ВЫСШИЙ СОВЕТ ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ В Украине действует Высший совет юстиции, статус и полномочия которого определяются Конституцией Укра- и ы и Законом Украины «О Высшем совете юстиции» (15 января 1998 г.).
Высший совет юстиции— коллегиальный, независи- мый орган, ответственный за формирование высокопро- фессионального судейского корпуса. К его ведению отно- сятся:
1) внесение представления о назначении судей на дол- жности или об освобождении их от должности;
2) принятие решений по нарушениям судьями и про- курорами требований относительно несовместимости;
3) осуществление дисциплинарного производства в от- ношении судей Верховного Суда Украины и судей выс- ших специализированных судов;
4) рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.
Высший совет юстиции состоит из двадцати членов. Порядок его формирования:
1) Верховная Рада, Президент, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений назначают по три члена Выс- шего совета юстиции;
2) всеукраинская конференция работников прокурату- ры назначает двух членов Высшего совета юстиции;
3) Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины вхо- дят в Высший совет юстиции по должности.
На должность члена Высшего совета юстиции может быть рекомендован гражданин Украины не моложе трид- цати пяти лет и не старше шестидесяти, который прожи- вает в Украине не менее десяти последних лет, владеет государственным языком, имеет высшее юридическое об- разование и стаж работы в области права не менее десяти лет. Срок полномочий членов Высшего совета юстиции, кроме входящих в него по должности, составляет 6 лет.
Организует работу Высшего совета юстиции и председа- тельствует на его заседаниях Председатель Высшего совета юстиции. Он избирается из членов Высшего совета юсти- ции сроком на три года, без права переизбрания, тайным голосованием. Председателем не может избираться член Высшего совета юстиции, входящий в него по должности.
Решение Высшего совета юстиции считается принятым, если за него проголосовало более половины конституци- онного состава этого органа.
8.5. ПРАВОВОЙ СТАТУС МИЛИЦИИ УКРАИНЫ
Милиция Украины— это государственный вооружен- ный орган исполнительной власти, призванный защищать жизнь, права и свободы граждан, собственность, природ- ную среду, интересы общества и государства от противо- правных посягательств.
Правовой статус милиции Украины определяется За- коном Украины «О милиции» (20 декабря 1990 г.).
Основные задачи милиции:
1) обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов;
2) пресечение и профилактика правонарушений;
3) охрана и обеспечение общественного порядка;
4) выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;
5) обеспечение безопасности дорожного движения;
6) защита собственности от преступных посягательств;
7) исполнение административных взысканий;
8) участие в оказании правовой и социальной помощи гражданам, содействие органам государственной власти и их должностным лицам в исполнении возложенных на них обязанностей.
Таким образом, задачи милиции достаточно разнооб- разны. Для их выполнения в структуре милиции созданы следующие структурные подразделения:
1) уголовная милиция. Главная ее задача — выявле- ние и раскрытие преступлений;
2) милиция общественной безопасности. Задачи дан- ного подразделения — пресечение и профилактика право- нарушений, охрана общественного порядка;
3) транспортная милиция имеет функции, аналогич- ные уголовной милиции;
4) государственная автомобильная инспекция при- звана обеспечить безопасность дорожного движения;
5) милиция охраныосуществляет функцию охраны собственности от преступных посягательств;
6) специальная милиция занята охраной специальных объектов.
Постановлением Кабинета Министров от 8 июля 1995 г. создана также криминальная милиция по делам несо- вершеннолетних .
Как и иные органы исполнительной власти, милиция имеет строго иерархическую структуру. Общее руковод- ство милицией осуществляет Министр внутренних дел Ук- раины. В Автономной Республике Крым, областях, горо- дах Киеве и Севастополе и некоторых крупных городах функционируют управления внутренних дел. В районах (городах) созданы подчиненные управлениям отделы внут- ренних дел.
Для исполнения возложенных на милицию задач ра- ботники милиции имеют право:
1) требовать прекращения правонарушений;
2) проверять документы у подозрительных лиц;
3) задерживать подозреваемых в совершении преступ- лений; обвиняемых, скрывающихся от дознания; осуж- денных, скрывающихся от исполнения наказания и ряд других категорий лиц;
4) составлять протоколы о правонарушениях;
5) производить дознание и расследование преступлений;
6) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
7) проверять техническое состояние автотранспортных
средств;
8) применять меры физического воздействия, специаль- ные средства и огнестрельное оружие. Применение дан- ных мер строго определено и ограничено законом.
Милиция Украины формируется на контрактной осно- ве. На службу в милицию принимаются граждане Украи- ны, по своим моральным, деловым качествам, уровню об- разования и физической подготовки способные исполнять обязанности работников милиции.
8.6. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Служба безопасности Украины— это государственный правоохранительный орган специального назначения, ко- торый обеспечивает государственную безопасность Украи- ны. Деятельность СБУ регламентирована Законом Украи- ны «О Службе безопасности Украины» (26 марта 1992 г.).
Задачи Службы безопасности Украины:
1) защита государственного суверенитета, конституци- онного строя, территориальной целостности,, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных органи- заций, групп и лиц внутри страны;
2) предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной дея- тельности в сфере управления и экономики.
Таким образом, СБУ противостоит всем противоправ- ным действиям, угрожающим жизненно важным инте- ресам Украины.
Служба безопасности Украины осуществляет разведы- вательную и информационно-аналитическую работу в ин- тересах внутренней и внешней политики государства.
С целью охраны государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельно- сти, а также безопасности граждан Украины за границей СБУ осуществляет контрразведывательные мероприятия.
Кроме того, к компетенции Службы безопасности Ук- раины относится расследование ряда преступлений и ро- зыск лиц, их совершивших.
Система Службы безопасности Украины включает:
1) Центральное Управление СБУ;
2) Главное управление Службы безопасности в Авто- номной Республике Крым;
3) региональные сфганы службы безопасности;
4) органы военной контрразведки;
5) воинские формирования;
6) учебные, научно-исследовательские и иные учрежде- ния СБУ.
Расположение и территориальная компетенция органов Службы безопасности Украины может не совпадать с ад- министративно-территориальным делением Украины. В интересах государственной безопасности органы и подраз- деления СБУ могут создаваться на отдельных стратегичес- ких объектах и территориях, в воинских формированиях.
Руководство работой Службы безопасности Украины осуществляет Председатель СБУ, который входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины. Он назначается Верховной Радой Украины по представле- нию Президента Украины.
АДВОКАТУРА УКРАИНЫ
Адвокатура Украины— это добровольное профессио- нальное общественвюе объединение. Адвокатура призвана способствовать заш,ите прав и 'свобод человека и гражда- нина, представлять законные интересы физических и юри- дических лиц, предоставлять им правовую помощь. Дея- тельность адвокатуры регламентируется Законом Украи- ны «Об адвокатуре» (19 декабря 1992 г.).
Адвокатом может быть гражданин Украины, отвечаю- щий следующим требованиям:
1) высшее юридическое образование;
2) наличие стажа работы по специальности юриста или помощника адвоката не менее 2 лет;
3) сдача квалификационных экзаменов;
4) наличие свидетельства о праве на адвокатскую де- ятельность и лицензии на занятие адвокатской деятель- ностью;
5) принесение Присяги адвоката Украины. Адвокатом не может быть лицо, имеющее судимость.
Адвокат не имеет права работать в суде, прокуратуре, орга- нах внутренних дел, СБУ, органах исполнительной власти государства.
Организационные формы деятельности адвокатуры: 1) индивидуальная деятельность адвоката;
2) адвокатское бюро;
3) коллегия адвокатов;
4) адвокатская фирма или контора. Объединения адвокатов являются юридическими лица- ми и регистрируются Министерством юстиции Украины.
Видыадвокатской деятельности:
1) защита граждан в процессе дознания, предваритель- ного следствия и рассмотрения дела в суде;
2) дача консультаций, справок и разъяснений по юри- дическим вопросам;
3) составление заявлений, жалоб и иных документов правового характера;
4) представительство интересов физических и юриди- ческих лиц в суде и других государственных органах;
5) правовое обеспечение предпринимательской деятель- ности.
Праваадвоката:
1) представлять и защищать интересы физических и юридических лиц по их поручению во всех органах и орга- низациях и перед фксзическими лицами;
2) собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы как доказательства;
3) знакомиться с необходимыми документами и мате- риалами;
4) получать письменные заключения специалистов по вопросам, требующим специальных знаний;
5) излагать ходатайства и жалобы на приеме у долж- ностных лиц и получать на них письменные ответы;
6) присутствовать при рассмотрении своих ходатайств и давать пояснения по их сути и др.
Адвокат не имеет права: использовать свои полномо- чия во вред лицу, в интересах которого он принял поруче- ние; отказаться от взятой на себя защиты лица; прини- мать поручение о предоставлении юридической помощи, если он по данному делу уже выступал как адвокат противопо- ложной стороны, как следователь, прокурор, судья, эксперт, свидетель или иной участник процесса, а также тогда, ког- да он находится в родственных связях с должностным лицом, которое принимает участие в рассмотрении дела.
Обязанности адвоката:
1) соблюдать требования законодательства Украины;
2) применять все предусмотренные законом способы защиты лиц;
3) сохранять адвокатскую тайну.
Профессиональные права, честь и достоинство адвока- та охраняются законом, в силу чего запрещено вмеша- тельство в адвокатскую деятельность. В частности, запре- щено требовать от адвоката раскрытия адвокатской тай- ны, допрашивать его по делу в качестве свидетеля.
НОТАРИАТ В УКРАИНЕ
Нотариат— это система органов и должностных лиц, на которые возложена обязанность удостоверять права, а также факты, имеющие юридическое значение, и совершать иные нотариальные действия, предусмотренные законом, с целью придания им юридической достоверности. Поря- док правового регулирования деятельности нотариата в Украине установлен Законом Украины «О нотариате» (2 сентября 1993 г.).
Нотариальные действия совершают государственные и частные нотариусы. В населенных пунктах, где нет нота- риусов, нотариальные действия совершаются уполномо- ченными на то должностными лицами исполкомов мест- ных советов. За границей осуществление нотариальных действий возложено на консульские и дипломатические представительства Украины.
Нотариусом может быть гражданин Украины, имею- щий высшее юридическое образование, прошедший ста- жировку в течение шести месяцев в государственной но- тариальной конторе или у частного нотариуса, сдавший квалификационный экзамен и получивший свидетельство о праве на занятие нотариальной деятельностью.
Полномочия нотариусов:
1) удостоверение завещаний и соглашений (договоры, доверенности, брачные контракты и др.);
2) выдача свидетельств о праве собственности, о пра- ве на наследство и др.;
3) удостоверение подлинности подписи на документе, подлинности копий документов, верности перевода доку- мента с одного языка на другой;
4) передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
5) принятие на хранение документов, в депозит — ценных бумаг и денег
6) совершение протестов векселей1 и морских протес- тов2 и некоторые другие действия.
Полномочия частных нотариусов несколько уже, чем полномочия государственных нотариусов. В частности, они не вправе налагать и снимать запрет на отчуждение не- движимого имущества, выдавать свидетельство о праве на наследство и др.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно!' Ради Украь ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О милиции: Закон Украины от 20 декабря 1990 г.// В1до- мост! Верховно! Ради Украши. — 1991. — № 4. ____ Ст.21.
О прокуратуре: Закон Украины от 5 ноября 1991 г.// В1до- мост! Верховно!' Ради Украши. — 1991. — № 53. — Ст. 793.
О Службе безопасности Украины: Закон Украины от 25 мар- та 1992 г.// В1домост1 Верховно!' Ради Украши. — 1992. — № 26. — Ст.365.
О нотариате: Закон Украины от 2 сентября 1993 г.// В1до- мост! Верховно! Ради Украши. — 1993. — № 39. — Ст.383.
О Высшем Совете юстиции: Закон Украины от 15 января 1998 г.// В1ДОМОСТ1 Верховно!' Ради Украши. — 1998. — № 25. — Ст. 146.
О внесении изменений в Закон Украины «О прокуратуре»: Закон Украины от 12 июля 2001 г. // В1домост! Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 44. — Ст.233.
1 Вексель — ценная бумага, содержащая обещание векселе- дателя произвести платеж указанной суммы в обусловленный срок.
Морской протест — это письменное заявление капитана судна в случае происшествия (аварии) судна во время стоянки с целью защиты прав и законных интересов судовладельца.
Глава 9.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УКРАИНЕ
9.1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Местное самоуправление— это одна из форм наро- довластия в Украине, сущность которой состоит в само- стоятельном решении населением вопросов местного зна- чения. Местное самоуправление — разновидность поли- тической, но не государственной власти. Оно признается и гарантируется Конституцией Украины, является одной из основ конституционного строя.
Местное самоуправление в Украине регулируется раз- делом XI Конституции Украины, Законом Украины «О местном самоуправлении» (21 мая 1997 г.), а также Ев- ропейской хартией местного самоуправления, ратифици- рованной Верховной Радой Украины и вошедшей, таким образом, в состав национального законодательства.
Принципы местного самоуправления:
1) народовластие. Как указывалось выше, местное самоуправление является формой участия населения в управлении делами местного значения;
2) законность. Территориальные громады и их орга- ны обязаны действовать в строгом соответствии с законо- дательством Украины и в пределах своих полномочий;
3) гласность. Деятельность органов местного самоуп- равления должна освещаться средствами массовой инфор- мации, быть открытой для критики и предложений;
4) коллегиальность. Органы местного самоуправления являются коллегиальными. Принимаемые ими решения носят коллективный характер;
5) сочетание местных и государственных интере- сов . Территориальные громады и их органы существуют и действуют в пределах Украинского государства. В силу этого недопустимо противопоставление интересов грома- ды и всего украинского народа. Местное самоуправление должно действовать с учетом общегосударственных про- грамм социально-экономического и культурного развития;
6) выборность. Все органы местного самоуправления избираются гражданами в соответствии с демократичес- кими принципами избирательного права Украины;
7) правовая, организационная и материальная самосто- ятельность. Местное самоуправление отделено от госу- дарства. Органы местного самоуправления имеют право принимать уставы территориальной громады, издавать об- щеобязательные правовые акты. Они имеют статус юриди- ческого лица и действуют на основе самофинансирования;
8) подотчетность и ответственность перед терри- ториальными громадами органов местного самоуправле- ния. Представительные органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны периодически отчиты- ваться перед населением о своей работе;
9) государственная поддержка и гарантия местного самоуправления. Государство поддерживает местное само- управление путем передачи ему имущества, путем финан- сирования программ социально-экономического и куль- турного развития, осуществляемых в пределах территори- альной громады;
10) судебная защита прав местного самоуправления. Нарушения прав территориальной громады, ее органов является поводом для судебного рассмотрения.
9.2. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Основой местного самоуправления в Украине является территориальная громада — коллектив жителей села, поселка или города.
Местное самоуправление осуществляется в следующих организационных формах:
1) непосредственно населением — путем референду- мов, выборов, собраний и сходов жителей;
2) через выборные органы, которыми являются:
—сельские, поселковые, городские советы и их испол- нительные органы;
—выборные главы органов местного самоуправления — сельские, поселковые, городские головы (председатели исполнительных органов соответствующих советов);
- выборные районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных гро- мад сел, поселков и городов.
Депутаты выборных органов местного самоуправления избираются жителями села, поселка, города на основе все- общего, равного, прямого избирательного права путем тай- ного голосования сроком на четыре года. На таких же условиях избираются сельские, поселковые и городские головы.
Председатель районного и председатель областного со- вета избираются соответствующим советом и возглавля- ют исполнительный аппарат рады.
Органы местного самоуправления обладают определен- ной материальной и финансовой базой своей деятельнос- ти, в которую входят:
— объекты коммунальной собственности (движимое и недвижимое имущество, земля, природные ресурсы);
— доходы местных бюджетов и внебюджетные средства. Они формируются за счет местных налогов и сборов и финансовой поддержки государства.
Компетенцияорганов местного самоуправления:
1) управление имуществом, находящимся в коммуналь- ной собственности;
2) утверждение программ социально-экономического и культурного развития и контроль за их выполнением;
3) утверждение бюджета соответствующих админист- ративно-территориальных единиц и контроль за их ис- полнением;
4) установление местных налогов и сборов!
5) проведение местных референдумов и реализация их результатов;
6) создание, реорганизация и ликвидация коммуналь- ных предприятий, организаций и учреждений.
Органам местного самоуправления могут передаваться отдельные полномочия исполнительной власти. Их ис- полнение финансируется за счет Государственного бюдже- та Украины. По этим вопросам органы местного самоуп- равления подконтрольны соответствующим органам ис полнительной власти.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают решения, являющиеся обяза- тельными к исполнению на соответствующей территории.
9.3. ОРГАНЫ САМООРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В УКРАИНЕ
Местное самоуправление имеет многообразные органи- зационно-правовые формы. В частности, наряду с местны- ми советами по инициативе жителей могут создаваться органы самоорганизации населения. Их статус определя- ется Конституцией Украины и Законом Украины «Об орга- нах самоорганизации населения» (11 июля 2001 г.).
Орган самоорганизации населения является одной из форм участия населения в решении вопросов местного значения. Виды органов самоорганизации населения:
1) сельские и поселковые комитеты. Действуют в пределах территории села, поселка, если его пределы не совпадают с пределами деятельности сельского, поселко- вого совета;
2) уличные и квартальные комитеты. Действуют в пределах территории квартала, нескольких, одной или ча- сти улицы с прилегающими переулками в местах индиви- дуальной застройки;
3) комитеты микрорайонов. Действуют в пределах территории отдельного микрорайона, жилищно-эксплуа- тационной организации в городах;
4) домовые комитеты. Действуют в пределах дома (нескольких домов) в государственном и общественном жилищном фонде и фонде жилищно-строительных коо- перативов;
5) комитеты районов в городах. Действуют в преде- лах одного или нескольких районов в городе, если его гра- ницы не совпадают с границами районного в городе совета.
С инициативой о создании органа самоорганизации населения может выступить собрание (конференция) жи- телей по месту жительства, если в нем участвовало (было представлено) не менее половины жителей соответствую- щей территории, имеющих право голоса. Разрешение на создание органа самоорганизации населения предоставля- ет сельский, поселковый, городской, районный в городе со- вет. Орган самоорганизации населения обязательно дол- жен быть легализован путем регистрации (в таком слу- чае он получает статус юридического лица) или Уведомления о создании (без статуса юридического лица).
Полномочия органа самоорганизации населения мно- гообразны. К числу важнейших его собственных полно- мочий относятся:
1) право представлять интересы жителей в местном совете и местных органах исполнительной власти;
2) право вносить предложения к проектам местных программ социально-экономического и культурного раз- вития;
3) организовывать участие населения в мероприятиях по охране окружающей среды, памятников истории и куль- туры, по благоустройству территории;
4) осуществлять контроль за качеством жилищно-ком- мунальных услуг;
5) организовывать помощь гражданам преклонного возраста, инвалидам, семьям погибших воинов, партизан и военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям, детям-сиротам;
6) содействовать органам пожарного надзора в осу- ществлении противопожарных мероприятий и правоохра- нительным органам в обеспечении общественного поряд- ка.
Кроме того, местные советы вправе передать органу са- моорганизации населения часть своих полномочий и средств, необходимых для их исполнения.
Члены органа самоорганизации населения исполняют свои обязанности на общественных началах (без оплаты). По решению собрания (конференции) жителей по месту жительства руководитель и секретарь этого органа могут работать в нем на постоянной основе с оплатой их труда.
Нормативные источники
Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украь ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.
О местном самоуправлении в Украине: Закон Украины от 21 мая 1997 г. // Вщомост! Верховно! Ради Украши. — 1997. - № 24. — Ст. 170.
Об органах самоорганизации населения: Закон Украины от 11 июля 2001 г. // В1домост1 Верховно! Ради Украши. — 2001. — № 48. — Ст.254.
РАЗДЕЛ III.
ОСНОВЫ ОТРАСЛЕВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Глава 10. ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
10.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА УКРАИНЫ
Гражданское право— отрасль системы права Украи- ны, регулирующая имущественные и личные неимуществен- ные отношения физических и юридических лиц.
С нормами гражданского права мы сталкиваемся ежед- невно. Поездка в общественном транспорте, покупка га- зеты, посещение театра и бесчисленное множество других разнообразных отношений регулируются гражданским правом. Гражданское право играет столь важную роль в жизни общества, в экономике страны, что гражданский кодекс иной раз называют (неофициально) второй, или экономической конституцией страны.
Основы гражданско-правового регулирования в нашей стране закрепляет Конституция Украины. Таковы, в част- ности: нерушимость права частной собственности, много- образие форм права собственности, свобода предпринима- тельской деятельности, право на результаты своей интел- лектуальной, творческой деятельности.
Гражданско-правовые нормы содержатся в различных нормативно-правовых актах, важнейшим из которых яв- ляется Гражданский кодекс Украины. Гражданский ко- декс Украины был принят 16 июля 2003 г. и введен в Действие с 1 января 2004 г.
Гражданский кодекс состоит из 6 книг, 90 глав, 1308 статей. Внутреннее строение Гражданского кодекса Укра- шы соответствует структуре отрасли гражданского права, т-е. кодекс имеет Общую и Особенную части.
Общая часть отражена в книге 1, которая называется «Общие положения». Она содержит нормы, определяю- щие статус участников гражданско-правовых отношений, объекты гражданских прав, понятия гражданско-право- вой сделки, представительства, сроков и исковой давности в гражданском праве.
Особенная часть Гражданского кодекса устанавливает личные неимущественные права физического лица, право собственности и иные вещные права, право интеллекту- альной собственности, регулирует обязательственные от- ношения, наследование.
Общие началагражданского законодательства:
1) недопустимость произвольного вмешательства в сферу личной жизни человека;
2) недопустимость лишения права собственности, кро- ме случаев, установленных Конституцией Украины и за- конами;
3) свобода договора;
4) свобода предпринимательской деятельности, не зап- рещенной законом;
5) судебная защита гражданских прав и интересов;
6) справедливость, добросовестность и разумность.
|