит рост научного знания. В отличие от науки, философия не имеет научного характера, так как не поддается фальсификации. Но философия обладает смыслом, ее задача – осмысление роста научного знания. Поздний Л. Витгенштейн предложил новый способ философствования, который определил характер западной философии. Значение слов определяется их употреблением. Философская деятельность выступает как анализ жизни в форме языка, естественного языка. Концепцию философа называют лингвистическим анализом или лингвистическим переворотом в философии.
Одним из основных философских направлений ХХ века является феноменология – учение о феноменах. Основатель и ведущий представитель феноменологии – немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Под феноменом философ понимает возникающие в сознании смыслы предметов. Феноменология призвана преодолеть крайности субъективизма (психологизма) и объективизма (натурализма). В феномене субъект и объект находятся в единстве. Сознание всегда направлено на объект, оно интенционально (стремится). Феноменологическая редукция – это переход от феноменов к структурам чистого сознания, например, к абстракциям. Другое направление философского анализа ведет к смыслам внешнего мира. Это направление стало методологией экзистенциализма (М. Хайдеггер).
Герменевтика из числа ведущих направлений современной философии. Герменевтика – искусство и теория истолкования, понимания текстов. Методология герменевтики создается немецкими мыслителями Фридрихом Шлейермахером (1768-1834), Вильгельмом Дильтеем (1833-1911), Эдмундом Гуссерлем, Мартином Хайдеггером. Основы современной герменевтики заложены немецким философом Хансом–Георгом Гадамером (р. 1900). Ученик Хайдеггера, Гадамер конкретизирует понимание как языковую интерпретацию языка. По Гадамеру, понимание существует на основе традиций и здравого смысла, а они задаются языком, образованием. Чем образованнее человек, тем он истиннее, подлиннее. Не понятия ключ к пониманию, а наоборот. Человек должен понять то, внутри чего он находится. Герменевтический круг – взаимосвязь целого и частей в процессе понимания (понимается и целое, и части одновременно, вместе). Понимание есть универсальный способ освоения мира человеком. «Человек – это понимающее бытие». Основы философии психоанализа разработаны австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Выдающиеся представители – Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961), Эрих Фромм (1900-1980). Концепция психоанализа исходит из анализа бессознательного – сферы влечений, инстинктов, предрассудков. В бессознательном господствует сексуальное (З. Фрейд), инстинкт превосходства (А. Адлер), «архетипы» коллективного бессознательного (К. Юнг). Культура вытесняет бессознательное, что обусловливает индивидуальные и массовые неврозы. Бессознательное может быть источником как творческих, так и разрушительных тенденций. Методология психоанализа исходит из приоритета бессознательного при познании и моделировании социокультурной реальности.
2 Традиция ограничения возможностей разума выразилась в философском иррационализме. Предтечей философии жизни стал немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860). В основе его концепции слепая воля к жизни, которая реализуется в множестве объективаций, сосуществующих в иерархической целостности. Высшая ступень в иерархии объективаций – человек-эгоист, существо, наделенное разумом. Социальная организация есть система сбалансированных воль. Воля к жизни обеспечивает неотвратимость страданий, поэтому Шопенгауэр называет свое учение пессимизмом. Волю к жизни нельзя изменить, единственный способ бытия человека философ видит в этике буддизма, особенно в нирване. Основатель и крупнейший представитель философии жизни немецкий философ Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900). В центре концепции идея сверхчеловека. Основой жизни является воля к власти. Человек – природное существо, поэтому для него естественны природные законы. «Дионисийское» или природное в человеке вступает в противоречие с «аполлониевским» – упорядоченностью цивилизации. Цивилизация, прежде всего христианство испортили человека. Ницше провозглашает переворот в оценках и ценностях. Его сверхчеловек – это возращение естественных ценностей «последнему» человеку, это идеал, в котором сочетаются абсолютное духовное творчество, концентрация воли к власти, сверхиндивидуализм, оптимизм, бесконечное самосовершенствование. Только сверхчеловек может жить в мире в условиях жесткой непостижимой причинности. Парадоксальность идей, афористический стиль Ницше вызвали интерес к концепции и множество интерпретаций его творчества. Среди представителей жизни выделяют Вильгельма Дильтея (1833-1911), Анри Бергсона (1859-1941), Освальда Шпенглера (1880-1936), Хосе Ортегу-и-Гассета (1883-1955).
Экзистенциализм, или философия существования – одно из самых популярных и влиятельных течений в современной культуре. На формирование экзистенциализма оказали влияние идеи С. Кьеркегора, Ф.М. Достоевского, Ф. Ницше, М. Шелера. Экзистенциализм развивали многие выдающиеся философы. В Германии – это Мартин Хайдеггер (1889-1976), Карл Ясперс (1883-1969). Во Франции – Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960). В России – Николай Бердяев (1874-1948). Центральные вопросы экзистенциализма – существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире – близки каждому. Существование человека не поддается рациональному познанию, а лишь постижению в переживании. К. Ясперс полагает, что бытие человека раскрывается в «пограничной ситуации» – в состояниях страдания, борьбы, духовного напряжения. Сущность человека формируется и раскрывается в существовании, то есть человек становится человеком в процессе жизнедеятельности. Человек сам определяет свой облик, и сам отвечает за себя. Ж.-П. Сартр считает, что человек отвечает за всех и себя. Человек социален, находится в общении с другими: другой необходим для собственного существования. Своим поступком – бунтом – человек обусловлен другими и толкает других на определенные действия. Перефразируя Декарта, Сартр формулирует сущность человека: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Человек может рассчитывать только на человека. Смерть – это ничто, жизнь – все. Поэтому человек свободен, ибо свобода и есть экзистенция. «Религиозные» экзистенциалисты – К. Ясперс, Н. Бердяев – полагают, что свободу можно обрести лишь в Боге. Свободой, то есть выбором, действием и ответственностью, человек отличается от других природных существ. Человек обречен быть свободным. Теряя свободу, например, в тоталитарном обществе, он теряет себя как личность, приближается к животному состоянию. Для Н. Бердяева высший смысл существования человека в отношениях с Богом: человек божественен, а Бог человечен. Экзистенциализм – оптимистическая, деятельная и внеисторическая философия.
Постмодернизм – понятие, используемое для обозначения типа философствования, относящего себя к постнеклассической философии. Ведущие представители: Р. Барт, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж. Лиотар, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. Постмодернизм во многом восходит к неклассическому типу философствования (начиная с Ф. Ницше), и в частности – к постструктурализму, структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии, философии М. Хайдеггера, в поздних своих версиях – к философии диалога, теории языковых игр. Современная культура осмысливает себя как «постмодерн», то есть пост-современность, как процессуальность, которая разворачивается «после времени» – в ситуации «свершенности» и «завершенности» истории. Постмодернизм понимается как состояние радикальной плюральности, а постмодернизм – как его концепция. Его содержание и термины находятся в процессе становления. Прежде всего, в философии постмодернизма шлифуются понятия, необходимые для адекватного описания неравновесных самоорганизующихся систем. По мнению М. Фуко, новый фундаментальный опыт человечества невозможно заставить говорить на тысячелетнем языке диалектики. Новый, нелинейный, способ видения мира нуждается и в новом языке для своего выражения, который предстоит найти. Наиболее распространены такие понятия, как «письмо» и «текст»; характерно использование мифологических образов и тяготение к метафоре. В проблемном поле постмодернизма особое место занимает проблема его соотношения с такими культурными феноменами, как классика и модернизм; он является как конструкция цитат и способ бытия классики в современную эпоху. Отличительной особенностью классических постмодернистских текстов является их всеобщий характер: труды ведущих постмодернистских авторов отличаются такой особенностью, как стремление к анализу собственных оснований.
3 У русского писателя, мыслителя Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) в центре внимания свобода воли человека и ее отношение к нравственности. Свобода как самоцель разрушительна, своеволие несет хаос, разрушение. Этическое начало глубже, нравственное начало обеспечивает иное отношение к свободе и понимание свободы. Основатель русского космизма Николай Федорович Федоров (1829-1903) в смерти, абсолютной зависимости от природы видит зло для человека. Человек не индивид, а общественный организм. Переустройство природы с помощью знания о ней возможно трудом многих поколений людей. Коллективное человечество осуществит «общее дело» – освоение космоса, победу над смертью, возращение к жизни умерших поколений. Достижение бессмертия, власти над природой предполагает непременным условием достижение всеобщего братства, преодоление всех границ, разделяющих и ослабляющих единое человечество. Крупнейший русский идеалист и мистик Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) полагает, что нравственное начало должно быть в основе теоретической философии. В полемике с западной философией Соловьев утверждает всеединство центральной категорией онтологии и высшим принципом бытия. Его проявление в предметном бытии предстает как благо, истина и красота, а в знании – как цельное знание, свободная теософия. Личностным аспектом положительного всеединства является София, божественная мудрость. Осуществление софийности философ видит в совершенствовании человека, природы, космоса. Социальным идеалом является вселенская теократия. Философия всеединства В.С.Соловьева стала источником мощного направления в русском идеализме. Ведущим представителем религиозно-идеалистической традиции русской философии является основатель «нового христианства», один из основоположников экзистенциализма и персонализма Николай Александрович Бердяев (1874-1948). В основе его философии дуализм призрачного эмпирического мира и подлинного мира духа. В первом мире господствуют необходимость, феномен, объект, во втором мире царствуют личность, ноумен, субъект. Кантовские феномен и ноумен (вещь-в-себе) переосмысливаются: вещь-в-себе есть существа и существование – личность, субъект. Задача личности – человека – выйти из рабства необходимости, феномена, объекта в подлинный мир, стать человекобогом благодаря творчеству-свободе, способностью к которому человек одарен как образ и подобие Бога. Освобождение, преодоление объективации выражается в социальной теургии (божье творчество), творящей свободную соборность на месте принудительной социальности. В этом процессе философ видит подлинный смысл истории.
Контрольные вопросы:
1.В чём заключается социальная концепция человека у К. Маркса?
2.Какие идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше Вы запомнили?
3.Каким является статус философии и науки в неопозитивизме?
4.Условия пограничной ситуации в философии К. Ясперса. Что это?
5.Как М. Фуко формулирует проблему соотношения власти и знания?
6.Какова центральная проблема русской философии?
Тема 9 Казахская философия
Цель: знакомство с достижениями казахской философии.
План:
1.Философское мировоззрение казахов в XV-XVIII веках.
2.Философские взгляды казахских мыслителей XIX – первой трети ХХ века.
3.Особенности философии в современном Казахстане.
1 Философское содержание казахского фольклора как отражение многообразной жизни и истории казахов. Нерушимость системы ценностей провербального общества. Свободомыслие, наивный реализм и стихийный материализм в пословицах и поговорках. Мировоззренческое значение образов казахского героического и лирического эпоса. Интенсивная консолидация казахов в единую народность как основная тематика творчестве жырау и акынов XV-XVIII веков. Идея «Жерұйык» Асан Кайгы как основа построения независимого казахского ханства. Нравственно-этические вопросы в произведениях Казтуган, Доспамбет, Шалкииз жырау. Изменения образа мыслей казахских жырау в период острого экономического и военно-политического кризиса в конце XVII-первой половине XVIII веков. Размышления Ахтамберды жырау и Умбетей жырау как поэтизированная философия, направленная на осмысление сущности жизни и смерти, отношений с вечностью. Этическая философия Бухар жырау. Дихотомия добра и зла в творчестве Шал акына.
Основные особенности развития казахской общественной мысли в ходе присоединения Казахстана к России. Прогрессивные элементы народного сознания и идеи независимости в творчестве Махамбета Утемисова. Философское мировоззрение поэтов эпохи «Зар заман» Дулата Бабатаева, Шортанбая Канаева.
2 Общественно-политические условия формирования Казахского Просвещения, его отличия от европейского и русского Просвещения. Чокан Валиханов (1835-1865) сторонник концепции «географического детерминизма». Как сторонник философии просвещения, воглагал большие надежды на реформы и оставил разработки по судебной реформе в казахском обществе России. Ибрай Алтынсаринвидел в просвещении народа путь его сохранения, приспособления к новым обстоятельствам жизни и дальнейшего развития. Религиозно-идеалистическая традиция казахского философствования представлена творчеством Абая и Шакарима. Выдающийся казахский мыслитель Абай (1845-1904) прежде всего гуманист и в этом смысле представитель философии Просвещения. В центре его интересов – нравственно-этические проблемы. Нравственность человека определяется верой, потому что человек создан Аллахом. Но это не вера религии, а истинная искренняя вера просвещенного человека. Казахский просветитель уверен, что наставление, назидание – единственно возможный способ формирования человека. В этом смысл его знаменитой «Книги слов». Просветители-демократы начала ХХ века А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов, А. Букейханов, М. Дулатов, Х. Досмухамедов, М. Жумабаев и другие были широко образованными людьми своего времени, которые верили в будущее освобождение казахского народа и делали все от них зависящее для приближения этого дня своими философскими идеями, публицистикой и участием в общественно-политической деятельности. Ученик Абая Шакарим (1858-1931) отличается терпимостью ко всем известным философским и мировоззренческим направлениям. Центральная фигура его философии – человек. Истина дана человеку не в чувствах, а в разуме, так как только разуму доступна сущность мироздания. Сущность человека – в знании истины. В творчестве философа можно увидеть последовательность мистика и позицию дуалиста. Основная цель книги «Три истины» – пишет Шакарим, – выяснить, есть ли у высшего создателя разум и познания, исчезает ли душа после смерти? Видимо, три истины философа заключается в признании беспричинной причины – Создателя, бессмертия души и совести как ее субстанции. Гносеологический аспект позволяет выделить истины веры, науки, морали. Праксеологический, он же просвещенческий, воспитательный подход предполагает учить людей трудиться, дать им образование, но начать с науки совести.
3 В 1922 году из советской России была выслана большая группа интеллигенции, не разделяющая идеалы марксизма. Среди них были ведущие российские философы, представители религиозной и идеалистической философии. Была нарушена преемственность в развитии отечественной философии. Лишь в конце пятидесятых годов советские философы – марксисты (иных философских направлений в СССР к тому времени не существовало) стали участвовать в международных философских конгрессах. Советская философия как оригинальная часть современной философии начинается в шестидесятые годы. Диалектическую логику разрабатывают Э. Ильенков, Г. Батищев, в Казахстане – Ж. Абдильдин, А. Касымжанов. Вопросами методологии науки занимаются В. Швырев, В. Степин, А. Ракитов. Западная философская культура рассматривается в работах Н. Мотрошиловой, П. Гайденко, А. Богомолова, В. Кузнецова. Проблемы гносеологии и теории сознания разрабатывали блестящий мыслитель П. Копнин, а также В. Лекторский, А. Спиркин, В. Тугаринов, Э. Ильенков. Начинается разработка проблемы ценностей (М. Каган, О. Дробницкий, Б. Григорьян, В. Шинкарук). Тема культуры рассматривается Э. Маркаряном, В. Межуевым. Проблема человека анализируется в трудах А. Мысливченко, И. Фролова, С. Батенина. Специфике философского знания посвятили работы Т. Ойзерман, П. Алексеев, В. Сагатовский. Значительное внимание уделялось разработке проблем социальной философии: В. Барулин, А. Уледов, Ю. Плетников и другие. Восприятие философии как философии действия, мысль К. Маркса о призвании философии переделывать мир обусловили специфику отношения к философии и философствованию в СССР. В советской философской литературе были нередкими суждения о советской философии как единственной истинной. Современные критики нередко утверждают, что в Советском Союзе философии не было. Эти крайние точки зрения и есть показатель политизации и идеологизации отечественного философствования. Бесспорно, что фактическое запрещение немарксистской философии имело трагические последствия для духовности. Бесспорно и другое – государственная поддержка стала условием возникновения советской материалистической философии как самоценного явления современной философской культуры.
Казахстанская философия в рамках диалектико-материалистической парадигмы достигла больших успехов. В 60-годы группа ученых начала разрабатывать проблемы диалектической логики (Ж. Абдильдин, А. Касымжанов, А. Нысанбаев); их достижения получили признание в мировой философии. Проблемы взаимосвязи философии и различных отраслей естествознания изучались в трудах К. Рахматуллина, М. Сабита, З. Мукашева, А. Балгимбаева, В. Зорина, М. Изотова и др. Велика роль А. Касымжанова в деле развития познания, изучения творчества аль Фараби, исследования духовности древних тюрков. А. Касабек внес вклад в развитие методологии социального познания, в исследование истории отечественной философии. Изучалась духовная жизнь общества и ее влияние на развитие личности (К. Шулембаев, С. Темирбеков, А. Тургумбаев). Большой вклад в развитие социальной философии, в частности, в процесс осмысления истории кочевников и их переход к оседлости внес Д. Кшибеков. М. Аженов - специалист по социальной структуре казахстанского общества. В исследования межнациональных отношений значительный вклад внесли Н. Джандильдин, М. Сужиков, А. Айталы, Т. Сарсенбаев, Р. Абсаттаров, Н. Малинин, Н. Байтенова. Нормативную природу общественных отношений, роль обычаев и традиций народа в сохранении его идентичности исследовал Н. Сарсенбаев.
В суверенном Казахстане прежде всего исследуются духовные искания казахского народа, корнями уходящие на тысячелетия. В это дело внесли свой вклад такие философы как А. Касымжанов, Ж. Абдильдин, А. Нысанбаев, М. Орынбеков, Ж. Молдабеков, Ж. Алтаев, Т. Габитов и другие. В институте философии МОН РК группа учёных разрабатывает концепцию модернизации страны.
Контрольные вопросы:
1.Как концепция географического детерминизма повлияла на осмысление бытия казахов в философствовании Ч. Валиханова?
2.Как проявился принцип антропоцентризма в идеях И. Алтынсарина?
3.Какие смыслы несет нравственная философия Абая?
4.Какие истины провозглашает Ш. Кудайбердиев?
|
|