Обратная связь
|
Тема 10 Бытие как центральная категория онтологии Цель: формирование понятия об основной категории онтологии.
План:
1.Понятие бытия.
2.Основные формы бытия.
3.Бытие и генезис сознания.
1 Бытие в философии получает смысл, отличный от языка обыденности. Впервые бытие встречается у Парменида как надежная основа мира людей – истинно сущая Мысль (Слово, Разум, Божество). Парменидово бытие рассматривают в качестве основы философии и предпосылки мировоззрения Запада. Мировоззрение Нового Времени строится на уверенности человека в самодостаточности. Абсолют Парменида перестает быть опорой, ему на смену приходит бытие как сознание, мышление, знание человека. Современная философия Запада отказывается от рационализма, идея бытия формулируется как становление, как объективация мысли. Отечественная марксистская философия бытие отождествляет с материей.
В классической философии бытие – центральная категория онтологии (учение о бытии). Понятие бытия тесно связано с понятием субстанции – независимой, самостоятельно существующей первоосновы всех остальных вещей и процессов. Противоположностью бытия является небытие или ничто. Небытие относительно, бытие абсолютно. Понятие бытия неотделимо от концепции философии, поэтому конкретизация бытия в каждой философской системе имеет свои особенности. Общим является зависимость философствования от понимания бытия и наоборот – трактовка бытия в контексте философствования. Диалектический подход предполагает выделение противоречия бытия и небытия, объективного и субъективного бытия, материального и духовного бытия. Бытие или сторона бытия выступают в качестве субстанции. Философская категория бытия, следовательно, заключает в себе сложное содержание. Размышления о бытии предполагают два возможных варианта: историко-философский и систематический, то есть в границах конкретной философской концепции.
2 Бытие как совокупная реальность предстает в виде многообразия типов, форм бытия (реальности). Классификация определяется статусом бытия (реальности). Выделение двух форм бытия характерно уже для мифологического сознания. Две формы бытия – бытие (материя) и мышление (сознание) выделяет Ф. Энгельс. Распространена триадичность. Так, Гегель выделяет объективную, субъективную и абсолютную формы бытия духа, в неопозитивизме разграничивают объективное бытие (материя), субъективное бытие (психика), бытие объективного духа (надличностное сознание).
Бытие человека – центральная форма бытия. Бытие отдельного человека – диалектическое единство тела и духа. Тело человека подвластно законам бытия живого тела, то есть природного существа. Человеческий дух (сознание) обусловливает возникновение и существование других форм бытия. Прежде всего, человек создает вторую природу – культуру, вне которой его существование немыслимо. Бытие человека состоит в переосмыслении двух уровней: бытие индивида и бытие социально-исторического существа. Каково же место и значение бытия человека в совокупной реальности? Это чрезвычайно важный вопрос для человека, отвечая на который человек предстает как духовное существо. С позиций человеческой деятельности можно выделить четыре основные формы бытия: бытие природы, бытие человека, бытие духовного, бытие социального. Первой предпосылкой человеческой деятельности была и останется природа. Специфика природы как особой формы бытия состоит в ее бытии до, вне и независимо от сознания человека. Она есть непреходящий для человека мир. Для материализма она – объективная и первичная реальность, породившая человека и его дух. Природа объективно реальна и первична и в том смысле, что без нее невозможны жизнь и деятельность человека.
В марксистской философии выделяют бытие природы, социальное бытие и бытие сознания. Если социальное заменить историческим, то в классификации будет усилен момент становления. Исторический подход позволит выделить настоящее, прошлое и будущее как возможность, потенцию. Независимо от количества выделяемых форм бытия присутствуют два общих момента: обоснованная объективность классификации и взаимосвязь форм бытия. Разграничение бытия на бытие материального и духовного – сущностное для понимания бытия как совокупной реальности и субстанции, а также для выявления специфики философствования. Проблема материи – одна из главных в философии, а для философского материализма – фундаментальная. Для материализма материя есть бытие, есть субстанция. С античной философии и до философии современности в понимании материи значительное место занимает натурфилософский подход. Для него характерно признание единства философского и научного исследования природы. Материя первых материалистов – единство субстанции и субстрата (основа единства в однородности всего мира), то есть соединение свойств материи как «материала» и как источника изменений в мире. В материализме Нового Времени материя – это прежде всего отдельное от мира общее, неизменные свойства вещества. Такое рационализированное понимание материи стало условием для критики со стороны Дж. Беркли, самой обоснованной критики понятия материи в истории философии. Понятие материи в марксизме сконцентрировало достижения философской мысли. Доводится до логического завершения процесс гносеологизации понятия субстанции, освобождающий материю от натурфилософии. В ленинском определении материи реализуется основной вопрос философии в единстве онтологии и гносеологии: материя – объективная реальность, познаваемая человеком. Проблема генетического порождения материей-субстанцией всей, в том числе духовной реальности заявлена как проблема материального единства мира. Связь материи-субстанции с материей-субъектом раскрывается в совокупности ее атрибутов – неотъемлемых свойств. Это движение, пространство, время, отражение. Итак, категории материи в отечественной марксистской философии придаются такие свойства, как объективная реальность, познаваемость, неисчерпаемость (многообразие бесконечно), несотворимость, неуничтожимость. Понимание материи в других философских концепциях предполагает выделение иных свойств и атрибутов. Например, в онтологии современной зарубежной философии рассматриваются формы данности бытия человеку. Материя выступает как телесность, время как история.
3 Отражение как атрибут материи в диалектическом материализме связан с самым загадочным феноменом мира – сознанием. Диалектический материализм, отрицая материальность сознания, удаляется от предшествующего материализма. Сознание является свойством высокоорганизованной материи, утверждает он, возвращаясь к материалистической традиции. Какова же природа нематериального свойства материи? Ответ формулируется в теории отражения. Отражение рассматривается как всеобщее свойство материи. Формы отражения стали связующим звеном между неживой материей и материей мыслящей. Отражение как всеобщее свойство материи есть тип взаимодействия, в котором осуществляется перенос свойств одного тела на другое. В общем виде отражение можно представить как совокупность изменений, вызванных внешним воздействием. Отражение есть процесс воспроизведения особенностей одного объекта в структуре другого. В соответствии с общими закономерностями взаимоотношений уровней материи и соответствующих им форм движения строится модель развития отражения. Развитие форм отражения предполагает, что отражение в неживой природе является элементарной основой в более высоких уровнях отражения. Отличительной особенностью живого является обмен веществ, рост и воспроизведение. Последняя способность в неживой природе не встречается. Совокупность свойств жизни включает и противостояние распаду, хаосу. Живые системы или организмы способны упорядочивать мир. Отражение в живой природе существует во многих формах. Одноклеточным и растениям присуща раздражимость. Психика животного представляет качественное поэтапное развитие отражения вплоть до человека. Биологическое отражение является жизненно важным для животных, поскольку входит в свойство адаптации, приспособления к условиям среды обитания. Общие в структуре отражения внешний и внутренний компоненты на уровне психики приобретают высокую форму развития. Биологическое отражение характеризуется раздражимостью и чувствительностью. Ощущение выступает исходной формой психического отражения. Оно является субъективным по природе и способно отражать значимые для существа факторы адекватно, то есть объективно. Наряду с ощущением, к психической форме отражения относятся инстинкты (безусловные рефлексы), условные рефлексы, восприятие, эмоции. Особенностью отражения на уровне организмов является способность сохранять в опыте содержание ощущений. Психическая форма отражения отличается адекватностью, избирательностью, целесообразностью, способностью действовать с опережением. Чем активнее субъект, тем богаче опыт отражения, тем устойчивее его положение в мире. Организм способен отвечать на воздействие среды изменением своего тела и преобразованием среды обитания. Для отражения на уровне жизни характерно отражающее опережение. Суть состоит в способности усваивать ритмы бытия окружающей среды и встречать очередную фазу готовностью организма взаимодействовать с ней. Опережающее отражение делает живые системы устойчивыми к комплексу изменений. Способность к опережающему отражению у человека достигает уровня предвидения. Социальное отражение складывается в процессе социальной жизнедеятельности человека как индивида и родового существа. Это высшая форма отражения, заключающаяся в сознательном восприятии мира и преобразовании его.
Контрольные вопросы:
1.Какие проблемы онтологии являются ведущими?
2.Как решается проблема бытия и небытия?
3.Каким образом соотносятся стратегии человека «Быть» и «Казаться»?
4.Каков генезис сознания?
|
|