Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Экономические права человека и гражданина — это

право быть участником экономических, прежде всего иму-
щественных отношений.

Экономические права имеют исключительную важность
для правового статуса личности в целом, так как они на-
правлены на удовлетворение первостепенных потребнос-
тей человека (в питании, одежде, жилье и т.д.) путем уча-
стия в производстве материальных и духовных благ и
пользовании ими.

Конституция Украины закрепляет следующие эконо-
мические права человека и гражданина:

1) право собственности. Каждый имеет право вла-
деть, пользоваться и распоряжаться своей собственнос-
тью, результатами своей интеллектуальной, творческой
деятельности. Таким образом, право частной собствен-
ности — это право, принадлежащее каждому человеку, без-
относительно его правового состояния. Кроме того, граж-
дане Украины для удовлетворения своих потребностей
могут пользоваться объектами права государственной и
коммунальной
собственности.

Конституция Украины установила принцип неруши-
мости (неприкосновенности) частной собственности. Сущ-
ность этого принципа состоит в том, что никто не может
быть противоправно лишен права собственности;

2) право на предпринимательскую деятельность.
Каждый человек имеет право на свой риск осуществлять
деятельность, направленную на систематическое получе-
ние прибыли. Конституция Украины содержит ряд огра-
ничений этого права: не могут заниматься предпринима-
тельством должностные лица государства и органов мест-
ного самоуправления; не допускаются злоупотребление
монополией и недобросовестная конкуренция; государство
вправе контролировать качество и безопасность произво-
димых продукции, услуг и работ.




 




4.22. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН
УКРАИНЫ

Социальные права— это право на достойный челове-
ка уровень жизни и социальную защиту со стороны обще-
ства и государства.

Социальные права, закрепленные Конституцией Укра-
ины, включают:

1) право на труд. Каждый имеет право зарабатывать
себе на жизнь трудом, вид которого он свободно избирает
или на который свободно соглашается. Использование
принудительного труда в Украине запрещено (принуди-
тельным трудом не считаются: исполнение конституци-
онных обязанностей; работа, выполняемая в соответствии
с решением или приговором суда; работа или служба в
соответствии с законами о военном и о чрезвычайном
положении). Каждый имеет право на надлежащие усло-
вия
труда, на защиту от незаконного увольнения, на сво-
евременное
получение заработной платы;

2) право на забастовку. Этим правом обладают только
работники исключительно для защиты своих экономи-
ческих и социальных
интересов. Забастовки с политиче-
скими целями в Украине запрещены.

Ограничения в реализации права на забастовку связа-
ны с необходимостью обеспечения национальной
безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других лю-
дей. Запрещено принуждать кого-либо к участию или к
неучастию в забастовке.

3) право на отдых. Таким правом обладает каждый
трудящийся. Отдых включает в себя: день или дни еже-
недельного отдыха, праздничные дни, ежегодный отпуск;

4) право на социальную защиту. Граждане Украины
имеют право на социальную защиту в случаях полной,
частичной или временной потери трудоспособности', по-
тери кормильца; безработицы по независящим от них
обстоятельствам; в старости; в некоторых иных случаях,
предусмотренных законом. Например, законодательством
Украины предусмотрена государственная помощь семьям
с детьми;

5) право на жилище. Государство не может предоста-
вить каждому жилище: для этого понадобились бы ко-
лоссальные средства. Оно лишь создает условия, при ко-
торых каждый гражданин будет иметь возможность по-
строить жилище, приобрести его в собственность или взять


в аренду. Вторым аспектом права на жилище является
его нерушимость. Никто не может быть принудительно
лишен жилища иначе как на основании закона и только
по решению суда;

6) право на достаточный жизненный уровень. Кон-
ституция Украины содержит определение понятия «дос-
таточный жизненный уровень»: достаточное питание, одеж-
ду, жилище. В первую очередь достижение этих жизнен-
ных благ связано с усилиями самого человека, его
производительной деятельностью. Но лицам, которые по
объективным причинам не могут участвовать в произ-
водстве материальных и духовных благ, на помощь долж-
ны придти государство и общество;

7) право на охрану здоровья, медицинскую помощь
и медицинское страхование.
Реализация этого права тоже
во многом зависит от усилий самого человека (от здоро-
вого образа жизни, занятий спортом и т.д.). В то же вре-
мя государство берет на себя обязанность финансировать
соответствующие социально-экономические, медико-сани-
тарные и оздоровительно-профилактические программы.
Государство создает условия для эффективного и доступ-
ного для всех граждан медицинского обслуживания. Это
значит, что те, кто не в состоянии оплатить медицинские
услуги, должен получать бесплатную медицинскую помощь.

4.23. КУЛЬТУРНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ

Культурные права и свободы— это право на приоб-
щение к богатствам мировой культуры и на их приумно-
жение собственной творческой деятельностью.

Конституция Украины закрепляет следующие культур-
ные права и свободы человека и гражданина:

1) право на образование. Каждый человек имеет пра-
во на доступное и бесплатное приобретение общих и про-
фессиональных знаний, умений, навыков. Государство га-
рантирует предоставление государственных стипендий и
льгот учащимся и студентам. Граждане, принадлежащие
к национальным меньшинствам, вправе обучаться на род-
ном языке либо изучать родной язык в государственных
и коммунальных учебных заведениях или через нацио-
нальные культурные общества;


 




2) свобода творчества. Каждый человек имеет нео-
граниченное право на литературное, художественное, науч-
ное и техническое творчество;

3) право на результаты интеллектуальной и твор-
ческой деятельности.
Это означает, что никто не имеет
права использовать или распространять результаты ин-
теллектуальной или творческой деятельности без согла-
сия их создателя. Государство гарантирует защиту ин-
теллектуальной собственности, авторских прав, моральных
и материальных интересов, связанных с творчеством.

Конституция Украины закрепляет культурные права в
самом общем виде. Вопросы, связанные с деятельностью
в области культуры, конкретизируются «Основами зако-
нодательства о культуре» (14 февраля 1992 г.) и другими
законами Украины.


 

4) открытый характер учебных заведений, что пред-
полагает свободный выбор учебного заведения в соответ-
ствии со способностями и интересами граждан;

5) предоставление государственных стипендий и льгот
учащимся и студентам;

6) возможность обучения на родном языке гражданам,
принадлежащим к национальным меньшинствам.

Государство проводит единую государственную поли-
тику в области образования и с этой целью осуществляет
контроль за деятельностью учреждений образования. Тре-
бования к содержанию, объему и уровню образования ус-
тановлены в государственных стандартах образования.
Основной формой контроля является государственная ат-
тестация учреждений образования. Например, общеобра-
зовательные учебные заведения проходят аттестацию не
реже 1 раза в 10 лет.


 


4.24. КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО ГАРАНТИИ

Образованиепризнано основой интеллектуального,
культурного, духовного, социального, экономического раз-
вития Украины.

Цели образования: развитие талантов, умственных и
физических способностей человека; воспитание высоких
моральных качеств; формирование граждан, способных к
сознательному общественному выбору; повышение обра-
зовательного уровня и обогащение культурного потенци-
ала народа; обеспечение народного хозяйства квалифици-
рованными специалистами. В силу этого Конституция
Украины устанавливает, что полное общее среднее образо-
вание является не только правом, но и обязанностью.

Конституция Украины содержит государственные га-
рантии
реализации права на образование:

1) доступность и бесплатность образования в государ-
ственных
и коммунальных
учебных заведениях;

2) развитие сети учебных заведений, основанных на
разных формах собственности;

3) наличие разных форм обучения (очная, вечерняя,
заочная, экстернат1);

1 Экстернат — система обучения, основанная на самостоя-
тельном изучении курса учебного заведения (без посещения
занятий) с последующей сдачей экзаменов за этот курс.


4.25. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
В УКРАИНЕ

Правовой статус учреждений образования определяется
Законами Украины «Об образовании» (новая редакция 23
марта 1996 г.), «Об общем среднем образовании» (13 мая
1999 г.), «О высшем образовании» (17 января 2002 г.).

Учреждения образования создаются органами государ-
ственной исполнительной власти, органами местного са-
моуправления, юридическими лицами независимо от фор-
мы собственности, гражданами. Обязательным условием
является наличие: необходимой материально-технической
базы (помещения, оборудование); научно-методической базы
(учебные планы, рабочие программы дисциплин); педаго-
гических кадров.

Деятельность учреждения образования начинается при
наличии лицензии — специального разрешения на предо-
ставление услуг в сфере образования. Учреждение образо-
вания действует на основании устава, утверждаемого
Министерством образования и науки Украины, иными ми-
нистерствами, местными органами государственной испол-
нительной власти или местными органами самоуправле-
ния (в зависимости от подчиненности учреждения образо-
вания).

Структура образования включает: дошкольное об-
разование; общее среднее образование; внешкольное об-


разование; профессионально-техническое образование; выс-
шее образование; последипломное образование; аспиран-
туру; докторантуру; самообразование. В соответствии со
структурой образования создаются учреждения образова-
ния разного уровня и разного типа.

Типы общеобразовательных учебных заведений опре-
деляются Законом Украины «Об общем среднем образо-
вании»:

1) средняя общеобразовательная школа — общеобра-
зовательное учебное заведение 1-1П ступеней (I ступень —
начальная школа, II ступень — основная школа, III сту-
пень — старшая школа);

2) специализированная школа (школа-интернат) —
общеобразовательное учебное заведение 1-Ш ступеней с
углубленным изучением отдельных предметов и курсов;

3) гимназия — общеобразовательное учебное заведе-
ние 1-Ш ступеней с углубленным изучением отдельных
предметов в соответствии с определенным профилем;

4) лицей — общеобразовательное учебное заведение III
ступени с профильным обучением и допрофессиональной
подготовкой;

5) коллегиум — общеобразовательное учебное заведе-
ние III ступени филологически-философского и/или куль-
турно-эстетического профиля;

6) общеобразовательная школа-интернат обще-
образовательное учебное заведение с частичным или пол-
ным содержанием за счет государства детей, требующих
социальной помощи;

7) специальная общеобразовательная школа (шко-
ла-интернат)
— общеобразовательное учебное заведение
для детей, требующих коррекции физического и (или) ум-
ственного развития;

8) общеобразовательная санаторная школа (шко-
ла-интернат)
— общеобразовательное учебное заведение
1-Ш ступеней с соответствующим профилем для детей,
требующих длительного лечения;

9) школа социальной реабилитации — общеобразова-
тельное учебное заведение для детей, требующих особых
условий воспитания (отдельно для мальчиков и девочек);

10) вечерняя (сменная) школа общеобразователь-
ное учебное заведение 1-Ш ступеней для граждан, не име-
ющих возможности учиться в школах с дневной формой
обучения.


Многообразие средних учебных заведений призвано обес-
печить возможность получения общего среднего образова-
ния для каждого человека.

Высшие учреждения образования:

1) техникум (училище) (первый уровень аккредита-
ции);

2) колледж (второй уровень аккредитации);

3) институт, консерватория, академия, университет (тре-
тий
или четвертый уровень аккредитации). Аккреди-
тация
— это государственное признание права учебного
заведения на подготовку и выпуск специалистов опреде-
ленного квалификационного уровня.

В зависимости от уровня аккредитации высшие учеб-
ные заведения осуществляют подготовку специалистов
таких уровней:

1) младший специалист — высшие учебные заведе-
ния первого уровня аккредитации;

2) бакалавр — высшие учебные заведения второго уров-
ня аккредитации;

3) специалист — высшие учебные заведения третьего
уровня аккредитации;

4) магистр — высшие учебные заведения четвертого
уровня аккредитации.

Высшие учебные заведения высшего уровня аккреди-
тации могут осуществлять подготовку специалистов по
образовательно-квалификационным уровням, которые обес-
печивают учреждения образования низшего уровня акк-
редитации. Например, университет вправе готовить не толь-
ко магистров, но и бакалавров, и специалистов.

Учреждения образования являются юридическим ли-
цом. Они имеют право на самоуправление, которое пре-
дусматривает: самостоятельное планирование работы; оп-
ределение содержания образования; участие в формирова-
нии планов приема учащихся; прием на работу работников,
а также специалистов из других государств; самостоя-
тельное использование ассигнований, утверждение струк-
туры и штатного расписания; осуществление обществен-
ного контроля за организацией питания, охраны здоровья,
охраны труда в учреждениях образования.


 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.