Обратная связь
|
Понятие общества. Антропосоциогенез. 2.Проблема исторического процесса.
3.Философия модернизации казахстанского социума.
1 Понятие «общество», «социум» многозначно. Общность определяется как процесс и результат совместного бытия людей, она проявляется в материальной и духовной культуре. Типичные общности – семья, народ (нация). Общество включает общности и другие большие группы людей. В определении общества главное – союз, объединение. Поэтому общество как понятие, во-первых, исходит из категории «общее», во-вторых, выражает взаимодействие людей. «Общество» отличают от таких понятий, как народ, нация, человечество, группа людей. Философия общества – это сторона философии человека. Человек – предпосылка и результат общества, без человека нет форм социальности. Поэтому анализ общества исходит из типа объяснения человека. Как и в понимании человека, в познании общества выделяют социологический, географический, биологический, психологический, культурологический, политический, экономический и другие подходы. Правомерно выделение идеалистического и материалистического анализа общества. Человек, общество представляют собой сложные системы, поэтому необходим системный подход. В первом приближении остановимся на трех основных подходах – натуралистическом, материалистическом и идеалистическом. Грань между ними условна: натурализм нередко объединяется с материализмом; К. Маркс считал свою концепцию единственной материалистической. Материалистический подход в отечественной традиции связывается прежде всего с концепцией материалистического понимания истории К. Маркса. Способ производства, состоящий из противоречивого единства производительных сил и производственных отношений, обеспечивает объективную сторону бытия общества. Социальная форма бытия материи является высшей формой материи. Субъективный фактор выявляется в деятельности людей. Общественное бытие и общественное сознание – основные категории социальной философии К. Маркса. В деятельности людей складываются и воспроизводятся, во-первых, материальный способ производства, во-вторых, тип общества (общественно-экономическая формация), в-третьих, определенный тип личности. Общество рассматривается как естественноисторический процесс. С оговорками к материалистическому подходу можно отнести технологический детерминизм. Сторонники течения критикуют К. Маркса за излишний экономизм в понимании общества, но по существу воспроизводят еще более «экономический» вариант материального производства, понимаемого в качестве основы социума. Производственные отношения ими отбрасываются, а из производительных сил выделяется технология. На технологическом детерминизме во второй половине ХХ века формируются концепции У. Ростоу, Р. Арона, Д. Белла и других. В 60-е годы была популярна концепция конвергенции, авторы которой полагали, что единая технология супердержав США и СССР в перспективе приведет к единому индустриальному типу общества, где идеологические и политические различия будут несущественными. Капиталистический и социалистический миры будут сближаться по мере развития общей технологии материального производства. Современные концепции постиндустриального или информационного общества основой общества считают наукоемкие, так называемые чистые технологии (А. Тоффлер).
В идеалистическом подходе объединяются концепции, где основой общества утверждаются элементы сознания, духа. Отношения между людьми определяются договором между ними или с Богом, нравственностью, государственной идеологией, религией, волей лидера, образованием, формой правления и так далее. Идеалистическая традиция понимания общества богата вариантами философствования, представлена выдающимися философами.
Каждая из концепций содержит рациональное зерно, поэтому выдающиеся мыслители эпохи творчески используют потенциал истории социально-философской мысли. Каким должен быть современный синтез социально-философского знания? Какой должна быть парадигма социального развития в XXI веке? Вопросы открыты, к обсуждению проблемы приглашены все.
В отечественной марксистской философии проблему происхождения общества и человека объясняет концепция антропосоциогенеза. Она основана на деятельностной парадигме; труд, язык, сознание, формы общности не только воспроизводят каждого человека как личность, но и обеспечили скачок от предка, общего для современного человека и современных человекообразных обезьян, к человеку разумному. Человек – существо, но в отличие от других существ планеты воспроизводится не генетически, а социально. Разумеется, данное суждение не отвергает биологическую наследственность: это предполагается в определении человека как существа. Но в сравнении с другими существами человек живет в мире культуры. Именно поэтому Э. Кассирер определяет человека как символическое животное (творящее культуру), а К. Маркс – как социальное существо (творящее социум и творимое обществом). Бытие социального или общественного есть специфическая форма бытия человека как личности. В диалектике общего и единичного, объективного и субъективного, материального и духовного выражается специфика социального. Социальное невещественно, едино в материальном и духовном взаимодействии. В общении и общностях людей существует (бытийствует) общество. В социальном бытии есть два уровня бытия человека: бытие в социальной группе и личностное бытие. Философский смысл понятия социального бытия состоит в определении типа связей индивидов в целое - общество. Исторические типы философии сопряжены с определенным типом решения проблемы «природное-социальное-человеческое». «Природа» в широком смысле слова отождествляется с понятиями Космоса, Вселенной, даже Бытия. С понятием «географическая среда» соотносится понятие «биосфера» (сфера живого). Отсюда географический детерминизм или географизм в объяснении общества, а также взаимодействий «общество-природа». Генетическая связь общества и природы прослеживается в концепциях антропогенеза (Ф. Энгельс, П. Тейяр де Шарден), этногенеза (Л. Гумилев).
Натуралистический подход рассматривает общество как феномен природы, космоса. Общество анализируется на основе телесной организации человека (социобиология, психологизм), природной или географической среды (географизм или географический детерминизм). Особое место занимает концепции «космизма». Русские «космисты» (Н. Федоров, К. Циолковский) рассматривают общество как этап развития Космоса. Космические излучения определяют тип общества в учениях А. Чижевского, Л. Гумилева. Сторонниками географизма являются Ш.Л. Монтескье, Л. Мечников, Ч. Валиханов.
2 Бытие общества в социальном времени и пространстве предполагает выделение стадий (ступеней), характера и направленности социальных изменений. В отечественной марксистской философии понятие стадий (ступени) исторического развития конкретизировалось в понятии «общественно-экономическая формация» (тип общества, основанный на специфическом экономическом базисе). Общественно-экономическая формация связана с представлением о единстве исторического процесса. В понятии «цивилизация» такая связь не очевидна; цивилизация и есть конкретное общество. Многозначность понятия «цивилизация» стала одной из причин противопоставления формационного и цивилизационного подходов к типологии исторического бытия общества. Идея многомерного видения истории позволяет избегать односторонности каждого из подходов при исследовании общества и конкретных сообществ. Направленность социальных изменений классифицируется циклическим, линейным, спиралевидным типами. Циклический тип проявляется в функциональном и историческом циклах. Исторический цикл включает процессы с образования до распада социума. Линейный тип включает прогрессивное и регрессивное развитие. Спиралевидный тип объединяет в себе линейность и цикличность, данный тип выражает диалектический характер развития. Характер изменений отражается в понятиях «эволюция» и «революция» как составных диалектического развития.
3 Философские теории модернизации. Социокультурные основания казахстанской модели модернизации.
Понятие государства и гражданского общества в истории философии. Сущность и функции гражданского общества. Политико-правовые основы становления и развития институтов гражданского общества в Казахстане, их роль в развитии политической системы. Влияние мирового опыта на формирование гражданского общества в Казахстане.
«Поэтому мы рассматриваем мировое сообщество не с точки зрения «общепланетарного консенсуса», оптимизированной модели «мирового правительства» или «гусиной стаи», а с точки зрения некоей системы, в которой должны осуществляться взаимодействие суверенных государств на основе полной паритетности отношений и саморазвитие государств на основе собственных традиций и «собственной скорости» политико-экономической и общественной трансформации. Геополитический контекст такой концептуальной модели достаточно прозрачен и ясен – путеводной нитью в процессе всемирной интеграции должны служить равноправные и паритетные отношения со всеми членами мирового сообщества, основанные на добрососедстве, взаимопонимании и доверии. В таком контексте становится понятным и очевидным также и внутриполитический вектор саморазвития и самосовершенствования – программа построения суверенного и стабильного Казахстана как некоего социума, в котором «категорическим императивом» служит триединство: национально-гражданское согласие, эволюционное развитие политической системы и перманентная трансформация экономики к открытому и цивилизованному типу». (Назарбаев, Н. А. Критическое десятилетие. – Алматы, 2003. – 240 с. С. 227-228.)
Сущность и понятие национальной идеи. Формирование национальной идеи. Национальная и государственная идентичность. Основные аспекты казахстанской национальной идеи. Философские основания казахстанского патриотизма.
«Мы, казахстанцы, единый народ! И общая для нас судьба - это наш Мәңгілік Ел, наш достойный и великий Казахстан! «Мәңгілік Ел» – это национальная идея нашего общеказахстанского дома, мечта наших предков. За 22 года суверенного развития созданы главные ценности, которые объединяют всех казахстанцев и составляют фундамент будущего нашей страны. Они взяты не из заоблачных теорий. Эти ценности – опыт Казахстанского Пути, выдержавший испытание временем. Во-первых, это Независимость Казахстана и Астана. Во-вторых, национальное единство, мир и согласие в нашем обществе. В-третьих, это светское общество и высокая духовность. В-четвертых, экономический рост на основе индустриализации и инноваций. В-пятых, это Общество Всеобщего Труда. В-шестых, общность истории, культуры и языка. В-седьмых, это национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем. Благодаря этим ценностям мы всегда побеждали, укрепляли нашу страну, множили наши великие успехи. В этих государствообразующих, общенациональных ценностях заключается идейная основа Нового Казахстанского Патриотизма». (Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. / Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана. 17.01.2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.akorda.kz)
Контрольные вопросы:
1.Антропосоциогенез: что это?
2.Социальное отчуждение: что это и можно ли его преодолеть?
3.Какие перспективы развития у казахстанского общества?
|
|