Тема 15 Философское осмысление глобальных вызовов современности Цель: формирование понятия о глобальных проблемах и перспективах человечества.
План:
Понятие глобальных проблем.
Глобальное воздействие человечества на природу привело к возникновению глобальных (общечеловеческих) проблем. Среди них проблемы биологических основ жизнедеятельности человека, проблемы освоения природных ресурсов, социокультурные проблемы. Есть осознание в необходимости изменения принципов взаимоотношений общества и природы. Экологическая философия или экофилософия – комплекс социально-философских исследований взаимодействия общества и природы. Формируется с восьмидесятых годов. Экофилософия тесно связана с философией жизни, концепциями общества, человека, техники. У истоков экофилософии идеи Владимира Ивановича Вернадского (1863-1845), российского ученого и мыслителя. Человечество, по Вернадскому, в хозяйственной деятельности превратилось в геологическую силу, а в целом – в новое состояние биосферы – ноосферу – разумную сферу планеты. В экофилософии выделяются такие объекты анализа, как природа, общество, человек. Российский мыслитель Дмитрий Сергеевич Лихачев сформулировал понятие «экология культуры». Центральной категорией экофилософии является категория «жизнь». Самой популярной является биосферная концепция культуры, опирающаяся на идеи космизма.
По мнению французского антрополога, теолога, философа Пьера Тейяра де Шардена (1881-1955), культура человечества – необходимый этап в развитии космоса. Творческая эволюция современного человечества – стадия эволюции космоса – происходит на основе духовности и любви с помощью энергии, идущей от Бога, что создает возможности совершенствования человека и его взаимоотношений с природой на пути возвышения к Богу.
Немецко-французский философ, теолог, общественный деятель Альберт Швейцер (1875-1965) создал этику благоговения перед жизнью. Он резко критикует европейскую мысль за «иссушающий» рационализм и экономизм. Национализм, патриотизм, утрата мировоззрения обусловили деградацию культуры. Общество на грани патологии. В этической концепции Швейцера добро – сохранение и развитие жизни, зло – унижение и уничтожение ее. Этика благоговения перед жизнью должна остерегаться готовности общества, государства внедрять ее. Государственная этика привела к гибели культуры. Этика благоговения перед жизнью должна быть реализована только в личностном, индивидуальном выборе.
Проблемы экософии подняты и в работах Римского клуба, возглавляемого итальянским ученым и бизнесменом Аурелио Печчеи (1908-1984). Феномен жизни как высшей ценности в трудах ученых клуба лежит в основе нового гуманизма. Мораль контролирует всю мощь научно-технического прогресса. Приоритетные ценности – сотрудничество людей, взаимная помощь, социально-экономическое развитие, искоренение нищеты и человеческих страданий, инновационность, творчество, ответственность и оптимизм. Основа бытия – Природа. Важнейшая задача современного человечества – культурная эволюция, понимаемая как развитие человеческих качеств.
Социокультурные процессы современности далеки от идеалов возвращения человека в «естественное состояние» с его простейшими формами жизни. Для сохранения планеты необходимо совместное природное и искусственное развитие на основе принципов коэволюции. Российский ученый Никита Николаевич Моисеев подчеркивает, что это означает «целенаправленное и согласованное развитие биосферы и общества». Необходимо восстановить нравственные ориентиры, сформировать глобальный интеллект – коллективный разум, одухотворенный любовью к жизни и каждому человеку. Необходимо ограничить характер развития производительных сил и вести целенаправленное воспитание общества на ином отношении к вещам. Первая задача, - считает Моисеев, - отказаться от идеала общества потребления, от потребительства.
Представители экософии полагают, что на смену биогенной (раннее человечество) и техногенной культурам идет ноогенная (разум). Австрийский биолог и философ Конрад Лоренц (1903-1989) считает, что основанием биосферной концепции культуры является интеграция культур как естественно (в ходе борьбы за выживание) возникших структур. В недалекой перспективе сформируется единая глобально-технологическая культура (глобалтех), которую отличает высокая степень свободы, высокий уровень знаний и высшие ценности. На место гибельной в своей основе технической цивилизации приходит культура, основанная на создании общепланетарного информационного пространства. Началом изменения человечества является сам человек, в его самосовершенствовании – условие выживания человечества и восстановления природы.
Конкретизация путей к новому качественному состоянию отношений общества и природы характерна для деятельности Римского клуба (с 1968 года), возглавляемого А. Печчеи. Сложность взаимосвязанных проблем побудила членов Римского клуба сформулировать идею нового, планетарного мышления. Суть идеи: глобальные проблемы можно решать лишь согласованными действиями интегрированного мирового сообщества. Отсюда приоритет культуры в жизнедеятельности общества XXI века.
В Стратегии «Казахстан-2050» Н.А.Назарбаев говорит о десяти глобальных вызовах современности и устойчивом развитии как оптимальном виде социального прогресса, в приложении к Казахстану.
Десять глобальных вызовов ХХI века. 1. Ускорение исторического времени. 2. Глобальный демографический дисбаланс. 3. Угроза глобальной продовольственной безопасности. 4. Острый дефицит воды. 5. Глобальная энергетическая безопасность. 6. Исчерпаемость природных ресурсов. 7. Третья индустриальная революция. 8. Нарастающая социальная нестабильность. 9. Кризис ценностей нашей цивилизации. 10. Угроза новой мировой дестабилизации.
«Казахстан начала XXI века независим и уверен в себе. Изменения, происходящие в мире под влиянием затянувшегося глобального кризиса, нас не пугают. Мы к ним готовы. Теперь наша задача – сохраняя все, чего мы достигли за годы суверенитета, продолжить устойчивое развитие в XXI веке.
Наша главная цель – к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда». (Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» – новый политический курс состоявшегося государства» 14.12.2012 [Электронный ресурс] URL:http://akorda.kz)
Контрольные вопросы:
1.Глобальные проблемы: что это?
2.Глобализм и антиглобализм – это современные вызовы истории. Какие смыслы Вы обнаружили в этом суждении?
3.Как возможно преодоление глобальных вызовов ХХI века?
Иллюстративный материал. Схемы *
№
| Наименование
| 1.
| Исторические типы мировоззрения
| 2.
| Философия и мировоззрение
| 3.
| Предмет и определение философии
| 4.
| Особенности философского размышления
| 5.
| Смысл философии
| 6.
| Варианты основного вопроса философии
| 7.
| Основной вопрос философии (по Ф. Энгельсу)
| 8.
| Структура философского знания
| 9.
| Язык философии
| 10.
| Функции и формы бытия философии
| 11.
| Основные формы идеализма
| 12.
| Основные формы материализма
| 13.
| История средневековой философии
| 14.
| Философия нового времени
| 15.
| Немецкая классическая философия
| 16.
| Энциклопедия философских наук Г.В.Ф. Гегеля
| 17.
| Этапы развития марксистской философии
| 18.
| Источники казахской философии
| 19.
| Специфика казахской философии
| 20.
| Специфика казахской философии просвещения XIX века (Ч. Валиханов, И. Алтынсарин, А. Кунанбаев)
| 21.
| Казахская философия начала XX века
| 22.
| Философия современности
| 23.
| Материалистическая диалектика как теория
| 24.
| Материалистическая диалектика как метод
| 25.
| Принципы диалектики
| 26.
| Категории диалектики
| 27.
| Общая характеристика основных законов диалектики
| 28.
| Закон единства и борьбы противоположностей
| 29.
| Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений
| 30.
| Закон отрицания отрицания
| 31.
| Формы бытия
| 32.
| Материя и основные формы её существования
| 33.
| Классификация форм движения
| 34.
| Отражение – общее свойство материи
| 35.
| Сознание
| 36.
| Детерминация сознания
| 37.
| Структура человеческой психики
| 38.
| Основные категории и идеи правосознания
| 39.
| Знание и его формы
| 40.
| Основные концепции теории познания
| 41.
| Познание и его формы
| 42.
| Цикл познавательной деятельности
| 43.
| Роль практики в познании
| 44.
| Человек – центральная проблема философии
| 45.
| Природа человека: единство в двойственности
| 46.
| Природа человека: триединство
| 47.
| Сущностные характеристики человека
| 48.
| Сущность человека
| 49.
| Идеал бытия человека
| 50.
| Достижение идеала бытия
| 51.
| Социализация личности
| 52.
| Право как действительность свободы
| 53.
| Категории социальной философии
| 54.
| Общество как подсистема объективной реальности
| 55.
| Социальная структура общества
| 56.
| Исторические формы социальных общностей
| 57.
| Духовная жизнь общества
| 58.
| Уровни общественного сознания
| 59.
| Формы общественного сознания
| 60.
| Право в его сущности
| 61.
| Общество в цивилизационном и формационном развитии
| 62.
| Типы развития в обществе
| 63.
| Определение культуры
| 64.
| Культура и природа
| 65.
| Личность и культура
| 66.
| Ценности
| 67.
| Основание разделения труда на физический и умственный
| 68.
| Современные субкультуры
| 69.
| Динамика культуры.
|
* Примечание. Схемы опубликованы в учебном пособии: Дик П.Ф. Основы философии: Учеб. комплекс для вузов и колледжей. – Костанай, 2003. – 456 с.
Литература
Основная:
1. Антология мировой философии. В 4-х т. – М,. 1969-1972.
2. Барулин В.С. Социальная философия. – М., 2000.
3. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2012.
4. Мырзалы С.К. Философия. – Алматы, 2008.
5. Назарбаев Н.А. Избранные произведения. В 2-х т. – А., 2010.
6. Нүрышева Г.Ж. Философия. – Алматы, 2013.
7. Петрова В.Ф., Хасанов М.Ш. Философия. – Алматы, 2014.
8. Сегизбаев О.А. История казахской философии: Учебник для вузов. – Алматы, 2001.
9. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2001.
10. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М., 1990.
Дополнительная:
1. Абдильдин Ж.М. Соч. в 5 т. – Алматы, 2000-2001.
2. Абишев К.А. Философия. – А., 2000.
3. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. – М., 2001.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. 4-е изд. – М., 2013.
5. Алтаев Ж.А., Габитов Т.Х. История и философия науки. – Алматы, 2010.
6. Альтюсерри Дж., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. – М., 2000.
7. Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996.
8. Атымтаева К. Философия истории: Уч. пособие. – Алматы, 2010.
9. Барлыбаева Г.Г. Эволюция этических идей в казахской философии. – Алматы, 2011.
10. Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия. В 2-х ч. – Алматы, 2014.
11. Бердяев Н. Смысл истории. – М., 1990.
12. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. – М., 1989.
13. Блинников Л.В. Великие философы: Словарь-справочник. 2-е изд. – М., 1998.
14. Бурханов К.Н., Булекбаев С.Б. Казахстанский путь в дилемме: Восток-Запад. – А., 2010.
15. Бэкон Ф. Новый Органон. Соч. в 2-х т. – М., 1978.
16. Валиханов Ч. Собрание сочинений в 5 т. – Алма-Ата, 1985.
17. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 3-е изд., пер. и доп. – М., 2003.
18. Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
19. Гадамер Г.Г. Истина и метод. – М., 1992.
20. Гегель Г.В.Ф. Введение в философию. Философская пропедевтика. – М., 2013.
21. Голубинцев В.О. Философия для технических вузов. – Изд. 5-е, стер. – Ростов н/Д, 2010.
22. Гриненко Г.В. История философии: Учебник. – 2-е изд. – М., 2014.
23. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
24. Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
25. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.Н. Введение в философию образования. – М., 2000.
26. Декарт Р. Сочинения. В 2-х т. – М., 1989.
27. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Науч. ред. В. Кузнецов. – Екатеринбург, 2007.
28. Дик П.Ф. Введение в философию: Учебный комплекс для студентов вузов. – Костанай, 2001.
29. Дик П.Ф. Основы философии: Учеб. комплекс для вузов и колледжей. – Костанай, 2003.
30. Есим Г. Казахская философия // Мысль. 2004. № 7.
31. История арабо-мусульманской философии: Учебник. / Под ред. А.В. Смирнова. – М., 2013.
32. История философии: Учебник / П.В. Алексеев – М., 2014.
33. Камю А. Бунтующий человек. – М., 1990.
34. Канке В.А. Философия: Ист. и систем. курс: Электр. изд. – М., 2001.
35. Кант И. Сочинения. В 8 т. – М., 1994.
36. Касымжанов А.Х. Портеты: Штрихи к истории Степи. – Алматы, 1995.
37. Касымжанов А.Х. Абу Наср аль-Фараби. – М., 1982.
38. Кирабаев Н.С. Средневековая арабо-мусульманская философия: Уч. пособие. – СПб, 2005.
39. Лешкевич Т.Г. Философия: Вводный курс. – 2-е изд. – М., 1998.
40. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.
41. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
42. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42. – М., 1974.
43. Мир философии. Книга для чтения. В 2-х ч. – М., 1991.
44. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. – М., 2004.
45. Московичи С. Век толп. – М., 1996.
46. Немировская Л.З. Философия: История и теория. – М., 2007.
47. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. – М., 1990.
48. Новая философская энциклопедия. В 4 т. – М., 2010.
49. Норвуд Р. Не будьте рабой любви. – М., 1999.
50. Нысанбаев А. Казахская философия и универсалии традиционной культуры. // Саясат. 2001. № 3.
51. Орынбеков М.С. Предфилософия протоказахов. – Алматы, 1994.
52. Панарин А.С. Философия политики. – М., 1996.
53. Патнэм Х. Философия сознания. Пер. с англ. – М., 1999.
54. Поппер К. Логика и рост научных знаний. – М., 1983.
55. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. – М., 1987.
56. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
57. Сегизбаев О.А. Казахская философия XV-начала XX в. – Алматы, 1996.
58. Семёнов Ю.И. Философия истории. Общая теория исторического процесса. – М., 2013.
59. Скрынский И.М. Философия, курс лекций: Уч. пособие. – Костанай, 2012.
60. Современная западная философия. Словарь. – 2-е изд., пер. и доп. – М., 1998.
61. Соколов В.В. Средневековая философия. – М., 2010.
62. Соловьёв В.С. Сочинения. В 2-х т. – М., 1988.
63. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
64. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов. – 3-е изд.– М., 2014.
65. Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. – М., 2001.
66. Таранов П.С. Антология мудрости: 120 философов: В 2-х т. – Симферополь, 1997.
67. Тихонравов Ю.В. Философия: Уч. пособие. – М., 2000.
68. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М., 2001.
69. Философия и методология науки. – Алматы, 1999.
70. Философия культуры. – М., 2000.
71. Философия: Учебник / Под ред. Т.Х. Габитова. – Алматы, 2005.
72. Философия: Учеб. пос. / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – 6-е изд. – М., 2013.
73. Философия: Учебник. / В.Д. Губин. – М., 2014.
74. Философия для технических вузов: Учебник / А.Г. Спиркин. – М., 2014.
75. Философия: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 6-е изд. – М., 2014.
76. Философия. Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. – М., 2004.
77. Философская энциклопедия. В 5 т. – М., 1960-1970.
78. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.
79. Философский энциклопедический словарь. – М., 2002.
80. Философский словарь. – М., 1980 (и другие издания).
81. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. – М., 1990.
82. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.
83. Хайдеггер М. Время и бытие. – М.,1993.
84. Хрестоматия по философии: Уч. пособие. 3-е изд. / Сост. П.В. Алексеев. – М., 2014.
85. Хрестоматия по философии / Сост. и ред. А.А. Радугин. – М., 2001.
86. Чанышев А.Н. История философии древнего мира. Учебник. – М., 2011.
87. Человек в мире отчуждения. – Алматы, 1996.
88. Шакарим Кудайбердиев. Три истины. – Алматы, 1991.
|