Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Совет национальной безопасности и обороны Украины

— это координационный орган по вопросам национальной
безопасности и обороны при Президенте Украины. Его пра-
вовой статус определяется Конституцией Украины и Зако-
ном Украины «О Совете национальной безопасности и обо-
роне Украины» (5 марта 1998 г.).


 




Председателем Совета национальной безопасности и
обороны Украины является Президент Украины. В его
состав входят по должности: Премьер-министр Украины,
Министр обороны Украины, Председатель Службы Безо-
пасности Украины, Министр внутренних дел Украины,
Министр иностранных дел Украины. Иные члены Совета
национальной безопасности и обороны назначаются Пре-
зидентом Украины. Организацию работы и исполнения
решений обеспечивает Секретарь Совета национальной
безопасности и обороны Украины, назначаемый и уволь-
няемый Президентом.

Совет национальной безопасности и обороны Украины
имеет следующие функции:

1) внесение предложений Президенту Украины относи-
тельно реализации основ внутренней и внешней полити-
ки в сфере национальной безопасности и обороны;

2) координация и осуществление контроля над дея-
тельностью органов исполнительной власти в сфере наци-
ональной безопасности и обороны в мирное время;

3) координация и осуществление контроля над дея-
тельностью органов исполнительной власти в сфере наци-
ональной безопасности и обороны в условиях военного
или чрезвычайного положения и при возникновении кри-
зисных ситуаций, угрожающих национальной безопаснос-
ти Украины.

Решения Совета национальной безопасности и оборо-
ны Украины принимаются не менее чем двумя третями
голосов его членов. Принятые решения вводятся в дей-
ствие указами Президента Украины.



6.13. ПРАВОВОЙ СТАТУС КАБИНЕТА
МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

Кабинет Министров Украины — высший орган в сис-
теме органов исполнительной власти.

Кабинет Министров Украины ответственен перед
Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Вер-
ховной Раде Украины. Конкретно это проявляется в том,
что Верховная Рада принимает решение об одобрении Про-
граммы деятельности Кабинета Министров Украины, ре-
гулярно заслушивает отчет о ее выполнении. Верховная


Рада вправе рассмотреть вопрос об ответственности Каби-
нета Министров Украины и принять резолюцию недове-
рия ему. Президент Украины назначает Премьер-мини-
стра Украины и принимает его отставку.

В состав Кабинета Министров Украины входят: Пре-
мьер-министр Украины; Первый вице-премьер-министр; три
вице-премьер-министра; министры. Состав Кабинета Ми-
нистров формируется Президентом Украины с участием
Верховной Рады Украины. Так, Премьер-министр Украи-
ны назначается Президентом Украины с согласия Вер-
ховной Рады Украины. Персональный состав Кабинета
Министров Украины назначается Президентом Украины
по представлению Премьер-министра Украины.

Полномочия Кабинета Министров Украины:

1) обеспечение государственного суверенитета и эконо-
мической самостоятельности Украины, осуществление
внутренней и внешней политики
государства, исполне-
ние Конституции и законов Украины, актов Президента
Украины;

2) принятие мер по обеспечению прав и свобод челове-
ка и гражданина;

3) проведение финансовой, ценовой, инвестиционной и
налоговой политики; политики в сферах труда и занятос-
ти населения, социальной защиты, образования, науки и
культуры, охраны природы, экологической безопасности и
природопользования;

4) разработка и осуществление общегосударственных
программ
экономического, научно-технического, социаль-
ного и культурного развития Украины;

5) обеспечение равных условий развития всех форм
собственности; управление объектами государственной соб-
ственности;

6) разработка проекта закона о Государственном бюд-
жете Украины и исполнение утвержденного Верховной
Радой Украины Государственного бюджета Украины;

7) осуществление мер по обеспечению обороноспособ-
ности
и национальной безопасности Украины, обществен-
ного порядка, борьбы с преступностью;

8) организация и осуществление внешнеэкономической
деятельности
Украины, таможенного дела;

9) руководство и координация работы министерств,
других органов исполнительной власти.





Юридической формой решений Кабинета Министров
являются обязательные для исполнения постановления
и распоряжения,
которые подписывает Премьер-министр
Украины.

6.14. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ

Исполнительная власть занимает особое место в сис-
теме органов государственной власти Украины:

1) органы исполнительной власти, в отличие от Вер-
ховной Рады Украины, действуют на постоянной основе,
а не сессионно;

2) они практически реализуют цели и задачи внут-
ренней и внешней политики, сформулированные Верхов-
ной Радой;

3) срок полномочий должностных лиц органов испол-
нительной власти прямо не определяется Конституцией
Украины. Правительство (Кабинет Министров Украины) и
главы местных государственных администраций слагают
полномочия перед новоизбранным Президентом Украины;

4) все органы исполнительной власти в той или иной
форме подконтрольны представительной власти (Прези-
денту Украины, Верховной Раде Украины, органам мест-
ного самоуправления);

5) органы исполнительной власти составляют иерар-
хическую вертикаль:
Кабинет Министров Украины -
министерства, ведомства, государственные комитеты — го-
сударственные администрации в областях, районах, горо-
дах Киеве и Севастополе.

Как уже отмечалось, высшим органом в системе орга-
нов исполнительной власти является Кабинет Министров

Украины.

Следующим структурным звеном в иерархии испол-
нительных органов власти являются министерства, ведом-
ства, государственные комитеты.

Министерства — это отраслевые органы управления.
Их цель — организация государственного управления в
наиболее важных сферах жизни общества (оборона, внут-
ренние дела, внешние дела, юстиция и т.д.). Например, Ми-
нистерство труда и социальной политики Украины реали-
зует государственную политику в сфере занятости, соци-


альной защиты населения, социального страхования, опла-
ты, нормирования и стимулирования труда, охраны и усло-
вий труда, пенсионного обеспечения, социального обслужи-
вания населения, социально-трудовых отношений, трудо-
вой миграции. Государственные комитеты и ведомства
(агентства, бюро, комиссии) преимущественно осуществля-
ют межотраслевое управление. Например, Государственный
комитет статистики Украины обеспечивает создание и над-
лежащее функционирование общегосударственной системы
экономико-статистической информации.

Министерства, ведомства, государственные комитеты со-
здаются, реорганизуются и ликвидируются Президентом по
представлению Премьер-министра Украины. Президент
Украины назначает и освобождает от должности руково-
дителей центральных органов исполнительной власти. Кон-
кретные задачи и функции центральных органов исполни-
тельной власти определяются подзаконными актами.

6.15. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ВЛАСТИ

Исполнительную власть в областях и районах, городах
Киеве и Севастополе осуществляют местные государствен-
ные администрации.
Функционирование местных орга-
нов исполнительной власти определяется Конституцией
Украины и Законом Украины «О местных государствен-
ных администрациях» (9 апреля 1999 г.).

Председатели местных государственных администраций
назначаются на должность и освобождаются от должнос-
ти Президентом Украины по представлению Кабинета
Министров Украины. Они ответственны перед Прези-
дентом Украины и Кабинетом Министров Украины, по-
дотчетны и подконтрольны
органам исполнительной
власти высшего уровня. В частности, это проявляется в
том, что решения председателей местных государственных
администраций, противоречащие Конституции и законо-
дательству Украины, могут быть отменены Президентом
Украины или председателем местной государственной ад-
министрации высшего уровня.

Состав местных государственных администраций фор-
мируют их председатели. Местные государственные админи-


 




страции также подотчетны и подконтрольны органам ис-
полнительной власти высшего уровня.

Областной или районный совет вправе выразить недо-
верие председателю соответствующей местной государствен-
ной администрации. На основании резолюции недоверия
Президент Украины принимает решение (об отставке гла-
вы администрации или продолжении его полномочий) и
дает обоснованный ответ. Если же недоверие председате-
лю государственной администрации выразили две трети
депутатов соответствующего совета, Президент Украины
принимает решение об отставке председателя местной го-
сударственной администрации. Кроме того, полномочия
председателя главы местной администрации могут быть
прекращены по ряду других оснований, например, по соб-
ственной инициативе Президента Украины.

На соответствующей территории местные государ-
ственные администрации обеспечивают:

1) исполнение Конституции и законодательства Укра-
ины;

2) законность и правопорядок, соблюдение прав и сво-
бод граждан;

3) выполнение государственных и региональных про-
грамм социально-экономического и культурного развития,
программ охраны окружающей среды, программ их наци-
онально-культурного развития коренных народов и наци-
ональных меньшинств;

4) подготовку и исполнение соответствующих област-
ных и районных бюджетов;

5) отчет об исполнении соответствующих бюджетов и
программ;

 

6) взаимодействие с органами местного самоуправле-
ния;

7) реализацию иных предоставленных государством, а
также делегированных соответствующими советами пол-
номочий.

Полномочия местных государственных администраций
конкретизированы Законом Украины «О местных госу-
дарственных администрациях» (9 апреля 1999 г.). В час-
тности, к ним отнесены: управление объектами государ-
ственной собственности; осуществление государственного
контроля за сохранением и рациональным использова-
нием государственного имущества, состоянием финансо-


вой дисциплины, использованием и охраной природных
ресурсов, охраной памятников истории и культуры, соблю-
дением различных стандартов, санитарных и ветеринар-
ных правил, охраной труда и др.

Обширными являются также отраслевые полномочия
этих органов государственной власти: в области социаль-
но-экономического развития, бюджета, финансов и т.д.

Нормативные источники

Конституция Украины: Принята на V сессии Верховной Рады
Украины 28 июня 1996 г.// В1домост1 Верховно! Ради Укра!-
ни. — 1996. — № 30. — Ст.141.

О местных государственных администрациях: Закон Украи-
ны от 9 апреля 1999 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. —
1999. — № 20-21. — Ст.190.

О Совете национальной безопасности и обороны Украины:
Закон Украины от 5 марта 1998 г.// В1домост1 Верховно! Ради
Украши. — 1998. — № 35. — Ст.237.

О статусе народного депутата Украины: Закон Украины от
22 марта 2001 г.// В1домост1 Верховно! Ради Украши. —
2001. — № 42. — Ст. 212.

 


Глава 7.
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В УКРАИНЕ

7.1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС
СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В УКРАИНЕ

Судебная власть в Украине— разновидность и пол-
ноправная ветвь государственной власти. В частности, су-
дебные решения постановляются и оглашаются судами
именем Украины и являются обязательными для испол-
нения на всей территории Украины.

Судебная власть реализуется путем осуществления
правосудия в форме гражданского, хозяйственного, адми-
нистративного, уголовного, а также конституционного су-
допроизводства.

Правосудие — это особый вид государственной дея-
тельности, суть которой состоит в рассмотрении и разре-
шении уголовных, гражданских и иных дел. Правосудие, в
отличие от деятельности органов исполнительной власти,
осуществляется в строго определенной законом процессу-
альной форме.

Будучи ветвью единой государственной власти, судеб-
ная власть имеет присущие только ей признаки. Деятель-
ность органов законодательной и исполнительной власти
нередко пересекается: например, Кабинет Министров Укра-
ины — высший орган исполнительной власти — имеет
право законодательной инициативы. Правосудие же в Укра-
ине осуществляется исключительно судами. Делегирова-
ние функций судов, а также присвоение этих функций дру-
гими органами или должностными лицами не допускается.

Органы исполнительной власти и их должностные лица
имеют строгую иерархию: нижестоящие органы и долж-
ностные лица подчинены вышестоящим. В отличие от них
должностные лица судебной власти независимы и друг от
друга, и от любого иного, внешнего влияния. Судьи под-
чиняются исключительно закону.

Отличительным признаком судебной власти является
также особый статус ее должностных лиц. Правосудие
в Украине осуществляют профессиональные судьи и, в оп-
ределенных законом случаях, народные заседатели и при-
сяжные.


В отличие от иных должностных лиц государства, про-
фессиональные судьи занимают должности бессрочно (кроме
судей Конституционного Суда Украины и судей, назначае-
мых на должность судьи впервые). К кандидату на долж-
ность профессионального судьи предъявляются особые
требования,
несопоставимые с требованиями к кандида-
там на иные государственные должности (высшее юриди-
ческое образование, опыт работы в области права, сдача
квалификационных экзаменов). Судья не вправе совме-
щать свою профессиональную деятельность ни с какой
иной, кроме научной, педагогической, творческой деятель-
ности. Судья не может быть членом политической партии.
Все эти ограничения и требования призваны обеспечить
подлинную независимость и беспристрастность судьи.

Деятельность судебной власти контролируется особым
способом.
Никакие органы государства и их должност-
ные лица не вправе вмешиваться в отправление правосу-
дия, отменять или изменять приговор или решение суда.
Поэтому контроль здесь носит внутренний характер и
осуществляется в виде апелляционного и кассационного
рассмотрения дела вышестоящим судом.

Независимость и высокий авторитет суда — важней-
ший признак правового демократического государства.
Основное назначение судебной власти — защита прав и
законных интересов индивида от любых проявлений про-
извола как со стороны других лиц, так и со стороны госу-
дарственных органов.

7.2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ
ПРАВОСУДИЯ

Принципы правосудия— это основные, руководящие
начала отправления правосудия. Они закреплены Консти-
туцией Украины:

1) законность. Сущность данного принципа состоит в
том, что судьи при осуществлении правосудия руковод-
ствуются только законом;

2) равенство всех участников судебного процесса перед
законом и судом. Данный принцип означает, что суд не
устанавливает привилегий или ограничений по признакам
расы, цвета кожи, пола, социальных, национальных и иных
различий участников судебного процесса. Решение суда
должно быть свободно от какой-либо дискриминации;






ны, обвиняемый или ответчик с^друг ^

^ГГ=Г,^=Г„о=льс™а, Требо- 1

:==.=====---

водства.

-овщая^рл^ристиклс^вной

^5в==гетл==яг»я: |

раины.
192


Каждое из звеньев судебной системы представляет со-
бой совокупность судов одинаковой компетенции. Суд —
орган государственной власти, который рассматривает
гражданские, уголовные и иные дела на основании дей-
ствующего законодательства и в соответствии с установ-
ленными процессуальными нормами.

Судебную систему Украины составляют суды общей
юрисдикции и Конституционный суд Украины.
Систему судов общей юрисдикции составляют:

1) местные суды;

2) апелляционные суды, Апелляционный суд Украины;

3) Кассационный суд Украины;

4) высшие специализированные суды;

5) Верховный Суд Украины.

Создание чрезвычайных и особых судов, не предусмотрен-
ных Конституцией и законами Украины, не допускается.

Суды общей юрисдикции образуются и ликвидируются
Президентом Украины по представлению Министра юс-
тиции Украины, согласованному с Председателем Верхов-
ного Суда Украины и председателями высших специали-
зированных судов.

I

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЕЙ

Особый правовой статус судей определяется Консти-
туцией Украины и Законом Украины «О статусе судей»
(15 декабря 1992 г.), в который 21 июня 2001 г. внесе-
ны существенные изменения.

Судьи— должностные лица судебной власти, наделен-
ные полномочиями осуществлять правосудие и исполнять
свои обязанности, на профессиональной основе в Консти-
туционном Суде и судах общей юрисдикции.

К кандидатам на должность судьи предъявляются сле-
дующие требования:

1) достижение определенного возраста. Для судей ме-
стных и апелляционных судов он составляет 25 лет; для
судей высших специализированных судов — 30 лет; для
судей Конституционного Суда — 40 лет;

2) высшее юридическое образование;

3) наличие определенного стажа работы в области
права. Для судей местных и апелляционных судов — не
менее 3 лет; для судей высших специализированных су-
дов --не менее 7 лет, в том числе не менее 5 лет на


должности судьи; для судей Конституционного Суда — не

менее 10 лет;

4) проживание в Украине в течение определенного срока.
Для судей Конституционного Суда --в течение после-
дних 20 лет; для всех остальных — не менее 10 лет;

5) владение государственным языком.

Судья должен быть беспристрастен и независим от ка-
кого-либо внешнего влияния. В своей деятельности он
обязан руководствоваться только законом. В силу этого, с
одной стороны, к судьям применяются некоторые ограни-
чения.
Судья не вправе:

1) состоять в политической партии или профсоюзе;

2) участвовать в какой-либо политической деятельнос-
ти (предвыборная агитация, митинги и т.д.);

 

3) иметь представительский мандат (например, быть
депутатом местного совета);

4) занимать какие-либо другие оплачиваемые должно-
сти;

5) исполнять иную оплачиваемую работу, кроме науч-
ной, преподавательской
и творческой.

С другой стороны, независимость судей обеспечивается
при помощи правовых гарантий их деятельности, к чис-
лу которых относятся:

1) неприкосновенность судей. Без согласия Верховной
Рады Украины судья не может быть задержан или аресто-
ван до вынесения судом обвинительного приговора;

2) ответственность за неуважение к суду или судье;

3) обеспечение личной безопасности судей и членов их
семей. Угроза или насилие в отношении судьи, посяга-
тельство на его жизнь караются как преступления;

4) несменяемость судей. Судьи занимают должность
бессрочно, за исключением судей Конституционного Суда
и судей, впервые назначенных на должность.

Отбор кандидатов на должность судьи осуществляется
по результатам сдачи квалификационного экзамена. Эк-
замены проводят квалификационные комиссии судей су-
дов общей юрисдикции и Высшая квалификационная ко-
миссия судей Украийы. Представление о назначении су-
дей на должность вносит Высший совет юстиции.

Первое назначение на должность профессионального
судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Ук-
раины. Все иные судьи, кроме судей Конституционного
Суда Украины, избираются Верховной Радой Украины
бессрочно.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Все государственные органы, органы местного самоуп-
равления и их должностные лица, граждане Украины, ино-
странные граждане или подданные, лица без гражданства
обязаны соблюдать и исполнять Конституцию Украины.
Специальным органом обеспечения конституционной за-
конности в Украине является Конституционный Суд Ук-
раины.

Порядок формирования, функционирования и компе-
тенция Конституционного Суда определяются разделом
XII Конституции Украины и Законом Украины «О Кон-
ституционном Суде Украины» (16 октября 1996 г.).

Конституционный Суд Украины— единственный орган
конституционной юрисдикции в Украине.

Конституционный Суд Украины не входит в систему
судов общей юрисдикции и, соответственно, не рассматри-
вает конкретных уголовных или гражданских дел, не яв-
ляется апелляционной, кассационной или надзорной ин-
станцией для судов общей юрисдикции. Он решает вопро-
сы о соответствии законов и иных правовых актов
Конституции Украины и дает офдциальное толкование
Конституции Украины и законов Украины.

Формирование состава Конституционного Суда также
отличается от формирования иных судебных органов. Кон-
ституционный Суд Украины состоит из 18 судей Консти-
туционного Суда. Президент Украины, Верховная Рада и
съезд судей Украины назначают по 6 судей Конституци-
онного Суда. Судья Конституционного Суда назначается
на 9 лет без права быть назначенным на повторный срок.
На специальном пленарном заседании Конституционно-
го Суда судьи Конституционного Суда из своего состава
путем тайного голосования избирают Председателя Кон-
ституционного Суда (только на один трехгодичный срок).
ПолномочияКонституционного Суда Украины:

1) решение вопросов о соответствии Конституции Ук-
раины (конституционности): законов и иных правовых
актов Верховной Рады Украины; актов Президента Укра-
ины; актов Кабинета Министров Украины; правовых ак-
тов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

2) официальное толкование Конституции Украины и
законов Украины;

3) дача заключения о соответствии Конституции Укра-
ины действующих международных договоров Украины или


тех международных договоров, которые вносятся в Вер-
ховную Раду Украины для ратификации;

4) дача заключения о соблюдении конституционной
процедуры расследования и рассмотрения дела о смеще-
нии Президента Украины с поста в порядке импичмента.

Субъекты обращения в Конституционный Суд Украины:

1) по вопросу о конституционности нормативно-право-
вых актов — Президент Украины; не менее 45 депутатов
Верховной Рады Украины; Уполномоченный Верховной
Рады Украины по правам человека; Верховная Рада Ав-
тономной Республики Крым;

2) по вопросам соответствия Конституции Украины
международных договоров — Президент и Кабинет Мини-
стров Украины;

3) по вопросу о конституционности процедуры импич-
мента — Верховная Рада Украины;

4) по вопросу об официальном толковании Конститу-
ции и законов Украины — неограниченный круг субъек-
тов, в том числе — граждане Украины, иностранные граж-
дане и подданные, лица без гражданства, юридические лица.

Конституционный Суд Украины постановляет реше-
ния,
которые обязательны к исполнению на территории
Украины, окончательны и не могут быть обжалованы.

Законы и иные правовые акты по решению Конституци-
онного Суда Украины признаются неконституционными
полностью или в отдельной части, если они не соответ-
ствуют Конституции Украины либо если была нарушена
установленная Конституцией Украины процедура их рас-
смотрения, принятия или вступления в силу.

Законы, иные правовые акты или их отдельные поло-
жения, признанные неконституционными, теряют силу со
дня постановления Конституционным Судом Украины ре-
шения об их неконституционности. Материальный или
моральный ущерб, причиненный физическим или юриди-
ческим лицам актами и действиями, признанными некон-
ституционными, возмещается государством в установлен-
ном законом порядке.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2019 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.