Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Тема 11 Принцип развития: диалектика и синергетика

Цель: формирование понятия о диалектике.

План:

1.Понятие диалектики. Синергетика.

2.Принципы и категории диалектики.

1 Термин диалектика (от греч. – искусство беседы, спор) впервые применил Сократ, имея в виду диалектический поиск истины столкновением различных мнений. Платон в диалектике видит классификацию понятий. Гегель вводит понятие объективной и субъективной диалектики – противоположности в понятиях и в действительности. Марксистская философия ставит задачей преобразовать диалектику понятий Гегеля в материалистическую диалектику. Наличие противоположных начал в мире признается уже в мифе. Пафос гегелевской диалектики состоит в объяснении мира как единого процесса, как саморазвития абсолютной идеи посредством самодвижения. Противоречие у Гегеля – механизм протекания любого процесса, форма выражения способа движения абсолютной идеи. Это диалектика тождества мышления и бытия. Материалистическая диалектика формулирует принцип совпадения мышления и бытия, где бытие – саморазвитие материи, а мышление человека есть активное отражение (познание) саморазвития противоречивого объективного мира. Объективная диалектика (саморазвитие материи) определяет субъективную диалектику (развитие мышления). Материалистическая диалектика как учение о методе (методология) напоминает логику поиска всеобщего метода познания Ф. Бэконом и Р. Декартом. Диалектика как методология в системе философии марксизма нередко включается в проблему познания как ее часть. Такое понимание правомерно, поскольку познание – атрибут жизнедеятельности человека. В таком случае диалектика как методология есть способ бытия познания и философии как поиска сущего. Если познание сводить к научному познанию, то диалектика становится методологией научного познания. Таким образом, в материалистической философии, как в любой другой форме диалектической философии она есть способ бытия философии.



Синергетика – междисциплинарное направление научных исследований с 70-х гг. прошлого века, в котором стремятся познать общие закономерности, лежащие в основе процессов самоорганизации в системах разной природы. Под самоорганизацией в синергетике понимается процессы возникновения упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в неравновесных состояниях. В критических точках – точках бифуркации – под воздействием незначительных изменений – флуктуаций – система может резко изменить своё состояние, то есть может стать упорядоченной.

2 В диалектике есть свои категории. По значимости их подразделяют на принципы, законы и так называемые «парные» категории, в которых выражаются аспекты диалектического противоречия. В принципах аккумулируется основная направленность. Развитие как ведущая форма движения предполагает необходимость, преемственность, направленность, цикличность. Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития и раскрывает взаимообусловленность явлений, процессов. Принцип единства диалектики, логики и теории познания выражает всеобщность процесса развития, единство законов развития. Принцип восхождения от абстрактного к конкретному организует процесс познания. В данном принципе абстрактное – воспроизведение какой-то стороны, а конкретное – это вещь, процесс в единстве всех своих связей. Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное объективной диалектики трансформируется в конкретное познания. Логическое – воспроизведение закономерностей, историческое - воспроизведение развертывания во времени. Логическое и историческое есть воспроизведение реальности в теории. В современной философии данный принцип осмысливается в категориях объективизма, субъективизма, историзма и других. В первом приближении это выражается в опасностях произвольного построения теории (субъективизм), абсолютизации теоретических построений (объективизм), проецирования прошлого в будущее (историцизм). Основные законы материалистической диалектики – это закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания. Нужно иметь в виду, что закон отрицания отрицания – не ошибка в написании, и что первые два закона могут быть иначе сформулированы. Три закона раскрывают источник развития, многообразие явлений и процессов, направленность развития. Категории рассматриваются в рамках законов и вне как «парные» категории. Следовательно, законы, категории неразрывно связаны. Общее и единичное. Если общее ориентирует на поиск закономерного, родового, то единичное связано со специфическим. Наконец, особенное есть отношение между общим и единичным, особенное есть конкретизация. Сущность и явление. В самом общем виде, сущность – основная, исходная связь, а явление – выражение сущности, доступное чувственному познанию. Но за явление может быть принята видимость, в таком случае и явление, и сущность ускользают от познания, остаются в какой-то мере «вещью-для-себя». Отсюда ошибки познания и высший смысл философствования. Общее и сущность близки понятию закона. Наиболее значимые законы называются принципами. Умение пользоваться принципами считается вершиной философствования. Еще древние философы вводят понятия части и целого для выражения раздельности и единства в многообразном мире. Если нечто не поддается разделению, то оно является атомом («неделимый»). В современной философии целое и часть представляются чаще понятиями системы и элемента. Элемент – наименьшая часть системы, которая при дальнейшем раздроблении теряет смысл для данной системы. Например, студент – элемент вуза, голова студента – элемент туловища или (в зависимости от смысла термина «голова») элемент познания, культуры. Связь компонентов системы (элементов, частей) называется структурой. Элемент и система, целое и часть находятся в неразрывной связи друг с другом; одно не предшествует другому, а находится в одном времени – пространстве. Форма и содержание. Если способ организации системы называется структурой, то способ организации целого называется формой. Содержание есть совокупность частей целого или – в другом понимании – совокупность основных связей целого. Во втором понимании содержание перекликается с сущностью. Аристотель соотносил форму с материей. Соотношение формы с содержанием впервые установил Гегель. Единство и борьба противоположностей. Взаимодействие частей целого схватывается в понятии диалектического противоречия (не путать с противоречием в формальной логике). Взаимоисключающие стороны противоречия в диалектике называются противоположностями. Диапазон взаимоотношений противоположностей называют борьбой. Бытие противоположностей как частей целого и есть их единство. Борьба есть порождение активности, ее процесс и результаты. Таким образом, единство и борьба противоположностей объясняет источник движения, развития как саморазвитие. Поэтому противоречие утверждается в качестве закона или принципа диалектики. Причина и следствие. Взаимодействие приводит к возникновению новых вещей и процессов. Явление, порождающее другие явления, называется причиной, при этом порождаемое явление есть следствие. Так существуют причинно-следственные связи. Признание причинной обусловленности всех явлений – принцип детерминизма, отрицание детерминизма есть индетерминизм. Механизм детерминации близок к сущности, его исследование непросто (смотрите воззрения Д. Юма на причинность), но возможно. Возможность и действительность. Следствие как реализация причинно-следственной связи есть действительность (то, что есть). Причина как символ следствия есть возможность (то, что может быть). Например, жизнь есть возможность смерти. А смерть есть возможность жизни? Возможность, взятая с ее количественной стороны, есть вероятность. Вероятность выражает степень близости возможности к действительности. Выделяют формальные и реальные возможности. Но и формальная возможность иное, чем невозможность. Случайность и необходимость. Связь, где реализуется одна возможность, называется необходимостью, а несколько возможностей – случайностью. Необходимость как неизбежность, жесткая и однозначная связь и понимается однозначно. Иное дело множественность как случайность. В философии случайность трактуется как реальность, в истории философии была влиятельной концепция, где случайность есть непознанная необходимость, то есть неизвестная необходимость и есть случайность. Необходимость и случайность могут быть выражены категорией вероятности: реальная возможность ближе к необходимости, а формальная – к случайности. В философии есть разное понимание соотношения случайного и закономерного: случайное признается закономерным или незакономерным, зачастую случайность употребляется как отсутствие закономерности. Материалистическая диалектика исходит из закономерности необходимости и случайности. Качество и количество. Качество – это не изменяющаяся, а количество – изменяющаяся определенность вещи или процесса. Изменение качества ведет к исчезновению данной вещи и возникновению иной, другой вещи. Качество (или вещь) существует в определенных границах меняющегося количества. Качественно-количественная определенность вещи называется мерой. Момент изменения качества называется скачком. Механизм качественно-количественных преобразований имеет статус закона или принципа диалектики. Философские понятия качества, количества, меры и скачка следует отличать от смыслов этих слов в естественном языке. Отрицание. Понимание развития включает рождение нового из старого, переход возможности в действительность. Связь нового и старого выражается в категориях преодоления, преемственности, новизны. Преемственность состоит в сохранении элементов, частей старого в новом. Новизна – это появление не существовавшего (неизвестного). Диалектическое отрицание есть единство преодоления, преемственности и новизны. Абсолютизация преодоления ведет к утверждению небытия, абсолютизация преемственности – к утверждению консерватизма, абсолютизация новизны – к волюнтаризму и экстремизму. Диалектическое отрицание выражает преемственность и направленность развития. Метафизическое отрицание несет в себе разрушение. Гегелевское отрицание отрицания включает триадичность (тезис – антитезис – синтез), отрицание–снятие и синтез. Осмысление Гегеля в материалистическом варианте ведет к ограничению действия закона отрицания отрицания «спиралевидными процессами» прогрессивного и регрессивного развития. Из интерпретаций диалектики в современной зарубежной философии наиболее известны концепции экзистенциальной и христианской (протестантской, католической) диалектики.

Контрольные вопросы:

1.Есть ли общее у диалектики и синергетики?

2.Какие исторические типы диалектики известны Вам?

3.Какие принципы диалектики считают основными?

4.Какие возможности предоставляет диалектика в теоретической и практической деятельности человека?






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.