Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Дипломатическая служба государства

 

Современная дипломатия – средство осуществления внешней политики государства, представляющее собой совокупность невоенных практических мероприятий, приёмов и методов, применяемых с учётом конкретных условий и характера решаемых задач; официальная деятельность глав государств и правительств, министров иностранных дел, ведомств иностранных дел, дипломатических представительств за рубежом, делегаций на международных конференциях по осуществлению целей и задач внешней политики государства, защите прав и интересов государства, его учреждений и граждан за границей.

С понятием дипломатия связывают искусство ведения переговоров для предотвращения или урегулирования конфликтов, поисков компромиссов и взаимоприемлемых решений, расширения и углубления международного сотрудничества.

Дипломатическая профессия, как таковая, очень стара. Свидетельства о договорах о мире, союзах встречаются среди древнейших исторических памятников и надписей. Однако в течение длительного времени сношения между племенами, а позднее и между феодальными группами, принимавшими все более национальный характер, были лишь эпизодическими.

Современная дипломатическая служба государств сформировалась в процессе длительного развития. Было время, когда государства не имели столь организованного, как сегодня, дипломатического аппарата и вся дипломатическая деятельность осуществлялась верховной властью.

В Древней Греции мы находим сведения о развитой системе внешних сношений и богатом арсенале форм и методов дипломатии. Как отмечает Г.Никольсон, греки уже в V в. до н.э. располагали развитым аппаратом международных связей, устойчивой процедурой таких процессов, как объявление войны, заключение мира, ратификация договоров, арбитраж, нейтралитет, консульская деятельность. Они выработали правила, определяющие выдачу преступников, порядок мореходства. Все это способствовало появлению категории лиц, которые были уполномочены осуществлять внешние сношения: вестников (ангелос) и старейшин (пресбейс). Указанные лица снабжались ответствующими грамотами (дипломами), где определялась цель посольства и давались специальные инструкции. Следует заметить, что институт старейшин возник позже и носил светский характер, в то время как вестники — это институт особых жрецов, которые вначале занимались всеми вопросами внешних сношений, а позже сопровождали светское посольство, скрепляли клятвой договоры и занимались вопросами выдачи преступников.



В Древнем Риме также существовали специальные органы внешних сношений – особая жреческая комиссия – фициалы, которая могла объявлять войну, заключать мир, подписывать договоры.

Большим своеобразием в Древнем Риме отличалась посольствая практика. В классический период его истории право направления посольств принадлежало Сенату, ведавшему вопросами внешней политики. Кандидатуры для этой роли отбирались консулом, который являлся в республиканский период высшим выборным должностным лицом, или претором, также высшим должностным лицом, осуществлявшим правовые, в том числе и судебные, функции. Консул и претор могли председательствовать в Сенате. Если на выполнение миссии посла претендовали несколько человек (в состав посольства обычно назначались три человека во главе со старшиной), то отбор происходил путем жеребьевки между президентами. Послы именовались легатами, ораторами и вестниками. Удостоверением посольской миссии, своеобразной верительной грамотой служил особый золотой перстень, наличие которого давало право на льготы и привилегии. Позднее, в императорском Риме, послы стали назначаться императором. Вопросами внешних сношений при нем ведал уже специальный аппарат – прообраз будущего ведомства иностранных дел.

Однако в те времена посольства носили временный, целевой характер. Обмен постоянными посольствами еще не практиковался.

Важное значение организации дипломатической службы придавалось в Византии – Восточной Римской империи, – которая образовалась в IV в. при распаде некогда могущественной Римской империи на территории Балканского полуострова, Малой Азии и Юго-Восточного Средиземноморья.

В Константинополе было образовано ведомство, занимавшееся вопросами внешних сношений. Его аппарат включал в себя помимо чиновников многочисленный штат переводчиков.

Был тщательно разработан порядок приема иностранных послов. С момента прибытия их окружали вниманием, оказывали почести. Еще на границе к послам иностранных держав обыч­но приставлялась свита, в задачи которой входило не только охранять послов, но и препятствовать их широкому общению с местным населением. Официальный прием отличался большой пышностыо и торжественностью (не случайно выражение "византийская пышность" приобрело нарицательный характер), что преследовало определенную цель – ошеломить, удивить послов роскошью, богатством, могуществом империи. Перед послами разыгрывались настоящие спектакли со сменой декораций и действующих лиц. Все это должно было создать в соседних государствах представление о несокрушимости Византии и пробудить в них желание искать с ней союза, а не войны .

Однако если говорить о дипломатической службе в современном понимании, то до XVII – начала XVIII в. ее фактически не существовало. Все вопросы внешних сношений находились в ведении князей, королей, императоров, которые время от времени посылали своих послов в иностранные государства для ведения переговоров. Хотя следует отметить, что в Италии, которая, по мнению многих историков, является родиной современной дипломатии, первые rпостоянные дипломатические представительства при иностранных дворах появились еще в XV в. Срок да полномочий ограничивался двумя-тремя годами. Но в обычную практику большинства государств направление за рубеж постоянных дипломатических представительств входит лишь в XVII в. Одновременна с середины – конца XVII в. за рубежом начали создаваться консульства, во главе которых стояли местные купцы и тортбеды. Появились и должностные лица, которые наряду с руководством консульской службой занимались такими функциями государственного управления, как финансы, внутренняя торговля, налоги и т.д.

Параллельно в европейских государствах формировались структуры, ведающие вопросами внешних сношений: сначала такие должности появились в личной канцелярии короля, феодала, а затем были созданы специальные органы.

Например, в Англии еще в период раннего средневековья иностранной корреспонденцией ведал специально назначенный клерк. В середине XVIII в. была введена должность секретаря, позднее – королевского секретаря, который являлся уже членом Тайного совета. В это же время в связи с необходи­мостью проведения колониальной политики был создан соответствующий департамент, возглавляемый еще одним государственным секретарем. И только в 1782 г. было образовано Министерство иностранных дел (Foreign Office), сохранившее свое название до наших дней (полное официальное наименование, принятое в 1968 г., – Министерство иностранных дел и по делам содружества).

В этот период в большинстве государств существовало строгое разграничение дипломатической и консульской служб, Каждая из которых в свою очередь подразделялась на заграничную службу и службу в центральном аппарате. Дипломатическая служба, на которой состояли представители дворянства, занималась преимущественно политическими вопросами отношений между монархами, государствами. Консульская служба, на которой состояли прежде всего купцы и торговцы, занималась вопросами торговли. Дипломатическая служба была представлена ведомством иностранных дел, а консульски – комерц-коллегией, ведомством торговли и финансов, Таким образом, мы можем говорить о том, что в XIX в. в пра­ктике государств в основном сформировались дипломатическая и консульская службы, появились разработанные в больрей или меньшей степени законы и инструкции, касающиеся различных аспектов их деятельности.

В конце XIX – начале XX в. наблюдается начало процесса (слияния дипломатической и консульской служб. В ряде стран, особенно в 20-х гг. XX в., это привело к созданию единой внешнеполитической службы, хотя функциональные отличия дипломатической и консульской служб сохраняются.

В условиях глобализации и появления большого количества неправительственных акторов, дипломатия не исчезает как социально-исторический институт, а, напротив, приобретает новое значение в качестве наиболее эффективного из изобретенных человечеством инструментов налаживания глобального диалога.

Возникают новые задачи белорусской дипломатии в условиях, когда нетерпимость выступает предпосылкой реванша фашизма.

Затрагивались проблемах подготовки кадров для дипломатии ХХI века. Новые требования к дипломатии ставят вопрос о необходимости выхода за рамки традиционных дипломатических контактов и установления широких связей с гражданским обществом. Отмечалась целесообразность для отечественной дипломатической службы более активно дискутировать насущные проблемы дипломатии с целью ее дальнейшего совершенствования и превращения ее в подлинный инструмент толерантного диалога различных культур

Толерантность всегда являлась реальным условием выживания человечества. Состоянием нравов и морального духа в работах мыслителей самых разных направлений объяснялось как величие какого-либо народа, так и его деградация и исчезновение. В соответствии с этими воззрениями мораль и нравственность являются феноменами, цементирующими целостность общества; проявления же, выходящие за рамки того, что для данного народа, времени и ситуации принято считать нравственным и моральным, разрушают общество.

Черты современной дипломатии:

1. Возникновение большого количества новых государств—расширение количества диппредставителей для распространения влияния, они очень многочисленны, чтобы обеспечить поддержку строя–возрастают штаты–возрастают издержки–у ГосДепа возникают проблемы с парламентом из-за отказа в выделении средств.

2. Возрастает роль международных организаций и др. Акторов–сложно вести переговоры старинными способами.

3. Конкуренция внутри ведомств (Министерства Торговли направляют свои миссии, для них выторговываются привилегии и иммунитеты).

4. Установление курса на многостороннюю дипломатию –подготовка новых кадров, новых специалистов, выработка нового подхода.

5. Увеличивается роль переговоров.

6. Организуются саммиты на высшем уровне, на которых многие проблемы решаются главами государств в обход МИД. Президенты ведут себя крайне самолично – внутренние проблемы – авторитет диппредставительств падает.

7. Чтобы сэкономить делают одно представительство на несколько стран.

8. Стирается грань между внутренними и внешними границами, проблемами – государства вмешиваются во во внутреннюю политику друг друга.

8. Растет роль информационных технологий – контакт облегчён, нет необходимости в повышенной бюрократизации.

9. Раньше важна была политика безопасности и разведка, сейчас экономическая дипломатия и разведка.

 

1.3. Из истории белорусской дипломатической службы

 

Первые на территории Беларуси государственные образования – Полоцкое, Смоленское, Турово-Пинское княжества – поддерживали широкие, в том числе и дипломатические, связи
не только между собой, но и с более отдаленными странами.
Первыми проявлениями дипломатической активности Полоцкого и Смоленского княжеств можно считать участие их боевых дружин в походах киевского князя Олега на Византию в 907 и 911 гг., в результате которых они получили свои личные вкла-
ды (на контрибуцию), а с Византией были подписаны договоры.

В конце XII – начале XIII в. активную роль в регионе стали
играть древние литвины, о чем свидетельствуют договоры с
Ливонией в 1201 г., Великим Новгородом в 1225 г. Послами
обычно были княжеские дружинники, бояре, священники и
иногда наиболее влиятельные и зажиточные мещане. Гаранти-
ей неприкосновенности послов являлось крестоцэлование со
стороны тех, кто их принимал Однако при личных встречах
это правило нередко нарушалось. Послы получали довольствие
средства перемещения от того князя, к которому они направ-
лялись. Послы имели при себе верительные грамоты. Догово-
ры заключались в письменной форме и устно, утверждались целованием креста у князеи-христиан или принесением в жер-
тву вола у литвинов-язычников.

Великое княжество Литовское (ВКЛ) с начала своего обра-
зования проводило активную международную политику, под-
держивало дипломатические отношения с Московским кня-
жеством, Заволжской Ордой, Крымским, и Казанским ханства-
Польшей, Венгрией, Молдавией и Валахией, Ливонией,
Пруссией, Римом. Своего расцвета дипломатическая служба ВКЛ достигла в конце XV – начале XVI в., когда ее возглавил великий князь при участии своего ближайшего окружения – рады. Великий князь обладал широкими полномочиями в сфере внешней политики: имел право посылать и принимать послов, заключать международные соглашения, вступать в союзы объявлять войну и заключать мир. С XV в. к определению основных направлений внешней политики стал привлекаться сейм, на котором монарх (великий князь) совещался с представителями феодальной знати по важнейшим международным
проблемам.

Непосредственное руководство дипломатической службой
Великого княжества Литовского осуществлял канцлер, воз-
главлявший государеву канцелярию. Во времена Сигизмунда Старого, особенно при канцлере А.М. Гаштольде (1522–1539), концелярия из частного учреждения при великом князе литовском была преобразована в общегосударственный институт, ее руководители (канцлеры, а с 1566 г. и подканцлеры) имели широкие полномочия. В канцелярии работали писари («русские», «латинские», «татарские»), переводчики, другой обслуживающий персонал. Большинство документов, выходивших из канцелярии и направляемых иноземным адресатам, писались на русском ("старобелорусском") языке. Латинский язык в области дипломатии Великого княжества Литовского, в отличие от других европейских государств, употреблялся преимущественно в странах с папским престолом, Ливонией и Тевтонским орденом (в отношении двух последних использовался и немецкий язык). Польский язык в канцелярии Великого княжества Литовского до Люблинской унии 1569 г. был
малоупотребим.

Посольский персонал в ВКЛ формировался в основном из
магнатов и шляхты. Дипломатические представители, как
правило, делились на "великих" послов, которые имели право
подписывать и заключать международные соглашения, "ма-
лых" послов, или посланцев, и гонцов. Эти категории диплома-
тов различались между собой полномочиями и численностью свиты. Отправляясь за границу с дипломатическими поруче­ниями, послы получали верительные грамоты, инструкции ("науку"), тексты выступлений, денежные средства. Необходи­мым документом была "опасная грамота", которая выставля­лась от имени того монарха, куда направлялось посольство. В ней гарантировались безопасность проезда делегации к пункту назначения, ее пребывания там и возвращения обратно. В сос­тав посольства входили писари, толмачи, другие лица. Иногда после окончания посольства составлялись дневники (диаруши). Известны диаруши послов Жигимонта Августа – Стефана Зборожского и Яна Шимковича, которые ездили в Москву в 1556 г., диаруш Гальяша Пельгримовского, секретаря посольства Льва Са- ггеги в Москве в 1600 г. и др. Все документы, касавшиеся по­сольства, заносились в книги Литовской метрики.

Одним из наиболее известных дипломатов Великого княжества Литовского был Лев Сапега (1557–1633). На протяжении своей жизни он занимал высокие и самые высокие должности в ВКЛ. Так, в 1581 г. после окончания университета был королев­ским писарем при дворе Стефана Батория, в 1585 г. – литовским канцлером, в 1632 г. стал виленским воеводой, с 1625 г. – великим литовским гетманом. При его непосредственном учас­тии был разработан Статут 1588 г.

Люблинская уния 1569 г. привела к появлению Речи Посполитой (РП) – федеративного государства поляков и литви­нов (белорусов). Уния усилила позиции Польши и ВКЛ на международной арене, помогла противостоять натиску со сто­роны Московского государства, Швеции, Османской империи и Крымского ханства.

Активное участие в международной политике требовало развития дипломатии. Формально ее возглавлял монарх, яв­лявшийся одновременно королем польским и великим князем литовским. Однако его полномочия в сфере внешней политики были ограничены сеймом, без санкции которого монарх не имел права выводить войска за пределы государства, прини­мать иностранные посольства и направлять собственные по­сольства за границу, объявлять войну и заключать мир. Все это повышало значимость в решении вопросов международного уровня других представителей правящей элиты Речи Посполитой (примаса – главы римско-католической церкви в РП, ве­ликого гетмана – командующего войсками во время войн и др.). Стремясь преодолеть контроль сейма, монархи РП отдава­ли предпочтение тайной дипломатии, стремясь ставить депута­тов перед свершившимся фактом (так было во время подготов­ки интервенции Речи Посполитой в Московское государство, 1609–1618; Северной войны, 1700–1721).

Непосредственное руководство дипломатической деятель­ностью осуществлял глава королевской канцелярии – канц­лер. Он занимался формированием посольств и направлением их за рубеж, руководил составлением дипломатических доку­ментов и подписывал их, принимал донесения послов. По­сольства, направляемыеот имени Речи Посполитой за грани­цу, могли представлять не только государство, но и монарха. Посольство, направляемое от имени РП и монарха, считалось более высоким по рангу. Предпочтение отдавалось направле­нию временных посольств, поскольку шляхта опасалась, что создание сети постоянных представительств повлечет за собой дополнительные расходы.

Первые представительства Речи Посполитой за границей (2-я четверть XVII в.) формировались как посольства короля. К середине XVII в. такие представительства существовали в Риме, Неаполе, Мадриде, Лондоне, Гааге, Копенгагене, Вене. Послами и членами посольств могли быть только представите­ли шляхетского сословия. Лишь в исключительных случаях к осуществлению дипломатическоймиссии допускались представители иных сословий (мещане) и иностранцы. В конце XVII – начале XVIII в. политические реалии Речи Посполитой породили явление "шляхетской дипломатии", когда предста­вители феодальной знати стали формировать собственные по­сольства по образцу королевских.

Существенные изменения в сфере организации дипломати­ческой деятельностив государстве произошли в годы реформ (1760–1790). В 1788 г. сейм принял решение о создании посто­янных Представительств РП за границей (в Берлине, Вене, Дрездене, Копенгагене, Лондоне, Париже, Петербурге, Стамбу­ле) с выделением на их деятельность определенных средств из государственного бюджета. Контроль за работой посольств осу­ществляла Депутация поиностранным делам, которая форми­ровалась сеймом. Руководителипосольств назначались королем с согласий сейма. Деятельностьпостоянных представительств была прекращена после разделов Речи Посполитой (соответ­ствующее распоряжение король Станислав Август издал в фев­рале 1795 г.).

Разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) и вхождение Беларуси в состав России изменили геополитическое положе­ние белорусских земель и лишили их самостоятельной внеш­неполитической деятельности.

После признания независимости БССР(31.01.1919 г.) рес­публика формально стала суверенным участником международ­ного диалога. Однако в реальности в начальном периоде сущес­твования республики дипломатия ничем не проявила себя. В ос­нову международной деятельности БССР были положены не на­циональные, а классово-интернациональные интересы. Реше­ния I Всебелорусского съезда Советов (2–3.02.1919 г., Минск) ориентировали дипломатию на создание всемирной федерации советских республик. Приоритет отдавался укреплению связей о Советской Россией. В структуре Временного рабоче-крестьян­ского советского правительства Беларуси, сформированного 01.01.1919 г., предусматривался комиссариат иностранных дел. Первым наркомом БССР стал В.С. Фальский. В составе прави­тельства Литовско-Белорусской ССР, сформированного в февра­ле 1919 г., наркомат по иностранным делам отсутствовал. В мае-июне 1919 г. по указанию ЦК РКП(б) был создан Военно-по­литический союз советских республик, фактически предусмат­ривавший отказ от национально-территориального принципа в военном строительстве и хозяйственной жизни республик. В шоле 1919 г. Литовско-Белорусская ССР была ликвидирована фактически, а в июле 1920 г. после заключения мирного догово­ра между РСФСР и Литвой (12.07.1920 г.) – юридически.

Принятая 81.07.1920 г Декларация о независимости БССР (вторичное провозглашение независимости) стала первым юри­дическим актом, в котором были ссылки на национальные ин­тересы Беларуси (например, указание на необходимость доби­ваться объединения республики в ее этнических границах).

В связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик был ликвидирован Наркомат иностранных дел БССР (1923). Первоначально республики, заключавшие Дого­вор об образовании СССР, имели право назначать своих специ­альных секретарей и советников в посольства СССР в странах, представлявших для них интерес (к примеру, представитель БССР был советником посольства в Польше).

В связи с учреждением ООН руководство Советского Союза посчитало нужным пойти на формальное расширение полно­мочий республик в сфере внешней политики, рассчитывая та­ким образом получить дополнительные голоса на международ­ной арене. В результате 01.02.1944 г. Верховный Совет СССР принял закон, предоставивший республикам право вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами, заключать с ними соглашения и обмениваться дипломатичес­кими и консульскими представительствами. В марте 1944 г. сессия Верховного Совета БССР приняла закон об образовании Наркомата иностранных дел (с 1946 г. – Министерство инос­транных дел). В 1945 г. Белоруссия вошла в число соучредите­лей ООН, подписав Устав ООН, в 1946 г. участвовала в работе Парижской мирной конференции, в 1947 г. подписала мирные договоры с Болгарией, Италией, Румынией, Венгрией и Фин­ляндией, в 1947–1948 гг. стала членом специализированных учреждений ООН. Дипломатия республики строго следовала в фарватере внешней политики СССР, обеспечивая Союзу допол­нительный голос на международной арене.

Со второй половины 1950-х гг. активно развивались кон­такты между БССР и странами "народной демократии". В Минске были открыты консульства ГДР (1972), ПНР (1972), Болгарии (1980). В 1985 г. шесть областей республики поддер­живали контакты с десятью воеводствами Польши, двумя ок­ругами ГДР, одним округом Болгарии и одним округом Чехос­ловакии. Стало расширяться взаимодействие (преимуществен­но в сфере экономики, науки и культуры) с развитыми государ­ствами Запада, странами Азии, Африки, Латинской Америки. С 1954 г. Белоруссия стала членом Международной организа­ции труда и ЮНЕСКО, в 1958 г. было создано постоянное пред­ставительство БССР при ООН. В конце 1950-х гг. Белорусская ССР была участницей 54 международных договоров, конвен­ций и соглашений, в середине 1980-х гг. – более 160.

Вместе с тем участие республики в международном диалоге по сути оставалось формальностью, поскольку основы внешней политики вырабатывались союзными органами. Данное поло­жение было закреплено законодательно: в Конституции БССР 1978 г. было указано, что республика в сфере внешних сноше­ний руководствуется целями, задачами и принципами внешней политики СССР. Белорусская советская дипломатия не пользо­валась такими понятиями, как "национальные интересы", "на­циональная безопасность", "внешняя политика БССР". Крайне редко в сношениях с зарубежными государствами и организа­циями использовался белорусский язык. Республика не имела своих дипломатических представительств в зарубежных государствах. Лишь в конце 1980-х гг. дипломатия БССР стала проявлять признаки самостоятельности. Правительство официально обратилось в ООН за помощью в деле ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и с учетом аварии на ЧАЭС
поставило вопрос о переводе Белоруссии из страны-донора в
страну – получателя международной помощи.

Принятие Верховным Советом Беларуси 27 июля 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской ССР и придание ей 25 августа 1991 г. статуса конституционного закона положили начало новейшему этапу в истории внешнепо-
литической деятельности республики, связанному с проведением ею самостоятельной внешней политики.

В правительственной резиденции Вискули (Беловежская пуща) 8 декабря 1991 г. руководители Беларуси, России и Укаины подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств (СНГ). Позднее, 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате к Содружеству присоединились Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Процесс признания Беларуси в мире как суверенного государства начался 16 декабря 1991 г.

По данным на 01.01.2013 г. Республикой Беларусь подписано более 2000 двусторонних межгосударственных договоров и соглашений, она является участником 3600 международных договоров. Установлены дипломатические отношения со 172 странами. Беларусь имеет дипломатические и консульские учреждения в 50 странах, 13 отделений посольств, 9 Генконсульств, в самой республике находится 42 иностранных посольства, 3 отделения, 1 нунциатура.

Общая модель внешней политики Республики Беларусь – многовекторность: проведение национальных интересов по всем направлениям международной деятельности.

 

Профессия дипломата

Дипломаты как говорил Мишель де Монтень, французский философ, рассматривавший человека как самую большую ценность, «нелепо судить на основании какой-нибудь одной черты о вещах многообразных», в данном случае о диплома­тии.

Ж. Камбон на основе изучения многовековой деятельности дипломатов прихо­дит к такому выводу: «Я не знаю деятельности более разнообраз­ной, чем профессия дипломата. Во всяком случае, нет такой про­фессии, где было бы так мало твердых правил и так много основан­ного на традиции, где для успеха требовалась бы большая настой­чивость и ... где человек должен был бы обладать большой твердос­тью характера и независимостью ума». Он отмечал, что широкая публика не понимает, как сложна роль дипломатов, и склонна без снисхождения осуждать их.

К сожалению, в литературе, в романах, произведениях извест­ных и серьезных писателей дипломаты обычно рисуются в самых черных тонах. Гете так отзывается об одном из своих персона­жей — посланнике, главе миссии: «Это — педантичный дурак, каких немного на свете... И мелочен он, как старая кумушка, чело­век, который никогда не бывает доволен собой и которому поэтому никто не может угодить. Что это за люди, вся душа которых занята исключительно церемониями, а мысли и стремления годами на­правлены на то, чтобы продвинуться хоть на один стул и сесть по­выше за обеденным столом.»

Французский писатель Марсель Пруст, создав образ типичного дипломата Норпуа, так характеризовал его — он сер, ограничен, «скучен как дождь», а остальных дипломатов он обвинил во всех пакостях.

Ж. Лабрюйер, описывая характер и нравы дипломатов, назвал их «хамелеонами».

Английский писатель Дж. Олдридж в своих книгах «Дипло­мат», «Люди и оружие» также нелестно отзывается об английских дипломатах, отмечая их лицемерие.

К сожалению, такого же мнения придерживались и некоторые другие известные и талантливые писатели. К их числу принадле­жал Оноре де Бальзак. Он считал, что дипломатия — это место действия для тех, кто ничем не обладает и кто отличается полной бессодержательностью, поле действия которых позволяет его участникам, ничего не говоря, прямо уклоняться от ответа за мис­тическим кивком головы, поле действий для тех его самых способ­ных представителей, кто может плавать с поднятой головой про­тив течения событий, изображая, что он сам ими управляет.

Еще Кальер считал, что дипломату необходим незаурядный ин­теллект. «Человеку, который не блещет умом, лучше работать в своей стране, где его ошибки могут быть нейтрализованы, в то время как промахи, допущенные за границей, часто непоправимы». Конеч­но, успех в работе – важный фактор и для дипломата, и для страны, но еще существеннее – подчеркивали многие дипломаты – не де­лать промахов, не допускать ляпсусов. В конечном счете отсутствие успеха сегодня может смениться достижениями и даже триумфом за­втра, просчет и оплошность могут принести большой вред и испор­тить отношения надолго. Кроме того, отмечают некоторые психоло­ги, свойство памяти — запоминать плохое, необычное. Скандальное помнится лучше, чем обычное, стандартное, хорошее. Ваши ошибки обязательно запомнятся. Люди, близкие к международным отноше­ниям и дипломатии, считают, что лучше не иметь дипломатического представителя за границей вообще, чем иметь на этой должности че­ловека неумного и некультурного. На это обратил внимание Кальер, подчеркивая важность дальновидности прозорливых дипломатов и обрушиваясь на неумных представителей этой профессии.

«Два качества дипломата особенно важны. Первое — он должен быть искусным переговорщиком» (им, конечно, мог быть только очень умный человек). И объясняет, почему он так думает: «Дипломатичекое общество носит закрытый характер, подчиняется часто неписаному правилу, и как ведет себя дипломат — представляется очень существенным».

Поэтому западные страны с каждым годом придают все большее значение отбору кандидатов на дипломатическую службу, совер­шенствованию приемных экзаменов и обращают внимание не только на знание абитуриентами тех или других предметов, но прежде всего на умение мыслить, способность разрешить ту или другую проблему, правильно оценить ситуацию, четко и грамотно излагать свою точку зрения. Именно так проходят экзамены при отборе на загранслужбу США. Говоря о сложности профессии дипломата, Ж. Камбон обра­щает внимание на то, что он должен быть не просто умным, а обла­дать, как он пишет, «независимостью ума», т.е. мыслить самостоя­тельно, не стандартно, уметь разглядеть истину там, где другие ее об­наружат с трудом или вовсе не доберутся до нее.

В последнее время руководители мировой дипломатии особен­ное внимание обращают на превентивную дипломатию. Необходи­мость для дипломатии предвосхищать события уже стала аксиомой. Погасить конфликт в зародыше гораздо легче, чем ликвидировать уже возникшие осложнения, в особенности, если они приняли воен­ный характер и приводят к человеческим жертвам. Теорию превен­тивной дипломатии пропагандировал Бутрос Гали, когда он был на посту генерального секретаря ООН. Ее выдвинул в качестве основ­ного направления французской внешней политики А.Жюппе, став министром иностранных дел Франции. Ее активными сторонника­ми являлись и министр иностранных дел России Е.М.Примаков и многие другие видные дипломаты. Впрочем, сама эта мысль имеет долгую историю. У.Черчиллю приписывают слова о том, что задача политика и дипломата заключается в том, чтобы предсказать своему правительству, что произойдет в стране его пребывания через год, пять и десять лет, а затем, через год, пять.

Честность и еще раз честность, только она может быть за­логом успеха дипломатии. Американские политологи к основным средствам дипломатии относят убеждение и компромиссы. Естест­венно, что они могут быть эффективными при том условии, что вашим доводам и обещаниям верят. Сами дипломаты отношения, к которым они стремятся, называют доверительными (от слов дове­рие, вера).

Сказанное, конечно, не означает, что дипломат должен раскры­вать все свои карты, говорить (отвечая на вопросы) все, что он знает. Он должен говорить правду, только правду, но не всю прав­ду. Он не свидетель на суде, он представитель государства, которое может иметь секреты, не подлежащие оглашению. Если он не хочет чего-то сказать, он должен уклониться от ответа (дипломатичес­кий язык дает для этого огромные возможности), но не нужно го­ворить неправду и отказываться от своих слов.

Одним из наиболее важных качеств дипломата является его лояльность. Это стало для дипломатической службы аксиомой. Но относительно того, что такое лояльность, существует разброс мнений. Максималистское толкование лояльности заключается в лояль­ности в отношении всех персон, стоящих над ним – президента, премьера, министра иностранных дел, его заместителя, начальника департамента (основной фигурой, с которой связывается посол).

При этом надо иметь в виду, что некоторые правительства и ми­нистерства любят оптимистические доклады, радужные донесения. Иногда этот принцип распространяется и на власти страны пребы­вания: благоприятный вывод – хороший посол, не сложились от­ношения – плохой. Безусловно, что умение установить добрые от­ношения с руководством страны, в которой вы работали, – очень важное качество посла. Но вопрос в том, какими средствами они достигаются – уступками? Не слишком твердым отстаиванием своей позиции? Тогда эта «лояльность» оборачивается нелояль­ностью в отношении своего правительства. Лояльность – это пре­данность своему государству, его правительству, политической линии, которая, как правило, формулируется президентом (пре­мьером) и министром и обычно доводится до посла через мини­стра иностранных дел, это строгое выполнение полученных им ин­струкций и дисциплинированность в самом широком смысле этого слова.

Дипломат до тех пор честно выполняет свои функции, пока он сообщает руководству своего государства абсолютно правильную объективную информацию. Он — интеллектуальный солдат своей страны. Его дисциплинированность не только равна, но даже более жесткая, чем дисциплинированность военнослужащего — от сол­дата до генерала. И ущерб от его малейшей недисциплинирован­ности, от отсутствия точности и аккуратности и безусловной ис­полнительности может быть больше, чем от недисциплинирован­ности солдата.

Болезнью дипломатов (в частности в США и неко­торых других странах) считается так называемый «локалитис» — пристрастие к стране (местности), где он долго живет и работает, и тогда ему эта страна и ее политика нравятся больше своей. С одной стороны, хорошо, когда дипломат долго живет в чужой стране, он лучше узнает ее, ее язык, нравы, у него появляются широкие и до­верительные контакты. Его информация более глубокая. Такому работнику нет цены. Посол СССР в США Анатолий Добрынин был в Вашингтоне в течение 24 лет при шести президентах, и руко­водство СССР было настолько удовлетворено им, что ему, единст­венному из всех послов, было присвоено звание Героя социалисти­ческого труда. Такие «послы-долгожители» пользовались боль­шим уважением в странах их пребывания. Но именно это и вызы­вало иногда опасение – не стал ли посол слишком мягким, услужливым в отношении страны своего пребывания.

«Дипломатия — наука письменная», — говорил дипломат, имея в виду, что значительную часть времени дипломат проводит за письменным столом. Большую часть времени он тратит на внут­реннюю переписку со своим правительством и министерством иностранных дел: политические письма, шифротелеграммы, раз­личного рода справки, характеристики, предложения, записи бесед, проекты инструкций для делегаций, проекты заявлений и речей на переговорах и пресс-конференциях, памятные записки, проекты соглашений и договоров и т.п., а также на дипломатичес­кую переписку с правительством и министерством страны пребы­вания (ноты, заявления, личные письма полуофициального харак­тера, памятные записки, меморандумы, проекты коммюнике и т. д.). О них будет подробно сказано во второй части нашего курса. Сейчас же заметим, что стиль этих двух видов документов значи­тельно отличается друг от друга. Если для внутренней (служеб­ной) переписки характерны краткос






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.