СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ Система судов общей юрисдикции в соответствии с Кон- ституцией Украины строится по принципам территори- альности и специализации.
Принцип территориальности означает, что суды уч- реждаются и действуют в пределах административно-тер- риториальных единиц (Автономная Республика Крым, об- ласти, города Киев и Севастополь, районы и т.д.).
Принцип специализации предусматривает специализа- цию судей и организацию соответствующих структур для рассмотрения уголовных, гражданских, хозяйственных, ад- министративных, семейных и других дел, предусмотрен- ных законом.
Системусудов общей юрисдикции составляют:
1) местные суды;
2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;
3) Кассационный суд Украины;
4) высшие специализированные суды;
5) Верховный Суд Украины. Видыместных судов:
1) местные общие суды: районные, районные в городах, городские и горрайонные суды, военные суды гарнизонов;
2) местные хозяйственные суды: хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и
Севастополя;
3) местные административные суды: окружные суды.
Полномочия местного суда состоят в том, что мест- ные суды являются судом первой инстанции и рассматри- вают гражданские, уголовные, хозяйственные и админист- ративные дела.
Виды апелляционных судов:
1) апелляционные общие суды: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севасто- поля, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и апелляционный суд Военно-Морских Сил, Апелляционный суд Украины;
2) апелляционные хозяйственные суды;
3) апелляционные административные суды. Полномочия апелляционных судов:
1) рассмотрение дел в апелляционном порядке1;
2) рассмотрение по первой инстанции дел, определен- ных законом (кроме апелляционных хозяйственных су- дов);
1 Апелляционное производство предполагает пересмотр дела по существу (полностью или частично — в пределах апелляци- онной жалобы) и вынесение нового решения (оно может полнос- тью совпадать с прежним решением).
3) ведение и анализ судебной статистики, изучение и обобщение судебной практики;
4) оказание методической помощи по применению за- конодательства местными судами.
Кассационный суд Украины имеет следующие полно- мочия:
1) рассматривает в кассационном порядке1 дела, отне- сенные к его подсудности, другие дела в случаях, опреде- ленных процессуальным законом;
2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;
3) оказывает методическую помощь по применению за- конодательства судами низшего уровня.
Виды высших специализированных судов:
1) Высший хозяйственный суд Украины;
2) Высший административный суд Украины;
3) другие соответствующие высшие специализирован- ные суды.
Полномочия высшего специализированного суда:
1) рассматривает в кассационном порядке дела соот- ветствующей судебной юрисдикции, а также другие дела в случаях, определенных процессуальным законом;
2) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику;
3) оказывает методическую помощь судам низшего уров- ня с целью одинакового применения норм Конституции Украины и законов в судебной практике; дает рекоменда- тельные разъяснения по вопросам применения законода- тельства.
Высшим судебным органом Украины является Вер- ховный Суд Украины. Верховный Суд Украины имеет следующие полномочия:
1) рассматривает в кассационном порядке решения общих судов; пересматривает в порядке повторной касса- ции иные дела, рассмотренные судами общей юрисдикции; рассматривает иные дела, связанные с исключительными обстоятельствами;
1 Кассационное производство предполагает проверку закон- ности и обоснованности решения, вынесенного нижестоящим судом. Новое решение в этом случае не выносится. Если касса- ционная инстанция приходит к выводу о незаконности или нео- боснованности вынесенного нижестоящим судом решения, оно отменяется и дело передается на новое судебное рассмотрение.
2) дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства на основе обобщения судебной практи- ки и анализа судебной статистки;
3) дает заключение относительно наличия или отсут- ствия в деяниях, в которых обвиняется Президент Украи- ны, признаков государственной измены или иного преступ- ления; подает по обращению Верховной Рады Украины письменное представление о невозможности исполнения Президентом Украины своих полномочий по состоянию
здоровья;
4) обращается в Конституционный Суд Украины в слу- чаях возникновения у судов общей юрисдикции, при осу- ществлении ими правосудия, сомнений относительно кон- ституционности законов, иных правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции Украины и законов;
5) ведет и анализирует судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, знакомится в судах с прак- тикой применения законодательства;
6) в рамках своих полномочий решает вопросы, выте- кающие из международных договоров Украины; представ- ляет суды общей юрисдикции в отношениях с судами иных
государств.
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законом.
7.7. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ УКРАИНЫ: СИСТЕМА И ПОЛНОМОЧИЯ
Хозяйственные суды являются специализированными судами в системе судов общей юрисдикции.
Хозяйственный суд является независимым органом в разрешении всех хозяйственных споров1, возникающих между юридическими лицами, государственными и други- ми органами, а также в рассмотрении дел о банкротстве2.
1 Хозяйственные споры — споры между субъектами пра- ва, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров.
2 Банкротство — несостоятельность юридического лица (субъекта предпринимательской деятельности) удовлетворить в установленный срок предъявленные кредиторами требования и исполнить обязательства перед бюджетом.
Система хозяйственных судов:
1) местные хозяйственные суды;
2) апелляционные хозяйственные суды;
3) Высший Хозяйственный суд Украины.
К местным хозяйственным судам относятся хозяй- ственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя.
Полномочияместного хозяйственного суда:
1) разрешает хозяйственные споры, рассматривает дела о банкротстве;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятель- ствам принятые им решения;
3) изучает и обобщает практику применения законода- тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен- ных споров, вносит предложения Высшему Хозяйственно- му суду, направленные на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности и практики разрешения хозяйственных споров;
4) проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;
5) осуществляет иные полномочия, предоставленные законодательством.
Апелляционные хозяйственные суды являются суда- ми апелляционной инстанции. Они образуются Президен- том Украины по представлению Председателя Высшего Хозяйственного суда с определением территории, на кото- рую распространяются полномочия апелляционного хо- зяйственного суда, их местонахождения.
Полномочияапелляционного хозяйственного суда:
1) пересматривает в апелляционном порядке решения местных хозяйственных судов;
2) пересматривает по вновь открывшимся обстоятель- ствам принятые им решения; .
3) изучает и обобщает практику применения законода- тельства, анализирует статистику разрешения хозяйствен- ных споров;
4) проводит работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений:
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законом.
Высший Хозяйственный суд Украины имеет следую- щие полномочия:
1) пересматривает в кассационном порядке решения апелляционных и местных хозяйственных судов;
2) изучает и обобщает практику применения законода- тельства, обеспечивает единообразие практики, анализи- рует статистику разрешения хозяйственных споров; дает разъяснения хозяйственным судам по вопросам практи- ки применения законодательства, регулирующего отноше- ния в хозяйственной сфере;
3) проводит работы, направленные на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений;
4) осуществляет организационное руководство апелля- ционными и местными хозяйственными судами;
5) обеспечивает подбор и подготовку кандидатов в су- дьи; обеспечивает деятельность квалификационных ко- миссий судей хозяйственных судов;
6) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему
законом.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно! Ради Укра!- ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О статусе судей: Закон Украины от 15 декабря 1992 г. // Вщомост! Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 8. — Ст. 56.
О внесении изменений в Закон Украины «О статусе судей»: Закон Украины от 21 июня 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 33. — Ст. 180.
О судоустройстве: Закон Украины от 7 февраля 2002 г. // Вщомост! Верховно! Ради Украши. — 2002. — № 27-28. —
Ст.180.
О хозяйственном суде: Закон Украины (с изменениями и дополнениями по состоянию на 21 июня 2001 г.)// Право и практика. — 2002. — № 10-11.
Глава 8.
СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ УКРАИНЫ
ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ЗАДАЧИ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
В УКРАИНЕ
Правоохранительные органы— это государственные и негосударственные органы, главной задачей и функцией которых является охрана правопорядка, защита прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государ- ства.
К государственным правоохранительным органам
относятся:
1) прокуратура;
2) органы и учреждения юстиции (Министерство юс- тиции, Высший совет юстиции, нотариат, отделы регистра- ции актов гражданского состояния);
3) органы внутренних дел, в том числе — милиция;
4) Служба безопасности Украины;
5) органы государственной налоговой службы;
6) таможенные органы.
К негосударственным правоохранительным органам относят адвокатуру, частный нотариат, частные охранные организации.
Таким образом, в Украине правоохранительные орга- ны составляют несколько самостоятельных, но в то же время взаимодействующих подсистем.
8.2. СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ
Нормальное функционирование государственного меха- низма и обеспечение прав и свобод человека и граждани- на невозможно без институтов контрольной власти. Ис- торически сложилось так, что контролирующую роль в Украине играли органы прокуратуры. Правовой статус прокуратуры Украины определяется Конституцией Украи- ны, Законом Украины «О прокуратуре» (5 ноября 1991 г.),
с изменениями, внесенными Законом Украины от 12 июля
2001 г.
Прокуратура Украины— это единая система государ- ственных органов, которые осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и правильным применением за- конов.
Прокуратуру Украины возглавляет Генеральный проку- рор Украины, который назначается на должность и осво- бождается от должности Президентом Украины с согла- сия Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральному прокурору Укра- ины, что влечет его отставку с должности. Срок полномо- чий Генерального прокурора Украины — 5 лет.
Прокуратура Украины составляет единую систему, в которую входят:
1) Генеральная прокуратура Украины;
2) прокуратура Автономной Республики Крым;
3) прокуратуры областей;
4) прокуратуры городов Киева и Севастополя (на пра- вах областных);
5) военные прокуратуры регионов (на правах област- ных);
6) городские, районные и межрайонные прокуратуры, военные прокуратуры гарнизонов;
7) специализированные прокуратуры (экологические, транспортные).
Подобно органам исполнительной власти, органы про- куратуры построены по иерархическому принципу. Все нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и все прокуроры — Генеральному прокурору. Срок их пол- номочий — пять лет.
8.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ
В соответствии с Конституцией и законами Украины прокуратура Украины осуществляет следующие функции:
1) поддержание государственного обвинения всуде. Задача прокурора — в обвинительной речи обосновать применение к подсудимому уголовного закона;
2) представительство интересов гражданина или государства в суде в случаях, определенных законом. Ос- нованием представительства в суде интересов граждани- на является его неспособность по уважительным причи- нам самостоятельно защитить свои нарушенные или ос- париваемые права. Прокуратура представляет в суде Украинское государство при наличии нарушений или уг- розы нарушения государственных интересов;
3) надзор за соблюдением законов органами, осуще- ствляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, досудебное следствие (к ним относятся: ми- лиция, налоговая милиция, органы безопасности Украи- ны, таможенные органы, органы государственного пожар- ного надзора, органы пограничной охраны и некоторые другие);
4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при при- менении иных мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан. Прокуратура обязана осуществлять надзор за соблюдением законов в
следственных изоляторах, изоляторах временного содер- жания, учреждениях по исполнению уголовных наказа- ний, психиатрических больницах со строгим и усилен- ным наблюдением.
До создания системы государственных органов, на ко- торые будет возложена функция досудебного следствия, органы прокуратуры осуществляют также расследование ряда преступлений, как правило, тяжких и особо тяжких.
Кроме того, Генеральный прокурор Украины и подчи- ненные ему прокуроры координируют деятельность по борь- бе с преступностью всех правоохранительных органов.
|